Коммуникативная компетентность преподавателя среднего профессионального образования
статья
Коммуникативная природа образования актуализирует способность педагога к эмпатии, умению понять внутренний мир своего воспитанника. Другими словами, благодаря коммуникации с педагогом обучающийся становится более открытым социальному опыту.Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма преподавателя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-kommunikativnaya_kompetentnost_prepodavatelya_spo.docx | 104.87 КБ |
kommunikativnaya_kompetentnost_prepodavatelya_spo.pptx | 412.02 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ
Коммуникативная компетентность преподавателя среднего
профессионального образования
Выполнила:
Асхабова Светлана Сайпуллаевна
преподаватель биологии и химии
БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи
г. Покачи
2021 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Коммуникативная компетентность преподавателя среднего профессионального образования 3
Коммуникативная компетентность преподавателя среднего профессионального образования
Введение
«Если вы просто общаетесь,
вы можете получить результаты.
Но если вы общаетесь с умом,
вы можете творить чудеса». (Джим Рон)
Компетентность – это целостное социально-профессиональное качество, позволяющее специалисту быть успешным и в процессе профессиональной деятельности, и в процессе взаимодействия с другими людьми. Компетентный педагог обладает готовностью (мотивированной способностью) успешно выполнять функциональные обязанности, для него характерны такие личностные свойства как ответственность, организованность, целеустремленность, адекватность взаимодействия с учебной группой, педагогическим коллективом, социумом в целом.
Основополагающим измерением компетенции, определяющим поведение педагога, являются широкий спектр присущих его деятельности социальных от-ношений и основанная на них коммуникативная компетентность. Этим измерением нередко пренебрегают исследователи характеристик педагогической деятельности. Хотя очевидно, что именно способности педагога выстраивать адекватные отношения с учащимися, коллегами, социальным окружением, стремление быть тождественным ценностям и нормам, принимаемым образовательным сообществом, свидетельствуют о высоком уровне достигнутой компетенции.
Коммуникативная природа образования актуализирует способность педагога к эмпатии, умению понять внутренний мир своего воспитанника. Другими словами, благодаря коммуникации с педагогом обучающийся становится более открытым социальному опыту.
Коммуникативная компетентность позволяет, в первую очередь, осуществлять общение: передавать, принимать, осмысливать информацию, воспринимать, понимать другого человека − и выступает регулятором дальнейших отношений, контактов с другими людьми.
Коммуникативная компетентность – это, прежде всего знание учителя о способах целенаправленного использования речевых средств для решения задач педагогического общения. Педагогическая компетентность отражает уровень владения необходимыми знаниями и умениями.
Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма преподавателя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.
Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность.
Актуальность:
- Новое понимание личности современного педагога является одной из наиболее активно обсуждаемых проблем в научно-образовательном сообществе. Модернизация образования влечет за собой качественные изменения в содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса. К педагогу сегодня предъявляются иные требования. Педагогическая деятельность строится по законам общения, коммуникации.
Цель проекта:
- Цель исследования: разработка теоретических и методических основ развития коммуникативной компетентности педагога профессионального колледжа.
Объект исследования:
- Объект исследования: педагогическое общение и взаимодействие в учреждении среднего профессионального образования.
Предмет исследования:
- Предмет исследования: процесс развития коммуникативной компетентности педагога профессионального колледжа.
Гипотеза исследования:
- Гипотеза исследования исходит из предположения, что развитие коммуникативной компетентности педагога профессионального колледжа может стать важным фактором повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, если: обучение осуществляется в контексте парадигмы личностно-развивающего обучения; созданы теоретические и методические основы развития коммуникативной компетенции, обеспечено их внедрение в педагогическую деятельность;
- развитие коммуникативной компетентности рассматривается как важнейший компонент педагогического мастерства; педагогические технологии предполагают создание коммуникативно-диалоговой атмосферы, благоприятного психологического климата; существует мотивация развития коммуникативных отношений в учебной деятельности и межличностном общении.
