Здоровье человека в условиях Севера, элективный курс
элективный курс на тему
Я хочу представить программу элективного курса «Здоровье человека в условиях Севера» профильной туристко-краеведческой группы, созданной в рамках экспериментальной работы по НРК ГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_cheloveka_v_usloviyah_severa_elektivnyy_kurs.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по элективному курсу
«Здоровье человека в условиях Севера».
(Пивнева Л.П., учитель ОБЖ МУ «СОШ № 2» г. Кировска)
Я хочу представить программу элективного курса «Здоровье человека в условиях Севера» профильной туристко-краеведческой группы, созданной в рамках экспериментальной работы по НРК ГОС.
Курс рассчитан на 30 часов.
Основной целью курса является развитие личности через дидактические возможности практическо-исследовательской деятельности.
Одной из главных задач курса является формирование научного мировоззрения обучающихся и сознательного отношения к собственному здоровью на основе практическо-исследовательской деятельности.
Курс базируется на результатах работы по исследованию напряжённости иммунитета под руководством к.м.н. врача-иммунолога Заболотного С. П. В ходе продолжения этой работы было проведено анкетирование для выяснения уровня адаптации. В результате учащиеся отметили, что ухудшение самочувствия у подростков чаще отмечается в период полярной ночи и при выходе из неё. У 26% анкетированных наблюдалось ухудшение самочувствия при смене климато-географических зон, что говорит о низкой адаптации.
По окончании работы данные были переданы в центр «Гея» г. Мурманска и после их обработки родители получили индивидуальные консультации и назначения для необходимого дополнительного обследования и лечения от Заболотного С. П.
В плане элективного курса есть изучение состава липидов в крови и повторное обследование на иммунитет, но, к сожалению, работа приостановлена из-за сложности финансирования и закрытия лаборатории в микрорайоне Кукисвумчорр.
Следующим важным моментом в работе профильной группы является исследование под руководством доктора физико-математических наук Э. В. Вышнюка и к.м.н., врача-радиобиолога Перминовой И. Н., по выявлению действия солнечной активности на память и внимание, оно является продолжением ранее выполненного на тему: «Воздействие солнечной активности на работоспособность подростка», предварительные результаты мы рассчитываем получить а мае. Имеется в виду не продолжительность светового дня, а геомагнитное воздействие. Результаты эксперимента оказались для нас несколько неожиданными. По заключению Перминовой И.Н., на графиках чётко прослеживается 27-дневный цикл солнечной активности, совпадающий с параметрами графиков САН ( самочувствия, активности, настроения ) подростков, а прогнозы на месяц, печатающиеся в СМИ, научно не обоснованы.
Ребята пришли к выводу, что геомагнитные бури, возникающие вне цикла, оказывают некоторое воздействие на самочувствие, но человеческий организм больше реагирует на изменение атмосферного давления и погоды. Дополнительно к этому выявлено, что подъём недельной работоспособности приходится на понедельник и пятницу, что подтвердилось в дальнейшем.
В отношении графиков САН выявлено следующее: подъём работоспособности происходит в декабре и спад к марту, ещё ниже к концу учебного года. На основании проведённого исследования, учащимися профильной группы разработаны рекомендации для родителей на период полярной ночи и выхода из неё, на родительских собраниях проведены беседы, помощь при проведении которых оказала медсестра Конечная Н. Н.
Апробация этих рекомендаций проводилась на 2-х группах подростков: контрольной и экспериментальной, участники которой получали максимальную возрастную дозу витаминов и в декабре курс УФО (с учётом противопоказаний). График самочувствия экспериментальной группы оказался почти на балл выше, чем контрольной, что подтверждает действенность рекомендаций.
К сожалению, массово в школе это выполнить невозможно, но каждая семья в отдельности вполне может воспользоваться нашими советами.
В программе элективного курса 12 часов выделено для блока, вызвавшего особый интерес учащихся – это работа с индивидуальным здоровьем, цель – профилактика и коррекция нарушений здоровья, возникающих в период обучения. Вначале мы проанализировали данные медосмотров за несколько лет (1999-2004, 2011-2013), отследили динамику изменений показателей, попытались определить основные причины нарушений здоровья.
На основании личных медицинских карт учащиеся построили графики антропометрии и остроты зрения, ознакомились с группами здоровья и физкультурными группами, ребята получили подробные консультации по нагрузкам и ограничениям каждой группы в соответствии с диагнозами.
Проведён урок-конференция, на котором учащиеся сами предоставили материалы и рекомендации по основным патологиям – снижение зрения, нарушение осанки, соматическим заболеваниям, а также рассматривались причины, характер, особенности заболеваний и меры их профилактики.
В настоящее в соответствии с программой элективного курса время ведётся мониторинг самочувствия в соответствии с учебной нагрузкой по урокам, контроль осуществляется по показателям сердечно-сосудистой системы (пульс). Мы надеемся выявить нарушения самочувствия по предметам, их расположению в расписании, есть возможность осуществить контроль психологических нагрузок и выработать рекомендации по каждому предмету.
В апреле – мае совместно с инструктором ЦДТ по туризму Васильевым А. Ю. запланированы практические занятия по отработке и закреплению навыков поведения в горах при ЧС природного характера.
В целом могу сказать, что нашим учащимся интересно заниматься по этой программе. Мы видим практический результат работы для сохранения здоровья и профилактике нарушений, результат прозрачен, на его основе вносятся коррективы в образовательный процесс, что помогает нам сохранить здоровье наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс: «За здоровый образ жизни»
Элективный курс: «За здоровый образ жизни», разработан для учащихся 9 класса естественнонаучного и общественно – гуманитарного профиля обучения. Элективный курс имеет ярко выраженный междисципли...
Авторская программа элективного курса по физической культуре "За здоровый образ жизни"
Авторская программа элективного курса по физической культуре "За здоровый образ жизни"...
Программа элективного курса "Твое здоровье- твое богатство"
Здоровье— ключевая ценность для любого человека независимо от его местожительства. В Древней Греции ценилась гармония духа и тела. В Европе на смену культу тела пришло презрение к плоти.Для запа...
Программа элективного курса по экологии «Экология человека»
Данный элективный курс может преподаваться учащимся биолого-химических, биолого-медицинских, гуманитарных классов, так как соответствует целям обучения и уровню мышления школьников. Программа электив...
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Курс "Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок." Тема занятия: "Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание"
В предоставленной презентации рассматриваются особенности пищеварения детей грудного возраста, значение грудного вскармливания для ребенка, выгода и удобства для семьи, изменения женского молока в про...
Элективный курс "Твое здоровье"
Курс «Твое здоровье» посвящен актуальной проблеме восстановления здоровья часто и длительно болеющих людей, который опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении анатомии...