Методическая разработка урока по теме: "Самостоятельные части речи"
методическая разработка
Использование синквейнов для обобщения по изученному материалу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Тема: Самостоятельные части речи
Тип урока: обобщение, систематизация.
Вид урока: обобщающий урок.
Методический прием- синквейн.
Синквейн — это прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от обучающегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
Цели:
- Обучающие: обучение анализу драматического произведения; анализ образа Катерины; раскрытие внутреннего конфликта героини; понятие причин самоубийства героини.
- Развивающие: развивать монологическую речь, творческие способности обучающихся, общеучебные умения и навыки; создать условия для развития у обучающихся умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее, умение сравнивать, доказывать и опровергать.
- Воспитательные: воспитывать умение осознавать ситуацию выбора, ответственность за нее на основе нравственных ценностей и идеалов.
Ход урока:
- Вступление.
Сегодня мы завершаем работу над темой «Самостоятельные части речи.
Правила построения синквейна
- Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
- Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
- В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
- Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
- Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.
В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:
Пример:
Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.
- Составляем сиквейны на каждую самостоятельную часть речи.
Самостоятельные части речи — это лексико-грамматические классы, которые объединяют слова, обозначающие предмет, признак, действие или состояние, количество, а также признаки действий, других признаков и предметов.
Самостоятельные части речи являются членами предложения. Наречие и деепричастие в предложении всегда являются обстоятельством, остальные самостоятельные части речи могут быть разными членами предложения.
- Зачитываем сиквейны.
- Определяем, какие стихи максимально определяют сущность самостоятельных частей речи.
- Составляем таблицу-характеристику самостоятельных частей речи.
Часть речи | Общее значение | Морфологические признаки | Синтаксическая роль |
предмет | Начальная форма — именительный падеж, единственное число. | Подлежащее, дополнение, несогласованное определение, обстоятельство, приложение, именная часть составного сказуемого | |
признак предмета | Начальная форма — именительный падеж, единственное число, мужской род. | Определение, именная часть составного сказуемого, сказуемое (в краткой форме) | |
количество или порядок предметов при счёте | Начальная форма — именительный падеж. | Количественные — любой член предложения. Порядковые — определение, именная часть составного сказуемого. | |
Указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их | Начальная форма — именительный падеж, единственное число. | Подлежащее, определение, дополнение, обстоятельство. | |
Действие или состояние предмета | Начальная форма — неопределённая форма (инфинитив). | Инфинитив — любой член предложения. Личные формы — сказуемое. | |
Признак предмета по действию | Начальная форма — именительный падеж, единственное число, мужской род. | Определение. | |
Добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом | Начальная форма — неопределённая форма глагола. | Обстоятельство | |
Признак действия предмета или другого признака | Группы по значению: наречия места, времени, образа действия, меры и степени, причины, цели. | Обстоятельство |
- Д/з сиквейны на служебные части речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"
Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....
Методическая разработка. Конспект урока. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении
Технологии: личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.Тип урока: урок закрепления зн...
Разработка урока "Путешествие в страну Красивой речи"
разработка открытого логопедического занятия...
Урок "Имя числительное как часть речи в 6 классе"
Урок на тему "Имя числительное как часть речи в 6 классе"....
Методическая разработка урока по теме: Нанесение раствора на вертикальную поверхность способом слева направо в среднюю часть
Даный урок проводится в коррекционных группах (VIII вид) по профессиии маляр...
Методическая разработка урока по русскому языку для студентов 1 курса "Функционально-смысловые типы речи"
Методическая разработка урока по русскому языку для студентов 1 курса "Функционально-смысловые типы речи"...
Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /
Методическая разработка составлена для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...