Задачи:
- определить сущность понятия «коммуникативная компетентность» и обосновать специфику проявления его в среднем профессиональном образовании;
- выявить и оценить влияние коммуникативной компетентности педагога на эффективность учебно-воспитательного процесса;
- определить условия, обеспечивающие эффективность учебно-воспитательной деятельности посредством развития коммуникативной компетентности педагога;
- изучить уровни коммуникативной компетентности педагогов и классифицировать их по степени сформированности.
- -рассмотреть конкретные педагогические приёмы коммуникации и средства общения.
План проекта:
- 1.Вступление.
- 2.Коммуникативная компетентность педагога: продуктивные знания, приемы, механизмы и закономерности.
- 3. Коммуникативные педагогические приёмы.
- 4. Заключение.
В основе коммуникативной компетентности лежит педагогическое общение, определяемое как организация деятельности и отношений субъектов образования, нацеленных на реализацию учебных, развивающих и воспитательных задач. Однако, понятие «коммуникативная компетентность» шире, чем «педагогическое общение». Первое представляет собой многофункциональные виды человеческой деятельности в безграничной области общения типа «человек – человек». Педагогическое общение имеет границы, задаваемые задачами учебно-воспитательного процесса, его содержанием и возможными путями их решения.
Ведение учебного занятия, организация семинара, практического обучения, воспитательной работы, подготовка педагогических советов и методических комиссий представляют сложное психолого-педагогическое действие со своими закономерностями, методами, традициями, этикой и предполагают высокую коммуникативную компетентность педагога. Иной становится роль педагога, его способность к эмпатии, умение понять внутренний мир обучающийся.
Свою специфику имеет коммуникативная компетентность в сфере среднего профессионального образования. В отличие от общеобразовательной школы, например, здесь доминантой жизненной позиции обучающегося является целеполагание, ориентированное на избранную профессию, конкретную сферу труда, собственную программу деловой карьеры и профессионально-личностного самосовершенствования.
В структуре коммуникативной компетентности педагога можно выделить следующие компоненты, характеризующие ее как последовательный педагогический процесс взаимодействия субъектов образования:
− взаимоинформация (прямая и обратная связь);
− взаимоотношения (положительные и отрицательные);
− взаимопонимание (сближение целевых установок);
− взаимодействие (деятельность по достижению общих целей);
− взаиокоррекция субъектов образования (как позитивный результат коммуникации).
Таким образом, проявления коммуникативной компетентности выходят за рамки педагогического общения и взаимодействия и представляют собой целенаправленный педагогический процесс с целью формирования личности обучающегося в нравственном, эмоциональном, профессиональном и деятельностном плане.
Современный характер развития, вариативность образования востребуют педагога, владеющего не только профессиональными знаниями своего предмета, но и способного к свободной коммуникации, высоконравственной рефлексии, глубокому восприятию внутреннего мира обучающихся. Все это можно определить общим понятием «коммуникативная компетентность».
Значимость развития коммуникативной компетентности с очевидностью возрастает по мере усиления роли «человеческого фактора», ужесточения требований к уровню профессиональной подготовки рабочих кадров, использования нестандартных педагогических технологий в учебном процессе. Коммуникативная компетентность приобретает все большее значение в создании творческого
климата, а посредством этого и более эффективного осуществления функциональных задач профессионального обучения.
Уровень коммуникативной компетентности педагога влияет не только на меру удовлетворенности трудом, но и на его эффективность, что во многом определяет качество профессионального обучения, всю эффективность педагогической деятельности. Причины слабого развития коммуникативной компетентности могут носить как объективный, так и субъективный характер.
