Программа «Выявление и развитие способностей студентов»
материал
Программа по выявлению и развитию у студентов способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных студентов в конференциях, творческих конкурсах, выставках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vyyavleniya_sposobnostey.docx | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ «Гагаринский многопрофильный колледж»
Программа «Выявление и развитие способностей студентов»
Пояснительная записка
Программа по выявлению и развитию у студентов способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных студентов в конференциях, творческих конкурсах, выставках.
Программа разработана на основании:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273ФЗ;
- Концепции развития дополнительного образования детей № 1725-р;
Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития творческих способностей студентов, создание условий для самореализации способностей студентов через творчество.
Задачи:
- создание системы целенаправленного выявления детей с высоким уровнем творческого потенциала;
- ранняя диагностика способностей;
- психолого - педагогическая поддержка одарённых (мотивированных) детей;
- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
- создание системы симулирования творческой деятельности студентов;
- вовлечение студентов в систему дополнительного образования;
- усиление методического сопровождения по данному направлению; (исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по-своему).
- расширение возможностей для участия в творческих выставках, конкурсах, конференциях различного уровня.
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);
Основные направления реализации программы
- выявление творческих способностей студентов;
- создание банка данных «Одаренные дети»;
- разработка индивидуальных форм работы;
- внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для развития творческих способностей студентов;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных студентов при выстраивании индивидуальной траектории развития студентов;
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и развитию способностей:
- принцип доверия и поддержки;
- принцип добровольности;
- принцип индивидуальности;
- принцип выбора;
- принцип творчества и успеха;
- принцип привлекательности результатов;
- принцип обратной связи.
Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей студентов:
- наблюдение;
- диагностика;
- беседы с участниками образовательного процесса;
- консультации;
- дифференцированные задания;
- учебные задания практико - ориентированной направленности;
- проектная, исследовательская деятельность;
- ролевые игры;
- конкурсы, выставки;
- конференции творческого и исследовательского характеров.
Основные мероприятия по реализации программы.
I. Диагностика:
- Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.
- Создание банка тестов для диагностирования студентов по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
- Изучение круга интересов умственной деятельности студентов путем анкетирования.
- Изучение личностных потребностей одаренных студентов путем собеседования.
II. Развитие творческих и познавательных способностей:
- привлечение студентов к проведению конкурсов и выставок.
- использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- выступления в группах;
- назначение ответственными за проведение групповых и коллективных работ;
- приобщение (в различных формах) к работе педагога;
- повышение степени сложности заданий;
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности.
- Выносить на публичное своевременное поощрение успехов студентов (молнии-объявления).
- Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.
Ожидаемые результаты
- формирование системы работы с одаренными студентами;
- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
- увеличение количества студентов, принявших участие в конференциях, конкурсах, фестивалях; повышение показателей успешности студентов в конкурсах различного уровня.
- изменение показателей социального статуса, социального интеллекта;
- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей студентов;
- нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на работу с одаренными детьми.
Педагогические методики: метод проектов Л.С.Выготский, метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская.
Диагностика:
- Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник);
- Диагностика на определение творческих способностей (тест Х. Зиверта)
- Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин).
- Наблюдение за ведением студентами творческой работы на занятии.
- Оценка уровня мотивации (по Лускановой Н.Г.).
- Анкета одаренности (А.И. Савенков) (предлагаю заполнить родителям).
- Методика «Оценка общей одаренности»
- Методика самооценки студента «Как я вижу себя».
- Методика «Карта одарённости».
- Проектная технология Джона Дьюи.
- Метод проблемного изложения материала.
- Исследовательский метод С.Т. Шацкого.
- Методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора «Психометрический тест К.Э. Сишора».
- «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» (методика Капустина Н.П.).
- Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.
- «Диагностика направленности мотивации» (Т.Д. Дубовицкая).
- Опросник «Карта интересов» (Голомшток А.Е., Климов Е.А., Мешковская О.П. в модификации Филимоновой).
Выявление одаренных детей
Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, склонностей, интересов, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными студентами, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством творческие способности, восприимчивость к учению, возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности.
- Студенты, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа выявления и развития способностей у учащихся на занятиях тхэквондо
Выявляемые и развивающиеся способности детей на тренировках по тхэквондо....
3. : Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкуль
Организация внеурочной деятельности.Участие в реализации воспитательных программ в образовательной организации.Руководство обучающимися - участниками научных конференций и научных обществ, фестивалей,...
ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся.Как проявить себя и свои способности
Как проявить себя и свои способности...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Как проявить себя и свои способности»
Программа...
3 Выявление развитияу обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкультурн
Справка о реализации программы внеурочной деятельности.Руководство обучающими-участниками научных конференций, конкурсов, чемпионатов.Наличие победителей, призеров, лауреатов олимпиад, конкурсов, чемп...
Программа по выявлению и развитию способностей студентов
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыко...
Программа «Выявление и развитие творческих способностей студентов»
Программа по выявлению и творческих способностей на профессиональные предпочтения студентов предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творчески...