открытый урок на тему "Союз как часть речи"
план-конспект урока
Данный урок направлен на создание условий для формирования интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей обучающихся через разнообразные формы организации обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_uchebnoy_distsipline.docx | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по учебной дисциплине «Русский язык»
на тему: «Союз как часть речи»
Разработала: Близнецова Т.А.,
преподаватель русского языка и литературы
Тема урока «Союз как часть речи»
Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
Форма урока: урок-практикум.
Цель урока – систематизировать знания о союзе как части речи
Общедидактическая цель урока - формирование универсальных учебных действий:
- создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся через разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, групповую, игровую).
Задачи урока:
1. образовательная:
- организация деятельности обучающихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Союз как часть речи»;
2. развивающая:
- развитие творческой, речевой, мыслительной деятельности обучающихся;
- развитие навыков работы в коллективе;
- развитие речи обучающихся;
- развитие потребности в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности.
3. воспитательная:
- воспитание эстетического отношения к слову;
- воспитание характера, стойкости, целеустремленности;
- осознание ценности совместной работы.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять итоговый контроль деятельности.
Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи
Коммуникативные УУД:воспринимать текст с учётом поставленной задачей, умение работать в группе.
Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, оценивать собственную деятельность.
Оборудование: раздаточный материал, проектор, экран, компьютер, учебник.
Ход урока:
Организационный момент. Рефлексия.
- Здравствуйте! Садитесь.
I. Актуализация субъективного опыта учащихся. Подготовка к работе на основном этапе.
На уроке не зевай,
Смело руку поднимай.
Отвечай красиво, внятно,
Чтобы было всем понятно.
- Присутствуют ли предлоги в данном четверостишии?
- Дайте определение предлога.
- Назовите группы предлогов по происхождению ?
Практическая работа.
1. Распредели в две колонки производные и непроизводные предлоги: за, несмотря на, от, при, в заключение, в течение, но, ввиду, в, для, у, чтобы, навстречу, о.
Производные: несмотря на, навстречу, в течение, ввиду, в заключение.
Непроизводные: для, у, в, о, за, от, при
Что лежит в основе разграничения непроизводных и производных предлогов?
- Назовите слова, которые не записали? Почему?
- Молодцы, тема нашего урока «Союз как часть речи».
- Итак, цель нашего урока (повторить, обобщить, систематизировать знания о союзах .)
II. Обобщение и систематизация знаний.
Историческая справка. Рубрика «Это интересно».
Выступление учащегося на тему «Происхождение союзов».
Союз – слово пришло из латинского языка. В русском языке появилось в 17 веке. Слово «союз» было образовано с помощью приставки СО от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, вязать, узы. Самыми древними являются сочинительные союзы. Сейчас в русском языке около 250 слов и словосочетаний, которые выполняют функцию союза. По частоте употребления союз занимает 7-ое место после существительного, глагола, местоимения, предлога, прилагательного и наречия
Повторение теории (работа в группах).
Работа с текстом и с учебником «Русский язык», автор Е.С. Антонова, стр. 239-241.
- Сегодня мы будем составлять опорный конспект, для этого разобьемся на группы.
1-я группа: структура и происхождение союзов
2-я группа: по значению и грамматическим функциям (сочинительные и подчинительные)
3- я группа: сочинительные союзы по значению (соединительные, противительные, разделительные)
Задача каждой группы представить свой ответ в виде таблицы и слайда.
