Организация деятельности учащихся на уроках физики во время работы с текстом.
статья на тему

Марина Львовна Шмидт

Основным направлением системы образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не только носителем знаний, но активно использовать их на практике, уметь логически мыслить и излагать свои суждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация деятельности учащихся на уроках физики во время работы с текстом.

Основным направлением системы образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не только носителем знаний, но активно использовать их на практике, уметь логически мыслить и излагать свои суждения. На практике мы сталкиваемся с проблемой,когда ребята, приходящие  к нам зачастую не могут объяснить правильно полученный ими результат проведенного опыта или экспериментального задания, не могут объяснить суть наблюдаемого физического явления. Развитие  логического мышления и культуры речи – является важнейшими целямипреподавания физики. Для решения этой проблемы, во время урока необходимо организовывать работу с текстами. Это могут быть: тексты в учебнике (изложение нового материала, описание лабораторных работ, объяснение графиков, экспериментов, качественные и аналитические задачи и их объяснение решения); отрывки научно-технических текстов, описания физических экспериментов и т д. Я использую на уроках несколько видов работы с текстом. Например.

Задание 1:Прочитайте текст и составьте список вопросов к нему.

«-Аннушка! Это ее работа! Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да литровку-то о вертушку и разбей!..

Осторожный Берлиоз, хоть и стоял безопасно, решил вернуться за рогатку, переложил руку на вертушке, сделал шаг назад. И тот час рука его соскользнула и сорвалась, нога неудержимо, как по льду, поехала по булыжнику, откосом сходящему к рельсам, другую ногу подбросило, и Берлиоза выбросило на рельсы» М Булгаков «Мастер и Маргарита»

Предложенные учащимися вопросы:

Что явилось причиной падения Берлиоза? Что такое сила трения?

От чего зависит сила трения?  Как уменьшить или увеличить трение?..

Задание 2: Составить три текста из фраз: А, Б, В.

Среднее расстояния между соседними молекулами…

А.1.газов…

    2.жидкостей…

    3.твердых тел…

Б. 1.сравнимы с размерами молекул…

    2.во много раз больше размеров самих молекул…

В. поэтому они…

    1.практически несжимаемы.

    2.легко сжимаемы.

Задание 3:Решить задачу по тексту:

« В 1861 году экипаж французского судна «Алектон» попытался поймать кальмара длиной в 6-7 метров и выдержал с ним трехчасовой бой. Когда в животное всадили  гарпун, его не удалось поднять на борт, так как оно весило 2-3 тонны. Об этом случае знал Жюль Верн, описавшей в своей книге  «Двадцать тысяч лье под водой» нападение гигантских кальмаров на подводную лодку «Наутилус»».

 Возможно, ли было поднять кальмара на тросе, изготовленном из стали жесткостью 10 кН/м? Максимальная сила, которую выдерживает трос на разрыв, равна 18 кН.

Задание 4: Продолжить выражение, выбрав

I

                         II

1.Любой электрический заряд характеризуется наличием…

1.электрического поля.

2.Любой движущейся электрический заряд характеризуется наличием…

2.магнитного поля.

3.электрического и магнитного поля.

3.Электрическое поле действует…

1.только на покоящиеся электрические заряды.

4.  Магнитное поле…

2.только на движущиеся электрические заряды.

3.на любые электрические заряды.

Задание5: Составление таблице по теме: Электрический ток в различных средах. (Самостоятельная работа)

                    среда

вопросы    

металлы

Электро-литы

Полупро-водники

газ

вакуум

1.Носители электрического заряда.

2. Вид проводимости

3. Образование свободных носителей  электрического заряда.

4.Зависимость сопротивления от температуры

5.Вольт-Амперная характеристика.

6.Законы

7. Применение.

Задание6: работа с текстом и ответы на вопросы

  1. работа с текстом преследует общие цели обу­чения, воспитания и развития: осознание теоретического материала, развитие познавательной- деятельности, формирование практических умений и навыков. Она должна сочетаться с другими видами деятельно­сти учеников: самостоятельным экспериментом, решением задач и пр.

