Методическая разработка для по предмету МДК 01.01 Медико-биологические основы воспитания и обучения детей
методическая разработка

Разработка для проведения практического занятия для студентов "Специального дошкольного воспитания" Заболевания мочевыделительной системы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое занятие 16.

Тема: Предупреждение гломерулонефрита  в детском возрасте, оздоровительные мероприятия. Рекомендации для родителей.

Цель: Изучение проявлении гломерулонефрита у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Рассмотреть признаки  гломерулонефрита у  дошкольников.

2. Обосновать использование оздоровительных мероприятий, как средство предупреждения  гломерулонефрита.

3. Составить рекомендации для родителей по предупреждению гломерулонефрита  у дошкольников.

Формирование компетенций:

ПК 1.4.Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии

Трудовые действия

А/02.6

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

А/03.6 Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

Оборудование:  методические материалы по теме.

Ход работы:

Задание 1 (15 минут)

Гломерулонефрит у детей – острое или хроническое воспаление почечных клубочков инфекционно-аллергической природы. Для острого гломерулонефрита у детей характерна триада синдромов: мочевой (олигурия, анурия, гематурия, протеинурия), отечный и гипертензивный; при хронических формах преобладает один из них или латентное течение.
Гломерулонефрит у детей – иммуно-воспалительное поражение клубочкового аппарата почек, приводящее к снижению их функции. В 
педиатрии гломерулонефритявляется одной из самых распространенных приобретенных патологий почек у детей, занимая второе место после инфекций мочевыводящих путей. Большинство случаев гломерулонефрита регистрируется у детей дошкольного и младшего школьного возраста (3-9 лет), редкие эпизоды (менее 5%) – у детей первых 2-х лет жизни. У мальчиков гломерулонефрит возникает в 2 раза чаще, чем у девочек.

Основными причинами заболеванием гломерулонефритом, являются перенесенные инфекционные, бактериальные, паразитарные и вирусные заболевания, отравления токсинами, системные заболевания. 

Симптомы, говорящие о заболевание гломерулонефритом:

  • Отеки
  • Повышенное артериальное давление
  • Примеси крови в моче
  • Очень малый объем выделяемой мочи

При гломерулонефрите возможно появление осложнений:

  • Хронический гломерулонефрит
  • Эклампсия
  • Нарушение зрения, вплоть до полной слепоты
  • Острая недостаточность сердца
  • Острая недостаточность почек
  • Мозговое кровоизлияние

Профилактика

  • Диагностика и лечение острого гломерулонефрита, выявление изменений в анализах мочи при хорошем самочувствии больного.
  • Лечение хронического гломерулонефрита и хронической почечной недостаточности. Радикальное лечение невозможно, так как процесс аутоиммунный. Вне обострения, в большинстве случаев, показана нефропротекция. 
  • Длительное пребывание в постели, противопоказана физическая нагрузка, избегание переохлаждений, работа в сухом теплом помещении, желательно сидя, диета, ограничение соли до 2-3 грамм в сутки, белка, пищи, богатой витаминами.
  • Санация очагов хронической инфекции.
  • Санаторно-курортное лечение в сухом жарком климате.
  •  Лечение в период обострения: госпитализация.
  • Ухудшение в анализе мочи следует рассматривать как обострение.

Задание 2 (15 минут)

На основании изученных материалов составить

  • план оздоровительных мероприятий в ДОУ для предупреждения гломерулонефрита у дошкольников;
  • рекомендации для родителей по профилактике у дошкольников гломерулонефрита. Рекомендации к выполнению задания.

Необходимо составить план оздоровительных мероприятий   возрастной группы в соответствии с предложенным алгоритмом:

Группа _________________________

  1. мероприятия,
  2. регулярность,
  3. возрастная категория,
  4. дозировка,
  5. ответственные,
  6. противопоказания.

Рефлексия (10 минут) провести оценку в соответствии с критериями выполнения задания.

Показатели оценки

1.

План оздоровительных мероприятий     составлен в соответствии с предложенным алгоритмом.

2.

Перечисляет не менее семи оздоровительных мероприятий     по физическому воспитанию.

3.

