Методические приемы технологий активизации познавательной деятельности на уроках физики
статья на тему
Методические приемы технологий активизации познавательной деятельности на уроках физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_obobshchenie_opyta.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические приемы технологий активизации познавательной деятельности на уроках физики
Абалымова Алевтина Васильевна – преподаватель физики
ГБПОУ «Новоуренгойский многопрофильный колледж»,
Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый
Изменение характера влияния социальной среды на развитие учащихся, происходящее в последнее время, во многом меняет функции школы. На учителя возложена большая ответственность, ему доверено самое главное - здоровье ребенка, физическое и нравственное, его разум, его душа. А назначение учителя – передавать свои знания, свои идеи, свой опыт, социальный и нравственный, другому поколению.
В связи с этим основной задачей становится активизация познавательного интереса учащихся по предмету. Физика само по себе содержит много интересного, увлекательного и занимательного. Однако для активизации познавательной деятельности школьников важно, чтобы детям была интересна не только физическая информация, но и сам процесс её получения.
Так появилась идея изменений как идея обновления педагогического опыта, которая состоит в использовании разнообразных педагогических технологий: проемного обучения, модульно-блочного обучения, игровых методов, проектного обучения, исследовательской развивающей технологии; информационно-коммуникационных технологий (применение компьютера, проектора, электронных учебников, ресурсов Интернета, создание мультимедийных презентаций); разработка и проведение интегрированных и комбинированных уроков. Это далеко не все, что может применять каждый учитель для активизации учебной деятельности школьников и формирование интереса к предмету.
В результате сформировалась концепция изменений, которая представляет собой обоснование перехода от традиционного преподавания к новейшим педагогическим технологиям личностно-ориентированного характера, что связано с изменением функций учителя по организации учебного процесса, предполагающее создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, раскрытие потенциала личности ребёнка.
Можно предположить, что здесь мало новизны в сравнении с традиционными подходами к обучению. Однако это не так. Использование современных информационно-коммуникационных средств, в том числе цифровых ресурсов, отход от классно-урочной системы в том виде, какой был присущ всей системе образования нашей страны, обращение к личности ребёнка - это составляющие новых подходов к образовательно-воспитательному процессу.
В своей работе я использую такие методические приемы управления познавательной деятельности учащихся (их можно разделить на четыре группы):
- Приемы, активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу.
- Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений,фактов, делаются экскурсии в область истории науки.
В 1945г профессор МГУ В.К.Аркадьева демонстрировал опыт с “парящим магнитом,,. Магнит (в виде бруска), подвешенный на цепочке, погружали в чашу из сверхпроводящего свинца. При приближении магнитика к чаше эта цепочка
Ослабевала и он в конце концов начинала <парить > над чашей. Объясните этот опыт (Изучаемый материал:сверхпроводимость)
- Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова.
Лазер – составлено из первых букв английской фразы, означающий: «усиление света при помощи вынужденного излучения». (Изучаемый материал– лазеры.)
- Положения науки иллюстрируются событиями современности.
На поверхности Ио- спутника Юпитера- недавно обнаружено ранее не наблюдавшиеся крупное (d-350км) яркое пятно на том месте, где находился вулкан Ра Патера, что с большой вероятностью указывает на его вулканическое происхождение. Непрерывное наблюдение за эволюцией этого пятна ведётся с помощью космического телескопа им. Хаббла.
- Используются художественная литература, легенды, сказания.
У Н. В. Гоголя в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» приводится интересное описание комнаты, очень напоминающей камеру – обскуру.
“Комната, в которую вступил Иван Иванович была совершенно темна, потому что ставни были закрыты и солнечный луч, проходя в дыру, сделанную в стене, приял радужный цвет и, ударяясь о противоположную стену, рисовал на ней пёстрый ландшафт из очерченных крыш. Деревьев и развешенного на дворе платья, все только в обращённом виде,, (используемый материал- прямолинейный распространение света).
Предполагаются различные фантастические ситуации.
- Описание мира, в котором устранена сила тяжести или трения. Прием динамичности, то есть показ процессов, явлений в динамике.
