"Взаимоотношения педагога, воспитателя и воспитанника как одно из условий психологического комфорта в коллективе"
статья
Одной из важных составляющих здоровья современного подростка является психологически комфортная среда в школьном коллективе
Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное, разностороннее развитие личности и ее главного потенциала – здоровья. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, в значительной степени определяются условиями его жизни и, условиями жизни в школе- интернате. На формирование здоровья учащихся непосредственное влияние оказывают условия внутришкольной среды, к числу которых относится психологический комфорт. И это особенно важно для детей и подростков проживающих в интернате. От того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психофизическое здоровье учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_usloviya_psihologicheskogo_komforta.docx | 16.71 КБ |
Предварительный просмотр:
СПБ ГБПОУ Академия Ледовых видов спорта Динамо Санкт-Петербург
2022 март
СТАТЬЯ
"Взаимоотношения педагога, воспитателя и воспитанника как одно из условий психологического комфорта в коллективе"
Ольга Станиславовна Фёдорова
Одной из важных составляющих здоровья современного подростка является психологически комфортная среда в школьном коллективе
Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное, разностороннее развитие личности и ее главного потенциала – здоровья. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, в значительной степени определяются условиями его жизни и, условиями жизни в школе- интернате. На формирование здоровья учащихся непосредственное влияние оказывают условия внутришкольной среды, к числу которых относится психологический комфорт. И это особенно важно для детей и подростков проживающих в интернате. От того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психофизическое здоровье учащихся.
Как уже говорилось, психологический комфорт – это условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Это атмосфера, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок, подросток либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.
Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощённости, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния. Климат в классе складывается из совокупности социально-психологических отношений ее участников, их социальных ролей, симпатий и антипатий, ценностных ориентации, умения сопрягать личные интересы с интересами других ее членов. Общей характеристикой психологического климата является духовная атмосфера, обеспечивающая сопричастность всех участников. Психологический климат всегда зависит от созданной в данное время атмосферы. Анализ отношений, выявляющий характер климата, проводится педагогом в нескольких направлениях. Прежде всего — это отношение к человеку как наивысшей ценности. Заботой о человеке должны быть пронизаны все сферы школьной жизни.
Психологическая комфортность необходима для успешного развития ребенка, подростка и усвоения им знаний. От нее зависит и физическое состояние детей. Создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьник переживает, находясь в образовательном учреждении.
Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У учащихся такими «мешающими» факторами являются:
- неуверенность в себе,
- повышенная утомляемость,
- замедленность темпа деятельности,
- повышенная потребность во внимании,
- повышенная двигательная активность,
- трудности в переключении с одного вида деятельности на другой,
- дефицит эмоциональной отзывчивости по отношению к другим людям,
- неспособность доверять другим.
У педагогов факторами возникновения дискомфорта выступают:
- постоянное оценивание со стороны различных людей,
- высокий уровень ответственности,
- тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся,
- физическая и психологическая напряженность труда. Психологический комфорт во многом зависит от психологического здоровья педагога. Ни для кого не секрет, что наша профессия относится к разряду стрессогенных и требует больших резервов самообладания и саморегуляции.
Все это, безусловно, влияет на эмоциональную атмосферу, психологический климат в коллективе и эти факторы необходимо учитывать в своей работе.
Источником психологического комфорта в классе является взаимосвязь, взаимоотношения «педагог-ученик», «воспитатель-воспитанник». Эти взаимоотношения должны быть построены на основе взаимного доверия, понимания и любви. Есть мнение, что любовь ребенок должен получать в семье, к школе это чувство не имеет никакого отношения. Но мне кажется, что без любви к ребенку нельзя дать ему то душевное тепло, к которому он стремится. Ребенок становится счастливым, когда ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь. Тогда отношения педагога и учеников характеризуются такими качествами, как доверие, уважение, требовательность, справедливость, доброта.. К средствам влияния на психологический климат относятся демонстрация доброжелательности, знаки внимания, дизайн, интерьер, музыка, разнообразные занимательные формы работы на уроке и во внеурочное время, элементы природы, речевые, пластические и мимические средства.
