Роль сенсорных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра
материал

Авдеева Светлана Александровна

 Расстройство аутистического спектра (РАС) - расстройство психического развития, имеющее широкий спектр проявлений. Основными признаками РАС являются нарушения социальной коммуникации и взаимодействия, повторяющиеся поведенческие «шаблоны», ограниченные интересы. Наряду с проблемами в общении, поведении у детей с РАС наблюдаются признаки дисфункции сенсорной интеграции. Проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного характера - это все мы можем увидеть у детей с РАС с нарушением сенсорной интеграции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль сенсорных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра

   Расстройство аутистического спектра (РАС) - расстройство психического развития, имеющее широкий спектр проявлений. Основными признаками РАС являются нарушения социальной коммуникации и взаимодействия, повторяющиеся поведенческие «шаблоны», ограниченные интересы. Наряду с проблемами в общении, поведении у детей с РАС наблюдаются признаки дисфункции сенсорной интеграции. Проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного характера - это все мы можем видеть у детей с РАС с нарушением сенсорной интеграции.

   В нашей школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья количество детей с РАС, имеющих нарушения в развитии сенсорной интеграции, с каждым годом увеличивается. Такие дети испытывают значительные трудности в учебном процессе, овладении трудовыми навыками, а это, в свою очередь, ведет к большим трудностям в дальнейшей жизни.

  Дети с РАС и дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с перечисленными проблемами. Их профилактика и преодоление сопряжены с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами.

  Итак, для того чтобы помочь детям с расстройством аутистического спектра справиться с сенсорными проблемами,  я создала в кабинете доброжелательную, комфортную обстановку для обучения, убрав все непереносимые раздражители, например, яркий свет, резкие запахи и т.д.

  Моя коррекционная работа основана преимущественно на игровых упражнениях, а выбор видов деятельности зависит от интересов и возможностей ребенка. Какова же роль сенсорных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС?

 Игры, использующиеся в  сенсорной терапии, дарят ребенку новые ощущения, происходит их балансировка, и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов мозгом.

Огромное внимание мной уделяется развитию пяти основных чувств - это зрение, обоняние, осязание, слух и вкус.

 Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.

  Зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее отражается окружающий мир. Нарушения зрительного восприятия приводят к трудностям в различении предметов. Недостаточное развитие зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования.

  Игры, тренирующие зрительное восприятие развивают наблюдательность, внимание, память, формируют представление о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов, увеличивают словарный запас. Для развития зрительного восприятия я использую дидактические игры: «Цветная мозаика», «Разноцветные шнуровки», «Разноцветные прищепки», «Цветные кубики», «Подбери по цвету», «Подбери по форме»; рассматриваем вместе с ребенком иллюстрации в книгах и т.д. А вот игры с прятанием, поиском и нахождением, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов способствуют тренировке зрительного восприятия. Например, детям интересно искать рисунки на дне чего-либо.

  Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы). 

  Игры на восприятие звука   дают представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.

  Для развития слухового восприятия я использую: музыкальные инструменты; звучащие игрушки и другие предметы, издающие звук.

  Игры на развитие тактильных ощущений оказывают большое влияние на эмоциональную сферу, формирование внутренних ощущений. Во время игр с различными материалами развиваются сенсорные ощущения, ребёнок учится чувствовать окружающий мир через тактильный контакт.

  С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов.

  Органом осязания служит рука. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета. Следовательно, развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать «ручные» виды деятельности, некоторые из них использую в своей работе:

  -     лепка из   пластилина;

  -     рисование пальцами, ватным диском, кисточкой;

  -     игры с крупной и мозаикой, конструктором (пластмассовым);

  -     собирание пазлов;

  -  сортировка предметов (камушки, пуговицы, желуди), разных по величине, форме, материалу;

   -  игры с сыпучими материалами. 

 Детям с РАС очень нравятся игры с водой. Хотела озвучить фрагмент одного из наших занятий- «На дне морском».

  Итак,занятие у нас проходит под релаксационную музыку-шум моря.Ребенку предлагается отправиться в подводное царство,а поможет ему в этом сухой дождь.С закрытыми глазами,слушая звук моря, ребенок расслабляется и настраивается на работу.Затем я предлагаю следующие упражнения:

1.Упражнение «Тактильная коробка».

Ребенку предлагается посмотреть,какие сокровища хранятся под водой ,для этого ему нужно опустить руки в «аквариум» и потрогать шарики, ракушки и то,что там находится.Можно по ходу занятия задать сопутствующие вопросы, такие как : что представляют из себя находящиеся на дне предметы?Какие они: приятные?мокрые?скользкие?

