Методическая разработка для по предмету МДК 01.01 Медико-биологические основы воспитания и обучения детей
методическая разработка

Материалы для проведения занятия по проблеме возникновения неврозов у детей. Специальное дошкольное образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_nevrozy_u_detey.pptx84.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема 1.4. Детские заболевания и их профилактика у детей с ограниченными возможностями здоровья и сохранным развитием Лекция 3 . Причины функциональных нарушений в нервной системе у детей. Невроз навязчивых состояний в интеллектуальной и двигательной сфере (навязчивые мысли, представления, воспоминания, навязчивые движения). Цель : изучение причин функциональных нарушений в нервной системе у детей. Задачи : Знать виды, признаки и симптомы неврозов у дошкольников. Изучить особенности содействия и эффективного профилактического противодействия возникновению неврозов у дошкольников.

Слайд 2

Формирование компетенций ПК 1.5 . Анализировать процесс и результаты проведения мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием Трудовые функции А/01.6 Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению; А/02.6 Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

Слайд 3

Причины нервных заболеваний и основные формы нарушений нервной системы Внешняя среда тесно взаимодействует с человеческим орга­низмом. Различные неблагоприятные изменения внешних ус­ловий, в частности климатических, влияние различных биологических факторов, например патологических агентов, мо­гут отрицательно отражаться на организме человека и на его нервной системе. Имеют значение также характер питания, жилищные условия и т.п. В ряде случаев в качестве причин нервных расстройств могут быть психогенные факторы в виде тревог, волнений, испугов или семейных конфликтов, вызывающих чрезмерное напряжение нервной системы. Все это может привести к раз­витию реактивных неврозов, сдвигов со стороны эндокринной системы и т.п. В детском возрасте также могут возникать различные отрицательно окрашенные эмоции, которые развиваются у ребенка в связи с конфликтами с детским коллективом или неблагоприятной семейной обстановкой — ссоры родителей, пьянство, разводы и т.д.

Слайд 4

4. неправильный режим, на­пример отсутствие правильного чередования труда и отдыха, недосыпание, ограниченное пребывание на свежем воздухе, плохое и неравномерное питание Формы заболеваний связаные с видимым пора­жением структуры мозга (клеток и волокон) носят название органических поражений нервной системы 5. Выделяются такие формы, как воспалительные процессы мозга, мозговых оболочек и периферических нер­вов, возникающие в результате воздействия различных возбудителей: Инфекция, специфичная для нервной системы, называется нейроинфекцией . Общие инфекции, которые могут оказывать отрицательное воздействие на все отделы нервной системы. Такие инфекции, как корь, кок­люш, краснуха, скарлатина, эпидемический паротит, могут осложняться вторичными менингитами и энцефалитами. Воспалительный процесс переходит непосредственно на мозговые оболочки или вещество мозга

Слайд 5

Интоксикацию нервной системы могут вызвать различные химические яды, в том числе соединения свинца и ртути, ал­коголь, гербициды, пестициды (широко используемые в сель­ском хозяйстве), некоторые лекарственные средства (хинин, стрептомицин и др.). Ядохимикаты оказывают отрицательное воздействие как на развивающийся плод в период его внутри­утробного формирования, так и в различные возрастные пери­оды постнатального развития, вызывая менингиты, энцефали­ты, невриты и полиневриты. Токсическое действие могут оказывать также вещества, об­разующиеся в самом организме и в силу определенных причин накапливающиеся в нем в концентрациях, которые превыша­ют физиологические уровни (аутоинтоксикации). Например, при недостаточной функции почек возникает уремия, при на­рушении некоторых обменных процессов — фенилкетонурия и др

Слайд 6

Общеизвестны травматические поражения головного и спинного мозга, периферических нервов. Клетки нервной системы в результате каких-то недостаточ­но известных причин могут иногда получать патологически усиленное развитие, что приводит к образованию в мозге опу­холей (новообразований). Мозг подвержен и паразитарным заболеваниям, в частности гельминтозом (эхинококковом, цистицеркозом). Гельминты обычно заносятся в мозг током крови из печени. Сосудистая сеть мозга выполня­ет важнейшую функцию питания нервных клеток. Заболевание сосудов приводит к различным формам расстройства мозгового кровообращения и обычно сопровождается нарушением важных функций — двигательных, речевых, психических, выраженных в различ­ной степени.

