Коммуникативная компетентность преподавателя среднего профессионального образования
статья

Асхабова Сайпуллаевна Светлана

Коммуникативная природа образования актуализирует способность педагога к эмпатии, умению понять внутренний мир своего воспитанника. Другими словами, благодаря коммуникации с педагогом обучающийся становится более открытым социальному опыту.Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма преподавателя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Коммуникативная компетентность преподавателя среднего
профессионального образования

Выполнила:

Асхабова Светлана Сайпуллаевна

преподаватель биологии и химии

БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

г. Покачи

2021 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        3

Коммуникативная компетентность преподавателя среднего профессионального образования        3

Актуальность:        4

Цель проекта:        4

Объект исследования:        4

Предмет исследования:        4

Гипотеза исследования:        4

Задачи:        4

План проекта:        5

Исследовательская часть        8

Заключение        10

Литература        11

Приложение 1        12

        

Коммуникативная компетентность преподавателя среднего профессионального образования

Введение

   «Если вы просто общаетесь,

вы можете получить результаты.

Но если вы общаетесь с умом,

вы можете творить чудеса». (Джим Рон)

Компетентность – это целостное социально-профессиональное качество, позволяющее специалисту быть успешным и в процессе профессиональной деятельности, и в процессе взаимодействия с другими людьми. Компетентный педагог обладает готовностью (мотивированной способностью) успешно выполнять функциональные обязанности, для него характерны такие личностные свойства как ответственность, организованность, целеустремленность, адекватность взаимодействия с учебной группой, педагогическим коллективом, социумом в целом.

Основополагающим измерением компетенции, определяющим поведение педагога, являются широкий спектр присущих его деятельности социальных от-ношений и основанная на них коммуникативная компетентность. Этим измерением нередко пренебрегают исследователи характеристик педагогической деятельности. Хотя очевидно, что именно способности педагога выстраивать адекватные отношения с учащимися, коллегами, социальным окружением, стремление быть тождественным ценностям и нормам, принимаемым образовательным сообществом, свидетельствуют о высоком уровне достигнутой компетенции.

Коммуникативная природа образования актуализирует способность педагога к эмпатии, умению понять внутренний мир своего воспитанника. Другими словами, благодаря коммуникации с педагогом обучающийся становится более открытым социальному опыту.

Коммуникативная компетентность позволяет, в первую очередь, осуществлять общение: передавать, принимать, осмысливать информацию, воспринимать, понимать другого человека − и выступает регулятором дальнейших отношений, контактов с другими людьми.

Коммуникативная компетентность – это, прежде всего знание учителя о способах целенаправленного использования речевых средств для решения задач педагогического общения. Педагогическая компетентность отражает уровень владения необходимыми знаниями и умениями.

Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма преподавателя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.

Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность.

Актуальность:

  • Новое понимание личности современного педагога является одной из наиболее активно обсуждаемых проблем в научно-образовательном сообществе. Модернизация образования влечет за собой качественные изменения в содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса. К педагогу сегодня предъявляются иные требования. Педагогическая деятельность строится по законам общения, коммуникации.

          Цель проекта:

  • Цель исследования: разработка теоретических и методических основ развития коммуникативной компетентности педагога профессионального колледжа.

    Объект исследования:

  • Объект исследования: педагогическое общение и взаимодействие в учреждении среднего профессионального образования.

Предмет исследования:

  • Предмет исследования: процесс развития коммуникативной компетентности педагога профессионального колледжа.

Гипотеза исследования:

  • Гипотеза исследования исходит из предположения, что развитие коммуникативной компетентности педагога профессионального колледжа может стать важным фактором повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, если: обучение осуществляется в контексте парадигмы личностно-развивающего обучения; созданы теоретические и методические основы развития коммуникативной компетенции, обеспечено их внедрение в педагогическую деятельность;
  • развитие коммуникативной компетентности рассматривается как важнейший компонент педагогического мастерства; педагогические технологии предполагают создание коммуникативно-диалоговой атмосферы, благоприятного психологического климата; существует мотивация развития коммуникативных отношений в учебной деятельности и межличностном общении.

