Доклад"Музыка как средство психологического комфорта".
консультация на тему
Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе воспитателя с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с воспитателем и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.
Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_kak_sredstvo_psihologicheskogo_komforta.docx | 16.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка как средство психологического комфорта.
Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе воспитателя с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с воспитателем и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.
Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности.
Посредством атмосферы осуществляется влияние на климат, его создание и поддержание. Всякий раз воспитателя при встрече с детьми должна заботить атмосфера, царящая в их взаимоотношениях. Изменяя обстоятельства и условия встречи, первоначально воспринимаемые как неблагоприятные, воспитатель изменяет атмосферу, а, следовательно, и влияет на улучшение и закрепление в группе благоприятного климата. Психологический климат всегда зависит от созданной в данное время атмосферы.
Наличие благоприятного климата в группе обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества, поэтому воспитателю следует шире использовать разнообразные средства, влияющие на создание творческой атмосферы и благоприятного климата. Одним из таких средств является музыка, которая подбирается специально для различных видов деятельности и возрастных групп.
Одним из интереснейших и перспективных направлений применения музыки в ДОУ является музыкотерапия, под которой подразумевается создание такого музыкального занятия и подбора репертуара, который наиболее эффективно способствовал бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности. Это направление носит так же и профилактическую направленность и может широко применяться в работе со здоровыми детьми.
В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия.
Цель занятий с использованием музыкотерапии состоит в создании положительного эмоционального фона снятия фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей, вследствие резкого изменения социального и личностного статуса; стимуляции двигательной функции; развитии и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), их способностей; растормаживании речевой функции.
Интегрируясь с образовательной областью «Физическое развитие», музыкальное воспитание подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Для создания психологического комфорта в группе, утром воспитатель предусмотрительно подбирает и включает мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо, комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми. Терапевтический эффект музыки может быть в значительной мере усилен, если применять словесный комментарий определённой музыкальной композиции, вызывающий соответствующие ассоциации у детей в конкретной двигательно-игровой ситуации. При восприятии музыки происходят изменения в центральной нервной системе. Негромкая мелодичная музыка оказывает успокаивающее воздействие, энергичная музыка с четким ритмом умеренной громкости дает тонизирующий эффект; мажорная музыка с быстрым темпом учащает пульс и увеличивает тонус мышц; музыка влияет на общую подвижность и координацию организма; музыка изменяет восприятие времени; музыка может улучшить память и запоминание информации. В непосредственной образовательной деятельности в области физического развития, связанного с физическими упражнениями, музыка может служить вспомогательным средством, облегчающим реагирование подавленных эмоций, как негативных, так и скрытых по каким-либо причинам позитивных эмоций – радости, страха, агрессии и т. д., а также способствовать лучшему запоминанию упражнений и овладению двигательными действиями.
Для расслабления, для приятного погружения в дневной сон рекомендуется использовать благотворное влияние мелодичной классической и современной релаксационной музыки, наполненной звуками природы (голоса птиц, шелест листьев, стрекотание насекомых, журчание ручейка, шум морских волн и крик дельфинов.) Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются, а спокойная, нежная музыка помогает им заснуть.
Особое внимание следует уделять музыкально-рефлекторному пробуждению детей после сна. Для этого следует использовать тихую, спокойную, нежную, легкую, музыку. Услышав звучание привычной музыки, дети легко и спокойно переходят из состояния полного покоя к активной деятельности. Также можно проводить комплексы упражнений под музыку, лежа в кроватях,таким образом, при помощи музыкотерапии можно, сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение детей, а также моделировать их эмоции.
Занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. Активная музыкотерапия даёт возможность для ребенка не только занимательно провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоить необходимые умения и навыки, сохранить физическое и психическое здоровье, а также создать предпосылки для сознательного ведения здорового образа жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дают огромный положительный эффект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа психологического комфорта
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса...
Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».
Мастер-класс направлен на повышение профессионального мастерства педагогов – через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стаби...
Социальный проект «Содействие созданию обстановки психологического комфорта».
Название проекта: «Содействие созданию обстановки психологического комфорта».Направление проекта: Создание в техникуме обстановки психологического комфорта, содействие в сохранении и...
«Психологический комфорт на уроке как фактор повышения успеваемости детей с ОВЗ»
Здравствуйте уважаемые коллеги. Я очень рада вас видеть в нашей школе. Тихое озероСлайд 1. «Сядьте удобнее, расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и сп...
"Взаимоотношения педагога, воспитателя и воспитанника как одно из условий психологического комфорта в коллективе"
Одной из важных составляющих здоровья современного подростка является психологически комфортная среда в школьном коллективе Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и ...
Доклад «Психологический комфорт на занятии как условие развития личности студента»
Одним из составляющих компонентов здоровьесберегающих технологий, используемых на занятии, является поддержание положительного психологического климата коллектива во время урока.Психологический климат...
Доклад «Психологический комфорт на занятии как условие развития личности студента»
Одним из составляющих компонентов здоровьесберегающих технологий, используемых на занятии, является поддержание положительного психологического климата коллектива во время урока.Психологический климат...