Организация самостоятельной и познавательной деятельности на уроках физики как средство развития и реализации творческих возможностей учащихся
статья на тему
данная статья описывает обобщение опыта по теме "Организация самостоятельной и познавательной деятельности на уроках физики как средство развития и реализации творческих возможностей учащихся", все результаты которых мы достигли за три года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 93.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Водяницкая Ольга Викторовна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Разуменская средняя школа № 3» Белгородского района
Белгородской области
«Организация самостоятельной и познавательной деятельности на уроках физики как средство развития и реализации творческих возможностей учащихся».
Подготовила : учитель физики Водяницкая Ольга Викторовна.
п.Разумное 2015
Содержание:
Раздел Ι. Информация об опыте……………………………………………….3
Раздел ΙΙ. Технология опыта……………………………………………………6
Раздел ΙΙΙ. Результативность опыта……………………………………………10
Библиографический список……………………………………………………13
Приложение к опыту…………………………………………………………..14
Раздел Ι. Информация об опыте
Если обратиться к истории педагогики, то можно предположить, что определяющим условием становления опыта является стремление педагогов к развитию и совершенствованию педагогической теории и практики применительно к учебно-воспитательному процессу в школе.
В последние годы в российской системе школьного образования из-за резко возросшей неопределенности, неустойчивости окружающей среды, ее неадекватного отношения к школе серьезно встал вопрос о снижении интереса учащихся к естественно - научным предметам, в том числе и к физике.
Искра жажды знаний зажигается учителем. Познание начинается с удивления, а продолжается через деятельность. Обучать – это значит постоянно использовать приемы, стимулирующие самостоятельный поиск, с помощью которого ученик находит, открывает для себя новые знания. Многолетний опыт преподавания физики в школе убеждает в том, что наиболее эффективны те методы обучения, которые способствуют развитию мышления учащихся и получению ими прочных знаний.
Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную работу.
Школьное образование пережило много реформ. Самое интересное: ни одна из реформ последних 50 лет не привела к какому-нибудь росту качества образования вообще и физического в частности. Скорее, наоборот.
За последние время в школе количество часов, отведенных на изучение физики в седьмых-девятых классах, снизилось с 3 до 2 в неделю. При таком снижении числа часов невозможно сохранить прежний уровень качества знаний. Часть детей не успевает хорошо усвоить изучаемый материал, а о творческих возможностях учащихся и говорить не приходится.
Понимаешь преподавателей вузов, которые жалуются, что абитуриенты в последнее время плохо справляются с заданиями по механике и электродинамике. А откуда возьмутся эти знания, если количество часов на изучение этих разделов значительно сократилось? Ведь количество учебных часов на изучение данных разделов физики снизилось на 25%! Качество же вступительных заданий сильно изменилось в сторону усложнения.
Было бы не так больно и обидно, если бы время, высвободившееся за счет сокращения часов физики, использовалось с толком. Но чего только не вводили взамен данного предмета, а толку никакого не видно! В связи с этим актуализируется проблематика оптимизации педагогического процесса.
Одним из ведущих средств продвижения педагогической науки и инновационной практики вперед является развитие познавательного интереса к деятельности вообще и развитие познавательного интереса к учебному предмету. В современной школе физика служит одним из опорных предметов для изучения смежных дисциплин, для полноценной базовой общеобразовательной подготовки.
Школа считает первоочередной задачей активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. На протяжении нескольких лет тщательно изучаются педагогическая, психологическая, философская литература, анализируется передовой педагогический опыт и внедряются передовые образовательные технологии и идеи в учебный процесс.
Итак, развитие познавательной и самостоятельной деятельности учащихся — цель учителя, а применение различных приемов является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, являются ли используемые приемы и методы оптимальными, отвечающими имеющемуся развитию учащихся и задаче дальнейшего совершенствования их познавательных умений.
Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащегося, превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие уровень имеющегося у него развития, не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у учащихся веру в свои силы и способности.
Учащийся в процессе учебной деятельности совершает отдельные действия: слушает объяснение учителя, читает учебник и дополнительную литературу, решает задачи, выполняет экспериментальные задания и т. д. Каждое из указанных действий можно разложить на отдельные операции, в качестве которых выступают основные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение и т. д.
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом для каждого учащегося учтены особенности его личности, оказана помощь и поддержка в выявлении собственной индивидуальности, развитии и раскрытии способностей, предоставлено право выбора направлений реализации познавательных потребностей.