Задачи:

  • определить сущность понятия «коммуникативная компетентность» и обосновать специфику проявления его в среднем профессиональном образовании;
  •  выявить и оценить влияние коммуникативной компетентности педагога на эффективность учебно-воспитательного процесса;
  •  определить условия, обеспечивающие эффективность учебно-воспитательной деятельности посредством развития коммуникативной компетентности педагога;
  • изучить уровни коммуникативной компетентности педагогов и классифицировать их по степени сформированности.
  • -рассмотреть конкретные педагогические приёмы коммуникации и средства общения.

План проекта:

  • 1.Вступление.
  • 2.Коммуникативная компетентность педагога: продуктивные знания, приемы, механизмы и закономерности.
  • 3. Коммуникативные педагогические приёмы.
  • 4. Заключение.

В основе коммуникативной компетентности лежит педагогическое общение, определяемое как организация деятельности и отношений субъектов образования, нацеленных на реализацию учебных, развивающих и воспитательных задач. Однако, понятие «коммуникативная компетентность» шире, чем «педагогическое общение». Первое представляет собой многофункциональные виды человеческой деятельности в безграничной области общения типа «человек – человек». Педагогическое общение имеет границы, задаваемые задачами учебно-воспитательного процесса, его содержанием и возможными путями их решения.

Ведение учебного занятия, организация семинара, практического обучения, воспитательной работы, подготовка педагогических советов и методических комиссий представляют сложное психолого-педагогическое действие со своими закономерностями, методами, традициями, этикой и предполагают высокую коммуникативную компетентность педагога. Иной становится роль педагога, его способность к эмпатии, умение понять внутренний мир обучающийся.

Свою специфику имеет коммуникативная компетентность в сфере среднего профессионального образования. В отличие от общеобразовательной школы, например, здесь доминантой жизненной позиции обучающегося является целеполагание, ориентированное на избранную профессию, конкретную сферу труда, собственную программу деловой карьеры и профессионально-личностного самосовершенствования.

В структуре коммуникативной компетентности педагога можно выделить следующие компоненты, характеризующие ее как последовательный педагогический процесс взаимодействия субъектов образования:

взаимоинформация (прямая и обратная связь);

взаимоотношения (положительные и отрицательные);

взаимопонимание (сближение целевых установок);

взаимодействие (деятельность по достижению общих целей);

взаиокоррекция субъектов образования (как позитивный результат коммуникации).

Таким образом, проявления коммуникативной компетентности выходят за рамки педагогического общения и взаимодействия и представляют собой целенаправленный педагогический процесс с целью формирования личности обучающегося в нравственном, эмоциональном, профессиональном и деятельностном плане.

Современный характер развития, вариативность образования востребуют педагога, владеющего не только профессиональными знаниями своего предмета, но и способного к свободной коммуникации, высоконравственной рефлексии, глубокому восприятию внутреннего мира обучающихся. Все это можно определить общим понятием «коммуникативная компетентность».

Значимость развития коммуникативной компетентности с очевидностью возрастает по мере усиления роли «человеческого фактора», ужесточения требований к уровню профессиональной подготовки рабочих кадров, использования нестандартных педагогических технологий в учебном процессе. Коммуникативная компетентность приобретает все большее значение в создании творческого

климата, а посредством этого и более эффективного осуществления функциональных задач профессионального обучения.

Уровень коммуникативной компетентности педагога влияет не только на меру удовлетворенности трудом, но и на его эффективность, что во многом определяет качество профессионального обучения, всю эффективность педагогической деятельности. Причины слабого развития коммуникативной компетентности могут носить как объективный, так и субъективный характер.

К причинам объективного характера можно отнести отсутствие условий развития коммуникативной компетентности педагога. Многие руководители профессиональных колледжей придерживаются мнения, что педагогам совсем не обязательно знать о  положении дел в коллективе в целом. Между тем, наличие прочных коммуникативных связей всех субъектов профессионального образования (педагоги, обучающиеся, родители, работодатели) как раз и предполагает их осведомленность относительно взглядов, целей и намерений руководства, пресекает хождение слухов, недомолвок, вызывающих взаимное недоверие и отчуждение.

