Рабочая программа учебной дичциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
рабочая программа
Программа УД ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена разработана по специальности 44.02.01 "Дошкольное образование" для студентов очно-заочной формы обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ud_vozrastnaya_anatomiyafiziologiya_i_gigiena_.doc | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Педагогический колледж № 8»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 44.02.01. «Дошкольное образование»
ОП.03. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА
по программе углубленной подготовки
очно-заочная форма обучения
Санкт-Петербург
2020
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.01. «Дошкольное образование», входящей в состав укрупненной группы специальностей 440000 «Образование и педагогика» по направлению подготовки 440200 «Педагогическое образование»
Разработчик:
Каменева Елена Юрьевна,
преподаватель СПб ГБПОУ Педагогический колледж №8
- СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.01. «Дошкольное образование», входящей в состав укрупненной группы специальностей 440000 «Образование и педагогические науки» по направлению подготовки 440200 «Педагогическое образование».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в подготовке специалистов в области образования и педагогики всеми образовательными учреждениями, реализующими основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования, в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по специальностям 44.02.01. «Дошкольное образование», 44.02.02. «Преподавание в начальных классах», 44.02.03. «Педагогика дополнительного образования» и др., а также для повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогов образовательных учреждений.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять топографическое расположение и строение органов и частей
тела;
- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении
профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на
функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по
профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при
организации обучения и воспитания дошкольников.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены
человека;
- основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов
жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на
его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления
- здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и
помещениям дошкольного образовательного учреждения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 111 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 37 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 74 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 111 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 37 |
в том числе: | |
практические занятия | 12 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 74 |
в том числе: | |
Доклады, рефераты, сообщения, таблицы, схемы, презентации, разработка рекомендаций, разработка проекта | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины
Возрастная анатомия, физиология и гигиена детей.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Общие закономерности роста и развития организма человека | |||
Тема 1.1 Введение. Предмет и содержание дисциплины | Содержание учебного материала: | 1 | 2 |
Анатомия, физиология и гигиена как науки. Возрастные анатомия и физиология. Значение изучения этих наук для педагогической деятельности. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат «Исторический обзор развития наук анатомии, физиологии и гигиены». | 4 | ||
Тема 1.2. Основные закономерности роста и развития детей | Содержание учебного материала: | 3 | 2 |
Понятие о росте и развитии.Основные закономерностироста и развития. Возрастная периодизация роста и развития человека, ее практическая необходимость. Показатели физического развития, их изменения с возрастом. Антропометрические показатели. Акселерация и ретардация. | |||
Практические занятия: №1. Антропометрические измерения и оценка физического развития | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить конспект «Возрастная периодизация детства. Характеристика возрастных периодов». Составить словарь основных понятий по 1 разделу. | 4 2 | ||
Раздел 2. Возрастная анатомия, физиология и гигиена систем организма | |||
Содержание учебного материала: | |||
Тема 2. Возрастные анатомо-физиологические особенности опорно- двигательного аппарата детей | Опорно-двигательный аппарат и его значение. Строение и химический состав костей. Строение скелета человека. Соединение костей. Возрастные особенности скелета детей. Мышечная система. Группы мышц и их значение. Строение и работа мышц. Виды работы мышц (динамическая и статическая работа). Развитие мышечной системы у детей. | 8 | 2 |
Возрастные особенности скелетной мускулатуры и работы мышц.Осанка. Правильная осанка, её значение. Нарушения осанки, их причины. Профилактика нарушений осанки. Формировании правильной осанки. Плоскостопие, его признаки, причины. | |||
Практические занятия: №2. Строение скелета человека. №3. Формировании правильной осанки у детей. №4. Плоскостопие, его признаки. | 3 | ||
Контрольные работы Тестовая проверочная работе по теме | |||
Самостоятельная работа обучающихся Составить конспект «Профилактика нарушений осанки: подбор мебели, правила посадки за столом, расстановка мебели и рассаживание детей»; «Профилактика плоскостопия у детей». Разработать рекомендации для родителей по темам «Профилактика нарушений осанки у детей», «Профилактика плоскостопия» (изготовление буклетов, рекомендаций). Разработка памятки «Гигиенические требования к обуви детей». | 4 4 6 4 | 3 | |
Тема 2.2 Возрастные особенности нервной системы. | Содержание учебного материала: | 7 | 2 |
