Доклад"Музыка как средство психологического комфорта".
консультация на тему
Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе воспитателя с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с воспитателем и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.
Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_kak_sredstvo_psihologicheskogo_komforta.docx | 16.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка как средство психологического комфорта.
Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе воспитателя с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с воспитателем и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.
Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности.
Посредством атмосферы осуществляется влияние на климат, его создание и поддержание. Всякий раз воспитателя при встрече с детьми должна заботить атмосфера, царящая в их взаимоотношениях. Изменяя обстоятельства и условия встречи, первоначально воспринимаемые как неблагоприятные, воспитатель изменяет атмосферу, а, следовательно, и влияет на улучшение и закрепление в группе благоприятного климата. Психологический климат всегда зависит от созданной в данное время атмосферы.
Наличие благоприятного климата в группе обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества, поэтому воспитателю следует шире использовать разнообразные средства, влияющие на создание творческой атмосферы и благоприятного климата. Одним из таких средств является музыка, которая подбирается специально для различных видов деятельности и возрастных групп.
Одним из интереснейших и перспективных направлений применения музыки в ДОУ является музыкотерапия, под которой подразумевается создание такого музыкального занятия и подбора репертуара, который наиболее эффективно способствовал бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности. Это направление носит так же и профилактическую направленность и может широко применяться в работе со здоровыми детьми.
В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия.
Цель занятий с использованием музыкотерапии состоит в создании положительного эмоционального фона снятия фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей, вследствие резкого изменения социального и личностного статуса; стимуляции двигательной функции; развитии и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), их способностей; растормаживании речевой функции.
Интегрируясь с образовательной областью «Физическое развитие», музыкальное воспитание подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Для создания психологического комфорта в группе, утром воспитатель предусмотрительно подбирает и включает мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо, комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми. Терапевтический эффект музыки может быть в значительной мере усилен, если применять словесный комментарий определённой музыкальной композиции, вызывающий соответствующие ассоциации у детей в конкретной двигательно-игровой ситуации. При восприятии музыки происходят изменения в центральной нервной системе. Негромкая мелодичная музыка оказывает успокаивающее воздействие, энергичная музыка с четким ритмом умеренной громкости дает тонизирующий эффект; мажорная музыка с быстрым темпом учащает пульс и увеличивает тонус мышц; музыка влияет на общую подвижность и координацию организма; музыка изменяет восприятие времени; музыка может улучшить память и запоминание информации. В непосредственной образовательной деятельности в области физического развития, связанного с физическими упражнениями, музыка может служить вспомогательным средством, облегчающим реагирование подавленных эмоций, как негативных, так и скрытых по каким-либо причинам позитивных эмоций – радости, страха, агрессии и т. д., а также способствовать лучшему запоминанию упражнений и овладению двигательными действиями.
Для расслабления, для приятного погружения в дневной сон рекомендуется использовать благотворное влияние мелодичной классической и современной релаксационной музыки, наполненной звуками природы (голоса птиц, шелест листьев, стрекотание насекомых, журчание ручейка, шум морских волн и крик дельфинов.) Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются, а спокойная, нежная музыка помогает им заснуть.
Особое внимание следует уделять музыкально-рефлекторному пробуждению детей после сна. Для этого следует использовать тихую, спокойную, нежную, легкую, музыку. Услышав звучание привычной музыки, дети легко и спокойно переходят из состояния полного покоя к активной деятельности. Также можно проводить комплексы упражнений под музыку, лежа в кроватях,таким образом, при помощи музыкотерапии можно, сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение детей, а также моделировать их эмоции.
Занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. Активная музыкотерапия даёт возможность для ребенка не только занимательно провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоить необходимые умения и навыки, сохранить физическое и психическое здоровье, а также создать предпосылки для сознательного ведения здорового образа жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дают огромный положительный эффект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«МУЗЫКА – КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте...
Школа психологического комфорта
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса...
Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».
Мастер-класс направлен на повышение профессионального мастерства педагогов – через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стаби...
Социальный проект «Содействие созданию обстановки психологического комфорта».
Название проекта: «Содействие созданию обстановки психологического комфорта».Направление проекта: Создание в техникуме обстановки психологического комфорта, содействие в сохранении и...
«Психологический комфорт на уроке как фактор повышения успеваемости детей с ОВЗ»
Здравствуйте уважаемые коллеги. Я очень рада вас видеть в нашей школе. Тихое озероСлайд 1. «Сядьте удобнее, расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и сп...
"Взаимоотношения педагога, воспитателя и воспитанника как одно из условий психологического комфорта в коллективе"
Одной из важных составляющих здоровья современного подростка является психологически комфортная среда в школьном коллективе Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и ...
Доклад «Психологический комфорт на занятии как условие развития личности студента»
Одним из составляющих компонентов здоровьесберегающих технологий, используемых на занятии, является поддержание положительного психологического климата коллектива во время урока.Психологический климат...