Урок "Имя числительное как часть речи в 6 классе"
план-конспект урока на тему
Урок на тему "Имя числительное как часть речи в 6 классе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
имя числительное как часть речи | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Имя числительное как часть речи. 6-й класс
Цели:
- познакомить с именем числительным как частью речи;
- формировать навык нахождения числительных в тексте;
- развивать умение работать с текстом;
- знакомство с историческим столицы края и воспитание любви к ней;
- воспитание нравственных качеств обучающихся.
Оборудование: медиа проектор, компьютер.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Ход урока
Актуализация
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я учительница Тюндюковской средней школы. Тоже преподаю в 6 классе. Надеюсь, мы найдем общий язык на сегодняшнем уроке. Я очень рада с вами познакомиться.
Не жаркой зарей златотканной,
В лесах растопившей снега,
И даже не Камушкой – Камой
Мне древняя Пермь дорога.
Железная воля Урала,
Избрав не мольбу, а борьбу,
Здесь тысячи судеб сковала
В одну трудовую семью.
- Посмотрите на выделенные слова в стихотворении? Какой частью речи они являются?
- Правильно. Как будет называться наша сегодняшняя тема? Откройте тетради, напишите число и тему. «Имя числительное как часть речи».
- А что это за часть речи числительное? Давайте посмотрим на это слово - числительное. Сейчас сделаем морфемный разбор и узнаем.
-Образовано от слова число. Назовите однокоренные слова. (численность, бесчисленный, числиться, перечислить,
- Сделайте вывод о том, что изучает эта часть речи.
- Прочитайте еще раз тему урока и скажите, какую цель сегодня мы должны достичь
- узнавать числительные среди других частей речи;
- какие числительные бывают;
- как писать числительные на письме;
- уметь правильно употреблять их как в устной, так и в письменной речи.
- А для чего нам нужны числительные?
- Везде и во всем человека окружают числа, значение чисел в жизни человека, возникновение счета еще в глубокой древности, огромная роль чисел первого десятка, из которых возникло многообразие числительных. Без чисел немыслима наука и сама жизнь.
- Ребята, еще раз прочитайте стихотворение.
- О чем это стихотворение? Да, о Перми. Стихотворение так и называется «Пермь» и его написал наш земляк поэт Владимир Родкевичу.
- Вы, наверное, были в Перми? Наш край очень красив и неповторим. Удивительная природа нас окружает, смотреть – не насмотреться. Природные богатства способствуют экономическому развитию региона. И люди – главное богатство края. Сегодня на уроке мы совершим заочную экскурсию в главный город нашего края – Пермь.
- - Нашу экскурсию начинаем и отправляемся в Старую Пермь. Перед вами лежат тексты. Пусть кто-нибудь прочитает красиво.
История Перми начиналась в 18-м веке, когда на Урале возник ряд казенных заводов. В 1723 году в устье реки Егошихи, в 20 километрах ниже устья реки Часовой был построен Егошихинский медеплавильный завод. Распоряжением русского правительства от 6 декабря 1723 года было велено на завод «принимать всех чинов людей, кроме беглых, рабов и разбойников…»
В течение 2-х лет было принято и поселено из разных мест пришлых мужского полу 222 души. Почти через 60 лет Егошихинская слобода была переименована в город Пермь, а в 1798 году Пермь становится центром губернии. Впоследствии город раскинется на территории в 72 000 гектаров.
- Сейчас выпишите все словосочетания с числительными. И на каждое числительное поставьте вопрос.
-- На какой вопрос отвечают выписанные вами числительные? (Какой? Сколько?)
- Что они обозначают? (Количество и порядок)
- Давайте сделаем наш первый вывод. (Числительные бывают количественными и порядковыми.)
- Перед вами лежат листочки. Сделаем первые записи. А внизу напишите примеры из текста.
– Ребята, а теперь работаем в парах.
- Запишите как можно больше пословиц, поговорок и фразеологизмов, в состав которых входят числительные.
Один ум хорошо, а два лучше.
Семь раз отмерь - один отрежь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Четыре братца под одной крышей живут.
Два братца через дорогу живут.
