статья " Методы работы с детьми, имеющими сенсорные расстройства с целью качественного усвоения информации".
статья
В данной статье представлены арт-терапевтические технологии в работе с детьми, имеющими сенсорные расстройства .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационные подходы в работе с сенсорными расстройствами с целью качественного усвоения информации.
Мозг человека активизируется через стимуляцию базовых органов - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. При некоторых заболеваниях, например, при ДЦП, нарушениях слуха и зрения, сенсорный поток нарушен и недостаточен. Такие обучающиеся нуждаются в дополнительной сенсорной стимуляции.
Когда я начинала учиться в институте, на одной из первых лекций мы знакомились с особенностями развития детей с различными сенсорными нарушениями. Был задан вопрос, как развивать ребенка с теми или иными нарушениями. Ответы были разные. И самое главное, на что обратили преподаватели наше внимание - это работа с опорой на сохранные анализаторы. У слабослышащих детей - делаем опору на зрение, у слабовидящих на слух.
Учеными выявлены способы получения информации и их результаты.
Способы получения информации и их результаты
Одним из самых сильных сенсорных стимуляторов является музыка.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
- Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
- Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека.
- Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:
- · замедляют пульс
- · увеличивают силу сердечных сокращений,
- · способствуют расширению сосудов,
- · нормализуют артериальное давление
- · стимулируют пищеварение
· облегчают установление контакта между людьми
- · повышают тонус коры головного мозга,
- · улучшают обмен веществ,
- · стимулируют дыхание и кровообращение
- · усиливают внимание
- Музыка действует избирательно, в зависимости
- от характера произведения.
Активная музыкотерапия – активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс.
Включает следующие виды:
вокалотерапия – пение (коррекция психоэмоционального состояния, лечебно-оздоровительное воздействие) – обучение основам нижнереберно-диафрагмального дыхания, при работе с заикающимися, (хоровое пение)
кинезитерапия – танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика (элементы психогимнастики можно включать во время проведения физминуток, на уроках физкультуры)
инструментальная музыкотерапия – игра на музыкальных инструментах
Интегративная музыкотериапия – интеграция физиологии, рефлексотерапии и музыкознания – синтез музыкального и зрительного восприятия:
музыкоцветотерапия устанавливается (в сенсорных комнатах)
музыкоизотерапия – восприятие произведений изобразительного искусства под музыку или изображение музыки в рисунке.
На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.
Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она
подавляет нервную систему
увеличивает содержание адреналина в крови
Куклотерапия
Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки)
Технология проведения:
с персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история;
инсценирование рассказа должно захватить ребенка, вызывать в нем яркие положительные эмоции
Куклы бывают веревочные, ростовые, пальчиковые, куклы-марионетки. Много лет я работаю с куклами-марионетками.
Одной из важных форм работы является работа с образами. Например на уроке можно предложить ребенку выступление от имени любимого героя.
При тактильной дисфункции подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых: дать ребенку новые чувственные ощущения.
При низкой сенсорной чувствительности используем:
-массажные коврики, развиваем мелку моторику, работаем с материалами разной фактуры и плотности.
- постепенно знакомим детей с различными текстурами. Для этого в работе используем коробку с разнообразными материалами: шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.
Учимся тактильным ощущениям. Сделайте такую же коллекцию разнородных предметов, которые интересны и приятны на ощупь. Куски разной ткани: органза, шёлк, тафта, натуральный и искусственный мех, замша, лён. Природные объекты: кора различных деревьев, шишки, камешки с моря, веточки, перья, орехи. Рукотворные объекты: монеты, напёрстки, шарики, ювелирные изделия и бижутерия, мелкие детские игрушки. Также завяжите глаза и поиграйте в игру «Угадай предмет» со своими детьми или друзьями. Такие игры можно проводить на классных часах.
На уроках истории и географии можно применять Техники – скетчинг, тревел-скетчинг. Изображать схематично эмоции от полученной информации об исторических событиях или от воображаемых или реальных путешествий.
На уроках биологи химии учимся чувствовать запахи.
Рассказывая о растениях, можно предложить поиграть в игру «Парфюмер» (лимонная цедра, апельсин, корица и т.д)
Рассказать, какие чувства вызывают эти запахи. Предварительно узнаем нет ли аллергии на определенные вещества.
Кратковременную дисфункцию можно заметить, когда мы покупаем парфюмерию, понюхав несколько видов какого- нибудь парфюма, мы перестаем адекватно оценивать реальный запах.
Так и в работе по развитию сенсорной интеграции необходима разумная дозировка.
Литература:
Арт-терапия. А.И. Копытин. – СПб, 2001.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. _СПб: Речь, 2008.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб «Питер», 2008.
Предварительный просмотр:
Инновационные подходы в работе с сенсорными расстройствами с целью качественного усвоения информации.
Мозг человека активизируется через стимуляцию базовых органов - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. При некоторых заболеваниях, например, при ДЦП, нарушениях слуха и зрения, сенсорный поток нарушен и недостаточен. Такие обучающиеся нуждаются в дополнительной сенсорной стимуляции.