Прием динамичности, т.е показ процессов, явлений в динамике.
Прием создания проблемной ситуации.
Как вы объясните высказывание А. Тимирязева о том, что растениям принадлежит «космическая роль»? (Изучаемый материал – химическое действие света.)
- Сообщение парадоксального факта. Парадоксы – «золотой арсенал» учителя физики. Они активизируют мышление школьников, задевают его самые глубинные структуры, систематизируют учебныйматериал как в понятийной, так и в образной форме.
Очень интересным в СТО является «парадокс близнецов». (Изучаемый материал – специальная теория относительности.)
- Прием демонстрации опыта или сообщения о нем.
Опыт. В стакан с раствором серной кислоты помещают цинковый и угольный электроды, соединенные с электрической лампой. Лампа зажигается.
Вывод. Электрический ток может быть получен за счет превращения химической энергии в электрическую. (Изучаемый материал – источники тока.)
- Прием значимости, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его физической, народнохозяйственной или эстетической ценностью.
- Прием, при котором делаются неожиданные сопоставления.
Зависимость сопротивления проводника от его длины, сечения, температуры школьникам можно пояснить с помощью словесной наглядной картинки: группа спортсменов бежит по проспекту навстречу потоку пешеходов; идущие люди представляют определённое сопротивление бегущим; чем длиннее трасса, тем больше народу встретят легкоатлеты, больше будет сопротивление их бега; чем шире дорога при том же потоке людей, тем оно, естественно, будет меньше; чем быстрее идут люди в потоке (аналогия с молекулярным движением при росте температуры), тем сложнее лавировать между ними бегунам.
(Изучаемый материал - удельное сопротивление проводников).
Электрон меньше пылинки примерно во столько же раз, во сколько пылинка меньше земного шара.
Заряд электрона 1,6*10-19 Кл, по сравнению с единицей заряда в 1 Кл выглядит ничтожно: ведь, чтобы приобрести заряд в 2 Кл, тело должно получить 6,25*1018 электронов; это значит, если в течение каждой секунды передавать телу 1 млрд. электронов, то заряд 1 Кл накопится через 200 лет.
- Приемы активизации деятельности учащихся на этапе осмысления (усвоения) изучаемого материала.
- Эвристический прием. Его сущность состоит в том, что учитель задает учащимся трудный вопрос (но не проблемный, то есть учащиеся располагают знаниями для ответа на него) и наводящими вопросами подводит к ответу на него.
Наводящие вопросы к изучаемому материалу - о внутренней энергии.
- Какие вид механической энергии вы знаете?
- Как вы понимаете слово ”внутренняя энергия,,?
- Как вы думаете: где заключена эта энергия?
- Из чего она складывается?
- Как устроены все тела? (Вопрос наводящий, даю, даю, если в нём есть потребность.)
- Какое бы вы дали определение внутренней энергии?
Изучаемый материал- способы изменения внутренней энергии:
- Может ли меняться внутренняя энергия тела? Почему?
- Если да, то будет ли при этом меняться характер движения молекул?
- Как можно увеличить или уменьшить внутреннюю энергию тела?
- Какие ещё способы вы можете предложить?
- Можно ли нагреть без огня два куска дерева?
- Как можно зафиксировать изменение внутренней энергии тела?
- Чем отличаются два рассмотренных нами способа изменения внутренней энергии тела?
- Где на вашем рабочем столе можно наблюдать изменение внутренней энергии?
- Сократический прием- построение учителем беседы на основе обсуждения спорных вопросов. Ход беседы направляется так, чтобы она приобрела характер дискуссии. Сократический прием развивает у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.
- Исследовательский прием. Учащимся представляется возможность на основе проведенных ими наблюдений, опытов или анализа литературных данных самостоятельно решить задачу, сформулировать вывод.
- Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.
- Прием схематизации.
Составьте схему автоматической пожарной сигнализации, в которой примените биметаллическую пластинку и электрический звонок. (Изучаемый материал - тепловое действие тока и его практическое применение).
Используются СЛС схемы по методу работы Шаталова.
- Прием символизации.
- Прием моделирования.