Все как один, в один голос (единодушно),
за один присест (сразу),
в два счета (быстро),
палка о двух концах(что-то может кончиться хорошо или плохо),
как две капли воды (похожи),
наговорить с три короба (много),
идти на все четыре стороны,
как свои пять пальцев .
На доске таблица:
- Ребята, посмотрите на экран, прочитайте.
У числительных «много родственников» по морфологической линии. У числительного один (един) их около тридцати, причем различных частей речи: существительные (одиночка, одиночество, единство, единение пр.), прилагательные (одинаковый, одинарный, одиночный, единый), глаголы (соединять, объединять, воссоединять), наречие (однажды, воедино), и даже союз (однако).
А если учесть и «дальних родственников» - сложные слова, в состав которых входит числительное один (един), то получится внушительное семейство.
- А вы от корня два образуйте семейство слов различных частей речи, используя образец, данный на экране.
- Запомните, числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.
Имя существительное кто? что? Двоечник Второклассник,двойка | Имя числительное сколько? три товарища две тетради два дня второй год второй дом шестой класс третий месяц |
Имя прилагательное какой? какая? какое? двухдневный поход, двойная подкладка | |
Глагол что сделать? что делать? удвоить усилия, |
Физкультминутка
- Учимся разделять числительные и слова других частей речи
Хлопаем, если это числительное, если нет – поднимаем руки.
два
пятый
шестнадцать
тринадцать
пятнадцатый
шестиярусный
второй
пятьдесят
восьмерка
четвертый
пятиэтажный
восемьдесят
двойка
шесть
тридцать три
- Мы с вами узнали разряды числительных. Но на этом еще не заканчивается. Количественные числительные еще на три группы делятся: целые, дробные и собирательные. Посмотрите на экран. Продолжаем делать нашу схему.
Целые числительные – обозначает целые числа.
Собирательные числительные - обозначает несколько предметов как одно целое. Дробные числительные – обозначает дробные числительные.
-Итак, отправляемся дальше. Следующий пункт нашего путешествия – железнодорожный вокзал станции Пермь-2.
- Давайте прочитаем.
Железная дорога пришла в Пермь в 1874-1878 годах и преобразила город. Сразу же от лестницы вокзала распахнулась площадь. Вдали, где площадь переходит в широкую улицу, видна легкая колонна с цифрой 250 и орденом Ленина. Она установлена в 1973 году в честь юбилея Перми. За Стеллой открывается улица Ленина. Ее протяженность составляет 4, 5 километра. До 21 века в Перми проживало более 1 миллиона человек, а по переписи 1781 года насчитывалось до 3 тысяч жителей обоего пола.
- определите разряды всех числительных. Напишем в листочки как примеры.
- Выйдем из автобуса и пройдемся по улицам Перми. И я расскажу, какие улицы были в старой Перми и как они теперь называются.
Застройка центра города от улицы Большой Ямской ( Пушкина) до Набережной, от Большой Соликамской (Горького) до Осинской (Жданова) продолжалась до 1879 года. Тут селились купцы и богатые ремесленники. Каменные дома стали появляться на ул. Сибирской. Ее протяженность – 3 километра. А так же строились на улицах Торговой (Советской) и Петропавловской. Беднота селилась на окраинах: на Слудской площади, Заимке, в Разгуляе. За 1871 -1874 г.г. в Перми было построено и 168 деревянных зданий. Так же построили 34 каменных сооружений. Город благоустраивали. А через 15 лет были замощены улицы Красноуфимская ( Куйбышева), Оханская (Газеты «Звезда»), Монастырская ( Орджоникидзе), Вознесенская (Луначарского), Екатерининская ( Большевистская), Верхотурская (Н. Островского), Обвинская ( 25 лет Октября), Кунгурская (Комсомольский проспект, который некоторое время назывался Красным проспектом). Сейчас в Перми более 1400 улиц и переулков.
- Найдите предложения с числительными и подчеркните их как члены предложения.
- Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения (выполняют).
- Что получилось?
- Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определению.
- Количественные числительные могут быть любым членом предложения.
- Это тоже напишем в листочки. Примеры возьмите из текста.
