Элективный курс "Твое здоровье"
элективный курс
Курс «Твое здоровье» посвящен актуальной проблеме восстановления здоровья часто и длительно болеющих людей, который опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении анатомии, физиологии, ботаники, экологии и химии. В нем содержится полезная информация по вопросам связанных с охраной здоровья детей и взрослых, а также советы и рекомендации по оказанию первой медицинской помощи, приготовлению и использованию лекарственного сырья, микроклимате и личной гигиене. Курс предназначен для учащихся 9 классов, программа которого рассчитана на 9 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_-_tvoe_zdorove.doc | 67.5 КБ |
nasledstvennye_zabolevaniya_cheloveka.ppt | 800.5 КБ |
beremennost.ppt | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Курс «Твое здоровье» посвящен актуальной проблеме восстановления здоровья часто и длительно болеющих людей, который опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении анатомии, физиологии, ботаники, экологии и химии. В нем содержится полезная информация по вопросам связанных с охраной здоровья детей и взрослых, а также советы и рекомендации по оказанию первой медицинской помощи, приготовлению и использованию лекарственного сырья, микроклимате и личной гигиене.
Курс предназначен для учащихся 9 классов, программа которого рассчитана
на 9 часов.
Цель курса: формирование у учащихся устойчивого интереса к данным предметам – выявления и развития исследовательских способностей, подготовку к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Задачи курса:
- Повысить теоретический уровень знаний учащихся по биологии.
- Вооружить практическими умениями и навыками выполнения практических работ.
- Способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении таких предметов, как экология, химия и биология.
- Создание условий для творческой самореализации, подготовка к ведению и оформлению исследовательской (проектной) работы.
К концу прохождения курса учащийся должен знать:
- Способы оказание доврачебной помощи при различных заболеваниях, поражениях, отравлениях.
- Оказание первой помощи без лекарств. Приемы антистрессового массажа.
- Дикорастущие растения в области питания.
- Способы хранения пищевых продуктов и их кулинарная обработка.
- Содержание микроэлементов в растениях.
- Сбор, сушка, хранение и применение на практике лекарственных растений.
- Режим дня, личную гигиену, правильное дыхание и питание, процессы закаливания организма.
- Влияние микроклимата на состояние здоровья ребенка и взрослого человека.
Ученик должен уметь:
- Оказывать доврачебную помощь пострадавшему человеку.
- Соблюдать гигиену души и тела.
- Работать с дополнительными источниками информации.
- Интерпретировать полученные результаты.
Планирование элективного курса «Твое здоровье»
№ | Тема | Количество часов | Виды деятельности |
1 | Введение «Твое здоровье» | 1 | Рассказ, беседа, организация исследовательских работ; решение проблемных ситуаций |
2 | Домашняя «скорая» | 2 | Беседа, рассказ, лекция, практические занятия, решение познавательных задач, поисковая беседа |
3 | Аптека в лесу и на кухне | 3 | Беседа, рассказ, лекция, практические занятия, решение познавательных и экспериментальных задач |
4 | Микроклимат | 1 | Беседа, рассказ, лекция, практические занятия, решение познавательных задач, экспериментальных задач с экологическим содержанием или экскурсия |
5 | Личная гигиена | 1 | Беседа, рассказ, лекция, практические занятия, решение познавательных задач, исследовательская деятельность, тестирование |
6 | Семинар «За круглым столом» | 1 | Защита исследовательских или проектных работ |
Всего: 9 часов
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № занятия | Название темы | Дата проведения | Корректировка |
1 | 1 | Введение «Твое здоровье» | ||
2 | 2-3 | Домашняя «скорая» | ||
3 | 4-6 | Аптека в лесу и на кухне | ||
4 | 7 | Микроклимат | ||
5 | 8 | Личная гигиена | ||
6 | 9 | Семинар «За круглым столом» |
Содержание программы
Тема 1. Введение «Твое здоровье» (1ч)
Значение здоровья в жизни человека. Понятие медицина. Представление о способах лечения в Древнем Китае, в Древнем Египте, об истории исследований полезных растений Сибири.
Демонстрация: гербарных экземпляров, комплектов цветных открыток, натуральных объектов, рисунков растений и животных, таблиц, слайдов.