К причинам объективного характера можно отнести отсутствие условий развития коммуникативной компетентности педагога. Многие руководители профессиональных колледжей придерживаются мнения, что педагогам совсем не обязательно знать о положении дел в коллективе в целом. Между тем, наличие прочных коммуникативных связей всех субъектов профессионального образования (педагоги, обучающиеся, родители, работодатели) как раз и предполагает их осведомленность относительно взглядов, целей и намерений руководства, пресекает хождение слухов, недомолвок, вызывающих взаимное недоверие и отчуждение.
Причины субъективного характера связаны с отсутствием устойчивой ориентации личности педагога на развитие коммуникативной компетентности, низкий уровень их профессионализма. Проявлением этого являются консервативное мышление, предвзятые представления, отсутствие внимания и интереса, пренебрежение к работе.
Какова структура коммуникативных способностей, умений и навыков, используемых преподавателем в общении со студентами?
Различают ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть преподаватель:
− познание человеком других людей, правильное восприятие и оценивание ситуации общения, умение вести себя с людьми;
− общая оценка человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем; оценка отдельных черт его личности, мотивов и намерений, оценка связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение понимать значение жестов, мимики и пантомимики;
− познание человеком самого себя; предполагает оценку своих знаний, способностей, характера и других черт личности; оценку того, как он воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей;
− умение правильно оценить ситуации общения: наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социально-психологический смысл возникшей ситуации.
К коммуникативным способностям преподавателя относятся следующие: − выступать в студенческой или иной аудитории, используя вербальные и
невербальные средства общения;
− вести беседу или дискуссию со студентами;
− всесторонне и объективно воспринимать человека – партнера по общению; − вызывать у него доверие, желание к совместной деятельности;
− предвидеть и ликвидировать конфликты;
− конструктивно и тактично критиковать студента или коллегу по совместной деятельности;
− воспринимать и учитывать критику, перестраивая соответственно свое поведение и деятельность.
В структуре коммуникативной компетентности преподавателя, кроме от-меченных выше качеств, целесообразно выделить следующие профессионально важные личностные свойства:
− подлинный интерес к людям и работе с ними; наличие потребности и умения общаться;
− умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
− умение управлять собой, своим психическим состоянием, голосом, мимикой, настроением и чувствами;
− умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
− хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатство лексики и используемых языковых средств;
− способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, психическое заражение и пр.).
Основные коммуникативные умения – это слушать, понимать, самовыражаться, воздействовать. Мы нарабатываем коммуникативные умения в ходе коммуникации. Коммуникация в человеческом общении – это процесс создания и передачи значимых сообщений в межличностном и групповом взаимодействии, публичном выступлении.
Коммуникативная культура – важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес.
В какой бы форме ни осуществлялось общение, оно включает в себя монологи и диалоги участников, маленькие и большие публичные речи. Публичная речь является средством достижения целей. Она должна отвечать ряду требований: быть убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой. Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди, которыми являются и преподаватели, должны владеть техникой непосредственного контакта и уметь обращаться со словом.
На основе изложенного следует признать целесообразным необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности педагога,
свободно владеющего речью, самостоятельно избирающего стиль профессионального общения и деятельности, активно использующего в своей работе обобщенное гуманитарно-педагогическое знание, отвечающее требованиям ФГОС.
«Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты. Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса». (Джим Рон).
Исследовательская часть
Исследование состоит из трех этапов. Первый этап – нами была разработана анкета для проведения опроса среди студентов колледжа, текст приложен в приложении 1. Анкета состоит из 10 вопросов.
Второй этап - это проведение социального опроса.
Третий этап - обработка результатов.
В исследовании участвовало 50 студентов.
В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что большее количество опрашиваемых студентов нашего колледжа БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в городе Покачи вполне устраивает общение преподавателя со студентами. По мнению студентов преподаватель должен владеть специальными коммуникативными умениями, к которым относятся: познание личности обучающегося – студента; организация деятельности студентов в образовательном процессе в форме сотрудничества, творческого поиска; восприятие и правильное оценивание ситуации общения; сочувствие, сострадание, понимание личности студента; сочетание уважения личности обучающегося с высоким уровнем требовательности к нему, построенного на гуманистических методах взаимодействия.