В каждой группе есть лидер. Его задача координировать работу группы и оценить самого активного участника по критериям:
- правильность
- доступность изложения
- логика изложения
- речь
- эмоциональность
Опорный конспект Союзы - это служебные слова, которые служат для связи: а) б) в) Структура союзов: 1. 2. 3. 4. Происхождение: 1. 2. | Примеры 1.Никита выглянул в окно и ахнул. (А.Н. Толстой). 2. В саду появилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными (К.Паустовский). 3.Защитная окраска есть у всех животных. И не только у тех, кому надо спасаться от хищников. |
Опорный конспект. Союзы - это служебные слова, которые служат для связи: а) б) в) По значению и грамматическим функциям союзы делятся на: 1. 2. | Примеры 1.Никита выглянул в окно и ахнул. (А.Н. Толстой). 2. В саду появилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными (К.Паустовский). 3.Защитная окраска есть у всех животных. И не только у тех, кому надо спасаться от хищников. |
Опорный конспек Союзы - это служебные слова, которые служат для связи: а) б) в) | Примеры 1.Никита выглянул в окно и ахнул. (А.Н. Толстой). 2. В саду появилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными (К.Паустовский). 3.Защитная окраска есть у всех животных. И не только у тех, кому надо спасаться от хищников. |
Опорный конспект Союзы - это служебные слова, которые служат для связи: а) б) в) По значению сочинительные союзы делятся на три группы: 1. 2. 3. | Примеры 1.Никита выглянул в окно и ахнул. (А.Н. Толстой). 2. В саду появилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными (К.Паустовский). 3.Защитная окраска есть у всех животных. И не только у тех, кому надо спасаться от хищников. |
Каждая группа работала очень хорошо. Задания были выполнены в полном объёме.
IV. Переходим к следующему этапу работы. Работа в парах.
Данные предложения соотнести со значениями и структурой союзов. | ||
Предложения | Значение союзов | Структура союзов |
1. Вы, может быть, желаете, чтоб я помог вам, сударыня ? (С.- Щ.). 2. Луна восходит, а в лесу ложатся тени на росу. (И.Бунин) 3. Словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде. (Е.) 4. Любите книгу, потому что она учит уважать человека . (М.Горький) 5. Экзамены проверяют не только знания, но и характер. 6. Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто. (Т.)
|
| 1. Простые 2. Составные 3. Повторяющиеся 4. Двойные |
Проверить работу соседа и оценить
Ответы: 1.3.1, 2.1.1, 3.7.1., 4.8.2, 5.2.4, 6.5.3
5. Игра-соревнование «Кто больше назовет подчинительных и сочинительных союзов».
Распределяются на команды, представители каждой команды отвечают поочередно..Побеждает команда, набравшая больше очков.
Подведение итогов урока. Рефлексия
- На уроке мне было (интересно / скучно).
- Тема урока для меня (полезна / бесполезна).
- На уроке меня заинтересовало / не заинтересовало.
- За урок я (устал / не устал).
- Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).
Оценивание. Лидеры групп оценивают самых активных участников.
Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение на тему «Как вы понимаете, что такое счастье?» , используя сочинительные и подчинительные союзы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Функциональные стили речи"
Это открытый урок по "Культуре речи", "Русскому языку" и "стилистике" по теме "Функциональные стили речи", включающий в себя план, лекцию и приложения с презентацией, тестом, таблицей. Цели и зад...
Открытый урок по письму и развитию речи в 3 классе по теме:"Слова,обозначающие предметы"
Открытй урок по письму и развитию речи в 3 классе по теме: "слова ,обозначающие предметы"...
Методическая разработка. Конспект урока. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении
Технологии: личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.Тип урока: урок закрепления зн...
Урок "Имя числительное как часть речи в 6 классе"
Урок на тему "Имя числительное как часть речи в 6 классе"....
Конспект открытого урока по дисциплине: «Иностранный язык: Английский» Тема: Строительные материалы. Древесина. Части речи. Пассивный залог.
Сочетание спецдисциплин и иностранного языка способствует повышению учебной мотивации. При переводе технических текстов студенты демонстрируют свои знания по дисциплинам: «Строительные материалы...
План-конспект открытого урока "Работа над I частью концерта Й.Гайдна D-dur"
План-конспект открытого урока со студенткой 3 курса специализации "Хоровое дирижирование" Ивановой Надеждой....
Открытый урок по русскому языку "Правописание н и нн в различных частях речи"
Цель урока: повторить ранее изученное о правописании н и нн в разных частях речи, расширить знания по теме, совершенствовать орфографическую и речевую грамотность студентов, прививать любовь к своей б...