Тема 2. Домашняя «скорая» (2ч)
Оказание доврачебной помощи при распространенных заболеваниях (простудных, сердечнососудистых, дыхательных и др.), поражениях электрическим током, укусами змей, пчел, бешенных животных; при отравлении токсинами ядовитых растений, препаратами бытовой химии, лекарственными препаратами, этиловым алкоголем и его суррогатами, угарным газом, слезоточивым газом, ядохимикатами; при пищевых отравлениях; при попадании инородных тел в дыхательные пути.
Оказание первой помощи без лекарств. Приемы антистрессового массажа
Демонстрация: гербарных экземпляров, таблиц, рисунков, фотографий растений и животных (слайдов).
Практическая часть: 1. Экспериментально обосновать оказание первой медицинской помощи при небольшом венозном и капиллярном кровотечении
2. Доказать процесс понижения давления крови на стенки сосудов при поднятии верхней конечности.
3. Наложить жгут на поврежденную верхнюю конечность и проанализировать последствия слишком слабо наложенного жгута.
Тема 3. Аптека в лесу и на кухне (3ч)
Развитие представлений о фитотерапии, гомеопатии, диетотерапии, биоэнергии. Астрология здоровья. Дикорастущие растения в области питания. Понятие «живая» вода, минеральные воды и вещества, необходимые организму для жизнедеятельности.
Способы хранения пищевых продуктов и их кулинарная обработка. Понятие несовместимости продуктов.
Содержание микроэлементов в растениях. Сбор, сушка, хранение и применение на практике лекарственных растений. Целебные растения на подоконнике.
Демонстрация: гербарных экземпляров, комплектов цветных открыток, натуральных объектов, рисунков растений, таблиц.
Практическая часть: 4. Определить значение воды при мышечном сокращении.
Тема 4. Микроклимат (1ч)
Понятие микроклимат. Представления о радиационном фоне, радиационной безопасности, лучевой болезни, влиянии шума, духоты помещения и телевизора на состояние здоровья ребенка и взрослого человека.
Демонстрация: гербарные экземпляры древесных растений (сосна, береза и др. ),
Практическая часть: 5. Определить чувствительность слуха.
Или
Экскурсия в лес, на автотрассу, или компрессорный отдел станции.
Тема 5. Личная гигиена (1ч)
Понятие о режиме дня, личной гигиены, правильного питания, психогигиены, закаливания в подростковом и юношеском возрасте. Обувь. Одежда. Правильное дыхание. Заразные заболевания и их распространение. Понятие эпидемиология. Дезинфекция. Тест на состояние своего здоровья.
Демонстрация: модель щитовидного хряща, таблицы
Практическая часть: 6. Проверить проходимость воздуха через носовые ходы.
7. Проанализировать процесс движения щитовидного хряща при глотании
8. Определить какая часть воздуха приходится на долю кислорода в учебном кабинете
Тема 6. Семинар «За круглым столом» (1ч)
Защита исследовательских работ: 1) Изучение шумовой завесы, например, на перемене, в разных кабинетах школы, на улице; 2) Изучение радиационной обстановки в классах, жилых объектах и др.; 3) Экологогигиеническая оценка учебных помещений; 4) Определение запыленности воздуха в помещении; и другое.
или защита проектных работ: 1) Аптека на окне; 2) Аптека в огороде; и др.
Литература.
- Великорецкий А.Н. Первая помощь до прихода врача.- М.: Медицина,1966.-62с.
- Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.- 160 с.
- Домашняя медицинская энциклопедия. Гл.ред. Покровский.- М.: Медицина, 1993.-496с.
- Мартынов С.М. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 224с.
- Пугал Н.А., Лаврова В.Н., Зверев И.Д. Практикум по курсу «Основы экологии». Учебно-методический комплект.- М.: Просвещение, 1999.-38с.
- Сурин Л.Н. Травы целебные.- Свердловск: Сред.-Урал, 1991.- 192с.
- Ужегов Генрих Первоочередные меры при детских болезнях и травмах.-М.: ООО«Издательство АСТ»; Донецк «Издательство Сталкер», 2002.-392с.