К проблеме совершенствования видов и форм самостоятельной деятельности учащихся обращались многие специалисты (В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова и др.). В современной методике обучения самостоятельная деятельность учащихся представляет одно из сильнейших средств эффективного изучения физики. Поэтому, для достижения в процессе обучения усвоения главного, необходимо сделать сущность этого главного целью самостоятельного мыслительного поиска ребенка. Содействие формированию умений и навыков самостоятельной деятельности учит ребенка заниматься мыслительным поиском новых знаний, которые известны науке, не требуют пересмотра, но являются новым для школьника и для него представляют открытие.
В связи с большими изменениями, которые произошли в образовании: появление разнотипных учебных заведений, разработка образовательного стандарта, вариативность форм и сроков обучения, дидактика все больше обращается к личности учащегося. Поэтому совершенствование учебного процесса на уроке, прежде всего путем реализации уровневой дифференциации обучения через самостоятельную деятельность учащегося, это потребность жизни, практики обучения и воспитания.
Актуальность данного вопроса также состоит в том, что в условиях реализации личностно – ориентированного обучения модель развития самостоятельной и познавательной деятельности школьников на уроках физики окончательно не разработана.
Опыт работы реализует идеи развития мотивации В. Васильева, идеи саморазвития школьников Г.К. Селевко, идеи формирования потенциала творческого поля В.Ф.Шаталова, Г.И.Щукиной, Т.И. Шамовой, идеи личностно – ориентированного подхода И.С. Якиманской, Е.В. Бондаревской.
Анализ решения проблемы обеспечения влияния изучаемого на уроках материала на ум и душу каждого ученика, т.е. обеспечения разностороннего развития личности, привел ученых (В. Васильева, Г.К. Селевко) к заключению, что привлечение каждого школьника к самостоятельной и познавательной деятельности в соответствующих областях знаний создает возможность успеха.
Научный анализ существенных характеристик деятельности ребенка показывает, что она рассматривается как средство обучения (В.Ф. Шаталов, Т.И. Шамова), как мотив деятельности (Г.К. Селевко), как отношение (Г.И.Щукина, Е.В. Бондаревская) , как направленность личности ( И.С. Якиманская).
В методической системе обучения рассматривают самостоятельную и познавательную деятельность как способ развития творческого потенциала школьников в усвоении знаний и умений по проблеме.
При создании благоприятных условий для организации самостоятельной деятельности учащихся реализуются их творческие возможности, что тренирует самостоятельность, приносит успех и убеждает ребенка в его огромных возможностях.
Г. К. Селевко, опираясь на гипотезу А.А. Ухтомского о деятельности мозга, в своих работах делает вывод о том, что обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт и качества, человек начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять ею, одновременно совершенствуя и развивая свои способности.
Исследования С.Л. Фокиной и Т.И. Милушевой доказали, что интерес к учению формируется под влиянием обобщенных умений, а процесс овладения этими умениями должен идти в таком направлении, которое сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.
Опыт можно обозначить как репродуктивно – поисковый, т.к. он связан с преобразованием, моделированием и адаптацией к конкретным условиям сельской школы уже известных методов и форм деятельности учащихся на уроках физики.
Сегодня важная задача общеобразовательной и профессиональной школы – дать учащимся навыки самостоятельной работы. Это связано с тем, что выпускникам, начинающим профессиональную работу, необходимо все время переучиваться и доучиваться. И чаще всего это делать надо самостоятельно. Большая часть работы на уроке представляет выполнение учебных заданий под руководством учителя и требует от воспитанников значительного умственного напряжения. Она может быть индивидуальной или групповой.
Новизна выражается в следующих положениях:
- изучение и опора на субъективный опыт учащихся;
- разработанный методический комплекс, который направлен на перенос акцента с преподавания на учение учащихся физике, состоящий из следующих компонентов:
- проблемные ситуации и задачи;
- исследовательские задания;
- ситуация успеха учащихся;
- творческие задания.
Ведущая педагогическая идея – идея И.С. Якиманской, которая заключается в том, что главным в работе учителя должно быть создание условий, способствующих развитию познавательных возможностей, потребностей и интересов для каждого ученика в едином классном коллективе.
Еще Л.Н. Толстой в «Общих замечаниях учителю» писал: «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно:
- чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно;
- чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях».