При планировании использует формы и методы организации оздоровительных мероприятий согласно возрасту детей и их индивидуальных особенностей.

4.

Правильно определен порядок проведения оздоровительных мероприятий     в режиме дня.

5.

План оздоровительных мероприятий    носит практический характер.



Предварительный просмотр:

Практическое занятие 15.

Тема: Предупреждение пиелонефрита в детском возрасте, оздоровительные мероприятия. Рекомендации для родителей.

Цель: Изучение проявлений пиелонефрита у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Рассмотреть признаки  пиелонефрита у  дошкольников.

2. Обосновать использование оздоровительных мероприятий, как средство предупреждения  пиелонефрита.

3. Составить рекомендации для родителей по предупреждению пиелонефрита  у дошкольников.

Формирование компетенций:

ПК 1.4.Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии

Трудовые действия

А/02.6

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

А/03.6 Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

Оборудование:  методические материалы по теме.

Ход работы:

Задание 1 (15 минут)

ПИЕЛОНЕФРИТ - это бактериально-воспалительное заболевание чашечно-лоханочного аппарата и паренхимы почек с преимущественным вовлечением ее интерстициальной ткани (рис.1). Очаговость поражения почек, т. е. чередование интактных зон и участков, измененных воспалительным процессом, является характерным признаком, отличающим пиелонефрит от гломерулонефрита. Заболевание может развиться в любом возрасте, встречается чаще у девочек.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1219682/pub_5b3074710c35da00a9c81dfe_5b3074a57d6d5000a819883e/scale_1200

Рис. 1 Строение почек у человека.

Различают первичный и вторичный пиелонефрит. При первичном пиелонефрите не наблюдается аномалий почек и мочевых путей, сопровождающихся нарушением оттока мочи. Вторичный пиелонефрит встречается чаще (80 %) и возникает на фоне органических и функциональных аномалий почек и мочевых путей, вызывающих нарушения пассажа мочи (везикоренальный рефлюкс, нарушение проходимости мочеточников, поликистоз, нефролитиаз и др.), обменных нарушений и пр.

Причины недуга у дошкольников

Мочевые пути у грудных детей подвержены заболеваниям, однако заражение не наблюдается. Это можно объяснить наличием местных функций защиты. Их достаточно много, и они дополняют друг друга. Но любое нарушение их работы создает условие для развития заболевания.

Причины неблагоприятного влияния можно поделить на внутренние и внешние:

  • нарушение уродинамики (продвижения мочи) — закупоривание мочевых путей, камни в почках и аномалии, которые передались по наследству;
  • изменения в составе мочи у младенцев — наблюдаются соли и кристаллы мочевой кислоты, примеси глюкозы);
  • бактериурия — микробы в моче без признака заболевания;
  • снижение иммунитета до 3 лет (химиотерапия, лечение цитостатиками);
  • болезни желудочно-кишечного тракта;
  • недоношенность (в зависимости от пола, но наиболее часто встречается у девочек);
  • вредные привычки и болезни матери;
  • переохлаждение;
  • ранняя половая жизнь и беременность;
  • проведение операций на мочевых путях (установка катетера для мочевого пузыря).

Если будет проводиться своевременная профилактика, вторичный пиелонефрит не будет представлять большой угрозы. Родителям необходимо следить за тем, чтобы ребенок избегал переохлаждений, не носил в холодную погоду слишком легкую одежду, держал ноги в тепле. Важно приучить ребенка следить за гигиеной половых органов.

Симптомы пиелонефрита у дошкольника

Симптомы, по которым определяется неправильная работа почек и острый пиелонефрит у ребенка, можно представить так:

  • Повышенная температура тела до 39°C. У малыша нет симптомов простуды, но он теряет аппетит и чувствует себя вяло.
  • Редкое и учащенное мочеиспускание. Моча начинает неприятно пахнуть.
  • Перед мочеиспусканием малыш начинает капризничать, ворочаться, ощущает боль внизу живота.
  • Моча становится более темной.
  • Ребенок не прибавляет в весе. У него частые срыгивания и нерегулярный стул.
  • Моча выходит в небольшом количестве.

