Воспитательно-образовательная деятельность на уроках физики.
статья
21.12.22г.
Воспитательно-образовательная деятельность на уроках физики как один из элементов проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelno.docx | 44.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательно-образовательная деятельность на уроках физики
Дисциплина физика давно отнесена к категории самых сложных. Перед преподавателем ставиться задача – пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики и при таком малом количестве отведенных часов.
Среди множества современных педагогических технологий принцип активности студента в процессе обучения был и остается одним из основных.
Использование современных образовательных технологий позволяет рационально организовать процесс обучения, добиться хороших результатов. Среди них :
- Проблемное обучение
- Информационно-коммуникационные технологии
- Научно-исследовательская и проектная деятельность
- Интерактивное обучение
В течение ряда лет на своих уроках я использую элементы проблемного обучения.
Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что если есть задача, значит обучающийся ищет способ ее решения. Проблемные задания могут быть разной степени сложности, но стремление разобраться и устранить их – главный мотиватор.
Традиционное обучение, как правило, обеспечивает студентов системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности.
Проблемное обучение устраняет эти недостатки, оно активизирует мыслительную деятельность, формирует познавательный интерес.
Никто и никогда не отменял в педагогике практическую направленность в обучении и воспитании.
Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на занятиях условия для творческой мыслительной работы студентов. Отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала.
Расширить свою воспитательно-образовательную деятельность, можно применяя в учебной и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационные технологии.
Компьютерные технологии на уроках физики предполагают:
- использование мультимедиа-технологий при изучении учебного материала;
- интенсивное использование компьютеров как инструмента повседневной учебной работы студентов и преподавателей;
- изменение содержания обучения физики;
- реализация межпредметных связей физики с другими учебными дисциплинами;
- обучения студентов методом коллективного решения проблем;
- поиск и обработка информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет".
Компьютерные средства обучения способны «откликаться» на действия студента и преподавателя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Совершенно уникальные возможности для взаимообратной связи , интерактивному общению предоставляет Всемирная компьютерная сеть – INTERNET.
Информационные технологии повышают информативность занятий и способствуют эффективности обучения. Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.
Наличие в учебном заведении компьютеров и подключения к сети Интернет позволяют организовать дистанционное обучение студентов, не имеющих возможности посещать по различным причинам очные занятия. В наше время это стало очень актуально ..
Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность обучающихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине такие уроки особенно эффективны, так как получение знаний происходит в процессе самостоятельной творческой работы.
Для проведения тематического и итогового контроля знаний студентов мною составлены и используются на занятиях тематические компьютерные тесты.
К наиболее эффективным и инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе занятия, что позволяет сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени на уроке, насыщению его информацией. Презентация дает возможность проявить творчество и индивидуальность. Обучающиеся и сами охотно составляют презентации и используют их в своих ответах на уроке.
В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний обучающихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему с точки зрения различных наук.
Одной из форм моей работы является формирование у студентов исследовательской компетенции. Обучающиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем посредством физики. Изучая проблемы с разных сторон, у них усиливается стремление к получению теоретических знаний не только в области физики, но и экологии, медицины и др. наук.
Эта работа трудная и кропотливая, но в то же время очень интересная. Вместе с обучающимися мы выбираем тему исследования, я помогаю анализировать полученную информацию, а затем обобщить, выделить главное и исключить второстепенное.
Почти каждый год мы проводим урок-конференцию «Радиация и жизнь».Целью проведения конференции не только раскрытие творческого потенциала студентов, ведение научно-исследовательской работы, но и ответственность за жизнь на Земле.
На протяжении нескольких лет мои ученики принимают участие в городских, краевых и
Мы не должны забывать о самой страшной техногенной трагедии, произошедшей 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции.
200 тысяч человек со всего Советского Союза участвовали в ликвидации последствий этой аварии , за что и были названы ликвидаторами.
Молодые ребята , пожарные , 18-20 лет , стоя над разрушенным реактором , гасили пламя разбушевавшегося атома , получая при этом дозы облучения не совместимые с жизнью.
Среди них были уроженцы Мордовии-1, 5тыс. человек, многих уже давно нет в живых.
Следует упомянуть и проектную деятельность обучающихся –как новую технологию обучения. В отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения , как процесса запоминания, к самостоятельной познавательной деятельности; от неопределённости и размытости перспектив «дружбы» с физикой к серьёзной мотивации деятельности в области физики или инженерных наук.
Проект – самостоятельная творческая работа студента, начиная от идеи до материального воплощения.
В реализации проектов заинтересованы все: студент занят работой и развитием своего творческого потенциала (применением знаний в новых ситуациях) с перспективой получить несколько оценок и благополучную аттестацию по физике (одного из сложных предметов), преподаватель заинтересован в повышении знаний и интеллекта обучающихся, их занятости творчеством.
Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических процессов, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов на уровне реальности , межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную и познавательную деятельность студентов.
Используемая литература:
- «Обучение деятельности на уроках физики» Е.А. Румбешта, ж. «Физика в школе» №7. 2013
- «Экспериментальные задания» В.Ф. Шилов. Ученические мини-проекты).
- Intel Обучение для будущего, Москва , 2014.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
- Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа – № 4, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики"
Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики....
Выступление "Метод проектов на уроке физики, как фактор развития исследовательской деятельности учащихся»
Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся...
Организация деятельности учащихся на уроках физики во время работы с текстом.
Основным направлением системы образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не только носителем знаний, но активно использовать их на практике, уметь лог...
Формирование личности учащихся в процессе организации проектной деятельности на уроках физики
формирование у учащихся положительного отношения к труду (обученью) в процессе выполнения творческого задания...
Организация самостоятельной и познавательной деятельности на уроках физики как средство развития и реализации творческих возможностей учащихся
данная статья описывает обобщение опыта по теме "Организация самостоятельной и познавательной деятельности на уроках физики как средство развития и реализации творческих возможностей учащихся", ...
«Внеурочная деятельность составляющая воспитательно – образовательного процесса в школе – интернате для детей с ТМНР». (из опыта работы)
Внеурочная деятельность детей с ТМНР....
Методические приемы технологий активизации познавательной деятельности на уроках физики
Методические приемы технологий активизации познавательной деятельности на уроках физики...