Раздел ΙΙ. Технология опыта
Основная цель – достижение на уроке главного через провозглашение этого главного целью самостоятельного поиска учащихся.
Технология развития самостоятельной и познавательной деятельности учащихся при изучении физики опирается на следующие принципы:
- единство обучения, воспитания и развития;
- научность, системность, доступность;
- перенос с акцента преподавания на учение;
- самостоятельная и творческая активность учащихся;
- последовательное усвоение и всестороннее развитие познавательных способностей учащихся;
- коллективность характера обучения и учет личностных способностей.
Педагоги в своей профессиональной деятельности используют элементы традиционной обьяснительно–иллюстрированной технологии, технологии дифференцированного обучения, личностно – ориентированной технологии.
Успех любой работы, как известно, во многом зависит от того, как выполняющий умеет организовывать свою деятельность. Поэтому целесообразно раскрыть учащимся содержание основных видов самостоятельной работы при изучении ими физики.
Здесь используются специальные памятки, в которых даются рекомендации по работе с текстом и решению задач как основного вида деятельности по предмету. Например, памятка работы с книгой или памятка по решению задач. Основными видами самостоятельной работы на уроках являются: работа с книгой, упражнения, проверочные самостоятельные и контрольные работы, подготовка докладов и рефератов, выполнение практических и лабораторных работ, моделирование и конструирование.
Принцип проблемности, отвечая специфике продуктивного мышления – его направленность на открытие новых знаний, является основным, ведущим принципом развивающего обучения.
Проблемное обучение – это такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходит в процессе относительно самостоятельного решения задач – проблем, протекающих под общим руководством учителя.
Выбор задач для проблемного обучения всегда осуществляю в зависимости от специфики их содержания. Это задачи на применение уже известных закономерностей в относительно новых условиях, которые предполагают более или менее значительную перестройку знакомых способов решения, выбор из многих вариантов наиболее рационального способа действия, применение теоретических положений, принципов решений в реальных практических условиях, требующих внесения в них конструктивных изменений.
Выбор задачи–проблемы осуществляется с учетом наличия у школьников исходного минимума знаний или возможности за относительно короткий срок до постановки проблемы ознакомить учащихся с необходимыми для самостоятельного решения сведениями. Степень сложности задачи зависит от уровня самостоятельности при постановке и решении проблемы.
Поскольку школьники одного и того же возраста имеют весьма существенные различия в достигнутом уровне умственного развития, реализация принципа проблемности осуществляется путем индивидуализации и дифференциации обучения.
При такой форме работы более развитые школьники имеют возможность работать над материалом повышенной трудности, самостоятельно решать адекватные их возможностям проблемы. Менее развитые получают более подробные объяснения от учителя, решают задачи постепенно повышающейся трудности и, преодолевая трудности с некоторой помощью со стороны, усваивают новый материал, продвигаются в своем развитии, нередко переходя в группы с более высоким уровнем
Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть просто лучше образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.
Готовить учеников к испытаниям в мире, изобилующем открытиями научно-технического прогресса – главная задача педагога. Очень важно, чтобы ученики не испытывали страха перед жизнью, смотрели на нее открытыми глазами. Поэтому на уроках необходимо предлагать ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования. Способность размышлять, анализировать, строить планы, создавать проекты – очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни.
Поэтому научить учеников самостоятельно приобретать знания и применять их – необходимость номер один. Для решения этого нужно научиться применять систему методов и приемов, позволяющих ученикам овладеть навыками самостоятельной работы, повышающими познавательную активность и сознательное отношение к учебе, используя различные формы уроков (лекция, практическое занятие, консультация, семинар, зачетный урок).
Научить школьников работать с учебниками, справочными изданиями, физическими книгами – это еще одна форма работы по активизации учащихся в самостоятельной и познавательной деятельности. Для этого учащихся знакомятся с различными учебниками по предмету (рассказываю об авторах, об оформлении, о содержании), о том, как с ними работать; учатся подбирать материал по интересующей теме в различной литературе (книгах, сборниках, журнальных статьях).
В классах, где последовательно и целенаправленно осуществляется работа по развитию умений и навыков самостоятельной и познавательной деятельности ученики самостоятельно совершенствуют свои знания, качество знаний выше, чем в других классах. Они в дальнейшем легче привыкают к студенческой жизни, легче преодолевают такие трудности, как конспектирование лекций (выделяя главное), подбор необходимой литературы, сдача зачетов и экзаменов.
