Урок "Имя числительное как часть речи в 6 классе"
план-конспект урока на тему

Урок на тему "Имя числительное как часть речи в 6 классе". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл имя числительное как часть речи1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Имя числительное как часть речи. 6-й класс

Цели:

  • познакомить с именем числительным как частью речи;
  • формировать навык нахождения числительных в тексте;
  • развивать умение работать с текстом;
  • знакомство с историческим столицы края и воспитание любви к ней;
  • воспитание нравственных качеств обучающихся.

Оборудование: медиа проектор, компьютер.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Ход урока

Актуализация

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я учительница Тюндюковской средней школы. Тоже преподаю в 6 классе. Надеюсь, мы найдем общий язык на сегодняшнем уроке. Я очень рада с вами познакомиться.

Не жаркой зарей златотканной,

В лесах растопившей снега,

И даже не Камушкой – Камой

Мне древняя Пермь дорога.

Железная воля Урала,

Избрав не мольбу, а борьбу,

Здесь тысячи судеб сковала

В одну трудовую семью.

- Посмотрите на выделенные слова в стихотворении? Какой частью речи они являются?

- Правильно. Как будет называться наша сегодняшняя тема? Откройте тетради, напишите число и тему. «Имя числительное как часть речи».

- А что это за часть речи числительное? Давайте посмотрим на это слово - числительное. Сейчас сделаем морфемный разбор и узнаем.

-Образовано от слова число. Назовите однокоренные слова. (численность, бесчисленный, числиться, перечислить,

- Сделайте вывод о том, что изучает эта часть речи.

- Прочитайте еще раз тему урока и скажите, какую цель сегодня мы должны достичь

  • узнавать числительные среди других частей речи;
  • какие числительные бывают;
  • как писать числительные на письме;
  • уметь правильно употреблять их как в устной, так и в письменной речи.                                                                                                                            

- А для чего нам нужны числительные?

- Везде и во всем человека окружают числа,   значение чисел в жизни человека,  возникновение счета еще в глубокой древности, огромная роль  чисел первого десятка, из которых возникло многообразие числительных. Без чисел немыслима наука и сама жизнь.  

- Ребята, еще раз прочитайте стихотворение.

- О чем это стихотворение? Да, о Перми. Стихотворение так и называется «Пермь» и его написал наш земляк поэт Владимир Родкевичу.

- Вы, наверное, были в Перми? Наш край  очень красив и неповторим. Удивительная природа нас окружает, смотреть – не насмотреться. Природные богатства способствуют экономическому развитию региона. И люди – главное богатство края. Сегодня на уроке мы совершим заочную экскурсию в главный город нашего края – Пермь.

  1. - Нашу экскурсию начинаем и отправляемся в Старую Пермь. Перед вами лежат тексты. Пусть кто-нибудь прочитает красиво.

История Перми начиналась в 18-м веке, когда на Урале возник ряд казенных заводов. В 1723 году в устье реки Егошихи, в 20 километрах ниже устья реки Часовой был построен Егошихинский медеплавильный завод. Распоряжением русского правительства от 6 декабря 1723 года было велено на завод «принимать всех чинов людей, кроме беглых, рабов и разбойников…»

В течение 2-х лет было принято и поселено из разных мест пришлых мужского полу 222 души. Почти через 60 лет Егошихинская слобода была переименована в город Пермь, а в 1798 году Пермь становится центром губернии. Впоследствии город раскинется на территории в 72 000 гектаров.

- Сейчас выпишите все словосочетания с числительными. И на каждое числительное поставьте вопрос.

-- На какой вопрос отвечают выписанные вами  числительные? (Какой? Сколько?)

- Что они обозначают? (Количество и порядок)

- Давайте сделаем наш первый вывод. (Числительные бывают количественными и порядковыми.)

- Перед вами лежат листочки. Сделаем первые записи. А внизу напишите примеры из текста.

 

– Ребята,  а теперь работаем в парах.

-  Запишите как можно больше пословиц, поговорок и фразеологизмов, в состав которых  входят числительные.

Один ум хорошо, а два лучше.  

Семь раз отмерь - один отрежь.