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Медицина / Сост. Н.Ю. Буянова.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.-480с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нейрофиброматоз
Нейрофиброматоз Причины нейрофиброматоза Заболевание обусловлено мутацией гена «нф1» в 17q-хромосоме. Мужчины и женщины поражаются одинаково часто. Примерно половина случаев — следствие новых мутаций. Существует предположение, что ген «нф1» входит в группу генов, подавляющих рост опухолей. Снижение или отсутствие белка нейрофибромина, выработка которого контролируется геном "нф1" приводит к перерождению клеток. Радикального лечения нейрофиброматоза пока не предложено.
Синдром Дауна
Характерные черты, обычно сопутствующие синдрому Дауна Обычно синдрому Дауна сопутствуют следующие внешние признаки (согласно данным из брошюры центра «Даунсайд Ап»): «плоское лицо» — 90 % брахицефалия (аномальное укорочение черепа) — 81 % кожная складка на шее у новорожденных — 81 % эпикантус (вертикальная кожная складка, прикрывающая медиальный угол глазной щели) — 80 % гиперподвижность суставов — 80 % мышечная гипотония — 80 % плоский затылок — 78 % короткие конечности — 70 % брахимезофалангия (укорочение всех пальцев за счет недоразвития средних фаланг) — 70 % катаракта в возрасте старше 8 лет — 66 % открытый рот (в связи с низким тонусом мышц и особым строением нёба) — 65 % зубные аномалии — 65 % клинодактилия 5-го пальца (искривлённый мизинец) — 60 % аркообразное («готическое») нёбо — 58 % плоская переносица — 52 % бороздчатый язык — 50 % поперечная ладонная складка (называемая также «обезьяньей») — 45 % короткая широкая шея — 45 % ВПС (врождённый порок сердца) — 40 % короткий нос — 40 % страбизм ( косоглазие ) — 29 % деформация грудной клетки, килевидная или воронкообразная — 27 % пигментные пятна по краю радужки = пятна Брушфильда — 19 % эписиндром — 8 % стеноз или атрезия 12-перстной кишки — 8 % врождённый лейкоз — 8 %. Точная диагностика возможна на основании анализа крови на кариотип . На основании исключительно внешних признаков постановка диагноза невозможна.
Продолжительность жизни взрослых с синдромом Дауна увеличилась — на сегодняшний день нормальная продолжительность жизни более 50 лет. Многие люди с данным синдромом вступают в браки. У мужчин наблюдается ограниченное число сперматозоидов, большинство мужчин с синдромом Дауна бесплодны. У женщин наблюдаются регулярные месячные. По крайней мере 50 % женщин с синдромом Дауна могут иметь детей. 35-50 % детей, рождённых от матерей с синдромом Дауна, рождаются с синдромом Дауна или другими отклонениями. [10] Есть данные, что больные синдромом Дауна реже имеют раковые опухоли. Видимо, 21-ая хромосома содержит ген-«глушитель опухолей», и наличие третьей копии гена обеспечивает дополнительную защиту против рака . [11]
Синдром Патау
Синдром Патау При синдроме Патау наблюдаются тяжелые врожденные пороки. Дети с синдромом Патау рождаются с массой тела ниже нормы (2500 г нарушение развития различных отделов ЦНС , низкий скошенный лоб, суженные глазные щели, расстояние между которыми уменьшено, микрофтальмия и колобома , помутнение роговицы , запавшая переносица, широкое основание носа, деформированные ушные раковины, расщелина верхней губы и нёба, полидактилия , флексорное положение кистей, короткая шея. У 80 % новорожденных встречаются пороки развития сердца Оставшиеся в живых страдают глубокой идиотией.
Синдром Эдвардса
Синдром Эдвардса Дети с трисомией 18 чаще рождаются у пожилых матерей, взаимосвязь с возрастом матери менее выражена, чем в случаях трисомии хромосомы 21 и 13. Для женщин старше 45 лет риск родить больного ребенка составляет 0,7 %. Девочки с синдромом Эдвардса рождаются в три раза чаще мальчиков. второе по частоте после болезни Дауна хромосомное заболевание , характеризуется комплексом множественных пороков развития и трисомией 18 хромосомы.