- А теперь подведем итоги и сами попробуем составить правило.
- Мы сегодня лишь прикоснулись к истории Перми - славного города нашего края. Конечно, его главное богатство – это люди: рабочие и студенты, инженеры и художники, артисты и врачи… Взрослые и юные, серьезные и веселые. Но всех их объединяет любовь к родному краю, к его истории, традициям. С любви к малой родине начинается любовь к нашей великой державе – России.
Домашнее задание:
напишите текст о Барде (10-12 предложений) с использованием числительных.
Рефлекия.
- Достигли вы цели?
- Что такое числительное?
- На какие разряды делятся числительные?
- Как изменяют числительные?
- Какими членами предложения могут быть числительные?
______________________________________ _______________________________________
__________________________ __________________________ _____________________________
Подлежащее | |
Сказуемое | |
Дополнение | |
Обстоятельство | |
Определение |
________________________________________ - часть речи обозначает_________________________________________________________________________________________
отвечает на вопросы_________________________________________________________________________________
имеет разряды______________________________________________________________________________________
в предложении является_____________________________________________________________________________
История Перми начиналась в 18-м веке, когда на Урале возник ряд казенных заводов. В 1723 году в устье реки Егошихи, в 20 километрах ниже устья реки Часовой был построен Егошихинский медеплавильный завод. Распоряжением русского правительства от 6 декабря 1723 года было велено на завод «принимать всех чинов людей, кроме беглых, рабов и разбойников…»
В течение 2-х лет было принято и поселено из разных мест пришлых мужского полу 222 души. Почти через 60 лет Егошихинская слобода была переименована в город Пермь, а в 1798 году Пермь становится центром губернии. Впоследствии город раскинется на территории в 72 000 гектаров.
Железная дорога пришла в Пермь в 1874-1878 годах и преобразила город. Сразу же от лестницы вокзала распахнулась площадь. Вдали, где площадь переходит в широкую улицу, видна легкая колонна с цифрой 250 и орденом Ленина. Она установлена в 1973 году в честь юбилея Перми. За Стеллой открывается улица Ленина. Ее протяженность составляет 4, 5 километра. До 21 века в Перми проживало более 1 миллиона человек, а по переписи 1781 года насчитывалось до 3 тысяч жителей обоего пола.
Застройка центра города от улицы Большой Ямской ( Пушкина) до Набережной, от Большой Соликамской (Горького) до Осинской (Жданова) продолжалась до 1879 года. Тут селились купцы и богатые ремесленники. Каменные дома стали появляться на ул. Сибирской. Ее протяженность – 3 километра. А так же строились на улицах Торговой (Советской) и Петропавловской. Беднота селилась на окраинах: на Слудской площади, Заимке, в Разгуляе. За 1871 -1874 г.г. в Перми было построено и 168 деревянных зданий. Так же построили 34 каменных сооружений. Город благоустраивали. А через 15 лет были замощены улицы Красноуфимская ( Куйбышева), Оханская (Газеты «Звезда»), Монастырская ( Орджоникидзе), Вознесенская (Луначарского), Екатерининская ( Большевистская), Верхотурская (Н. Островского), Обвинская ( 25 лет Октября), Кунгурская (Комсомольский проспект, который некоторое время назывался Красным проспектом). Сейчас в Перми более 1400 улиц и переулков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Местоимение как часть речи 6 класс
Урок с примененим семи модулей обучения....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Повторение изученного по теме ЧАСТИ РЕЧИ"
Урок русского языка в 4 классе по теме "Части речи"...
Презентация по русскому языку 7 класс на тему "Междометие как часть речи"
Данная презентация - это материал, который поможет учителю представить такую сложную тему как междометие. Поможет разобраться с написанием сложных междометий и с постановкой знаков препинания при межд...
Имя числительное как часть речи 6 класс русский язык
презентация 6 класс имя чилительное как часть речи...
Числительное как часть речи
Тема урока " Числительное как часть речи "...
Наречие как часть речи 7 класс
Правописание наречий...
Лекция "Имя числительное как часть речи"
Лекция имя числительное содержит обязательные разделы...