Рекомендации по работе с учебной литературой
электронный образовательный ресурс

Шевцова Юлия Валентиновна

Обрвазовательная платформа Юрайт https://urait.ru/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по работе с учебной литературой

В ходе самостоятельной работы  необходимо использовать литературу различных видов. Чтобы понять содержание книги, нужно уметь рационально ее читать.

Памятка-алгоритм приемов работы с текстом:

1. Чтение и анализ.

2. Сопоставительный анализ источника и мнения.

3. Анализ и аргументация автора.

4. Постановка вопросов к тексту.

5. Сравнительный анализ.

6. Отбор материала.

Советы по работе с литературными источниками:

1. Работа с оглавлением. При ознакомлении с оглавлением необходимо выделить главы, разделы, параграфы, представляющие для вас интерес, бегло их просмотреть, найти места, относящиеся к теме (абзацы, страницы, параграфы), и познакомиться с ними в общих чертах.

2. Прочтение выделенных мест в быстром темпе. Цель быстрого чтения — определить, что ценного в каждой части, к какому вопросу доклада или реферата имеет отношение информация и что с ней делать, как применить, чем дополнить.

3. Многие научные книги и статьи имеют в своем аппарате списки литературы, которые дают возможность подобрать дополнительную литературу по данной тематике.

4. Отдельный этап изучения книги — ведение записи прочитанного. Существует несколько форм ведения записей — план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотация, резюме, конспект.

  • План - наиболее краткая форма записи прочитанного, представляет собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге или статье. Планом, особенно развернутым, удобно пользоваться при подготовке текста собственного выступления или статьи на какую-либо тему.
  • Тезисы — сжатое изложение основных положений текста в форме утверждений. Они служат для сохранения информации в памяти и являются основой для дискуссии.
  • Аннотация — краткое изложение содержания — дает общее представление о книге, брошюре, статье.
  • Резюме - кратко характеризует выводы, главные итоги произведения.
  • Конспект - наиболее распространенная форма записей. Желательно начинать конспектирование после того, как все произведение прочитано и составлен его план. Структуру конспекта составляют тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами.

Памятка-алгоритм для составления конспекта

Конспект - краткое изложение статьи, книги, лекции в виде структурированных, логически связанных тезисов, цитат из анализируемой работы. Конспект может содержать примеры, иллюстрации, схемы, таблицы.

Алгоритм составления конспекта:

1) Определите цель составления конспекта и его тип, укажите название конспектируемого текста и его «выходные данные» (автора, год издания, издательство, т.д.).

2) Прочитайте предложенный материал, мысленно разделите его на основные смысловые части, выделяя главные мысли, делая первичные выводы.

3) Сформулируйте основные пункты конспекта и определите, что именно следует включить для раскрытия каждого из них.

4) Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

5) В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, механизмы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6) Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета (желательно, чтобы каждый цвет использовался для определённой цели). Разные по смыслу части выделяйте в главы, подразделы, параграфы.

7) Собственные комментарии, вопросы располагайте на полях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе ОДБ.02 Литература для обучающихся профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Согласно структуре Федерального государственного образовательного стандарта самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Учебным планом на  внеаудиторную самостоятель...

Методические рекомендации при работе с технической литературой

Методические рекомендации при работе с технической литературой...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы по дисциплине «Литература»

Методические  рекомендации для  проведения  внеаудиторной  самостоятельной работы студентов СП-1 по дисциплине «Литература»©АУ «Сургутский политехнический ко...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУП.02 «ЛИТЕРАТУРА»

Цель методических указаний: эффективная организация различных форм учебной деятельности в преподавании литературы, направленная на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов о...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУП.02 «ЛИТЕРАТУРА»

В данных  рекомендациях  в краткой форме изложен теоретический материал по темам, вынесенным на самостоятельное обучение, рассмотрены примеры упражнений и других видов самостоятельной деятел...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Литература"

Методические рекомендации по выполнению практических занятий по дисциплине «Литература» предназначены для обучающихся 1 курса очной (заочной) формы обучения по специальностям: 08.02.05 &la...