Причины субъективного характера связаны с отсутствием устойчивой ориентации личности педагога на развитие коммуникативной компетентности, низкий уровень их профессионализма. Проявлением этого являются консервативное мышление, предвзятые представления, отсутствие внимания и интереса, пренебрежение к работе.

Какова структура коммуникативных способностей, умений и навыков, используемых преподавателем в общении со студентами?

Различают ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть преподаватель:

познание человеком других людей, правильное восприятие и оценивание ситуации общения, умение вести себя с людьми;

общая оценка человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем; оценка отдельных черт его личности, мотивов и намерений, оценка связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение понимать значение жестов, мимики и пантомимики;

познание человеком самого себя; предполагает оценку своих знаний, способностей, характера и других черт личности; оценку того, как он воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей;

умение правильно оценить ситуации общения: наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социально-психологический смысл возникшей ситуации.

К коммуникативным способностям преподавателя относятся следующие: выступать в студенческой или иной аудитории, используя вербальные и

невербальные средства общения;

вести беседу или дискуссию со студентами;

всесторонне и объективно воспринимать человека – партнера по общению; вызывать у него доверие, желание к совместной деятельности;

предвидеть и ликвидировать конфликты;

конструктивно и тактично критиковать студента или коллегу по совместной деятельности;

воспринимать и учитывать критику, перестраивая соответственно свое поведение и деятельность.

В структуре коммуникативной компетентности преподавателя, кроме от-меченных выше качеств, целесообразно выделить следующие профессионально важные личностные свойства:

подлинный интерес к людям и работе с ними; наличие потребности и умения общаться;

умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

умение управлять собой, своим психическим состоянием, голосом, мимикой, настроением и чувствами;

умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатство лексики и используемых языковых средств;

способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, психическое заражение и пр.).

Основные коммуникативные умения – это слушать, понимать, самовыражаться, воздействовать. Мы нарабатываем коммуникативные умения в ходе коммуникации. Коммуникация в человеческом общении – это процесс создания и передачи значимых сообщений в межличностном и групповом взаимодействии, публичном выступлении.

Коммуникативная культура – важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес.

В какой бы форме ни осуществлялось общение, оно включает в себя монологи и диалоги участников, маленькие и большие публичные речи. Публичная речь является средством достижения целей. Она должна отвечать ряду требований: быть убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой. Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди, которыми являются и преподаватели, должны владеть техникой непосредственного контакта и уметь обращаться со словом.

На основе изложенного следует признать целесообразным необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности педагога,

свободно владеющего речью, самостоятельно избирающего стиль профессионального общения и деятельности, активно использующего в своей работе обобщенное гуманитарно-педагогическое знание, отвечающее требованиям ФГОС.

«Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты. Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса». (Джим Рон).

Исследовательская часть

Исследование состоит из трех этапов. Первый этап – нами была разработана анкета для проведения опроса среди студентов колледжа, текст приложен в приложении 1. Анкета состоит из 10 вопросов.

Второй этап - это проведение социального опроса.

Третий этап - обработка результатов.

В исследовании участвовало 50 студентов.

В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что большее количество опрашиваемых студентов нашего колледжа БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в городе Покачи  вполне устраивает общение преподавателя со студентами. По мнению студентов преподаватель должен владеть специальными коммуникативными умениями, к которым относятся: познание личности обучающегося – студента; организация деятельности студентов в образовательном процессе в форме сотрудничества, творческого поиска; восприятие и правильное оценивание ситуации общения; сочувствие, сострадание, понимание личности студента; сочетание уважения личности обучающегося с высоким уровнем требовательности к нему, построенного на гуманистических методах взаимодействия.

 

Таким образом, профессиональную компетентность преподавателя следует рассматривать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры. Компетентность может быть объективно наблюдаема, с определённой точностью измеряема, целенаправленно сформирована.