Среди этих сокровищ спрятаны разноцветные самоцветы и морские камни. Ребенку нужно отыскать их.

2. Упражнение «Наш аквариум»

Ребенку показываю пустой «аквариум»и игрушечных рыбок.Приэтом проговаривается,что рыбки не могут жить без воды и нам необходимо заполнить аквариум водой и различными камнями и ракушками.Ребенок, с помощью ковшика и различных морских предметов заполняет аквариум.Когда домик для рыбок готов,опускает наших рыбок.

3. Игра «Выкладывание сюжетных картинок из ракушек».

 Выкладывание сюжетных картинок при помощи ракушек на определенную тему: «Морское дно», «Рыбки в аквариуме «и другие.

  Данное занятие позволяет познакомить ребенка с обитателями и предметами подводного мира, например, с ракушками, камнями. Позволяет корригировать сенсорную чувствительность – тактильную, звуковую, зрительную.

  Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей с РАС, помогает снизить умственное утомление.

  Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой моторики рук, поэтому в своей работе использую пальчиковую гимнастику, элементы массажа и самомассажа, что также способствует повышению тактильной чувствительности.

  Самомассаж кистей и пальцев рук в «сенсорной коробке» способствует стимуляции тактильно-двигательных ощущений, нормализации мышечного тонуса, формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.  От шума в коробочке стимулируется слух, зрительные ощущения. Обогащается чувственный опыт ребёнка (фактура материала). Массаж и самомассаж сопровождается   стихотворным текстом или выполняется под музыку.

  Дополнительную информацию об окружающем мире несут запахи (стимуляция обоняния), вкус (стимуляция вкусовых ощущений). Они обогащают представление ребенка c РАС об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями.

  Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две группы: приятные и неприятные (например, запах леса и запах выхлопных газов и др.).

  Стимулировать обоняние, можно меняя ароматы и делая их все менее резкими.

  Вкусовые качества предметов дети с РАС различают, пробуя их на вкус. Вкусовые ощущения обычно делятся на соленое, горькое, кислое и сладкое. Все сложные вкусовые ощущения являются комбинацией основных.

  Вкусовое восприятие развивается благодаря стимуляции, которую обеспечивает еда и питье. Давая ребенку, маленькие кусочки разных кушаний, нужно побуждать его угадывать с закрытыми глазами, что он ест (не следует, однако, давать ему ничего горького или острого). 

   Для стимуляции вкусового и обонятельного анализаторов я использую:

• пакетики со специями;

• мешочки с ароматными травами;

• натуральные овощи, фрукты, ягоды, цветы и другие растения (в зависимости от лексической темы);

Игры: «Фрукт или овощ?», «Что сегодня на обед?», «Угадай по запаху».

  Использование сенсорного материала в коррекционной работе с детьми с РАС имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным: педагог-психолог имеет возможность заинтересовать ребенка, пробудить в нем любознательность, завоевать его доверие.

  Играйте с ребенком в те игры, которые ему нравятся, занимайтесь тем, что он хочет. Повторяйте его действия. Войдите в его мир, постарайтесь понять, к чему он стремится и уважайте его желания. Если во время занятий ребенок вдруг начинает делать что-то необычное, не обрывайте его: подождите и посмотрите, что будет дальше. Старайтесь чувствовать настроение и эмоции ребенка. Не стремитесь непременно втиснуть его в мир своих понятий и ожиданий: старайтесь смотреть на мир его глазами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по работе с детьми с расстройством аутистического спектра на основе поведенческого подхода

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо работе с детьми с расстройством аутистического спектра на основе поведенческого подхода...

Инновационный проект "Адаптация и внедрение модели инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра в Городском округе Подольск Московской области на базе МОУ «Гимназия № 7»

Основная идея проекта:Создание условий для интеграции детей с РАС в МОУ «Гимназия №7» Городского округа Подольска Московской области через создание модели ресурсной комнаты – отдельн...

Презентация на тему: "Особенности психического развития детей с расстройствами аутистического спектра"

Презентация на тему: "Особенности психического развития детей с расстройствами аутистического спектра"...

статья " Методы работы с детьми, имеющими сенсорные расстройства с целью качественного усвоения информации".

В данной статье представлены арт-терапевтические технологии в работе с детьми, имеющими сенсорные расстройства ....

"Как помочь родителям подготовить ребёнка с расстройством аутистического спектра к 1 классу"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28863724","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Подготовка ребенка с расстройством аутистического спектра к 1 классу может потребоват...

-Использование информационных коммуникативных технологий в коррекционно- развивающей работе учителя с детьми с расстройствами аутистического спектра

Создание благоприятных условий и учебного процесса для социальной реабилитации несовершеннолетних, детей РАС....