Раздел ΙΙΙ. Результативность опыта
При организации учебного процесса реализуется взаимодействие учителя-предметника с классными руководителями в преподаваемых классах, через использование результатов изучения уровня воспитанности при подготовке к уроку.
Планирование материала и воспитательных задач урока строится с учетом индивидуальных особенностей класса в целом, и каждого ученика в отдельности.
Уровень воспитанности (по Васильеву Ю.В.). Оценка уровня воспитанности школьников определяется по 5-бальной системе.
Высокий уровень -5 баллов (ярко проявляется). Школьник осознаёт свои учебные, общественные, трудовые и другие обязанности как долг перед обществом, коллективом, переживает свою сопричастность к делам коллектива, общества. Учащиеся самостоятельны, активно участвуют в трудовых делах, умело ведут патриотическую, экологическую, культурно-образовательную и другую работу.
Выше среднего – 4 балла (в целом проявляется). Нравственные установки соответствуют требованиям морали общества. Школьники положительно относятся к учению, труду и другим видам деятельности, но самостоятельность, творчество проявляют в отдельных ситуациях, когда работа им «по душе».
Средний – 3 балла (проявляется ограниченно, недостаточно). Нравственные позиции характеризуются сочетанием убеждений, соответствующих требованиям общества, с эгоистическими, индивидуалистическими устремлениями, накопительством, вещизмом. Учащиеся не понимают ценности получения образования для собственного развития.
Низкий – 2 балла (не проявляется совсем). Школьники равнодушны к жизни страны, не испытывают сопричастности к делам коллектива, не видят социального смысла в учении, трудовой и другой деятельности.
Уровень воспитанности оценивается два раза в год.
Сводные результаты уровня воспитанности в 9 классах..
Начало года
2012 2013 2014
Конец года
2012 2013 2014
Исходя из данных показателей, можно отметить, что общее количество детей, уровень которых охарактеризован как « выше среднего» и «высокий» колеблется незначительно, и к концу учебного года тенденция «высокого» наметилась к повышению.
Данные анонимного анкетирования свидетельствуют, что ученики высоко оценивают подобную учебную деятельность, отмечая, что учебный материал лучше запоминается и конкретно виден результат деятельности. У учащихся появляется интерес к изучению физики в целом. По данным опроса учащихся 9 классов с удовольствием посещают уроки физики:
2012 | 2013 | 2014 |
87,5% | 80% | 75% |
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке требует от учителя не меньшей подготовки, а даже большей, когда учебный материал он излагает сам. Если при этом он ставит задачу формирования у учащихся навыков самостоятельной работы, то ему, как правило, нужно продумать и определить:
1) цель, время и характер самостоятельной работы, а также те формируемые навыки учебного труда, самостоятельного изучения физики, на которые можно обратить внимание учащихся при выполнении именно этой работы;
2) способ повторения того минимума фактических знаний и умений, без которых невозможно успешное выполнение данной самостоятельной работы;
3) вид работы с книгой: или для повторения, или просто для поиска информации справочного характера, или для знакомства с новым материалом. Здесь же определяются те моменты урока, где можно подчеркнуть роль и значение тех или иных навыков самостоятельной работы. Например, при выполнении работ справочного характера уместно обратить внимание учащихся на пользование оглавлением, предметно-именным указателем, аннотацией, списком используемой литературы и т.д.;
4) вид работы с упражнениями: выполнение заданий или репродуктивного, или продуктивного характера, или заданий на повторение, а также сопутствующие им умения самостоятельной работы;
5) методику устранения у учащихся возможных затруднений в ходе выполнения заданий, а также способ быстрой проверки полученных результатов и методику разбора допущенных ошибок.
Если учащиеся к десятому классу смогут ответить на вопрос «Как учиться физике?», значит, педагог смог их научить учиться.
Библиографический список.
- Байбакова, Л.А., Гребенкина, Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии // М.: «Просвещение». 2001.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии.// М.: «Народное образование». 1998.
- Степанов, Н.Е., Байбородова,Л.В. Воспитательный процесс: изучение эффективности //. М: «Сфера». 2003.
- Шамова, Т.И., Давыденко, Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.// М: «Просвещение». 2001.
- Щуркова, Н.Е. Культура современного урока.// М: «Дрофа». 2001.
- Степанов, Е.Н. Личностно – ориентированный подход в работе
педагога // М., 2003.
- Журналы «Физика в школе».
- Газета «Физика».
