Статья"Коммуникативные барьеры, носящие социальный и психологический характер"
статья

    В условиях человеческой коммуникации периодически возникают коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. Причинами этого являются различия в социальных, политических, возрастных, профессиональных особенностях общающихся. Любая коммуникация несет в себе элемент воздействия партнеров друг на друга. Иногда это воздействие целенаправленное и осмысленное, иногда неосознанно-манипулятивное, во многих случаях – само собой разумеющийся, естественный продукт общения. В ходе общения меняется не только информация, становясь общим смыслом, но меняются и сами участники: их образ мыслей, актуальное состояние, представление о себе и о мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_barery.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативные барьеры, носящие социальный и                   психологический характер

    В условиях человеческой коммуникации периодически возникают коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. Причинами этого являются различия в социальных, политических, возрастных, профессиональных особенностях общающихся. Любая коммуникация несет в себе элемент воздействия партнеров друг на друга. Иногда это воздействие целенаправленное и осмысленное, иногда неосознанно-манипулятивное, во многих случаях – само собой разумеющийся, естественный продукт общения. В ходе общения меняется не только информация, становясь общим смыслом, но меняются и сами участники: их образ мыслей, актуальное состояние, представление о себе и о мире. Если такие изменения желанны,  то слушатель открывается воздействию коммуникатора, стремясь понять замысел его сообщения и измениться под его влиянием. В других случаях ситуация общения, личность коммуникатора, его слова или встающий за ними смысл могут показаться для реципиента непривлекательными, опасными для внутреннего покоя и личностных представлений. И реципиент предпочтет закрыться от информации и ее носителя. Б.Ф. Поршнев выделяет три различные формы коммуникативных барьеров, различающиеся именно степенью прозрачности [26].

Самый плотный, практически непрозрачный барьер – избегание. Убежать от информации и ее пагубного воздействия можно как физически, так и психологически. Физическое избегание исключает контакт с самим носителем информации. Многие из них банальны: перейти на другую сторону улицы, отвернуться к витринам, согнуться, чтобы завязать якобы развязавшийся шнурок, и т.д. Хороший пример психологического избегания – забывание информации. Или «уход в себя» во время слушания.

Другой барьер – авторитет. Информация попадает в сознание, но по пути совершенно обесценивается за счет субъективного снижения авторитетности ее источника. Она становится ненадежной, а значит, малозначимой. Это во многом объясняет ту тщательность, с которой люди собирают все авторитетные мнения, могущие служить подтверждением их личной частной позиции (разнообразные ссылки на авторитетные источники, известная формула «есть мнение», цитирование классиков и т.д.)

Наконец, третья форма – непонимание. Большая часть нежелательной информации, помимо воли человека, проходит сквозь достаточно грубые фильтры избегания и непонимания. Самый тонкий, изощренный способ снизить ее неблагоприятное воздействие – исказить до неузнаваемости, придать ей понятный, близкий или нейтральный смысл [5].

Барьеры могут возникать не только как механизмы защиты от действительно опасной для личности информации, разрушающей существующую у нее непротиворечивую картину мира, но и в более прозаических ситуациях: когда информация дается в сложной, непривычной форме, когда что-то в коммуникаторе вызывает неприязнь и т.д. То есть наличие барьера не всегда психологически оправдано. Прежде всего причины могут крыться в содержательных и формальных характеристиках самого сообщения – фонетических, стилистических, семантических, в самой логике его построения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Коммуникативные технологии в среднем профессиональном образовании как средство мотивации обучения"

В статье представлен опыт использования коммуникативных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании на примере обучения химии....

Статья "Этика поведения в социальных сетях"

Ритм жизни увеличивается с каждым часом, при этом сложно судить о положительных или отрицательных сторонах этого прогресса. Предлагаю обсудить довольно интересную тему, которая, как мне кажется, являе...

Коммуникативный барьер и способы его преодоления

Статья для преподавателей системы СПО...

Статья по теме "Роль социальных сетей в жизни человека"

В статье расказано о том, как социальные сети влияют на современное общество плюсы и минусы....

Статья "ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА"

В статье приводятся теоритические и методологические аспекты социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов с нарушением зрения на территории города Кызыла Республики Тыва.Правильное разв...

Уроки межнационального взаимодействия в системе СПО как способ профилактики коммуникативных барьеров

Аннотация: статья посвящена освещению опыта создания среды эффективной интеграции иностранных обучающихся в российское общество через образовательный процесс на примере внедрения уроков межнационально...