- Привлекаются примеры из техники.
В кабине водителя автобуса лежит табличка с надписью ”Вода слита,,. В каких случаях, с какой целью и как используется эта табличка?
Каково назначение и действие вентилятора, находящегося перед радиатором внутри автомобиля? (Изучаемый материал - тепловые двигатели.)
- Рассматриваются примеры, взятые из повседневной жизни.
- Анализируются математические фокусы, подвижные и настольные игры и т. д.
- Приводятся примеры использования физических закономерностей на сцене, на эстраде, в цирке и кино.
Длинный шест, поставленный вертикально в положении неустойчивого равновесия. Как его удерживает жонглёр? Проделайте аналогичный опыт самостоятельно с какой-либо линейкой или рейкой. (Изучаемый материал- устойчивость равновесия тел).
- Приемы проектов.
Отличительной чертой проектной деятельности являются поиск и дальнейшая обработка информации. При выполнении проекта выделяются следующие этапы:
- исследовательский (социологический опрос учеников, их друзей, родителей, знакомых, который послужил толчком к разработке данной темы);
- творческий - оформление результатов (рефераты, книжка – раскладушка, стенгазета, компьютерная презентация).
- Информационный (сбор информаций, её анализа обобщение и представление для широкой аудитории).
Итогом работы будет урок-презентация, на котором группа ребят представляет свою работу.
В процессе проектной деятельности формируются следующие умения и навыки:
- осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний, и определить, чему нужно научиться для её решения;
- находить несколько вариантов решения проблемы и привлекать знания из различных областей;
- коллективно планировать работу и осуществлять деловое партнёрское общение;
- вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения;
- уверенно держать себя во время выступления.
Проект - это метод обучения, который ориентирован на достижение целей самих учащихся, формирует большое количество умений и навыков, позволяет учащимся получить опыт деятельности. Этим обусловлено его значение в учебном процессе.
Применение названных приемов ведёт к дифференцированному, разноуровневому обучению, которое является одной из ступеней перехода к технологии личностно-ориентированного обучения.
Нужно ли создавать какие-либо специальные условия для применения предоставленного опыта? Что необходимо для реализации изменений в опыте работы учителя? Мы полагаем, что для учителя физики важны:
- владение образовательными и информационными технологиями, позволяющими раскрыть индивидуальные способности и возможности ребёнка; профессиональная компетентность, направленная на активизацию деятельности учащихся и учителя в рамках сотрудничества и сотворчества;
- использование мультимедийных презентаций, наглядных и электронных пособий, интерактивной доски, опорных логических конспектов.
Очевидно, что эти условия обеспечивают успешность учителя физики и будут способствовать успешности его учеников.
Список литературы:
1. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов. –М.:Просвящение, 198 с. ,1987
2. Каменецкий С.Е. Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе.– М.:Просвящение, 1987
3. Научно- методический журнал №2 . Физика в школе.– М.: Школа –Пресс, 2009
4. ТранковскийС. Книга о лазерах. – М.: Детская литература, 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики"
Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики....
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать...
Методические приемы обучения решению познавательных задач по дисциплинам ОГСЭ
Мышление на творческом уровне предполагает решение обучающимися проблемных познавательных задач. Творчески мыслящим человеком может стать каждый, но потолок возможностей у каждого индивида иной. Надо ...
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
физика, проблемное обучение, эксперимент, школа, активизация, информационные технологии, гипотеза, наблюдение, факультативное занятие, педагогика....
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ «КОЛОКОЛА РОССИИ» ПО ТЕМЕ « ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ»
Зажечь в душе ученика искру творческого подхода ко всему тому, что он делает - такая цель должна быть характерной для любого занятия по физике.Личность, обладающая развитым творческим...
Дидактические приемы активизации познавательной деятельности на уроках производственного обучения по профессии "МАЛЯР"
Активизация познавательной деятельности - это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создает, прежде всего, педагог, а демонстрирует результат этих условий - собственно познав...
Применение технологии проблемного обучения на уроках физики
Применение технологии проблемного обучения на уроках физики является эффективным средством повышения познавательной активности обучающихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, ...