Ни в одной другой профессиональной деятельности личные качества не являются столь важным фактором, как в работе педагога, в частности в деятельности воспитателя. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости – важнейшие нравственные качества педагога, которые определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. Как педагог относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет – все это оказывает воздействие на отношение учащихся к педагогу.
Характер сложившихся отношений «педагог-ученик , воспитатель-воспитанник влияет на эффективность всей учебно-воспитательной работы. Установившееся отношения могут как благоприятствовать педагогическому процессу, так и затруднять его, могут стимулировать процесс учения и интерес к нему, а могут их тормозить.
Есть несколько правил, заповедей воспитания, соблюдение которых может помочь в создании благоприятного психологического климата в коллективе.
Не навредите! Ищите в детях хорошее.
Хорошее настроение и уверенное спокойствие приведет к намеченной цели. Педагог должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и готовностью к действию. Ему должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
Учитывайте уровень развития своего воспитанника, его эмоционально-личностные и физиологические особенности. Педагог должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать ту или иную ситуацию.
Предоставляйте больше самостоятельности ребенку.
Признавайте право воспитанника на ошибку. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем несмотря на его оплошность.
Создайте условия для осознанной деятельности воспитанника.
Создавайте ситуации успеха. Замечайте и отмечайте малейший успех ученика. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру воспитателя в свои силы.
Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, ищите разумные пути его разрешения.
Защищайте всех членов классного коллектива, ни один ученик не должен чувствовать себя обособленным и беззащитным.
Умейте быть сдержанным в движениях и словах.
В своей работе я стараюсь, чтобы каждый ученик в моем классе чувствовал себя спокойно и уверенно. Во время занятий стараюсь создать положительный эмоциональный тон, атмосферу доброжелательности, которая помогает снимать невзгоды, разрушающие здоровье детей – это и «эмоциональные поглаживания», одобрения, добрый, ласковый тон, похвалы, шутки. Так как способности у детей разные, дети получают дифференцированные задания, чтобы успех, чувство радости почувствовал каждый обучающийся. Стараюсь создавать необходимую в работе с детьми ситуацию успеха, чтобы при максимальной требовательности к ним не подавить их активность, сохранить в них самоуважение и чувство собственного достоинства, стимулировать их творческую активность.
В нашей школе много детей живут в интернате от каникул и до каникул. Школа- это их второй дом, где им должно быть уютно, светло, тепло и комфортно. Забота о воспитании и укреплении здоровья ребенка постоянно находится в центре внимания интерната.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сотрудничество Ребенок – Педагог – Воспитатель – Родитель с одаренными детьми в условиях интерната».
Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) была создана Указом Президента РС(Я) М. Е. Николаева от 30.01.93г. «О государственной поддержке сферы культуры и и...
Школа психологического комфорта
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса...
Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».
Мастер-класс направлен на повышение профессионального мастерства педагогов – через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стаби...
Социальный проект «Содействие созданию обстановки психологического комфорта».
Название проекта: «Содействие созданию обстановки психологического комфорта».Направление проекта: Создание в техникуме обстановки психологического комфорта, содействие в сохранении и...
Доклад"Музыка как средство психологического комфорта".
Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе воспитателя с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фо...
Доклад «Психологический комфорт на занятии как условие развития личности студента»
Одним из составляющих компонентов здоровьесберегающих технологий, используемых на занятии, является поддержание положительного психологического климата коллектива во время урока.Психологический климат...
Доклад «Психологический комфорт на занятии как условие развития личности студента»
Одним из составляющих компонентов здоровьесберегающих технологий, используемых на занятии, является поддержание положительного психологического климата коллектива во время урока.Психологический климат...