Программа по выявлению и развитию способностей студентов
рабочая программа

Антошкина Елена Вячеславовна

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных обучающихся в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vyyavleniyu_i_razvitiyu_sposobnostey.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Смоленская академия профессионального образования»

(ОГБПОУ СмолАПО)

ПРОГРАММА

 ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ

СТУДЕНТОВ

Смоленск, 2020


Организация-разработчик: областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Смоленская академия профессионального образования

Разработчик:

Антошкина Е.В., преподаватель ОГБПОУ СмолАПО

Рассмотрено на заседании кафедры ИТ

Протокол № ______ от «_____»___________20___ г.

Зав. кафедрой ____________ /Н.В.Панина/


Пояснительная записка

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных обучающихся в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах. Организацию учебного процесса необходимо проводить по нескольким направлениям: достижению успехов в обучении, самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка обучающегося и образуется комплекс неполноценности.

ФГОС ориентирует на развитие личностных характеристик выпускника. Программа призвана помочь обучающимся самоопределиться в учебных действиях на основе развития своей активности. Выход данной активности - достижение определенного уровня практической результативности.

Цель программы: создание комплексных системных условий для выявления, развития и поддержки одаренных обучающихся, их самореализации в соответствии со способностями.

Задачи:

  • развитие интеллектуального и творческого потенциала студентов;
  • формирование устойчивого интереса к учебной деятельности;
  • развитие интереса к исследовательской деятельности;;
  • формирование основ логического мышления;
  • формирование элементов самостоятельной деятельности;
  • формирование ценностного отношения к миру, жизни, обществу.

Принципы педагогической деятельности в работе со студентами по выявлению и развитию способностей:

  • принцип доверия и поддержки;
  • принцип добровольности;
  • принцип индивидуальности;
  • принцип выбора;
  • принцип творчества и успеха;
  • принцип привлекательности результатов;
  • принцип обратной связи

Показатели результативности:

  • способность к рефлексии и самоанализу;
  • развитие активности;
  • умение работать с информацией;
  • участие в мероприятиях различных уровней и направлений

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности:

наблюдение, анализ, беседы, тестирование, опрос, совместная деятельность, метод сравнения метод взаимообучения, метод самоорганизации обучения, метод рецензии или анализа, методы проектов.

Работа по выявлению способностей выстраивается с помощью:

  • изучение диагностических методик;
  • педагогического наблюдения;
  •     создание банка тестов для диагностирования  обучающихся  по определению интеллектуальных способностей;
  • изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования
  • учета желаний родителей;
  • наблюдение за проектной деятельностью обучающихся и анализ продуктов деятельности.

Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей студентов. Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на обучающихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях.

Диагностические методики:

  • Методика «Характеристика ученика»;
  • Методика « Креативность личности» Д.Джонсона
  • Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой)
  • Диагностика личностной креативности по методике Е. Е. Туник
  • Методика «Направленность на приобретение знаний»(Е.П. Ильин)
  •  интегрированные диагностические работы.

Используется познавательная деятельность в группе, команде, сотрудничество при решении учебных задач, наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся (творческие работы, проекты, исследовательские работы и т д)

Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности:

  • применение индивидуального подхода в работе с обучающимися;
  • включение в образовательный процесс передовых образовательных технологий;
  • формирование навыков исследовательской, проектной деятельности;
  • дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня;
  • дифференцированная домашняя работа;
  • привлечение обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, научно – практических конференциях

Педагогические методики:

  • Метод проектов Л.С. Выготский,
  • метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,
  • личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская
  • Методика «Направленность на приобретение знаний»(Е.П. Ильин).

Система работы предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности студентов на занятиях и во внеурочной деятельности с целью более глубокого и осмысленного усвоения программы. Успешное выступление требует повышения уровня интеллекта, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации.

Одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.


План работы со студентами по выявлению и развитию способностей

на 2020 - 2021 учебный год

№п.п.

Виды  деятельности

Время реализации

Ответственные

1.

Организация и проведение мониторинга

сентябрь

преподаватель

2.

Анализ, составление базы данных способных студентов, составление плана по развитию способностей учащихся

сентябрь

преподаватель

3.

Организация индивидуальной работы со студентами.

сентябрь

преподаватель

4.

Подготовка студентов  к участию в олимпиадах.

В течении года

преподаватель

5.

Участие в олимпиадах разного уровня

В течении года

преподаватель

6.

Студенческая научно-практическая конференция

Апрель

преподаватель

7.

Организация проектной деятельности учащихся на уроках информатики.