Не имей сто рублей, а имей  сто друзей.

Четыре братца под одной крышей живут.

Два братца  через дорогу живут.

Все как один, в один голос (единодушно),

за один присест (сразу),

в два счета (быстро),

палка о двух концах(что-то может кончиться хорошо или плохо),

как две капли воды (похожи),

наговорить с три короба (много),

идти на все четыре стороны,

как свои пять пальцев .      

На доске таблица:

- Ребята, посмотрите на экран, прочитайте.

У числительных «много родственников» по морфологической  линии. У числительного один  (един) их около тридцати, причем различных частей речи: существительные (одиночка, одиночество, единство, единение пр.), прилагательные (одинаковый, одинарный, одиночный, единый), глаголы (соединять, объединять, воссоединять), наречие (однажды, воедино),  и даже союз (однако).

А если учесть и «дальних родственников» -  сложные слова, в состав которых входит числительное один (един), то получится внушительное семейство.

- А вы от корня два образуйте семейство слов различных частей речи, используя образец, данный на экране.

- Запомните, числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.

Имя существительное

кто? что?

Двоечник

Второклассник,двойка

Имя числительное

сколько?

три товарища

две тетради

два дня

второй год

второй дом

шестой класс

третий месяц

Имя прилагательное

какой? какая? какое?

двухдневный поход,

двойная подкладка

Глагол

что сделать? что делать?

удвоить усилия,

Физкультминутка

- Учимся разделять числительные и слова других частей речи

Хлопаем, если это числительное, если нет – поднимаем руки.

два        

пятый        

шестнадцать

тринадцать        

пятнадцатый        

шестиярусный

второй        

пятьдесят        

восьмерка

четвертый        

пятиэтажный        

восемьдесят

двойка        

шесть        

тридцать три

- Мы с вами узнали разряды числительных. Но на этом еще не заканчивается. Количественные числительные еще на три группы делятся: целые, дробные и собирательные. Посмотрите на экран. Продолжаем делать нашу схему.

Целые числительные – обозначает целые числа. 

Собирательные числительные -  обозначает несколько предметов как одно целое. Дробные числительные – обозначает дробные числительные.

-Итак, отправляемся дальше. Следующий пункт нашего путешествия – железнодорожный вокзал станции Пермь-2.

- Давайте прочитаем.

Железная дорога пришла в Пермь в 1874-1878 годах и преобразила город. Сразу же от лестницы вокзала распахнулась площадь. Вдали, где площадь переходит в широкую улицу, видна легкая колонна с цифрой 250 и орденом Ленина. Она установлена в 1973 году в честь юбилея Перми. За Стеллой открывается улица Ленина. Ее протяженность составляет 4, 5 километра. До 21 века в Перми проживало более  1 миллиона человек, а по переписи 1781 года насчитывалось до 3 тысяч жителей обоего пола.

- определите разряды всех числительных. Напишем в листочки как примеры.

- Выйдем из автобуса и пройдемся по улицам Перми. И я расскажу, какие улицы были в старой Перми и как они теперь называются.

Застройка центра города от улицы Большой Ямской ( Пушкина) до Набережной, от Большой Соликамской (Горького) до Осинской (Жданова) продолжалась до 1879 года. Тут селились купцы и богатые ремесленники. Каменные дома стали появляться на ул. Сибирской. Ее протяженность – 3 километра. А так же строились на улицах Торговой (Советской) и Петропавловской. Беднота селилась на окраинах: на Слудской площади, Заимке, в Разгуляе. За 1871 -1874 г.г. в Перми было построено и 168 деревянных зданий. Так же построили 34 каменных сооружений. Город благоустраивали. А через 15 лет были замощены улицы Красноуфимская ( Куйбышева), Оханская (Газеты «Звезда»), Монастырская ( Орджоникидзе), Вознесенская (Луначарского), Екатерининская ( Большевистская), Верхотурская (Н. Островского), Обвинская ( 25 лет Октября), Кунгурская (Комсомольский проспект, который некоторое время назывался Красным проспектом). Сейчас в Перми более 1400 улиц и переулков.

- Найдите предложения с числительными и подчеркните их как члены предложения.

- Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения (выполняют).

- Что получилось?

- Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определению.

- Количественные числительные могут быть любым членом предложения.

- Это тоже напишем в листочки. Примеры возьмите из текста.

- А теперь подведем итоги и сами попробуем составить правило.

- Мы сегодня лишь прикоснулись к истории Перми - славного города нашего края. Конечно,  его главное богатство – это люди: рабочие и студенты, инженеры и художники, артисты и врачи… Взрослые и юные, серьезные и веселые. Но всех их объединяет любовь к родному краю, к его истории, традициям. С любви к малой родине начинается любовь к нашей великой державе – России.

Домашнее задание:

напишите текст о Барде (10-12 предложений) с использованием числительных.

Рефлекия.

- Достигли вы цели?

- Что такое числительное?

- На какие разряды делятся числительные?

- Как изменяют числительные?

- Какими членами предложения могут быть числительные?

______________________________________                                                _______________________________________

__________________________                       __________________________                 _____________________________

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Обстоятельство

Определение

________________________________________  - часть речи обозначает_________________________________________________________________________________________

отвечает на вопросы_________________________________________________________________________________

имеет разряды______________________________________________________________________________________

в предложении является_____________________________________________________________________________

                   История Перми начиналась в 18-м веке, когда на Урале возник ряд казенных заводов. В 1723 году в устье реки Егошихи, в 20 километрах ниже устья реки Часовой был построен Егошихинский медеплавильный завод. Распоряжением русского правительства от 6 декабря 1723 года было велено на завод «принимать всех чинов людей, кроме беглых, рабов и разбойников…»

В течение 2-х лет было принято и поселено из разных мест пришлых мужского полу 222 души. Почти через 60 лет Егошихинская слобода была переименована в город Пермь, а в 1798 году Пермь становится центром губернии. Впоследствии город раскинется на территории в 72 000 гектаров.

                  Железная дорога пришла в Пермь в 1874-1878 годах и преобразила город. Сразу же от лестницы вокзала распахнулась площадь. Вдали, где площадь переходит в широкую улицу, видна легкая колонна с цифрой 250 и орденом Ленина. Она установлена в 1973 году в честь юбилея Перми. За Стеллой открывается улица Ленина. Ее протяженность составляет 4, 5 километра. До 21 века в Перми проживало более  1 миллиона человек, а по переписи 1781 года насчитывалось до 3 тысяч жителей обоего пола.

                Застройка центра города от улицы Большой Ямской ( Пушкина) до Набережной, от Большой Соликамской (Горького) до Осинской (Жданова) продолжалась до 1879 года. Тут селились купцы и богатые ремесленники. Каменные дома стали появляться на ул. Сибирской. Ее протяженность – 3 километра. А так же строились на улицах Торговой (Советской) и Петропавловской. Беднота селилась на окраинах: на Слудской площади, Заимке, в Разгуляе. За 1871 -1874 г.г. в Перми было построено и 168 деревянных зданий. Так же построили 34 каменных сооружений. Город благоустраивали. А через 15 лет были замощены улицы Красноуфимская ( Куйбышева), Оханская (Газеты «Звезда»), Монастырская ( Орджоникидзе), Вознесенская (Луначарского), Екатерининская ( Большевистская), Верхотурская (Н. Островского), Обвинская ( 25 лет Октября), Кунгурская (Комсомольский проспект, который некоторое время назывался Красным проспектом). Сейчас в Перми более 1400 улиц и переулков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Местоимение как часть речи 6 класс

Урок с примененим семи модулей обучения....

Презентация по русскому языку 7 класс на тему "Междометие как часть речи"

Данная презентация - это материал, который поможет учителю представить такую сложную тему как междометие. Поможет разобраться с написанием сложных междометий и с постановкой знаков препинания при межд...

Имя числительное как часть речи 6 класс русский язык

презентация 6 класс имя чилительное как часть речи...

Числительное как часть речи

Тема урока " Числительное как часть речи "...

Наречие как часть речи 7 класс

Правописание наречий...

Лекция "Имя числительное как часть речи"

Лекция имя числительное содержит обязательные разделы...