Синдром Эдвардса Дети с трисомией 18 рождаются с низким, в среднем 2177 г, весом. При этом длительность беременности — нормальная или даже превышает норму. Фенотипические проявления синдрома Эдвардса многообразны. Чаще всего возникают аномалии мозгового и лицевого черепа , мозговой череп имеет долихоцефалическую форму. Нижняя челюсть и ротовое отверстие маленькие. Глазные щели узкие и короткие. Ушные раковины деформированы и в подавляющем большинстве случаев расположены низко, несколько вытянуты в горизонтальной плоскости. Мочка, а часто и козелок отсутствуют. Наружный слуховой проход сужен, иногда отсутствует. Грудина короткая, из-за чего межреберные промежутки уменьшены и грудная клетка шире и короче нормальной. В 80 % случаев наблюдается аномальное развитие стопы: пятка резко выступает, свод провисает (стопа-качалка), большой палец утолщен и укорочен. Из дефектов внутренних органов наиболее часто отмечаются пороки сердца и крупных сосудов
Синдром Тернера Нарушение формирования половых желез при синдроме Тернера обусловлено отсутствием или структурными дефектами одной половой хромосомы (X-хромосомы). Это приводит к выраженной недостаточности женских половых гормонов, половому недоразвитию, у большинства больных — к первичной аменорее (отсутствию менструаций ) и бесплодию . Рост организма останавливается
Синдром Тернера Четкой связи возникновения синдрома Тернера с возрастом и какими-либо заболеваниями родителей не выявлено. Однако беременности обычно осложняются токсикозом , угрозой выкидыша , а роды часто бывают преждевременными и патологическими. Особенности беременностей и родов, заканчивающихся рождением ребенка с синдромом Тернера, — следствие хромосомной патологии плода. Нарушение формирования половых желез при синдроме Тернера обусловлено отсутствием или структурными дефектами одной половой хромосомы (X-хромосомы).
Синдром Вольфа — Хиршхорна
Синдром Вольфа — Хиршхорна Среди внешних признаков могут отмечаться: микроцефалия, клювовидный нос, эпикант, антимонголоидный разрез глаз (опущение наружных углов глазных щелей), аномальные ушные раковины, расщелина верхней губы и нёба, маленький рот, деформация стоп и др. Частота этого синдрома низкая — 1 : 50000 рождений. Средняя продолжительность жизни примерно до 30 лет (в России зафиксирована максимальная продолжительность жизни 25 лет), при тяжёлых пороках сердца, почек продолжительность жизни может составлять не более одного года.
Синдром Вольфа — Хиршхорна Болезнь характеризуется задержкой умственного и психомоторного развития. Также могут проявляться в большинстве случаев тяжелейшие пороки сердца, почек. У новорождённых небольшой вес при нормальной продолжительности беременности (до 2 кг).
Синдром "кошачьего крика"
Синдром "кошачьего крика" Диагностическими признаками заболевания являются: микроцефалия, необычный крик или плач, напоминающий мяуканье кошки (особенно в первые недели после рождения); антимонголоидный разрез глаз, косоглазие, лунообразное лицо, гипертелоризм, широкая переносица. Ушные раковины низко посажены и деформированы. Умственная отсталость в стадии имбецильности. Нужно отметить, что такие признаки как лунообразное лицо и кошачий крик с возрастом сглаживаются, а микроцефалия и косоглазие выявляются более отчетливо. Продолжительность жизни зависит оттяжести врожденных пороков развития внутренних органов.
Синдром Лангера-Гидиона
Синдром Лангера-Гидиона тонкие и редкие волосы, бульбообразныйнос, конические эпифизы фаланг пальцев, множественные хрящевые экзостозы. Кроме этих признаков больные имеют ряд микроаномалий: широкие редкие брови, глубоко посаженые глаза, макростомию, нарушение прорезывания и расположения зубов, микрогнатию, большие и низко расположенные ушные раковины. Множественные хрящевые экзостозы проявляются до 4-х лет и располагаются везде, где есть хрящи, причем их рост усиливается в периоды активного роста организма и прекращается в возрасте 18-20 лет. У новорожденных бывает избыточная кожа. Отмечается умственная отсталость различной степени, задержка речевого развития.
Ретинобластома.
