Программа «Выявление и развитие способностей студентов»
материал

Петрова Татьяна Емельяновна

Программа по выявлению и развитию у студентов способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных студентов в конференциях, творческих конкурсах, выставках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vyyavleniya_sposobnostey.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Гагаринский многопрофильный колледж»

Программа «Выявление и развитие способностей студентов»

Пояснительная записка

Программа по выявлению и развитию у студентов способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных студентов в конференциях, творческих конкурсах, выставках.

Программа разработана на основании:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273ФЗ;
  • Концепции развития дополнительного образования детей № 1725-р;

Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития творческих способностей студентов, создание условий для самореализации способностей студентов через творчество.

Задачи:

  1. создание системы целенаправленного выявления детей с высоким уровнем  творческого потенциала;
  2. ранняя диагностика способностей;
  3. психолого - педагогическая поддержка одарённых (мотивированных) детей;
  4. помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
  5. создание системы симулирования творческой деятельности студентов;
  6. вовлечение студентов в систему дополнительного образования;
  7. усиление методического сопровождения по данному направлению; (исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по-своему).
  8. расширение возможностей для участия в творческих выставках, конкурсах, конференциях различного уровня.
  9. удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);

Основные направления реализации программы

  • выявление творческих способностей студентов;
  • создание банка данных «Одаренные дети»;
  • разработка индивидуальных форм работы;
  • внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для развития творческих способностей студентов;
  • использование активных форм и методов организации образовательного     процесса;
  • создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных студентов при выстраивании индивидуальной траектории развития студентов;

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и развитию способностей:

  • принцип доверия и поддержки;
  • принцип добровольности;
  • принцип индивидуальности;
  • принцип выбора;
  • принцип творчества и успеха;
  • принцип привлекательности результатов;
  • принцип обратной связи.

Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей студентов:

  • наблюдение;
  • диагностика;
  • беседы с участниками образовательного процесса;
  • консультации;
  • дифференцированные задания;
  • учебные задания практико - ориентированной направленности;
  • проектная, исследовательская деятельность;
  • ролевые игры;
  • конкурсы, выставки;
  • конференции творческого и исследовательского характеров.

 Основные мероприятия по реализации программы.

I. Диагностика: 

  1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.
  2. Создание банка тестов для диагностирования студентов по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей. 
  3. Изучение круга интересов умственной деятельности студентов путем анкетирования. 
  4. Изучение личностных потребностей одаренных студентов путем собеседования. 
    II. Развитие творческих и познавательных способностей: 
  1. привлечение студентов к проведению конкурсов и выставок. 
  2. использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: 
  • творческие ответы; 
  • выполнение творческих тематических заданий; 
  • выполнение проблемных поисковых работ; 
  • выступления в группах; 
  • назначение ответственными за проведение групповых и коллективных работ; 
  • приобщение (в различных формах) к работе педагога; 
  • повышение степени сложности заданий;  

III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности.

  1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов студентов (молнии-объявления). 
  2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.  

Ожидаемые результаты

  • формирование системы работы с одаренными студентами;
  • повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
  • увеличение количества студентов, принявших участие в конференциях, конкурсах, фестивалях; повышение показателей успешности студентов в конкурсах различного уровня.
  • изменение показателей социального статуса, социального интеллекта;
  •  расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей студентов;
  • нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на работу с одаренными детьми.

Педагогические методики: метод проектов Л.С.Выготский, метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская.

Диагностика:

  1. Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник);
  2. Диагностика на определение творческих способностей (тест Х. Зиверта)
  3. Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин).
  4. Наблюдение за ведением студентами творческой работы на занятии.
  5. Оценка уровня мотивации (по Лускановой Н.Г.).
  6. Анкета одаренности (А.И. Савенков) (предлагаю заполнить родителям).
  7. Методика «Оценка общей одаренности»
  8.  Методика самооценки студента «Как я вижу себя».
  9. Методика «Карта одарённости».
  10. Проектная технология Джона Дьюи.
  11. Метод проблемного изложения материала.
  12. Исследовательский метод С.Т. Шацкого.
  13. Методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора «Психометрический тест К.Э. Сишора».
  14. «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» (методика Капустина Н.П.).
  15. Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.
  16.  «Диагностика направленности мотивации» (Т.Д. Дубовицкая).
  17. Опросник «Карта интересов» (Голомшток А.Е., Климов Е.А., Мешковская О.П. в модификации Филимоновой).

Выявление одаренных детей

Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, склонностей, интересов, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными студентами, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством творческие способности, восприимчивость к учению, возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности.
  3. Студенты, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа выявления и развития способностей у учащихся на занятиях тхэквондо

Выявляемые и развивающиеся способности детей на тренировках по тхэквондо....

3. : Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкуль

Организация внеурочной деятельности.Участие в реализации воспитательных программ в образовательной организации.Руководство обучающимися - участниками научных конференций и научных обществ, фестивалей,...

3 Выявление развитияу обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкультурн

Справка о реализации программы внеурочной деятельности.Руководство обучающими-участниками научных конференций, конкурсов, чемпионатов.Наличие победителей, призеров, лауреатов олимпиад, конкурсов, чемп...

Программа по выявлению и развитию способностей студентов

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыко...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей студентов»

Программа по выявлению и творческих способностей на профессиональные предпочтения студентов предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творчески...