Таким образом, профессиональную компетентность преподавателя следует рассматривать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры. Компетентность может быть объективно наблюдаема, с определённой точностью измеряема, целенаправленно сформирована.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило основную гипотезу о том, что коммуникативная компетентность является атрибутом профессионального образования и его субъектов, классическим примером профессии типа «человек-человек», в котором особую, ведущую роль играют процессы общения, взаимодействия, взаимоотношений. Посредством разнообразных коммуникационных способов педагог осуществляет передачу знаний обучающимся, реализует воспитательные воздействия, формирует у воспитанников различные умения и навыки. Практически вся деятельность педагога основана на его коммуникационной компетентности.
Специфика педагогической коммуникативности педагога заключается в наличии прямых и обратных связей субъектов образования.
Педагогу приходится одновременно общаться и со всей группой, и с каждым обучающимся в отдельности, добиваясь при этом максимальной эффективности общения для всех.
Психологическая оптимизация учебно-воспитательного процесса будет иметь место при таком уровне коммуникации, который создает наилучшие условия для развития мотивации обучающихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного характера учебной деятельности, для ускоренного формирования личности воспитанника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности педагога.
Одним словом, речь идет о более полной реализации коммункационной компетенции педагога. Для обеспечения оптимизации своей профессиональной деятельности педагог должен обладать специальными умениями, основанными на теоретических и практических знаниях закономерностей и особенностей процесса педагогического общения (коммуникативными умениями).
Список использованной литературы
1 Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации: учебник для академического бакалавриата / Д. П. Гавра. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 282 с. Электронный ресурс / Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/D33B5A6A-CBDA-420A-A17C-E1F5179DBB3A.
2 Зимняя И.А. Коммуникативная компетентность: психологическая характери-стика // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда. Т.1 – М.: Рос-сийское психологическое общество, 2012.
4 Культура речи и деловое общение: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Химик [и др.]; отв. ред. В. В. Химик, Л. Б. Волкова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 308 с. Электронный ресурс / Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/32E0CAD2-3095-45F1-AF3B-715A9FB30630.
Приложение 1
АНКЕТА-ОПРОСНИК
Цель проведения анкеты: Выявить профессиональные качества, которыми должен обладать современный педагог.
Уважаемые студенты, просим Вас внимательно прочитать вопросы анкеты и ответить на них. Анкета является анонимной, полученные данные будут использоваться только в обобщенном виде.
1. Пол: муж жен
2. Ваш возраст:
3. На каком курсе вы учитесь? 1 2 3 4
4. Ваша специальность?
5. На ваш взгляд, обеспечивает ли колледж образовательные запросы обучающихся и родителей
- да,
- нет,
- Как вы считаете современная школа формирует личность обучающегося
- да,
- нет
- Как вы оцениваете взаимодействия школы и семьи в обучении и воспитании обучающихся
- эффективное и плодотворное,
- мало эффективное
8. Располагает ли к себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним видом преподаватель?
- да
-нет
9. Как Вы считаете, какими профессиональными качествами должен обладать преподаватель?
- изобретательным, сообразительным
- настойчивым
10. Как Вы думаете, работа преподавателя достойная?