Ретинобластома. Больные с ретинобластомой - злокачественной опухолью сетчатки глаза, составляют 0,6-0,8% от числавсех больных с онкозаболеваниями. Это первая опухоль, для которой установлена связь с хромосомной патологией Заболевание обычно начинается в возрасте около 1,5 лет и первыми признаками являются свечение зрачков, вялая реакция зрачка на свет, а затем и снижение зрения вплоть до слепоты. Осложнениями ретинобластомы являются отслойка сетчатки, вторичная глаукома.
Синдром Вернера
Синдром Вернера преждевременное поседение иоблысение, атрофия подкожной жировой клетчатки и мышечной ткани, склеродермия, катаракта, ранний атеросклероз, эндокринная патология (сахарный диабет). Характерны бесплодие, гинекомастия, аменорея, высокий голос, склонность к злокачественным новообразованиям. Больные умирают в возрасте 30-40 лет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЕРВЫЙ ТРИМЕСТР БЕРЕМЕННОСТИ 4 НЕДЕЛИ БЕРЕМЕННОСТИ У ребёнка сформирована голова - Формируются сердце, ручки и ножки. Устанавливается кровообращение, которое видно на ультразвуке. - Формируется мозг и позвоночник
6 НЕДЕЛЬ - Сердце теперь имеет четыре отделения. - Формируются пальчики на руках и ногах - Рефлекторная активность начинается с формирования мозга и нервной системы. - Начинают быть видны глаза, уши, челюсть; формируются лёгкие, желудок и печень.
8 НЕДЕЛЬ БЕРЕМЕННОСТИ - Присутствуют все важные части тела ребёнка, хотя они ещё не полностью сформированы. - Хорошо заметны глазки, уши, руки и ножки ребёнка. - Продолжают формироваться мышцы и скелет ребёнка. - Нервная система всё более усовершенствовается.
10 НЕДЕЛЬ БЕРЕМЕННОСТИ - Пальцы на руках и ногах уже имеют ногти. - Малыш начинает двигаться в животе матери. Но она этого пока ещё не чувствует. - Сердцебиение ребёнка может быть услышано специальным стетоскопом. - Присутствуют все важные органы человека - Продолжают развиваться мышцы
12 НЕДЕЛЬ БЕРЕМЕННОСТИ - Ребёнок начинает глотать, почки производят мочу, кровь образуется внутри костей. - Сформировавшиеся мышцы позволяют ребёнку делать полные движения - Сформированы веки малыша. - Можно определить пол ребёнка
ВТОРОЙ ТРИМЕСТР БЕРЕМЕННОСТИ 14 НЕДЕЛЬ БЕРЕМЕННОСТИ Сформирована голова, руки и ноги человека. - Кожа ребёнка выглядет прозрачной. - Начинают расти волосы на голове ребёнка - Движения малыша становятся всё более скоординированные
16 НЕДЕЛЬ БЕРЕМЕННОСТИ - Кожа ребёнка розовая, хорошо видны ушки. - Хорошо видны все части тела и лицо ребёнка. - Малыш может моргать, производит хватательные движения и открывает ротик. - Продолжает активно толкаться в животе мамы.
18 НЕДЕЛЬ БЕРЕМЕННОСТИ Все системы органов уже сформированы, и начинается период их роста. - Кожа плода покрыта специальной защитной смазкой. - Появляются дыхательные движения, однако, их недостаточно для выполнения нормальной функции легких. - К этому времени мать начинает ощущать движения плода. - Пол ребенка возможно определить с помощью УЗИ.
20 НЕДЕЛЬ БЕРЕМЕННОСТИ - Развиваются пальчики, появляется некоторое количество волос на головке и тельце. - Ребенок сосет пальчик и становится более подвижным. - Это период быстрого развития головного мозга. - Сердцебиение плода можно выслушать при помощи стетоскопа. - Начинают работать почки. - Однако, у ребенка, появившегося на свет в этот срок, все еще мало шансов выжить вне утробы матери.
22 НЕДЕЛИ БЕРЕМЕННОСТИ - Происходит окостенение слуховых косточек, которые теперь способны проводить звуки. - Ребенок слышит маму: ее дыхание, биение сердца и голос. - Начинают формироваться жировые отложения. - Это период интенсивной прибавки в весе. - Легкие развиваются настолько, что ребенок может выжить вне утробы матери, но лишь в условиях палаты интенсивной терапии. - У таких детей возможны расстройства функционирования органов, что требует длительного нахождения в палате интенсивной терапии.
