Методическая разработка для по предмету МДК 01.01 Медико-биологические основы воспитания и обучения детей
методическая разработка
Материал к проведению занятия по болезням мочевыделительной системы у детей. Специальное дошкольное образование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_bolezni_mochevydelitelnoy_sistemy.pptx | 479.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование компетенций ПК 1.4 . Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии. Трудовые функции А/01.6 Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению; А/01.6 Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики
Лекция 5. Возрастные особенности органов мочеобразования, способствующие возникновению заболеваний мочевыделительной системы. Основная функция почек — выделительная. Она способствует поддержанию постоянства внутренней среды, что достигается прежде всего фильтрацией в клубочках воды и остаточных продуктов азотистого обмена, электролитов, а также активным транспортом ряда веществ в канальцах. Кроме того, почка обладает внутрисекреторной функцией, так как вырабатывает эритропоэтин , ренин, уро-киназу и местные тканевые гормоны ( кинины , простагландины), осуществляет преобразование витамина D в активную форму.
Морфологическое созревание коркового вещества заканчивается к 3—5 годам, а почки в целом — к школьному возрасту Мочеточники. У детей раннего возраста мочеточники относительно шире, чем у взрослых, более извилисты, гипотоничны : их мышечные и эластические волокна развиты слабо. Все это предрасполагает к застою мочи и присоединению микровоспалительного процесса в вышележащих отделах. Мочевой пузырь. У грудных детей расположен выше, чем у взрослых, имеет овальную форму и более развитую слизистую оболочку. По мере роста ребенка происходит утолщение мышечного слоя и эластических волокон. Емкость пузыря у новорожденного — до 50 мл, у годовалого ребенка — до 200 мл. . Мочеиспускание — рефлекторный акт, осуществляемый врожденными спинальными рефлексами. Формирование условного рефлекса и навыков опрятности можно начинать с 5—6 мес. К концу первого года жизни в периоды бодрствования ребенок должен проситься на горшок. Однако во время сна, увлекательных игр, волнения непроизвольное мочеиспускание может наблюдаться у детей до трехлетнего возраста.
Наиболее частые нефрологические проблемы у детей — расширение лоханок почки, инфекции мочевой системы, дизметаболические нефропатии, дисфункции мочевого пузыря. Профилактикой, диагностикой и лечением заболеваний почек занимается врач-нефролог.
Возможные проблемы: Во внутриутробном периоде как орган выделения почки не функционируют — эту роль выполняет плацента. Однако минимальное количество мочи все же образуется и накапливается в лоханке почки (своеобразной воронке, прикрепленной к каждой почке, где собираются небольшие порции мочи). В результате еще до рождения ребенка лоханка расширяется. Это серьезная патология, которая может привести к изменениям почечной ткани. Поэтому всем детям в первые месяцы жизни необходимо проводить УЗИ почек и мочевыводящих путей. Если будет обнаружено расширение лоханок, нужно постоянно следить за их размерами и контролировать анализы мочи.
Инфекция мочевой системы среди всех заболеваний у детей занимает второе место после ОРВИ. Инфекция мочевой системы может протекать в виде пиелонефрита (воспаление тканей почки), цистита (воспаление мочевого пузыря), уретрита (воспаление мочеиспускательного канала) или бессимптомного наличия бактерий в моче. Основной путь попадания инфекции в мочевую систему — восходящий, то есть бактерии с промежности и наружных половых органов через уретру попадают в мочевой пузырь и далее — в почку.
Дизметаболическими нефропатиями называются различные нарушения обмена, для которых характерно повышенное количество солей в моче. Чаще всего в моче встречаются соли оксалатов, фосфатов и уратов . Их появление в большинстве случаев связано с особенностями питания ребенка и неспособностью его почек растворять большие количества солей. Основой коррекции дизметаболических нарушений является специфическая диета с исключением продуктов, богатых соответствующими солями, и прием большого количества жидкости. Нефротический синдром — это не отдельное заболевание, а именно синдром, который встречается при различных заболеваниях почек. Он связан с попаданием белка в клубочковые капилляры. При этом получается, что организм теряет белок вместе с мочой.