Заключение

Проведенное исследование подтвердило основную гипотезу о том, что коммуникативная компетентность является атрибутом профессионального образования и его субъектов, классическим примером профессии типа «человек-человек», в котором особую, ведущую роль играют процессы общения, взаимодействия, взаимоотношений. Посредством разнообразных коммуникационных способов педагог осуществляет передачу знаний обучающимся, реализует воспитательные воздействия, формирует у воспитанников различные умения и навыки. Практически вся деятельность педагога основана на его коммуникационной компетентности.

Специфика педагогической коммуникативности педагога заключается в наличии прямых и обратных связей субъектов образования.

Педагогу приходится одновременно общаться и со всей группой, и с каждым обучающимся в отдельности, добиваясь при этом максимальной эффективности общения для всех.

Психологическая оптимизация учебно-воспитательного процесса будет иметь место при таком уровне коммуникации, который создает наилучшие условия для развития мотивации обучающихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного характера учебной деятельности, для ускоренного формирования личности воспитанника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности педагога.

 Одним словом, речь идет о более полной реализации коммункационной компетенции педагога. Для обеспечения оптимизации своей профессиональной деятельности педагог должен обладать специальными умениями, основанными на теоретических и практических знаниях закономерностей и особенностей процесса педагогического общения (коммуникативными умениями).

Список использованной литературы

1 Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации: учебник для академического бакалавриата / Д. П. Гавра. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 282 с. Электронный ресурс / Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/D33B5A6A-CBDA-420A-A17C-E1F5179DBB3A.

2 Зимняя И.А. Коммуникативная компетентность: психологическая характери-стика // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда. Т.1 – М.: Рос-сийское психологическое общество, 2012.

4 Культура речи и деловое общение: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Химик [и др.]; отв. ред. В. В. Химик, Л. Б. Волкова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 308 с. Электронный ресурс / Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/32E0CAD2-3095-45F1-AF3B-715A9FB30630.

Приложение 1

АНКЕТА-ОПРОСНИК

Цель проведения анкеты: Выявить профессиональные качества, которыми должен обладать современный педагог.

Уважаемые студенты, просим Вас внимательно прочитать вопросы анкеты и ответить на них. Анкета является анонимной, полученные данные будут использоваться только в обобщенном виде.

1.        Пол:      муж                                        жен

2.        Ваш возраст:

3.        На каком курсе вы учитесь?                   1          2           3             4

4.        Ваша специальность?        

5.        На ваш взгляд, обеспечивает ли колледж образовательные запросы обучающихся и родителей

            - да,

          - нет,

         

  1. Как вы считаете современная школа формирует личность обучающегося

- да,

           - нет

  1. Как вы оцениваете взаимодействия школы и семьи в обучении и воспитании обучающихся

- эффективное и плодотворное,

     - мало эффективное

8.  Располагает ли к себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним видом преподаватель?

- да

-нет

        

9.        Как Вы считаете, какими профессиональными качествами должен обладать преподаватель?

- изобретательным, сообразительным

- настойчивым

10. Как Вы думаете, работа преподавателя достойная?

- да,

- нет


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ «ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ Коммуникативная компетентность преподавателя среднего профессионального образования Асхабова Светлана Сайпуллаевна преподаватель биологии и химии БУ « Лангепасский политехнический колледж» Филиал в городе Покачи

Слайд 2

Новое понимание личности современного педагога является одной из наиболее активно обсуждаемых проблем в научно-образовательном сообществе. Модернизация образования влечет за собой качественные изменения в содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса. К педагогу сегодня предъявляются иные требования. Педагогическая деятельность строится по законам общения, коммуникации . Актуальность

Слайд 3

Цель исследования: разработка теоретических и методических основ развития коммуникативной компетентности педагога профессионального колледжа. Цель проекта

Слайд 4

Объект исследования: педагогическое общение и взаимодействие в учреждении среднего профессионального образования. Объект исследования:

Слайд 5

Предмет исследования: процесс развития коммуникативной компетентности педагога профессионального колледжа. Предмет исследования:

Слайд 6

Гипотеза исследования исходит из предположения, что развитие коммуникативной компетентности педагога профессионального колледжа может стать важным фактором повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, если: обучение осуществляется в контексте парадигмы личностно-развивающего обучения; созданы теоретические и методические основы развития коммуникативной компетенции, обеспечено их внедрение в педагогическую деятельность. Гипотеза исследования

Слайд 7

определить сущность понятия «коммуникативная компетентность» и обосновать специфику проявления его в среднем профессиональном образовании ; выявить и оценить влияние коммуникативной компетентности педагога на эффективность учебно-воспитательного процесса ; определить условия, обеспечивающие эффективность учебно-воспитательной деятельности посредством развития коммуникативной компетентности педагога; Задачи

Слайд 8

1.Вступление. 2.Коммуникативная компетентность педагога: продуктивные знания, приемы, механизмы и закономерности. 3. Коммуникативные педагогические приёмы. 4. Заключение . План проекта

Слайд 9

Компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетенция - определяется как предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен, в которой он проявляет готовность к деятельности Профессиональная компетентность - это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств. Компетентность и компетенция

Слайд 10

Коммуникативная компетентность - – это целостное социально-профессиональное качество, позволяющее специалисту быть успешным и в процессе профессиональной деятельности , и в процессе взаимодействия с другими людьми. Коммуникативная компетентность

Слайд 11

Коммуникация как информационная связь субъекта с тем или иным объектом Коммуникация – процесс участия, соучастия и принятие другого, позволяющий понимать друг друга и объединяться вокруг чего-либо (общение).

Слайд 12

Педагогическое общение- профессиональное общение педагога и обучающегося, направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. Основными субъектами педагогического общения в сфере профессионального образования являются преподаватель и обучаемый. Педагогическое общение.

Слайд 13

Т олерантность , коммуникабельность, уверенность в себе, адаптивность, тактичность, самообладание, интеллект, общий кругозор, система межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал личностного развития и роста в овладении коммуникативной деятельностью. Компоненты коммуникативной компетентности

Слайд 14

Индивидуально-личностный компонент: темперамент, характер, способности, интеллектуально-познавательная сфера, Эмоционально-волевая сфера Социально-коммуникативный компонент: эмпатия , умение устанавливать и поддерживать контакт, обратную связь; культура мышления и речи, коммуникативные знания, умения и навыки, коммуникабельность. Личностные качества педагога

Слайд 15

Специфическим личностным качеством педагога в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность. Существенным признаком педагогической коммуникабельности является личностная аттракция (от лат. аttrachere - привлекать, притягивать) педагога как предпосылка переживания радости общения с детьми. Педагогическая коммуникабельность

Слайд 16

потребность в общении с детьми; положительная эмоциональная тональность ; в заимная личностная аттракция- «привлекать, притягивать» (учителя и учащихся ); эмпатия конструктивное решение межличностных противоречий; гуманизм и демократизм общения. Ведущие признаки педагогической коммуникабельности

Слайд 17

работать с учащимся (делать замечания по типу от «принца» к «принцу»). работать со средой (изменять условия, организовать среду, окружающих.) работать с собой (верно выбирать тактику поведения, а если Вы не знаете, как правильно повести себя в конкретной ситуации, лучше сделайте вид, что ситуация Вас не касается анализировать причину гнева (он вторичен всегда, первичны, как правило, злость и обида, а это самые неконструктивные основания для решения проблем). Коммуникативные приёмы

Слайд 18

1. Когда говорю я, все слушают и стараются понять меня. 2. Когда говорит другой, я слушаю и стараюсь понять его. 3. Моё мнение так же важно, как и мнение моего собеседника. 4.Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные. 5. Я сам – и вместе со всеми. Примерные правила общения в кабинете

Слайд 19

Вербальное общение - словесное общение, участники которого обмениваются высказываниями относительно предмета общения с помощью языка, системы знаков, которые служат средством общения. Невербальное общение - обмен информацией между людьми с помощью неязыковых коммуникативных элементов (жестов, мимики, выражения глаз, осанки и др.), которые вместе со средствами речи обеспечивают создание, передачу и восприятие сообщений. Профессиональная техника общения