Функциональное значение и строение нервной сиситемы. Нейрон, его строение. Виды нейронов. Отделы ЦНС и их функциональное значение. Спинной мозг. Его строение и функции. Строение головного мозга, функции его отделов. Кора больших полушарий. Зоны коры. Межполушарная асимметрия головного мозга. Нервные процессы. Возбуждение. Механизм проведения возбуждения по нервному волокну. Торможение в центральной нервной системе. Координация функций в организме: иррадиация, индукция, доминанта. Возрастные особенности нервной системы у детей. Особенности нервных процессов детей. | |||
Практические занятия: № 5. Строение головного и спинного мозга. | 1 | ||
Контрольные работы Тестовая проверочная работе по теме | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнить таблицу «Отделы головного мозга, их значение». Заполнить таблицу «Функции полушарий мозга» | 4 4 | 3 | |
Тема 2.3 Физиология высшей нервной деятельности и ее особенности у детей | Содержание учебного материала: | 5 | |
Понятие о высшей нервной деятельности. Учение о рефлексах. Безусловные и условные рефлексы., их характеристика. Условия и механизм образования условных рефлексов. Динамический стереотип. Его образование и переделка. Особенности у детей. Торможение условных рефлексов. Виды торможения условных рефлексов. Типы высшей нервной деятельности.Свойства нервных процессов. Характеристика основных типов ВНД. Особенности педагогического подхода к детям с разными типами нервной системы. Особенности высшей нервной деятельности детей. | 2 | ||
Практические занятия: №6. Характеристика основных типов ВНД. Определение типологических особенностей у детей. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Составьте опорный конспект по теме «Сон, его физиологическое значение. Нарушения сна» Изучите литературу и создайте памятку для педагога «Утомление и переутомление. Проявление утомления у детей. Профилактика утомления» | 4 4 | 3 | |
Тема 2.4 Анатомо-физиологические особенности сенсорных систем детей | Содержание учебного материала: | 5 | |
Понятия о сенсорных системах. Их виды и значение. Общая схема строения анализаторов, их отделы. Адаптация анализаторов. Зрительный анализатор, его значение и строение. Оптическая система глаза. Аккомодация. Возрастные особенности зрительного анализатора. Нарушения зрения у детей, их причины и признаки. Гигиена зрения детей. Слуховой анализатор. Строение органа слуха. Механизм восприятия звука. Возрастные особенности слухового анализатора. Гигиена слуха. | 2 | ||
Практические занятия: №7. Изучение строения глаза по таблицам и муляжам №8. Строение органа слуха | 2 | ||
Контрольные работы Тестовая проверочная работе по теме | |||
Самостоятельная работа обучающихся Заполнить обобщающую таблицу «Сенсорные системы». Составить рекомендации по профилактике близорукости у детей. Составьте опорный конспект по теме «Освещение в ДОУ. Гигиенические требования к освещению» | 4 4 2 | 3 | |
Тема 2.5 Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы детей | Содержание учебного материала: | 4 | |
Строение и функции сердечно-сосудистой системы. Кровь, её функции, состав и свойства. Группы крови. Резус-фактор. Возрастные особенности крови. Анемия, её причины и профилактика. Схема кровообращения. Движение крови по сосудам. Возрастные особенности кровообращения у детей. Сердце, его строение. Работа сердца. Показатели работы сердца. Возрастные особенности строения и работы сердца. | 2 | ||
Практические занятия: №9. Схема кровообращения. №10. Сердце, его строение | 2 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта по теме «Анемия, её причины и профилактика» | 4 | 3 | |
Тема 2.6 Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы детей | Содержание учебного материала: | 2 | |
Значение и строение органов дыхания. Газообмен. Механизм дыхательных движений. Показатели работы органов дыхания. Возрастные особенности дыхательной системы. Гигиена дыхания. | 2 | ||
Лабораторные работы | |||
Практические занятия: №11. Показатели работы органов дыхания. | 1 | 3 | |
Контрольные работы Тестовая проверочная работе по теме | |||
Самостоятельная работа обучающихся Составление опорного конспекта по теме «Гигиена органов дыхания и голосового аппарата». Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму ОУ. Правила проветривания помещений. | 2 4 | ||
Тема 2.7 Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы. Обмен веществ и энергии у детей | Содержание учебного материала: | 2 | |
Строение пищеварительной системы. Пищеварение в различных отделах пищеварительной системы. Возрастные особенности строения и работы пищеварительной системы. Значение обмена веществ и энергии. Особенности обмена веществ у детей. | 2 | ||
Лабораторные работы | |||
Практические занятия: №12. Строение пищеварительной системы. | 1 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся Заполнение таблицы «Пищеварение в различных отделах пищеварительной системы». Составить рекомендации для родителей по теме «Гигиена зубов детей». Заполнить таблицу «Витамины и их значение для организма». | 2 2 4 | 3 | |
Тема 2.8 Возрасные особенности эндокринной системы | Самостоятельная работа обучающихся Составление сводной таблицы «Эндокринная система» | 4 | 3 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомии, физиологии и гигиены».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-наглядные пособия по анатомии, физиологии и гигиене: комплекты плакатов, таблицы, атласы, в том числе на электронных носителях, модели, макеты, оборудование
- учебные планшеты различных органов;
- комплект слайдов, цветных фотографий, постеров, видеофильмов,
- учебно-методические пособия,
- раздаточный материал по темам УД;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионной программой обучения;
- телевизор.