Сентябрь - май

преподаватель

8.

Защита творческих исследовательских, информационных проектов

май

преподаватель

Внедрение в учебный процесс современных технологий обучения, способствующих компетентностному развитию обучающихся

В течении года

преподаватель

9.

Привлечение способных, мотивированных студентов к осуществлению помощи слабоуспевающим в группе.

В течении года

преподаватель

10.

Использование Интернет-технологий в учебном процессе

В течении года

преподаватель

11.

Консультирование родителей детей по вопросам развития способностей их детей.

В течении года

преподаватель

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акатьев В.А. Развитие мотивации молодежи к занятию научно-техническому творчеству // Современные проблемы науки и образования.- 2013. -№ 5.- С. 48.
  2. Альтов Г. Творчество как точная наука: теория решения изобретат. задач / Генрих Альтшуллер. - Петрозаводск, 2014. - 203 с.
  3. Анисимов, Н. М. Технология обучения изобретательской и инновационной деятельности: (учеб. пособие) / Н.М. Анисимов. - М.: Прометей, 2010. - 142 с.
  4. Бардин В.М. Обучению техническому творчеству как одна из актуальных задач образования // Интеграция образования.- 2002.- № 1.- С. 71-74.
  5. Вагнер И.В., Власова Ю.Ю. Эфективные механизмы привлечения школьников к научно-техническому творчеству // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014.- № 7-2 (26). -С. 53.
  6. Волкова О. В. Техническое моделирование как реализация творческого потенциала учащихся// Дополнительное образование 2005.№ 9.С. 9-33.
  7. Григорьев Ю.В., Прохоренко К.В. Выявление и индивидуальное обучение молодежи со склонностью к техническому творчеству // Качество. Инновации. Образование. - 2011. - № 6 (73). - С. 8-13.
  8. Дружинин В.Н. Психология способностей: избранные труды / В. Н. Дружинин ; [отв. ред.:А. Л. Журавлев, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков]. - М.: РГБ, 2009. - 539 с.
  9. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 6-е изд., - Москва : Академия, 2010. - 206 с.
  10. Захарян, М. А. Комплексная диагностика одаренности учащихся по научно-техническому направлению : методические указания / М. А. Захарьян ; Владикавказ, 2014. - 20 с.
  11. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 2011. -80 с.
  12. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - Москва :Трикста : Акад. Проект, 2011. - 419 с.
  13. Мазейкин Е.М., Шмелев В.Е. Основы творческо-конструкторской деятельности и моделирования: уч. пособие - Тула: Изд-во Тульск. гос. пед ун-та, 2012. - 180 с.
  14. Мамаева И.А. Профессиональное мышление и технические способности // Профессиональное образование. Столица. - 2006. - № 3 .- 12 с.
  15. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников / Под ред. В.В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. - 286 с.
  16. Матяш, Н.В. Возрастная психология : учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. - Москва : Педагогическое общество России, печ. 2010. - 253 с.
  17. Новый Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации [Текст] : № 273-ФЗ : принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г. : вступил в силу с 1 сентября 2013 г. - Москва : Проспект, 2014. - 158 с.
  18. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2010. - 364 с.
  19. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков. — М.:, 2006. —320 с. 49-52 с.
  20. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: Изд-во «Питер», 2000.
  21. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. -424 с.
  22. Системный подход к научно-техническому творчеству учащихся:учеб.-метод. пособие / Полтавец Г. А. [и др.]; М-во образования Рос. Федерации. Центр техн. творчества учащихся. Москва, 2013.
  23. Философский словарь/под. ред. Фролова И.Т. – 5-е изд. – М.; Политиздат, 1986.

Интернет- ресурсы:

1. Федеральная целевая программа "Дети России". Подпрограмма "Одаренные дети". http://www.dar.aaanet.ru/

2. "Дар" - Центр по работе с одаренными детьми. г.Ростов-на-дону http://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию способностей у обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Цель программы: создание условий для выявления ,поддержки и развития одарённых обучающихся, обеспечение их личностной и социальной самореализации....

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на предметах общетехнического цикла

Программа содержит методические материалы (методики) по выявлению способностей, по развитию способностей обучающихся в рамках обучения общетехническим дисциплинам....

программа по выявлению и развитию способностей

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на предметах общетехнического цикла...

ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочное время

Паспорт программы Наименование программыпрограммапо выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочное времяОснование для разработки программыФедерального...

Программа «Выявление и развитие способностей студентов»

Программа по выявлению и развитию у студентов способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития творческих способностей и личностного ...