Коммуникативный барьер и способы его преодоления
статья
Предварительный просмотр:
КОММУНИКАТИВНЫЙ БАРЬЕР МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ И ОБУЧАЮЩИМИСЯ И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
Колесниченко С.К.,
Преподаватель иностранного языка
СПб ГБПОУ «Многофункциональный региональный центр прикладных квалификаций «Техникум энергомашиностроения и металлообработки»,
С-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЯ
Все преподаватели в своей деятельности сталкиваются с такой проблемой, как коммуникативный барьер между участниками педагогического процесса. В случае СПО данная проблема стоит даже острее, чем в школе. Ведь в техникум приходят уже почти взрослые, сформировавшиеся личности, да и разница в возрасте между членами одной группы может быть очень существенной — многие приходят после службы в армии, другие решают получать образование, поработав на производстве.
В общем смысле коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути передачи учебной информации между преподавателем и студентом. Способы преодоления данного барьера очень различны, так как способности восприятия информации сугубо индивидуальны. И в данном случае нам приходится учитывать не только различия между аудиалами, визуалами и кинестетиками, но и множество более мелких, специфических особенностей каждой группы и каждого отдельного учащегося.
Прежде всего нужно отметить, что в учреждения СПО на технические специальности поступают люди, лучше разбирающиеся в точных науках, поэтому обучение гуманитарным дисциплинам представляет для студентов определенную сложность. Употребление преподавателем в речи слишком большого количества лингвистических терминов типа «Эмфаза, палатализация, перфектный инфинитив или аккомодация» ведет к полному снижению внимания со стороны обучающихся, так как общий смысл фразы перестает быть понятным. Возникает классический случай сбоя коммуникации и возникновения психологических барьеров, так как преподаватель опирается на понятия, незнакомые студенту даже в его родном языке. Есть ли способы объяснить сложное грамматическое правило и все же остаться понятным? На наших уроках мы стараемся избегать употребления заведомо непонятных терминов, прибегая к более простым практическим определениям языкового явления, ведь всегда вместо слова «эмфаза» можно сказать «эмоциональное усиление» и привести несколько примеров предложений в русском и английском языке, выражающих данное явление. Иногда, прочно освоив смысл какого-то понятия, студенты и сами уже начинают пользоваться лингвистическими терминами, так как понимают, что они более краткие, емкие, и не представляют больше для них чего-то чуждого и непостижимого.
Несомненно, что коммуникативный барьер возникает и в случае, если в группе есть учащиеся с дефектами речи. Любое высказывание на иностранном языке представляет для них серьезное испытание. Тем не менее, все учащиеся должны быть включены в учебный процесс и получать адекватную нагрузку на уроке. В своей работе мы стараемся дать студенту высказаться до конца, хотя это занимает гораздо больше времени, чем у человека со стандартной речью. Эти временные потери мы всегда учитываем, когда готовимся к уроку. Одновременно продумываем вопросы, на которые такие учащиеся смогут дать краткий ответ, который не вызовет больших речевых трудностей. Иногда, вместо устной деятельности, в группе с другими учащимися, предлагаем поработать письменно. Такие методы дают хорошие результаты. Сглаживаются сложности в общении не только между такими студентами и преподавателем, но и между самими студентами, так как ребята привыкают к ситуации всеобщей работы, несмотря на индивидуальные особенности.
Нельзя не сказать также о проблеме очень различного уровня знаний студентов одной группы. Данная проблема приводит к большим сложностям в объяснении материала, подборе текстов, эффективности построения занятия. В данном случае, наверное, единственный адекватный способ преодоления этой ситуации — индивидуальный подход. Ориентируясь на ядро группы в общей работе, в практических, контрольных и домашних заданиях мы стараемся учесть возможности каждого. Конечно, это требует от преподавателя колоссальной дополнительной работы, но когда, например, на бланке теста стоит фамилия учащегося или его индивидуальный вариант, скажем, № 8, которого больше ни у кого нет, ребята чувствуют себя персонифицированными, понимая что преподаватель создавал задания специально для него. Что он уже не один из многих, а конкретный человек, личность, с которой общаются напрямую, думая о его способностях и учитывая его потребности. Такое общение создает прекрасную атмосферу для работы и выстраивает замечательные дружественные отношения между преподавателем и студентами. А создание таких отношений и есть цель любого общения.
Ситуации общения с огромным количеством абсолютно разных людей служат для нас бесценным опытом в выстраивании правильной, доброжелательной и толерантной линии поведения в отношении каждого, кого мы хотим обучить, воспитать и подготовить к дальнейшему жизненному пути. Поэтому в заключение хотелось бы отметить, что не смотря на то, что все мы в своей работе сталкиваемся с огромным количеством различных сложных проблем коммуникации, профессия педагога требует от нас постоянного поиска их решения и кропотливой неустанной работы над собой.
Список литературы:
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс - 1996.
- Лобанов А. А. Основы профессионального общения // учебное пособие. — СПб: РГПУ - 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Столкновение ценностей преподавателя и обучающегося и возможные способы их преодоления"
В данной статье описаны эффективные способы решения проблемы столкновения ценностей преподавателей и обучающихся...
Статья на тему: "Компьютерная зависимость как угроза здоровью обучающихся и способы её преодоления"
Статья студента ГБОУ СПО МО "Красногорский колледж" Терехова С.С. для выступления на научно - практической конференции: "Здоровая молодеж - здоровое общество". Актуальность темы настоящей статьи обусл...
Методическое сообщение "Сценическое волнение исполнителя и способы его преодоления"
Проблема эстрадного самочувствия музыканта-исполнителя занимает важное место в профессиональной деятельности представителей всех исполнительских специальностей. Она является одной из центральных в муз...
Причины эстрадного волнения и способы его преодоления
Часть моей дипломной работы о причинах эстрадного волнения и способах его преодоления. Работа написана на основании личного опыта....
"Стресс и способы его преодоления"
Данная разработка знакомит с понятием стресса и способами его преодоления....
Статья"Коммуникативные барьеры, носящие социальный и психологический характер"
В условиях человеческой коммуникации периодически возникают коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. Причинами этого являются различия в социальных, ...
Уроки межнационального взаимодействия в системе СПО как способ профилактики коммуникативных барьеров
Аннотация: статья посвящена освещению опыта создания среды эффективной интеграции иностранных обучающихся в российское общество через образовательный процесс на примере внедрения уроков межнационально...