Приложение к опыту
Приложение №1
А. ПАМЯТКА РАБОТЫ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
Решение задач есть единственный способ овладения физикой. Повысить вероятность успешного решения задач может выполнение следующих рекомендаций:
1)Начинайте с выявления данных задачи и ее неизвестных, которые нужно найти. Если план решения сразу не возникает, а вспомнить аналогичную задачу, решение которой вам было бы известно, вы не можете, то изобразите структуру задачи с помощью чертежа, схемы и посмотрите, чего может не хватать, на ваш взгляд, для выполнения требования, попробуйте сделать предположение о результате задачи, если это возможно. Это позволит глубже понять структуру задачи, выявить возможность разбиения ее на подзадачи и решить ее таким образом по частям.
2) Если выбранный план решения задачи не привел к желаемому результату, не отчаивайтесь, так как такая ситуация обычное и нормальное явление при решении задач. Попытайтесь видоизменить задачу, упростив условия или заменив их временно более удобными для анализа данными. Можно представить на некоторый момент неизвестные параметры известными и попытаться в такой редакции найти связь между данными и искомыми компонентами.
3) Если у вас не возникает никаких предположений о способах решения задачи, то попытайтесь подвергнуть какой-нибудь из элементов задачи последовательному изменению и посмотрите, как это изменение отражается на остальных элементах задачи.
4) Если задача не решается, то можно сделать перерыв, после чего приступить к задаче так, словно вы встретились с ней впервые. Прочтите еще раз условие задачи, обращая внимание на все слова, которые, быть может, сначала «проскользнули» мимо вашего сознания. При этом полезно вспомнить определения используемых в задаче понятий и их свойства. Расчлените условие задачи на отдельные элементы или относительно, на ваш взгляд, самостоятельные «куски» и постарайтесь составить новую комбинацию этих элементов в сочетании с другими, даже, может быть, не указанными в условии задачи.
5) Если и в этом случае задача вам «не поддается», то обратитесь за помощью к литературе, где разбираются подобные задачи. Можно обратиться за помощью к учителю. Важно только, чтобы вы предприняли достаточное количество самостоятельных попыток решения задачи, и важно не оставлять задачу нерешенной.
6) После решения задачи сделайте его перепроверку.
Приложение №2
Б. ПАМЯТКА РАБОТЫ С КНИГОЙ
Книга является основным источником получения научной информации. Для плодотворной работы с учебником вам могут помочь следующие рекомендации:
- Перед изучением незнакомого текста полезно составить мнение о его содержании, для чего нужно обязательно обратить внимание на заголовок, так как именно в нем часто определяется предмет обсуждения, полезно бегло просмотреть текст ( обычно выделенные шрифтом правила, определения, теоремы) и постарайтесь увидеть излагаемую в нем идею. При знакомстве с новой книгой полезно предварительно ознакомиться с ее оглавлением и аннотацией.
- Текст в учебниках физики часто требует неоднократного его прочтения. При первичном прочтении не нужно его заучивать, нужно стремиться лишь понять его, увидеть схему рассуждений. Поэтому при первичном чтении целесообразно выделять основные положения и их следствия, основные мысли и их обоснование: понятия, факты, законы, гипотезы, методы доказательства, выводы.
- При повторенном чтении внимание следует обратить на разбор трудных мест и их запоминание. Для этого выясните смысл всех непонятных выражений, так как именно в них может оказаться ключ к пониманию всего ранее не понятного материала. При разборе трудных мест полезно пользоваться предметно-именным указателем, оглавлением, словарями, полезно строить схемы, чертежи, графики, иллюстрирующие те или иные положения.
- По завершении работы с текстом обратите внимание еще раз на определения: подумайте, что будет, если из него выкинуть какие-либо выражения или заменить его, на ваш взгляд, равноценным. Обратиться к дополнительной работе с определениями необходимо, так как именно они позволяют понять суть математической науки.
- Для полного усвоения изучаемого материала необходимо выполнить ряд упражнений по данной теме, полезно самому придумать вопрос или задачу. Полезно выяснить возможную связь данного материала с ранее изученным.
Приложение №3
Урок физики в 8 классе на тему:
« Законы и закономерности в цепи постоянного электрического тока».