Лекция 6. Пиелонефрит острый и хронический. Причины, клиническая картина, лечение. Гломерулонефрит . Причины, клиническая картина, лечение, предупреждение в детском возрасте. Пиелонефрит (ПН) – это неспецифический микробно-воспалительный процесс с поражением тубулоинтерстициальной ткани и чашечно-лоханочной системы почек. Этиология: - кишечная палочка (40-60%), - клебсиелла (7-20%), - протей (9-16%). Реже встречается кокковая флора (19,4%): - энтерококки, - стафилококки, - стрептококки. Так же хламидийный , микоплазменный , кандидозный и смешанной флоры.
Патогенез: Наследственность. Лоханочно-почечный рефлюкс . Уродинамические расстройства, обусловленные аномалиями строения почек и мочевых путей (удвоение почек, опущение, сращение, клапаны мочеточников и др ), нейрогенной дисфункцией МП ( гипорефлекторный и гиперрефлекторный ) , всякими нефро и энзимопатиями, пузырно мочеточниковым рефлюксом (ретроградный ток мочи из-за дефекта клапанного механизма, 5 градаций в зависимости от степени дилятации мочеточника и высоты заброса мочи). Чаще у девочек.
Классификация: первичный, вторичный, острый, хронический рецидивирующий и латентный, активная стадия, ремиссия частичная и полная, с сохранением функции почек, с нарушением, с хпн . В периоде новорожденности острый ПН чаще возникает гематогенным путем, как правило, при септицемии. В данном случае клиника будет затушевана симптомами основного заболевания или неврологической симптоматикой. Выявляются интоксикация, расстройства терморегуляции ( гипо - или гипертермия), частые срыгивания или рвота, вялость или повышенная возбудимостью, судороги, дефицит массы тела, диарея, электролитный дисбаланс и метаболический ацидоз.
У детей дошкольного и школьного возраста клиническая картина пиелонефрита более специфична, и характеризуется отчетливой местной симптоматикой и совокупностью основных синдромов, характерных для данного заболевания. I - острое начало, с относительно бурным развитием всех симптомов болезни; II - постепенное, с последовательным появление основных признаков болезни.
Профилактика пиелонефрита Соблюдение гигиенических навыков Питьевой режим. Необходимо ребенку достаточно пить и регулярно опорожнять мочевой пузырь. Предупреждение и лечение воспалительные заболевания, которые могут дать осложнение на пиелонефрит . Лечение кариеса, пульпиты и пр. Лечение хронических заболеваний, например диабетом, синуситом, воспалением желчного пузыря и пр. Удаление миндалин или аденоидов по показаниям из-за их хронических воспалений и риска осложнений на пиелонефрит . Укрепление иммунитета. Режим сна и отдыха. Правильное питание, введение в рацион свежих овощей и фруктов, творога и кисло-молочных продуктов. Избегать сквозняков и переохлаждений. Закаливание.