- да,
- нет
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Новое понимание личности современного педагога является одной из наиболее активно обсуждаемых проблем в научно-образовательном сообществе. Модернизация образования влечет за собой качественные изменения в содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса. К педагогу сегодня предъявляются иные требования. Педагогическая деятельность строится по законам общения, коммуникации . Актуальность
Цель исследования: разработка теоретических и методических основ развития коммуникативной компетентности педагога профессионального колледжа. Цель проекта
Объект исследования: педагогическое общение и взаимодействие в учреждении среднего профессионального образования. Объект исследования:
Предмет исследования: процесс развития коммуникативной компетентности педагога профессионального колледжа. Предмет исследования:
Гипотеза исследования исходит из предположения, что развитие коммуникативной компетентности педагога профессионального колледжа может стать важным фактором повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, если: обучение осуществляется в контексте парадигмы личностно-развивающего обучения; созданы теоретические и методические основы развития коммуникативной компетенции, обеспечено их внедрение в педагогическую деятельность. Гипотеза исследования
определить сущность понятия «коммуникативная компетентность» и обосновать специфику проявления его в среднем профессиональном образовании ; выявить и оценить влияние коммуникативной компетентности педагога на эффективность учебно-воспитательного процесса ; определить условия, обеспечивающие эффективность учебно-воспитательной деятельности посредством развития коммуникативной компетентности педагога; Задачи
1.Вступление. 2.Коммуникативная компетентность педагога: продуктивные знания, приемы, механизмы и закономерности. 3. Коммуникативные педагогические приёмы. 4. Заключение . План проекта
Компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетенция - определяется как предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен, в которой он проявляет готовность к деятельности Профессиональная компетентность - это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств. Компетентность и компетенция
Коммуникативная компетентность - – это целостное социально-профессиональное качество, позволяющее специалисту быть успешным и в процессе профессиональной деятельности , и в процессе взаимодействия с другими людьми. Коммуникативная компетентность
Коммуникация как информационная связь субъекта с тем или иным объектом Коммуникация – процесс участия, соучастия и принятие другого, позволяющий понимать друг друга и объединяться вокруг чего-либо (общение).
Педагогическое общение- профессиональное общение педагога и обучающегося, направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. Основными субъектами педагогического общения в сфере профессионального образования являются преподаватель и обучаемый. Педагогическое общение.
Т олерантность , коммуникабельность, уверенность в себе, адаптивность, тактичность, самообладание, интеллект, общий кругозор, система межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал личностного развития и роста в овладении коммуникативной деятельностью. Компоненты коммуникативной компетентности
Индивидуально-личностный компонент: темперамент, характер, способности, интеллектуально-познавательная сфера, Эмоционально-волевая сфера Социально-коммуникативный компонент: эмпатия , умение устанавливать и поддерживать контакт, обратную связь; культура мышления и речи, коммуникативные знания, умения и навыки, коммуникабельность. Личностные качества педагога
Специфическим личностным качеством педагога в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность. Существенным признаком педагогической коммуникабельности является личностная аттракция (от лат. аttrachere - привлекать, притягивать) педагога как предпосылка переживания радости общения с детьми. Педагогическая коммуникабельность
потребность в общении с детьми; положительная эмоциональная тональность ; в заимная личностная аттракция- «привлекать, притягивать» (учителя и учащихся ); эмпатия конструктивное решение межличностных противоречий; гуманизм и демократизм общения. Ведущие признаки педагогической коммуникабельности
работать с учащимся (делать замечания по типу от «принца» к «принцу»). работать со средой (изменять условия, организовать среду, окружающих.) работать с собой (верно выбирать тактику поведения, а если Вы не знаете, как правильно повести себя в конкретной ситуации, лучше сделайте вид, что ситуация Вас не касается анализировать причину гнева (он вторичен всегда, первичны, как правило, злость и обида, а это самые неконструктивные основания для решения проблем). Коммуникативные приёмы
1. Когда говорю я, все слушают и стараются понять меня. 2. Когда говорит другой, я слушаю и стараюсь понять его. 3. Моё мнение так же важно, как и мнение моего собеседника. 4.Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные. 5. Я сам – и вместе со всеми. Примерные правила общения в кабинете
Вербальное общение - словесное общение, участники которого обмениваются высказываниями относительно предмета общения с помощью языка, системы знаков, которые служат средством общения. Невербальное общение - обмен информацией между людьми с помощью неязыковых коммуникативных элементов (жестов, мимики, выражения глаз, осанки и др.), которые вместе со средствами речи обеспечивают создание, передачу и восприятие сообщений. Профессиональная техника общения
Исследование состоит из трех этапов. Первый этап – нами была разработана анкета для проведения опроса среди студентов колледжа, текст приложен в приложении 1. Анкета состоит из 10 вопросов. Второй этап - это проведение социального опроса. Третий этап - обработка результатов. В исследовании участвовало 50 студентов. В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что большее количество опрошенных студентов нашего колледжа БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в городе Покачи вполне устраивает общение преподавателя со студентами . По мнению студентов преподаватель должен владеть специальными коммуникативными умениями, к которым относятся: познание личности обучающегося – студента; организация деятельности студентов в образовательном процессе в форме сотрудничества, творческого поиска; восприятие и правильное оценивание ситуации общения; сочувствие, сострадание, понимание личности студента; сочетание уважения личности обучающегося с высоким уровнем требовательности к нему, построенного на гуманистических методах взаимодействия. Исследовательская часть
Таким образом, профессиональную компетентность преподавателя следует рассматривать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры. Компетентность может быть объективно наблюдаема, с определённой точностью измеряема, целенаправленно сформирована.