Бурное развитие электронных и оптических методов хранения, передачи, обработки и предъявления информации дает возможность широко и эффективно использовать при организации самостоятельной и познавательной деятельности учащихся компьютерные методы обучения на уроках физики. Вычислительная техника, фундаментальным базисом которой служит физика, находит широкое применение в преподавании последней не только как средство, моделирующее физические процессы и явления, но и как современное средство наглядности, математической обработки результатов лабораторных работ, контроля и самоконтроля знаний учащихся. Применение информационно-коммуникационных технологий возможно с использования на уроках готовых пакетов программ по физике (контрольные работы, физические диктанты, лабораторные работы и другие учебные программы), а также и других возможностей компьютера (работа в графическом редакторе). Использовать компьютер возможно и во внеклассной работе с учениками. С психологической точки зрения использование компьютерных программ несет в себе огромный мотивационный потенциал. При методически правильном использовании компьютерных технологий компьютер может помочь учителю более эффективно организовать работу по предъявлению нового материала, широко использовать отсканированные слайды. Прежде всего необходимо отметить, что нельзя использовать видеофрагмент только ради демонстрации. Применять его можно только тогда, когда включение фрагмента в урок послужит формированию физических знаний и умений, т.е. для: создания у школьников положительной мотивации к изучению нового материала, развития познавательного интереса к предмету, первичного закрепления знаний, проверки знаний учащихся.
Цели урока:
Образовательные: создать условия для самостоятельного применения знаний;
Развивающие: способствовать формированию умений выделять главное, сопоставлять различные точки зрения, делать выводы; совершенствованию интеллектуальных способностей и развитие речи учащихся;
Воспитательные: создать условия для формирования материалистических представлений о мире; воспитания чувства коллективизма при работе в парах.
Тип урока: комплексное применения знаний и способов деятельности.
Оборудование: ПК, программное обеспечение « Открытая физика», 2 двухпозиционных ключа, блок питания, лампочка на подставке.
Ход урока:
I.Организационный момент:
-приветствие;
- проверка подготовленности учащихся к занятию.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтально проверяются опорные знания по следующим вопросам:
а) назовите величины, характеризующие постоянный электрический ток в цепи;
б) назовите, единицы измерения этих величин в СИ;
в) как гласит закон Ома для участка цепи?
г) какие закономерности действуют в цепи последовательно соединенных проводников?
д) какие закономерности действуют в цепи, состоящей из параллельно соединенных проводников?
III. Применение знаний и способов действий:
а) Проверочный эксперимент с помощью компьютерного моделирования.
Тема: Закон Ома для участка цепи.
Цель: установить с помощью компьютерного моделирования, выполняется ли этот закон на практике.
Ход работы над заданием.
- Ответить себе на вопрос: « Как вы собираетесь проверять теоретически выведенную зависимость силы тока от других ее характеристик?»
- Смоделировать опыт.
- Сделать вывод.
б) Решение видеозадачи « Запутанная цепь»
Тема: Соединение проводников.
Цель: проверка умений и навыков сборки электрической цепи.
Ход работы над заданием.
- Просмотр задачи.
- Построение схемы цепи.
- Практическая сборка цепи.
IV. Контроль и самоконтроль знаний.
Тестирование с помощью ПК.
Правильный ответ *.
1.Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно ...
А. притягиваются
Б. не взаимодействуют
В. отталкиваются*
2.В ядре атома азота 14 частиц. Вокруг ядра движется 7 электронов. Сколько в ядре этого атома протонов и сколько нейтронов ?
А. 6 протонов и 5 нейтронов
Б. 7 протонов и 7 нейтронов*
В. 14 протонов и 0 нейтронов
Г. 7 протонов и 8 нейтронов
3. 5 кА = ....... А
А. 500
Б. 0,005
В. 5000*
Г. 0,05
4. 11мВ = ...... В
А. 11000
Б. 0,011*
В. 0,0011
Г. 1100
5.При напряжении на концах участка проводника 2 В сила тока в проводнике 0,6 А.Какой будет сила тока в проводнике, если напряжение на его концах увеличится до 10В ?
А. 0,06
Б. 16
В. 3*
Г. 9,4
Результаты тестирования оцениваются компьютером с выставлением оценки.
V.Домашнее задание.
Решить 2 задачи из предложенных: Лукашик, №1098, №1116, №1147, № 1151
VI. Подведение итогов урока.
1.Какой вывод вы можете сделать исходя из результатов работы на уроке?
2.Какой из моментов урока вы считаете самым познавательным?
3.Какой из моментов урока вы считаете самым интересным?
4.Выставление оценок.