Гломерулонефрит у детей – острое или хроническое воспаление почечных клубочков инфекционно-аллергической природы. Для острого гломерулонефрита у детей характерна триада синдромов: мочевой ( олигурия , анурия, гематурия, протеинурия), отечный и гипертензивный; при хронических формах преобладает один из них или латентное течение. Диагноз гломерулонефрита у детей основан на данных анамнеза, характерной клинической картине, лабораторных показателях, УЗИ и пункционной биопсии почек. В остром периоде гломерулонефрита у детей назначается постельный режим, диета, антибиотикотерапия , кортикостероиды, антикоагулянты, мочегонные, гипотензивные и иммуносупрессивные препараты
Выявить этиологический фактор удается в 80-90% острого гломерулонефрита у детей и в 5-10% случаев хронического. Основными причинами гломерулонефрита у детей являются инфекционные агенты – бактерии (в первую очередь, нефритогенные штаммы β-гемолитического стрептококка группы А, а также стафилококки, пневмококки, энтерококки), вирусы (гепатита В, кори, краснухи, ветряной оспы), паразиты (возбудитель малярии, токсоплазмы), грибы ( кандида ) и неинфекционные факторы (аллергены - чужеродные белки, вакцины, сыворотки, пыльца растений, токсины, лекарства). Чаще всего развитию острого гломерулонефрита у детей предшествует недавно перенесенная (за 2-3 недели до этого) стрептококковая инфекция в виде ангины, фарингита, скарлатины, пневмонии, стрептодермии , импетиго
Хронический гломерулонефрит у детей обычно имеет первично хроническое течение, реже может быть следствием недолеченного острого гломерулонефрита . Основную роль в его развитии играет генетически детерминированный иммунный ответ на воздействие антигена, присущий данному индивидууму. Образующиеся при этом специфические иммунные комплексы повреждают капилляры почечных клубочков, что приводит к нарушению микроциркуляции , развитию воспалительных и дистрофических изменений в почках.
Предрасполагающими факторами развития гломерулонефрита у детей могут служить: отягощенная наследственность, повышенная чувствительность к стрептококковой инфекции, носительство нефритических штаммов стрептококка группы А или наличие очагов хронической инфекции в носоглотке и на коже. Способствовать активации латентной стрептококковой инфекции и развитию гломерулонефрита у детей могут переохлаждение организма (особенно во влажной среде), излишняя инсоляция, ОРВИ. На течение гломерулонефрита у детей раннего возраста влияют особенности возрастной физиологии (функциональная незрелость почек), своеобразие реактивности организма ребенка (сенсибилизация с развитием иммунопатологических реакций).
Классификация гломерулонефрита у детей Гломерулонефрит у детей может быть первичным (самостоятельная нозологическая форма) и вторичным (возникающим на фоне другой патологии), с установленной (бактериальной, вирусной, паразитарной) и с неустановленной этиологией, иммунологически обусловленный ( иммунокомплексный и антительный ) и иммунологически необусловленный. Клиническое течение гломерулонефрита у детей подразделяют на острое, подострое и хроническое. По распространенности поражения выделяют диффузный и очаговый гломерулонефрит у детей; по локализации патологического процесса – интракапиллярный (в сосудистом клубочке) и экстракапиллярный (в полости капсулы клубочка); по характеру воспаления - экссудативный, пролиферативный и смешанный.
Симптомы гломерулонефрита у детей Острый гломерулонефрит у детей обычно развивается через 2-3 недели после перенесенной инфекции, чаще, стрептококкового генеза. При типичном варианте гломерулонефрит у детей имеет циклический характер, характеризуется бурным началом и выраженными проявлениями: повышением температуры, ознобом, плохим самочувствием, головной болью, тошнотой, рвотой, болью в пояснице. В первые дни заметно уменьшается объем выделяемой мочи, развивается значительная протеинурия, микро- и макрогематурия . Моча приобретает ржавый цвет ( цвет «мясных помоев»). Характерны отеки, особенно заметные на лице и веках. Из-за отеков вес ребенка может на несколько килограммов превышать норму. Отмечается повышение АД до 140-160 мм рт . ст , в тяжелых случаях приобретающее длительный характер. При адекватном лечении острого гломерулонефрита у детей функции почек быстро восстанавливаются; полное выздоровление наступает через 4-6 недель (в среднем через 2-3 месяца). Редко (в 1-2% случаев) гломерулонефрит у детей переходит в хроническую форму, имеющую весьма разнообразную клиническую картину. Профилактика гломерулонефрита у детей заключается в своевременной диагностике и лечении стрептококковой инфекции, аллергических заболеваний, санации хронических очагов в носоглотке и полости рта.