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). - М.: Академия, 2009
- Голубев В.В.Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: «Просвещение» 2013.-240 с.
- Дробинская А.О. Анатомия и возрастная физиология: Учебник для бакалавров/А.О. Дробинская.–Изд-во: Юрайт, 2016.- 416 с.Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста – М. Владос 2003.-400 с.
- Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста–М. Владос 2003.-400 с.
- Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебник для студ. образоват.. учрежд. сред. проф. образования. -М.: 2013. - 384 с.
Дополнительные источники:
- Айзман Р.И.Избранные лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене. Учебное пособие. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство. – 2004.
- Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский А.И. Анатомия и
физиология человека: 4-е издание, ср.проф. образование – М.: Феникс,
2008г.
- Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М. «Просвещение», 1988.
- Лысова Н.Ф., Айзман Р.И. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2014 – 352 с.
- Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Возрастная анатомия, физиология и гигиена:
учебник для студ. учреждений высш. проф. образования — М. : Изд.
Центр «Академия», 2013.- 256 с.
- Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин – М.: «Академия», 2007
- Органы чувств человека / пер. с англ. И.А. Борисовой. – М.:АСТ: Астрель, 2009 – 112с.: ил.
- Пищеварительная система человека / пер. с англ. И.К. Древаль. – М.: АСТ: Астрель, 2009 – 111,с.: ил.
- Сердце и сердечно-сосудистая система человека / пер. с англ. И.А. Борисовой. – М.:АСТ: Астрель, 2009 – 112с.: ил.
- Скелет и мускулы человека / пер. с англ. В.Е. Венюковой. – М.: АСТ: Астрель, 2009 – 111, [1]с.
- Теленчи В.И. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. – М.,1989.
- Тонкова-Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний – М., Просвещение, 2000.
- Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ-тов сред. проф. образов. /Н.И. Федюкович. – 8- е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
Интернет – ресурсы:
- http://www.nature.ru – достоверная научная информация по основным разделам биологии
- http://www.rsu.edu.ru – методическое пособие по возрастной физиологии
- http://www.poiskknig.ru –поиск электронных книг по возрастной анатомии и физиологии
- http://www.torrent.vtomske.ru - научно-популярные фильмы
- http://www.anatomius.ru/ - Анатомия и физиология, возрастные особенностистроения и функции организма
- http://liceum.secna.ru/bl/projects/barnaul2007/borovkov/v_anat_i_phisiolog.html-Анатомия и физиология человека
- Анатомия и физиология, возрастные особенности строения и функции организма: - http://www.anatomus.ru
- Твое тело http://bodystrong.info/your-body
- http://prepod.nspu.ru/file.php/261/Vozr._anatomija_-Sib.univer.izd.pdf
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
определять топографическое расположение и строение органов и частей тела; |
|
применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; |
по темам: Физиология ВНД и ее особенности у детей и подростков. Психофизиологические основы поведения. Физиолого-гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу. Анатомо-физиологические особенности сенсорных систем.
|
оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте; |
По темам: Анатомо-физиологические особенности ОДА детей и подростков. Физиолого-гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу.
|
проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей; |
|
обеспечивать соблюдение гигиенических требований в групповой, при организации обучения детей; |
По теме: Физиолого-гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу. |
Знания: | |
основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека; |
|
основные закономерности роста и развития организма человека; |
|
строение и функции систем органов здорового человека; |
|
физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; |
|
возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков; |
|
влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение; |
|
основы гигиены детей и подростков; |
|
гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; |
|
основы профилактики инфекционных заболеваний; |
|
гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольной образовательной организации. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена »....
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине: ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека
Структура данного пособия включает следующие разделы:− Система органов дыхания;− Пищеварительная система;−...
Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека»
Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека» включают в себя тесты по следующим темам: "Пищеварительная система", "Система органов дыхани...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образовани...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
КОМПЛЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ НА II ПОЛУГОДИЕ ДЛЯ 2 КУРСА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.03. "ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА"
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средствКонтрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОП....