Уроки межнационального взаимодействия в системе СПО как способ профилактики коммуникативных барьеров
статья
Аннотация: статья посвящена освещению опыта создания среды эффективной интеграции иностранных обучающихся в российское общество через образовательный процесс на примере внедрения уроков межнационального взаимодействия в СПб ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов».
В работе представлена система реализованных мероприятий с целью снижения уровня агрессии в молодёжной среде и преодоления коммуникативных барьеров, а также рекомендации по усовершенствованию системной работы с детьми-мигрантами с привлечением профильных специалистов. Описан опыт применения различных интерактивных методов организации работы с иностранными обучающимися – инофонами, билингвами.
Центральное место отведено интерактивным играм, в том числе настольным, организации и проведению конкурсов, акций, презентаций, деловых игр, ситуативного моделирования.
Ключевые слова: адаптация, интеграция, межнациональная интеракция, коммуникативный барьер, взаимодействие, толерантность, интерактивные формы, психологическое сопровождение, информационная поддержка, настольные игры, презентации, мигрантофобия, экстремальное поведение, профилактика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_mezhnatsionalnogo_vzaimodeystviya_melnik_i.v.docx | 215.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Мельник Ирина Владимировна,
преподаватель Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж Водных ресурсов»
Уроки межнационального взаимодействия в системе СПО
как способ профилактики коммуникативных барьеров
С ростом численности детей-мигрантов в системе среднего профессионального образования и их низким уровнем интеграции и социализации в российском обществе возникла необходимость в формировании активной среды межнациональной интеракции. Данная работа чрезвычайно актуальна, поскольку позволяет снизить уровень агрессии и экстремального поведения в молодёжной среде на национальной почве. Материалы апробированы на уроках истории, обществознания, литературы, на внеурочных занятиях и являются эффективным способом реализации программы воспитания для организаций среднего профессионального образования. Уроки межнационального взаимодействия имеют особое значение при формировании и развитии как общих, так и профессиональных компетенций обучающихся и представляет собой многокомпонентную работу по созданию учебно-воспитательного пространства для всестороннего развития личности подростков – граждан Российской Федерации и не являющихся таковыми. Комплексная работа включает в себя как индивидуальную работу с иностранными обучающимися и их родителями, так и коллективную работу с полным включением иностранных обучающихся в среду русскоговорящих обучающихся-граждан РФ через систему разноплановых мероприятий.
Такие мероприятия имеют высокий образовательный и воспитательный потенциал, поскольку создание среды для успешной социальной адаптации и интеграции иностранных обучающихся способствует формированию межнационального взаимодействия, преодоление коммуникативного шока и барьеров, а также профилактике асоциальных явлений среди молодёжи - экстремизма, терроризма и ксенофобии.
Чем больше жизнь учащихся наполнена разнообразными положительными эмоциями и богаче по содержанию, тем больше растет их интерес к саморазвитию и знаниям, тем плодотворнее и увлекательнее протекает образовательный процесс.
В целях улучшения взаимоотношений между студентами необходимо затрагивать вопросы, касающиеся терпимости и взаимного принятия друг друга, поскольку важнейшей составляющей поликультурного воспитания является толерантность.
Системная работа состоит из цикла мероприятий, главной целью которых является создание благоприятных условий для эффективного восприятия и осознания понятия «толерантность» всеми обучающимися нашего колледжа. Мероприятия реализуются с использованием различных интерактивных форм, методов и приемов, приоритетными из которых являются тренинги, акции, деловые игры, ситуативное моделирование.
К решению задач цикла мероприятий привлечены педагоги, проводящие специальные занятия на классных часах в рамках недели толерантности, а также на уроках истории и обществознания, направленные на ознакомление обучающихся с различными социологическими аспектами толерантного, терпимого отношения к иному мировоззрению, поведению, обычаям и т.д.. Ежегодно проводятся уроки на формирование межнациональной коммуникации и взаимодействия с целью профилактики различных форм дискриминации – уроки дружбы и знакомства с особенностями культур разных народов (презентации культур стран, гражданами которых являются обучающиеся, дегустация блюд национальной кухни, совместные экскурсии, выполнения заданий в микро-группах, игры). Такие уроки формируют устойчивые доверительные связи между обучающимися разных национальностей.
Активное использование невербального общения, дозированное количество публичных выступлений иностранных обучающихся на уроках, а также использование повышенного числа уточнений снижает уровень повышенного внимания к особенностям речи говорящего инофона, что, в свою очередь, не создаёт дискомфорта при общении в молодёжной среде. Особенно это важно на этапе адаптации в новой социальной группе.
На первом этапе адаптации инофонов очень важны мероприятия с минимальным активным говорением. На закрепление знаний о толерантности, ксенофобии, мигрантофобии, буллинга и с целью привлечения внимания к данным проблемам проводятся социальные PR-акции:
- акция «Хочешь изменить мир – начни с себя», участники которой на ладошках из бумаги одного цвета написали хорошие качества толерантной личности, а на ладошке другого цвета – те качества, которые следовало бы улучшить в себе;
- акция «Дерево счастья». Обучающиеся создали бумажное дерево, на которое прикрепили стикеры в форме яблок, где написали пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наше окружение, наше общество стали пространством дружелюбия;
- также в рамках ежегодной недели толерантности в холле колледжа проводятся выставки рекламных плакатов обучающихся «Мы против ксенофобии» – символов дружбы, интеракции и толерантности.
Дальнейшим этапом коммуникативной адаптации являются формы мероприятий с применением активного говорения. Уже традиционными стали мероприятия по содействию межкультурному диалогу с помощью игровых методик. В группах 1-2 курса, особенно в период адаптации, проводятся интерактивные игровые занятия с использованием настольной игры «Будем знакомы?», разработанной благотворительным фондом «ПСП-ФОНД» с целью расширения знаний о культуре и истории стран, представители которых обучаются в нашем колледже, - России, Таджикистана, Узбекистана. Во время игры инофонам проще рассказать о культуре своей страны, имея основания в виде правил игры, в которой социальные роли игроков меняются. Ребята имеют прекрасную возможность дать правильные ответы на вопросы на русском языке о своей стране без дискомфорта.
Содействие и сетевое взаимодействие в системной профилактической работе – важный фактор полноценной эффективной организации адаптационной образовательной среды для иностранных обучающихся - профессиональные консультации специалистов, помощь в организации мероприятий, получение раздаточного материала и др.. Помимо «ПСП-фонда», наш колледж активно сотрудничает с Центром по профилактике асоциального поведения молодежи «КОНТАКТ» Санкт-Петербурга. Так, для студентов первого курса традиционно проводятся театральные представления, например, показы социодрамы «А что если я …», организованных театральной студией Центра. Через театральные формы представляются истории про актуальные проблемы из жизни молодёжи и подростков: буллинг, угроза суицида, отношения с родителями и друзьями.
Наше учебное заведение систематические реализует аспекты образовательного процесса по социальной адаптации обучающихся разных национальностей, религиозных принадлежностей, учитывая многонациональный состав Российской Федерации, не только в пределах колледжа, но и вне его стен.
Наши студенты являются участниками и победителями многочисленных конкурсов, в частности, Международного конкурса фотографий «Мгновение из жизни мигрантов» (экоотряд «Волна» I место).
С 2019 года в колледже открыта собственная площадка для проведения ежегодной Международной просветительской акции «Большой этнографический диктант», которая направлена на гармонизацию межэтнических и межнациональных отношений, позволяет оценить и расширить знания обучающихся и населения в целом о народах, проживающих в России, и повысить общий уровень их этнокультурной грамотности.
Также в колледже эффективно работает воссозданный проект наставничества по межнациональным вопросам. Студенты-наставники старших курсов курируют иностранных обучающихся в вопросах организации учебного процесса: соблюдение устава колледжа, подготовка к занятиям и др.. В рамках проекта и воспитательной работы в колледже проводятся встречи иностранных обучающихся с представителями таджикской диаспоры Санкт-Петербурга, а также с Генеральным консулом Республики Таджикистан в Санкт-Петербурге Хомиджоном Назари.
Тем не менее, все реализованные мероприятия показали бы более высокую эффективность при наличии достаточной квалификации педагогических кадров колледжа в вопросах межнациональных отношений.
Созданная педагогами СПб. ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов» платформа учебно-воспитательной работы с обучающимися по формированию толерантного отношения в многонациональной подростковой среде успешно апробирована и даёт эффективный результат – снижение уровня конфликтности и агрессии на национальной почве. Как показала практика, уровень эффективной межнациональной коммуникации повышается благодаря применению инновационных форм, методов и технологий в проведении воспитательных мероприятий (акции, проекты, игры, социальная реклама, моделирование ситуации, коммуникативные встречи).
Список литературы.
- Агаджанов Ю.Г. Культура межнационального общения: сущность, структура, функции // Юридический вестник. 2015. № 1. С.37-42.
- Арутюнян Ю.В. О симптомах межэтнической интеграции в постсоветском обществе [Текст] / Ю. В. Арутюнян // Социологические исследования: Ежемесячный научный и общественно-политический журнал РАН. - 2007. - № 7. - С. 16-24.
- Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект Пресс, 2014. 286 с.
- Кагиян С.Г. Нация: этносоциальная общность или "согражданство"? // Философские науки. 2012. № 5. С.32-45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы по профилактике и предупреждению правонарушений среди учащихся»
Любое преступное поведение несовершеннолетнего является следствием социальной дезадаптации (отклонения в поведении). Подросток, у которого сформированы правосознание и нравственная культура, не пополн...
Бинарное взаимодействие в системе дополнительного профессионального образования
Сборник материалов Региональных педагогических чтений "Современные методы и технологии обучения и воспитания"Тюмень, 21 декабря 2017 года...
Групповые формы работы, как способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.
Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков.Коммуникация обеспечива...
Методическая разработка "Волонтерская деятельность как способ профилактики аддиктивного поведения подростка."
Аддиктивное поведение является многофакторным явлением, так как причины аддиктивности несовершеннолетних сложны и многоаспектны. Это в первую очередь общее ухудшение социально-экономической обстановки...
Статья "Использование физкультминуток на уроках как способ профилактики гиподинамии у обучающихся 2 класса"
Статья посвящена актуальной теме профилактики гиподиномиии у обучающихся начальных классов...
Коммуникативный барьер и способы его преодоления
Статья для преподавателей системы СПО...
Статья"Коммуникативные барьеры, носящие социальный и психологический характер"
В условиях человеческой коммуникации периодически возникают коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. Причинами этого являются различия в социальных, ...