Задание 2 (15 минут)

На основании изученных материалов составить

  • план оздоровительных мероприятий в ДОУ для предупреждения пиелонефрита у дошкольников;
  • рекомендации для родителей по профилактике у дошкольников пиелонефрита. Рекомендации к выполнению задания.

Необходимо составить план оздоровительных мероприятий   возрастной группы в соответствии с предложенным алгоритмом:

Группа _________________________

  1. мероприятия,
  2. регулярность,
  3. возрастная категория,
  4. дозировка,
  5. ответственные,
  6. противопоказания.

Рефлексия (10 минут) провести оценку в соответствии с критериями выполнения задания.

Показатели оценки

1.

План оздоровительных мероприятий     составлен в соответствии с предложенным алгоритмом.

2.

Перечисляет не менее семи оздоровительных мероприятий     по физическому воспитанию.

3.

При планировании использует формы и методы организации оздоровительных мероприятий согласно возрасту детей и их индивидуальных особенностей.

4.

Правильно определен порядок проведения оздоровительных мероприятий     в режиме дня.

5.

План оздоровительных мероприятий    носит практический характер.



Предварительный просмотр:

Практическое занятие 16.

Тема: Предупреждение цистита  в детском возрасте, оздоровительные мероприятия. Рекомендации для родителей.

Цель: Изучение проявлении цистита у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Рассмотреть признаки  цистита у  дошкольников.

2. Обосновать использование оздоровительных мероприятий, как средство предупреждения  цистита.

3. Составить рекомендации для родителей по предупреждению цистита  у дошкольников.

Формирование компетенций:

ПК 1.4.Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии

Трудовые действия

А/02.6

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

А/03.6 Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

Оборудование:  методические материалы по теме.

Ход работы:

Задание 1 (15 минут)

Воспалительная патология в мочевом пузыре называется циститом. Данная болезнь может развиться у любого ребенка. Довольно часто неблагоприятные симптомы болезни появляются у малышей в дошкольном и школьном возрасте. Согласно статистическим документам, девочки болеют этой патологией несколько чаще, чем мальчишки.

Врачи отмечают, что в структуре общей детской заболеваемости цистит находится на десятом месте.

https://aeroflowurology.com/wp-content/uploads/2018/11/BPM.jpg

Подавляющая причина болезни — инфекционные патологии. Воздействие вирусов и бактерий приводит к развитию у малыша воспалительного процесса в мочевом пузыре.

Преимущественный способ инфицирования у детей до 5 лет — восходящий. В этом случае инфекция из половых путей заносится в мочевой пузырь, способствуя развитию в нем сильного воспаления.

В 30% случаев цистит протекает в латентной форме, которая не сопровождается появлением у малыша никаких неблагоприятных симптомов.

Воспаление в мочевом пузыре у детей протекает с появлением следующих клинических признаков:

  • Повышением температуры тела.  Тяжелое течение заболевания сопровождается повышением температуры тела до 38-39 градусов. На фоне фебрилитета у малыша может появиться лихорадка или сильный озноб.
  • Дискомфорта при мочеиспускании. 
  •  Частых позывов помочиться. Воспаление мочевого пузыря способствует появлению учащенного мочеиспускания.
  • Болезненностью в области нижних отделов живота. Боль не усиливается после приема пищи или акта дефекации. В основном она имеет тянущий характер. Положение лежа на животе вызывает у ребенка существенное усиление болевого синдрома. В некоторых случаях болезненность усиливается во время мочеиспускания.
  • Ухудшением самочувствия. Воспалительный процесс способствует развитию интоксикационного синдрома. Это проявляется выраженной слабостью и быстрой утомляемостью даже после привычных ежедневных дел.
  • Появлением повышенной нервозности. Частые позывы к посещению туалета делают малыша достаточно нервным. Заболевший ребенок становится более капризным и эмоциональным. Даже небольшой стресс способен вызвать у ребенка бурную ответную реакцию. У заболевшего ребенка сильно нарушается сон.

Изменением цвета мочевого осадка. Обычно моча становится более мутной и приобретает коричневый цвет. В норме она должна быть соломенно-желтого ненасыщенного оттенка.