Проведенное исследование подтвердило основную гипотезу о том, что коммуникативная компетентность является атрибутом профессионального образования и его субъектов, классическим примером профессии типа «человек-человек», в котором особую, ведущую роль играют процессы общения, взаимодействия, взаимоотношений. Посредством разнообразных коммуникационных способов педагог осуществляет передачу знаний обучающимся, реализует воспитательные воздействия, формирует у воспитанников различные умения и навыки. Практически вся деятельность педагога основана на его коммуникационной компетентности. Специфика педагогической коммуниктивности педагога заключается в наличии прямых и обратных связей субъектов образования. Заключение
Педагогу приходится одновременно общаться и со всей группой, и с каждым обучающимся в отдельности, добиваясь при этом максимальной эффективности общения для всех. Психологическая оптимизация учебно-воспитательного процесса будет иметь место при таком уровне коммуникации, который создает наилучшие условия для развития мотивации обучающихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного характера учебной деятельности, для ускоренного формирования личности воспитанника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности педагога. Одним словом, речь идет о более полной реализации коммункационной компетенции педагога. Для обеспечения оптимизации своей профессиональной деятельности педагог должен обладать специальными умениями, основанными на теоретических и практических знаниях закономерностей и особенностей процесса педагогического общения (коммуникативными умениями).
1 Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации: учебник для академического бакалавриата / Д. П. Гавра. – 2-е изд., испр . и доп. – М.: Издательство Юрайт , 2017. – 282 с. Электронный ресурс / Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/D33B5A6A-CBDA-420A-A17C-E1F5179DBB3A. 2 Зимняя И.А. Коммуникативная компетентность: психологическая характери-стика // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда. Т.1 – М.: Рос- сийское психологическое общество, 2012. 4 Культура речи и деловое общение: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Химик [и др.]; отв. ред. В. В. Химик, Л. Б. Волкова. – М.: Издательство Юрайт , 2017. – 308 с. Электронный ресурс / Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/32E0CAD2-3095-45F1-AF3B-715A9FB30630. С писок использованной литературы:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативная компетентность
Формирование коммуникативной компетенции учащихся наоснове новых технологий в процессе обучения деловомуанглийскому языку...
Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка
Педагогический проект на тему: Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка ...
Рабочая программа учебной дисциплины«Обществознание» для специальностей среднегопрофессионального образования социально-экономического профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессиона...
Рабочая программа учебной дисциплины «Право» для специальностей среднегопрофессионального образования социально-экономического профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального об...
Самостоятельная работа студентов по физике. От компетентного преподавателя к компетентному студенту.
Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь высок...
Методическая и инновационная компетентность преподавателя – действующий инструмент повышения качества образования (2017)
Методическая и инновационная компетентность преподавателя – действующий инструмент повышения качества образования (2017)...