Лекция 7. Цистит. Причины, клиническая картина, лечение, предупреждение в детском возрасте. Цистит у детей - мочевая инфекция, вызывающая воспаление слизистой оболочки и подслизистого слоя мочевого пузыря. Цистит у детей протекает с болями и резью при мочеиспускании, частыми позывами на горшок с выделением малых порций мочи, недержанием мочи; в младшем возрасте нередко отмечается интоксикация и лихорадка. Диагностика цистита у детей предполагает исследование мочи (общего анализа, бакпосева , двухстаканной пробы), проведение УЗИ мочевого пузыря, при хроническом цистите - цистоскопии. В процессе лечения цистита у детей назначается диета и усиленный питьевой режим, медикаментозная терапия ( уросептические , антибактериальные, спазмолитические средства), фитотерапия .
Причины Для развития цистита у ребенка необходимы следующие условия: бактериальная обсемененность мочевого пузыря, нарушение его анатомической структуры и функции. В норме очищение мочевого пузыря от микрофлоры происходит при его регулярном опорожнении с помощью тока мочи. Слизистая оболочка мочевого пузыря обладает устойчивостью к инфекции благодаря активности периуретральных желез, вырабатывающих слизь, и местным факторам иммунологической защиты (секреторному иммуноглобулину А, интерферону, лизоциму и др.). Т. о., анатомическая целостность эпителия, функциональная полноценность детрузора , отсутствие морфологических изменений мочевого пузыря и его регулярное опорожнение обеспечивают высокую степень защиты от инфекции, а при слабости одного из звеньев легко развивается цистит у детей. Чаще всего в бактериологических посевах мочи при цистите у детей высеваются уропатогенные штаммы кишечной палочки; в меньшем числе случаев – клебсиелла , протей, эпидермальный стафилококк, , синегнойная палочка, микробные ассоциации. В четверти случаев при циститах у детей диагностически значимая бактериурия не определяется
Роль вирусов в этиологии цистита у детей остается до конца не изученной (за исключением геморрагического цистита). Тем не менее, общепризнанным в среде урологов является факт того, что возбудители парагриппозной, аденовирусной, герпетической и других вирусных инфекций предрасполагают к нарушению микроциркуляции в мочевом пузыре и создают благоприятный фон для последующего развития бактериального воспаления. У детей встречаются циститы, вызванные хламидией , микоплазмой , уреаплазмой . В этих случаях, как правило, заражение происходит при наличии хламидиоза у родителей, несоблюдении гигиенических норм, посещении , саун, бассейнов и пр. Специфические гонорейные и трихомонадные циститы более характерны для взрослых или подростков, живущих половой жизнью. Циститы грибковой этиологии встречаются у детей с иммунодефицитом, аномалиями развития мочеполовой системы, длительно получающих антибиотикотерапию . Проникновение возбудителей инфекции в мочевой пузырь может происходить нисходящим (из почек), восходящим (из уретры и аногенитальной зоны), лимфогенным (из других тазовых органов), гематогенным (из отдаленных септических очагов), контактным (через поврежденную стенку мочевого пузыря) путями.
Нарушение естественного процесса самоочищения мочевого пузыря может развиваться при редком или неполном мочеиспускании (чаще при нейрогенном мочевом пузыре у детей), пузырно-мочеточниковом рефлюксе , устриктурах уретры, фимозе мальчиков, дивертикулах мочевого пузыря. Факторами риска развития цистита у детей служат дисметаболические нефропатии, мочекаменная болезнь, инородные тела мочевого пузыря, инвазивные исследования в урологии (цистография, цистоскопия и др.), лечение нефротоксичными лекарственными средствами ( цитостатиками , сульфаниламидами и др.). Бактериальной инвазии мочевого пузыря способствуют дисбактериоз , гельминтозы, кишечные инфекции, гинекологические заболевания у девочек ( вульвиты , вульвовагиниты ), гнойно-воспалительные процессы (омфалит у новорожденных, ангины, абсцедирующая пневмония, стафилодермии ) и пр. Определенная роль в патогенезе цистита у детей отводится эндокринными дисфункциями (сахарному диабету), гиповитаминозам, изменению pH мочи, воздействию физических факторов (переохлаждения, радиации), нарушению правил личной гигиены.