ТРЕТИЙ ТРИМЕСТР БЕРЕМЕННОСТИ 24 НЕДЕЛИ БЕРЕМЕННОСТИ Ребенок реагирует как на внешние звуки, так и на звуки, возникающие внутри матки. - Улучшаются рефлекторные движения, а движения тела становятся более сильными. - Продолжают свое развитие легкие. - Ребенок теперь засыпает и просыпается. - Кожа становится красноватой и покрывается морщинками и тонкими волосиками. - Приблизительно восемь из десяти детей, рождающихся в этот срок, выживают (в палатах ИТ)
26 НЕДЕЛЬ БЕРЕМЕННОСТИ - Губы и ротик становятся более чувствительными. - Глазки приоткрываются и способны воспринимать свет. - Характеристики мозговых импульсов сравнимы с таковыми у доношенных детей. - Около девяти из десяти родившихся на этом сроке детей продолжают жить (в палатах ИТ).
28 НЕДЕЛЬ БЕРЕМЕННОСТИ Легкие способны дышать обычным воздухом, но помощь медиков все еще требуется. - Ребенок открывает и закрывает глазки, сосет пальчик, плачет и отвечает на внешние звуки. - Ритмичное дыхание и температура тела контролируются головным мозгом (центральной нервной системой). - Почти все дети, родившиеся с этими сроками, продолжают жить (с помощью медиков).
30 НЕДЕЛЬ БЕРЕМЕННОСТИ - Кожа утолщается и и розовеет. - Увеличивается степень контактов между нервными клетками мозга. - Примерно с этого срока ребенок быстро растет. - Почти все дети, родившиеся в этот срок, выживают (с помощью медиков).
32 НЕДЕЛИ БЕРЕМЕННОСТИ - Ушки приобретают свою форму. - Глазки открыты во время бодрствования, а во время сна закрыты. - Кожа ребенка гладкая и розовая. - Почти все дети, родившиеся в этот срок, живут (только некоторым необходима медицинская помощь).
34 НЕДЕЛИ БЕРЕМЕННОСТИ - Волосы на голове становятся шелковистыми - Нарастает тонус мышц, и ребенок способен поворачивать и поднимать голову. - Почти все родившиеся в этот срок дети продолжают жить.
36 НЕДЕЛЬ БЕРЕМЕННОСТИ Легкие развиты. - Развивается хватательный рефлекс. - Ребенок реагирует на источник света. - Почти все дети, родившиеся в этот срок, жизнеспособны.
38 НЕДЕЛЬ БЕРЕМЕННОСТИ Рост ребенка (от головы до ягодичек) составляет 30см, а полный рост – до 50см, - вес – от 2,6 до 4кг. - К моменту рождения у ребенка развиты более чем 70 разнообразных автоматических рефлекторных движений, необходимых для выживания. - Ребенок достаточно развит и подготовлен к рождению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку
Представлена презентация элективного курса по русскому языку на тему: "Работа с текстом..Языковые особенности"...
Элективный курс " Дом и дизайн"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Согласовано...
Рукоделие: вышивка шелковыми лентами (ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ 9-11 лет)
В программу курса вошла технология работы с шелковыми лентами, использование которой может варьировать в зависимости от конкретных запросов учащихся. В дальнейшем решение этой задачи поможет формиров...
Элективный курс: «За здоровый образ жизни»
Элективный курс: «За здоровый образ жизни», разработан для учащихся 9 класса естественнонаучного и общественно – гуманитарного профиля обучения. Элективный курс имеет ярко выраженный междисципли...
Здоровье человека в условиях Севера, элективный курс
Я хочу представить программу элективного курса «Здоровье человека в условиях Севера» профильной туристко-краеведческой группы, созданной в рамках экспериментальной работы по НРК ГОС....
Авторская программа элективного курса по физической культуре "За здоровый образ жизни"
Авторская программа элективного курса по физической культуре "За здоровый образ жизни"...
Программа элективного курса "Твое здоровье- твое богатство"
Здоровье— ключевая ценность для любого человека независимо от его местожительства. В Древней Греции ценилась гармония духа и тела. В Европе на смену культу тела пришло презрение к плоти.Для запа...