Когда я начинала учиться в институте, на одной из первых лекций мы знакомились с особенностями развития детей с различными сенсорными нарушениями. Был задан вопрос, как развивать ребенка с теми или иными нарушениями. Ответы были разные. И самое главное, на что обратили преподаватели наше внимание - это работа с опорой на сохранные анализаторы. У слабослышащих детей - делаем опору на зрение, у слабовидящих на слух.
Учеными выявлены способы получения информации и их результаты.
Способы получения информации и их результаты
Одним из самых сильных сенсорных стимуляторов является музыка.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
- Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
- Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека.
- Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:
- · замедляют пульс
- · увеличивают силу сердечных сокращений,
- · способствуют расширению сосудов,
- · нормализуют артериальное давление
- · стимулируют пищеварение
· облегчают установление контакта между людьми
- · повышают тонус коры головного мозга,
- · улучшают обмен веществ,
- · стимулируют дыхание и кровообращение
- · усиливают внимание
- Музыка действует избирательно, в зависимости
- от характера произведения.
Активная музыкотерапия – активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс.
Включает следующие виды:
вокалотерапия – пение (коррекция психоэмоционального состояния, лечебно-оздоровительное воздействие) – обучение основам нижнереберно-диафрагмального дыхания, при работе с заикающимися, (хоровое пение)
кинезитерапия – танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика (элементы психогимнастики можно включать во время проведения физминуток, на уроках физкультуры)
инструментальная музыкотерапия – игра на музыкальных инструментах
Интегративная музыкотериапия – интеграция физиологии, рефлексотерапии и музыкознания – синтез музыкального и зрительного восприятия:
музыкоцветотерапия устанавливается (в сенсорных комнатах)
музыкоизотерапия – восприятие произведений изобразительного искусства под музыку или изображение музыки в рисунке.
На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.
Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она
подавляет нервную систему
увеличивает содержание адреналина в крови
Куклотерапия
Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки)
Технология проведения:
с персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история;
инсценирование рассказа должно захватить ребенка, вызывать в нем яркие положительные эмоции
Куклы бывают веревочные, ростовые, пальчиковые, куклы-марионетки. Много лет я работаю с куклами-марионетками.
Одной из важных форм работы является работа с образами. Например на уроке можно предложить ребенку выступление от имени любимого героя.
При тактильной дисфункции подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых: дать ребенку новые чувственные ощущения.
При низкой сенсорной чувствительности используем:
-массажные коврики, развиваем мелку моторику, работаем с материалами разной фактуры и плотности.
- постепенно знакомим детей с различными текстурами. Для этого в работе используем коробку с разнообразными материалами: шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.
Учимся тактильным ощущениям. Сделайте такую же коллекцию разнородных предметов, которые интересны и приятны на ощупь. Куски разной ткани: органза, шёлк, тафта, натуральный и искусственный мех, замша, лён. Природные объекты: кора различных деревьев, шишки, камешки с моря, веточки, перья, орехи. Рукотворные объекты: монеты, напёрстки, шарики, ювелирные изделия и бижутерия, мелкие детские игрушки. Также завяжите глаза и поиграйте в игру «Угадай предмет» со своими детьми или друзьями. Такие игры можно проводить на классных часах.
На уроках истории и географии можно применять Техники – скетчинг, тревел-скетчинг. Изображать схематично эмоции от полученной информации об исторических событиях или от воображаемых или реальных путешествий.
На уроках биологи химии учимся чувствовать запахи.
Рассказывая о растениях, можно предложить поиграть в игру «Парфюмер» (лимонная цедра, апельсин, корица и т.д)
Рассказать, какие чувства вызывают эти запахи. Предварительно узнаем нет ли аллергии на определенные вещества.
Кратковременную дисфункцию можно заметить, когда мы покупаем парфюмерию, понюхав несколько видов какого- нибудь парфюма, мы перестаем адекватно оценивать реальный запах.
Так и в работе по развитию сенсорной интеграции необходима разумная дозировка.
Литература:
Арт-терапия. А.И. Копытин. – СПб, 2001.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. _СПб: Речь, 2008.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб «Питер», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с обучающимися, имеющими различные расстройства, нарушения.
Формы и методы работы с обучающимися, имеющими различные расстройства, нарушения....
Доклад на тему «Использование межпредметных связей с целью повышения эффективности логопедическиой работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
Доклад на тему «Использование межпредметных связей с целью повышения эффективности логопедическиой работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»...
Презентация Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
По мнению ВОЗ, здоровье - состояние социального и физического благополучия человека, а не только отсутствие болезней. Здоровьесберегающий процесс в дошкольном учреждении - это процесс воспитания и обу...
Рекомендации по работе с детьми, имеющими высокий уровень личностной тревожности
Рекомендации по работе с детьми, имеющими высокий уровень личностной тревожности...
Применение загадок в работе с детьми, имеющими нарушения речи
В данной статье представлен опыт применения авторских загадок на логопедических занятиях....
Применение фонопедической методики постановки голоса В.В. Емельянова на уроках вокала при работе с детьми, имеющими нарушения дыхательных путей (астма)
В разработке описаны приёмы постановки голоса в процессе распевки на уроке вокала у ребенка, имеющего нарушения дыхательных путей (аллергическая астма). Используется лечебная методика В. Емельянова....
Особенности работы с детьми, имеющими статус ОВЗ на уроках биологии
laquo;Особенности работы с детьми, имеющими статус ОВЗ на уроках биологии»...