VII. Рефлексия.
Урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановки, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, чем мы с вами сегодня занимались.
Оценку, прошу вас, провести с использованием цвета фонового рисунка дисплея компьютера. После этого наш урок закончен.
Таким образом, всестороннее использование возможностей информационно-коммуникационных технологий помогает учителю, на уроках физики, повысить эффективность обучения, улучшить учет и оценку знаний учащихся, освободить больше времени для оказания помощи учащимся. Компьютер дает возможность сделать уроки более интересными, увлекательными и современными.
Используемая литература:
- Перышкин А.В. Физика: Учеб. для 8 кл.общеобразовательных учреждений –М: «Дрофа», 2007
- Программа пакета по физике: « Открытая физика».
- Журнал: Физика в школе № 4, 2006.
Статья Чалимова Р.А.: «Информационные технологии и Интернет – ресурсы в практике учителя физики».
Приложение №4
КВН «В МИРЕ ЯВЛЕНИЙ»
Владея опытом наук,
Изучим всё, что есть в подлунном мире.
Тогда лишь станет ясным всё вокруг.
И пониманье человеческое шире.
Цели и задачи: способствовать дальнейшему расширению кругозора учащихся и получению ими новых знаний
Содействовать формированию чувства ответственности перед членами команды, культуры общения, сплоченности коллектива.
Способствовать развитию быстроты реакции, умение применять полученные знания в необычной ситуации.
ХОД ИГРЫ
Ведущий: Здравствуйте! Мы очень рады приветствовать вас на нашей игре. Заседание нашего клуба не совсем обычное. В игре Клуба Веселых и Находчивых принимают участие сборные команды 8 и 9 классов.
( представление команд и членов жюри)
1-й конкурс-МУЗЫКАЛЬНЫЙ
Представить свою команду( название , эмблема, девиз команды), исполнить композицию:
- О физических явлениях
- О физических величинах.
2-й конкурс-ИСТОРИЧЕСКИЙ
Необходимо отгадать, о каком ученом идет речь
- В августе 1887 года он в одиночку совершил полет на воздушном шаре около г. Клин с целью наблюдения солнечной короны во время солнечного затмения. ( 10 баллов)
- С 1863 года он уделяет особое внимание изучению нефти, создаёт химическую теорию происхождения нефти. Он был сторонником экономного использования нефти, выступал против того, чтобы использовать нефть как топливо. Ему принадлежат слова « топить можно и ассигнациями». (7 баллов)
- Считается, что свое самое главное научное открытие он совершил во сне. (3 балла)
( Д. И. Менделеев)
- Его интересы отличались большим разнообразием. Он интересовался оптикой и ботаникой. Сформулировал важнейший химический закон независимо от Авогадро. Много занимался зоологией. Его можно считать одним из основателей кибернетики. Но его основные достижения – работы по электричеству.
- Он славился своей рассеянностью. Однажды он варил свои часы с сосредоточенным видом, держа в руке яйцо. В другой раз он шел по улице, производя в уме сложные расчеты. Он ничуть не удивился, когда перед ним возникла черная доска, спокойно достал из кармана мел и стал записывать результаты. Доска вдруг стала удаляться от него, и ему пришлось двигаться за ней. Доска оказалась задней стенкой кареты.
- В Международной системе единиц среди основных есть лишь одна, названная в честь ученого.
( А.-М. Ампер)
- В детстве он ходил с отцом в дальние плавания - к Новой Земле и Шпицбергену. Учился в Германии. Был рекрутом гвардии короля Фридриха Вильгельма 1, но сумел бежать и вернулся на родину.
- В 1748 он сочинил поздравительную оду императрице Елизавете, за что получил награду 2000 рублей. В 1749 году он создал химическую лабораторию. Он имел мастерскую, в которой изготовлял мозаичные картины из цветного стекла, которое сам производил.
- Его считают основоположником механической теории теплоты и кинетической теории газов, физической химии, одним из основоположников атомно - молекулярного учения, одним из авторов закона сохранения массы и энергии.
(М. В. Ломоносов)
- Он будучи профессором математики, большую часть своих занятий посвящал оптике. Написал « Новую теорию света и цветов» изготовил телескоп-рефлектор.
- Он провел необходимую для экономики Англии денежную реформу. Был директором Монетного двора и президентом Лондонского Королевского Общества.
- Наиболее значителен его вклад в развитие механики. Он систематизировал свои результаты в этой области в труде « Математические начала натуральной философии».