Слайд 20

Исследование состоит из трех этапов. Первый этап – нами была разработана анкета для проведения опроса среди студентов колледжа, текст приложен в приложении 1. Анкета состоит из 10 вопросов. Второй этап - это проведение социального опроса. Третий этап - обработка результатов. В исследовании участвовало 50 студентов. В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что большее количество опрошенных студентов нашего колледжа БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в городе Покачи вполне устраивает общение преподавателя со студентами . По мнению студентов преподаватель должен владеть специальными коммуникативными умениями, к которым относятся: познание личности обучающегося – студента; организация деятельности студентов в образовательном процессе в форме сотрудничества, творческого поиска; восприятие и правильное оценивание ситуации общения; сочувствие, сострадание, понимание личности студента; сочетание уважения личности обучающегося с высоким уровнем требовательности к нему, построенного на гуманистических методах взаимодействия. Исследовательская часть

Слайд 22

Таким образом, профессиональную компетентность преподавателя следует рассматривать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры. Компетентность может быть объективно наблюдаема, с определённой точностью измеряема, целенаправленно сформирована.

Слайд 23

Проведенное исследование подтвердило основную гипотезу о том, что коммуникативная компетентность является атрибутом профессионального образования и его субъектов, классическим примером профессии типа «человек-человек», в котором особую, ведущую роль играют процессы общения, взаимодействия, взаимоотношений. Посредством разнообразных коммуникационных способов педагог осуществляет передачу знаний обучающимся, реализует воспитательные воздействия, формирует у воспитанников различные умения и навыки. Практически вся деятельность педагога основана на его коммуникационной компетентности. Специфика педагогической коммуниктивности педагога заключается в наличии прямых и обратных связей субъектов образования. Заключение

Слайд 24

Педагогу приходится одновременно общаться и со всей группой, и с каждым обучающимся в отдельности, добиваясь при этом максимальной эффективности общения для всех. Психологическая оптимизация учебно-воспитательного процесса будет иметь место при таком уровне коммуникации, который создает наилучшие условия для развития мотивации обучающихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного характера учебной деятельности, для ускоренного формирования личности воспитанника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности педагога. Одним словом, речь идет о более полной реализации коммункационной компетенции педагога. Для обеспечения оптимизации своей профессиональной деятельности педагог должен обладать специальными умениями, основанными на теоретических и практических знаниях закономерностей и особенностей процесса педагогического общения (коммуникативными умениями).

Слайд 25

1 Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации: учебник для академического бакалавриата / Д. П. Гавра. – 2-е изд., испр . и доп. – М.: Издательство Юрайт , 2017. – 282 с. Электронный ресурс / Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/D33B5A6A-CBDA-420A-A17C-E1F5179DBB3A. 2 Зимняя И.А. Коммуникативная компетентность: психологическая характери-стика // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда. Т.1 – М.: Рос- сийское психологическое общество, 2012. 4 Культура речи и деловое общение: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Химик [и др.]; отв. ред. В. В. Химик, Л. Б. Волкова. – М.: Издательство Юрайт , 2017. – 308 с. Электронный ресурс / Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/32E0CAD2-3095-45F1-AF3B-715A9FB30630. С писок использованной литературы:

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная компетентность

Формирование коммуникативной компетенции учащихся наоснове новых технологий в процессе обучения деловомуанглийскому языку...

Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка

Педагогический проект на тему: Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка ...

Рабочая программа учебной дисциплины«Обществознание» для специальностей среднегопрофессионального образования социально-экономического профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессиона...

Рабочая программа учебной дисциплины «Право» для специальностей среднегопрофессионального образования социально-экономического профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины «Право»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального об...

Самостоятельная работа студентов по физике. От компетентного преподавателя к компетентному студенту.

Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь высок...

Методическая и инновационная компетентность преподавателя – действующий инструмент повышения качества образования (2017)

Методическая и инновационная компетентность преподавателя – действующий инструмент повышения качества образования (2017)...