Появление в моче различных патологических примесей также может свидетельствовать о наличии воспалительного процесса в мочевыводящих путях или мочевом пузыре.

Профилактика цистита у дошкольников.

1. Подмывать ребенка правильно. Девочек нужно мыть в проточной воде, направляя струю в сторону попы. Мылом моется промежность, слизистую промывают просто водой. При этом не нужно использовать мыло каждый раз, чтобы не нарушать так называемую кислотную мантию кожи. У детей она восстанавливается гораздо медленнее, чем у взрослых. При подмывании мальчиков после 3 лет, уделяйте внимание крайней плоти, чтобы не допустить развитие уретрита.

2. У детей должно быть личное полотенце для гигиенических целей.

3. Иногда дети могут заиграться и терпеть позывы в туалет. Объясните им, что так поступать вредно для здоровья. Время от времени контролируйте частоту походов в туалет.

4. Также нужно следить, чтобы у детей не было проблем со стулом. В норме количество дефекаций для малыша старше 2 лет равно от 1-2 раз в день до 1 раза в 2 дня. Если задержка стула происходит из-за нарушения перистальтики кишечника, то это приводит к застою крови в тазу, возрастает вероятность развития инфекции.

5. Предлагайте детям чаще пить. Следите, чтобы он знал, где можно взять воду.

6. Наличие хронической инфекции увеличивает шансы возникновения цистита. Пролечите зубы, если есть кариес. Проводите профилактику простудных заболеваний.

7. Не разрешайте детям сидеть на бетоне, камнях, играть на холодном полу. В холодное время года одевайте детей тепло. Девочкам обязательно штанишки или теплые рейтузы под юбку. Отличным решением станет термобелье.

8. Подвижные игры и гимнастика помогут предотвратить застой крови в сосудах малого таза. Это снижает риск развития цистита.

Задание 2 (15 минут)

На основании изученных материалов составить

  • план оздоровительных мероприятий в ДОУ для предупреждения цистита у дошкольников;
  • рекомендации для родителей по профилактике у дошкольников цистита. Рекомендации к выполнению задания.

Необходимо составить план оздоровительных мероприятий   возрастной группы в соответствии с предложенным алгоритмом:

Группа _________________________

  1. мероприятия,
  2. регулярность,
  3. возрастная категория,
  4. дозировка,
  5. ответственные,
  6. противопоказания.

Рефлексия (10 минут) провести оценку в соответствии с критериями выполнения задания.

Показатели оценки

1.

План оздоровительных мероприятий     составлен в соответствии с предложенным алгоритмом.

2.

Перечисляет не менее семи оздоровительных мероприятий     по физическому воспитанию.

3.

При планировании использует формы и методы организации оздоровительных мероприятий согласно возрасту детей и их индивидуальных особенностей.

4.

Правильно определен порядок проведения оздоровительных мероприятий     в режиме дня.

5.

План оздоровительных мероприятий    носит практический характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по проведению итогового тестирования по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга »для специальности 260807«Технология продукции общественного питания» -раздел "Основы экономики".

Данный  тестовый  материал   предназначен для  контроля  уровня  знаний по  разделу «Основы экономики» общепрофессиональной дисциплины ОП.07.«Основы экономики, ...

Методическая разработка открытого практического занятия по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: Оформление документации на складе (с применением игровой технологии обучения)

Методическая разработка открытого  практического занятия с применением игровой технологии обучения по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: оформление ...

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...

Доклад «Ребенок в себе или особенности воспитания и обучения детей с ранним детским аутизмом»

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию...

Методическая разработка для по предмету МДК 01.01 Медико-биологические основы воспитания и обучения детей

Материал для проведения занятия по болезням желудочно-кишечного тракта у детей. Специальное дошкольное образование...

Методическая разработка для по предмету МДК 01.01 Медико-биологические основы воспитания и обучения детей

Материал к проведению занятия по болезням мочевыделительной системы у детей. Специальное дошкольное образование...

Методическая разработка для по предмету МДК 01.01 Медико-биологические основы воспитания и обучения детей

Материалы для проведения занятия по проблеме возникновения неврозов у детей. Специальное дошкольное образование...