( И. Ньютон)
3-й конкурс –« ПЕРЕВЕРТЫШИ »
Ведущий: каждой команде предлагается вспомнить пословицы, поговорки, используя перевертыш. ( 1 балл за правильный ответ; за помощь болельщиков 0,5 балла)
- Громче пара – выше леса ( Тиши воды – ниже травы)
- Гладь дерево, пока холодно. ( Куй железо, пока горячо)
- Представился рыжиком – вылезай из кабины ( Назвался груздем – полезай в кузов. )
- У ЛЕСА КИПАРИС ВАЛЯЛСЯ. ( Во поле береза стояла)
- Плоха вилка на завтрак ( Хороша ложка к обеду)
- Тащится как колбаса в воде ( Катается как сыр в масле.)
- Стоять на одном острове. ( Идти за три моря)
- Не всегда в математике сахар( Только в физике соль)
- Яйца весной не считают ( Цыплят по осени считают)
4-й конкурс ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ СПРИНТ
Ведущий: каждая команда может набрать ёще большее количество баллов, ответив на вопросы интеллектуального конкурса( 1 балл за правильный ответ)
Вопросы для первой команды.
- Греет ли вуаль женской шляпки?( нет, сохраняет тепло)
- Какой газ выделяется при брожении вина?( Углекислый)
- Какой тряпкой быстрее соберешь лужу с пола: сухой или влажной ?( Влажной)
- Чему равна длина одного градуса меридиана?( Примерно 111 км)
- Какой металл самый легкоплавкий? ( Ртуть)
- Почему легко поскользнуться на банановой шкурке, попавшей под ногу? ( Уменьшение силы трения)
- Какой металл в древности называли « небесным » и почему ? ( Железо, т.к. оно содержалось в метеоритах)
- Можно ли на Луне ориентироваться с помощью компаса? ( нет, т.к. отсутствует магнитное поле)
- Как называется вещество, изменяющее скорость реакции? ( Катализатор)
- Какого цвета водяной пар ? ( Бесцветный)
Вопросы для второй команды.
- От какого меридиана идет отсчет времени? ( Нулевого)
- Имеют ли вес жидкости и газы? ( да)
- Что видно, если ничего не видно? ( Туман)
- Что страшнее птицам зимой: холод или голод? ( голод)
- Какой газ придаёт запах свежести воздуху после грозы? (озон)
- Кипит ли вода внутри макарон? ( нет)
- Почему нельзя встать со стула не наклоняясь? ( Смещение центра тяжести)
- Какой возраст планеты Земля? ( Примерно 4,5-5 млрд. лет)
- Как называются вещества, проводящие ток в растворах? ( Электролиты)
- Изменилась ли масса сена, если его спрессовали в тюк? (нет)
Ведущий: Наша игра подошла к концу. Жюри подводит итоги, и мы награждаем победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Метод проектов на уроке физики, как фактор развития исследовательской деятельности учащихся»
Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся...
Формирование личности учащихся в процессе организации проектной деятельности на уроках физики
формирование у учащихся положительного отношения к труду (обученью) в процессе выполнения творческого задания...
Тема: Создание условий для активизации познавательной деятельности через формирование исследовательских умений обучающихся, развитие творческой личности на уроках музыки.
Пути развития познавательной деятельности на уроках музыки у учащихсяс ограниченными возможностями здоровья. Главная цель музыкального воспитания в школе – развитие личности ребенка, его эмоциона...
Занятия в объединении «Трассовый автомоделизм» как средство развития конструкторских и творческих способностей детей и подростков в МКУ ДО «СЮТ»
Один из модельных видов спорта – «Трассовый автомоделизм» - это динамично развивающийся вид спорта, который очень популярен в России, а также в Америке и Европе. Его суть состоит в изготовлении д...
Рекомендации педагогу по развитию и реализации творческих способностей в учебном процессе
Рекомендации педагогу по развитию и реализации творческих способностей в учебном процессе...
Методические приемы технологий активизации познавательной деятельности на уроках физики
Методические приемы технологий активизации познавательной деятельности на уроках физики...
«Использование современных образовательных технологий на уроках обществознания как средства развития познавательной активности обучающихся и создания условий для их самореализации».
Поддержание и развитие интереса к процессу обучения и учебному предмету, формирование умений в применении практических решений, развитие мышления и коммуникативных способностей учащихся, возникновение...