Задания, для этого можно подбирать самостоятельно или использовать материал, выбранный из специальной литературы.    «Программированного задания по физике» -  пособие для учителей Э.Д.Коржа и Д.И.Пеннера (Москва «Просвещение» 1988г), «Экспериментальные физические задачи на смекалку» В.Н.Ланге (Москва «Наука» 1979г), «Контрольно – измерительные материалы» составитель Г.В.Андреев (Издательство «Учитель» Волгоград  2008г) и т.д. Пример:

 Задание 1.

Составить два текста из фраз: А, Б, В, Г, Д.

А. 1. В металлических проводниках…

     2. В неполярных диэлектриках…

     3. В полярных диэлектриках…

Б. 1. отрицательные и положительные заряды расположены в каждой молекуле так, что их центры не совпадают. Таким образом, молекула представляет собой систему двух связанных между собой, равных по модулю и противоположных по знаку зарядов (электрический диполь).

     2. имеются свободные, отрицательно заряженные частицы – электроны, блуждающие в положительно заряженной ионной решетке.

     3. отрицательные и положительные заряды расположены в каждой молекуле так, что их центры совпадают.

В. Под действием электрического поля…

    1. электроны свободно перемещаются по всему объему тела.

    2. диполи поворачиваются и ориентируются по полю.

    3. заряды в такой молекуле смещаются: положительные заряды в направлении вектора напряженности, а отрицательные – против направления вектора напряженности поля.

Г. Конечным результатом такого перемещения является…

    1. появление на концах тела свободных зарядов. Прикосновением пальца эти заряды можно отвести на землю.

   2. появление на концах тела свободных зарядов. Прикосновением пальца эти заряды можно нельзя отвести на землю.

Д. Это явление называется…

   1. электростатической индукцией.

   2. поляризацией.

Задание 2.

Прочитать текст и сформулировать возможные физические вопросы.

«-Аннушка! Это ее работа! Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да литровку-то о вертушку и разбей!..

Осторожный Берлиоз, хоть и стоял безопасно, решил вернуться за рогатку, переложил руку на вертушке, сделал шаг назад. И тот час рука его соскользнула и сорвалась, нога неудержимо, как по льду, поехала по булыжнику, откосом сходящему к рельсам, другую ногу подбросило, и Берлиоза выбросило на рельсы» М Булгаков «Мастер и Маргарита»

Предложенные учащимися вопросы:

-что явилось причиной падения Берлиоза?

-что такое сила трения?

-от чего зависит сила трения?

-как уменьшить или увеличить трение?..

Задание 3.

Решить задачу по тексту:

« В 1861 году экипаж французского судна «Алектон» попытался поймать кальмара длиной в 6-7 метров и выдержал с ним трехчасовой бой. Когда в животное всадили  гарпун, его не удалось поднять на борт, так как оно весило 2-3 тонны. Об этом случае знал Жюль Верн, описавшей в своей книге  «Двадцать тысяч лье под водой» нападение гигантских кальмаров на подводную лодку «Наутилус»».

 Возможно, ли было поднять кальмара на тросе, изготовленном из стали жесткостью 10 кН/м? Максимальная сила, которую выдерживает трос на разрыв, равна 18 кН.

Во время выполнение таких заданий развивается логическое мышление и культура речи  учащихся. Многие ребята не могут правильно построить свой рассказ и донести до аудитории нужную информацию.  Задания такого вида являются своеобразным тренингом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

Статья "Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики....

Из опыта работы. Урок или игра. Технология учебно – игровой деятельности учащихся на уроках географии.

Классификация ролевых игр, основные цели и задачи игровых уроков. Виды и типы игровых уроков с примерами из опыта работы....

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

физика, проблемное обучение, эксперимент, школа, активизация, информационные технологии, гипотеза, наблюдение, факультативное занятие, педагогика....

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

В данной статье рассматривается метод проектов как один из способов формирования навыков исследовательской деятельности  учащихся....

«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В этой статье раскрываются формы и методы работы преподавателя по организации самостоятельной работы учащихся на уроках теории и методики физического воспитания детей дошкольного возрастаю...