Классификация Общепринято классифицировать циститы у детей по течению, форме, морфологическим изменениям, распространенности воспалительного процесса и наличию осложнений. По течению у детей встречаются острые и хронические циститы. Острый цистит у ребенка протекает с воспалением слизистого и подслизистого слоев; может сопровождаться катаральными или геморрагическими изменениями стенки. При хроническом цистите у детей морфологические изменения затрагивают мышечный слой и могут носить буллезный, гранулярный, флегмонозный, гангренозный, некротический, интерстициальный, инкрустирующий, полипозный характер. По форме различают первичные (возникающие без структурно-функциональных изменений мочевого пузыря) и вторичные циститы у детей (возникающие на фоне неполного опорожнения мочевого пузыря вследствие его анатомической или функциональной неполноценности).
Симптомы цистита у детей Клиника острого цистита у детей характеризуется быстрым развитием и бурным течением. Главным проявлением острого воспаления служит мочевой синдром, сопровождающийся императивными позывами к мочеиспусканию, возникающими каждые 10-20 минут. Дизурические расстройства связаны с повышенной рефлекторной возбудимостью мочевого пузыря и раздражением нервных окончаний. Дети жалуются на боли в надлобковой области, которые иррадиируют в промежность, усиливаются при пальпации живота и незначительном наполнении мочевого пузыря. Само мочеиспускание затруднено, моча выделяется небольшими порциями, вызывая резь и боль. Нередко при цистите у детей возникают ложные позывы к мочеиспусканию или недержание мочи; в конце акта мочеиспускания отмечается терминальная гематурия (выделение нескольких капель крови). У детей грудного и раннего возраста цистит может проявляться общим беспокойством (усиливающимся при мочеиспускании), плачем, отказом от еды, возбуждением или вялостью, повышением температуры тела до фебрильных значений. У маленьких детей иногда возникает спазм наружного сфинктера уретры и рефлекторная задержка мочеиспускания.
Профилактика Острый цистит у детей обычно заканчивается полным выздоровлением. Профилактике цистита у детей способствует правильная гигиена половых органов, соблюдение режима мочеиспускания, лечение очагов инфекции, проведение дегельментизации , достаточный прием жидкости, коррекция обменных нарушений, исключение переохлаждений. Дети с хроническим циститом должны наблюдаться у детского уролога, периодически сдавать контрольные анализы мочи.
Используемые источники Волокитина Т.В. Основы медицинских знаний. М.: Академия, 2010. – 224с. Медико - социальные основы здоровья; режим доступа: http://www.mednovosti.by/journal.aspx?article=3013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по проведению итогового тестирования по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга »для специальности 260807«Технология продукции общественного питания» -раздел "Основы экономики".
Данный тестовый материал предназначен для контроля уровня знаний по разделу «Основы экономики» общепрофессиональной дисциплины ОП.07.«Основы экономики, ...
Методическая разработка открытого практического занятия по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: Оформление документации на складе (с применением игровой технологии обучения)
Методическая разработка открытого практического занятия с применением игровой технологии обучения по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: оформление ...
План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»
План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...
Доклад «Ребенок в себе или особенности воспитания и обучения детей с ранним детским аутизмом»
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию...
Методическая разработка для по предмету МДК 01.01 Медико-биологические основы воспитания и обучения детей
Материал для проведения занятия по болезням желудочно-кишечного тракта у детей. Специальное дошкольное образование...
Методическая разработка для по предмету МДК 01.01 Медико-биологические основы воспитания и обучения детей
Материалы для проведения занятия по проблеме возникновения неврозов у детей. Специальное дошкольное образование...
Методическая разработка для по предмету МДК 01.01 Медико-биологические основы воспитания и обучения детей
Разработка для проведения практического занятия для студентов "Специального дошкольного воспитания" Заболевания мочевыделительной системы...