Слайд 7

Функциональные нарушения, возникающие при поражении центральной нервной системы Расстройства двигательных функций Нарушения двигательных функций в значительном своем большинстве связаны с поражением центральной нервной системы, т.е. определенных отделов головного и спинного мозга, а также периферических нервов. Расстройство движений чаще обусловлено органическим поражением нервных путей и цент­ров, осуществляющих двигательные акты

Слайд 8

функциональные двигательные нарушения, на­пример при неврозах (истерические параличи), аномалии развития опор­но-двигательных органов (уродства), анатомические повреждения костей и суставов (переломы, вывихи), за­болевание мышечной системы, например при некоторых забо­леваниях мышц (миопатия и др.).

Слайд 9

Ведущим звеном двигательной системы является двига­тельный анализатор в коре лобной доли. Этот анализатор спе­циальными проводящими путями связан с нижележащими от­делами головного мозга — подкорковыми образованиями, средним мозгом, мозжечком, включение которых сообщает движению нужную плавность, точность, пластичность, а так­же со спинным мозгом. Двигательный анализатор тесно взаи­модействует с афферентными системами, т.е. с системами, проводящими чувствительность. По этим путям поступают в кору импульсы от проприорецепторов, т.е. чувствительных ме­ханизмов, расположенных в двигательных системах — суставах, связках, мышцах.

Слайд 10

Наиболее частой формой двигатель­ных нарушений являются параличи и парезы. Под параличом подразумевается полное от­сутствие движений в соответствующем органе, в частности в руках или ногах . К парезам относятся такие расстройства, при которых двигатель­ная функция только ослаблена, но не выключена совсем. Причинами параличей являются инфекционные, травматические или об­менные (склероз) поражения, вызывающие непосредственно нарушение нерв­ных путей и центров или расстраивающие сосудистую систему, в результате чего нормальное питание этих областей кровью прекращается, например при инсультах. Параличи различаются в зависимости от локализации поражения — центральные и периферические. Выделяются также параличи отдельных нервов (лучевого, локтевого, седалищного и др.).

Слайд 11

При центральных пара­личах характерны повышенный тонус мышц (гипертония), повышение сухожильных и периостальных рефлексов ( гиперрефлексия ), нередко наличие патологических рефлексов Бабинского , Россолимо и др. Похудение мышц рук или ног отсутствует, и даже парализованная конечность может быть несколько отечна ввиду расстройства кровообращения и бездействия. Наоборот, при периферических параличах наблюдается снижение или отсутствие сухожильных рефлексов ( гипо - или арефлексия), падение мышечного тонуса (атония или гипотония), резкое похудание мышц (атрофия).

Слайд 12

Двигательные расстройства могут выражаться в других формах. Так, например, могут возникать насильственные нецелесообразные, лишние движения, которые объединяются под общим названием гиперкинезов. К ним относятся такие формы, как судороги, т.е. непроизвольные сокращения мышц.

Слайд 13

Нарушение координации носит название атаксии. В клинике различают различные формы атаксии. Атаксия выражается в несоразмерности движений, неточности их, вследствие чего сложные двигательные акты не могут правильно выполнять­ся. Одной из функций, возникающей в результате координиро­ванных действий ряда систем, является ходьба (характер по­ходки).

Слайд 14

Используемые источники Медико-биологические и социальные проблемы здоровья; режим доступа: http://freqlist.ru/biologiya/objd-ovcharov/mediko-biologicheskie-i-socialnie-problemi-zdorovya.html Медико-биологические основы взаимодействия человека со средой (ООН, ВОЗ, Оттавская хартия); режим доступа: http://edu2.tsu.ru/res/1535/text/gl4_1.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого практического занятия по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: Оформление документации на складе (с применением игровой технологии обучения)

Методическая разработка открытого  практического занятия с применением игровой технологии обучения по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: оформление ...

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...

Доклад «Ребенок в себе или особенности воспитания и обучения детей с ранним детским аутизмом»

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию...

Методическая разработка для по предмету МДК 01.01 Медико-биологические основы воспитания и обучения детей

Материал для проведения занятия по болезням желудочно-кишечного тракта у детей. Специальное дошкольное образование...

Методическая разработка для по предмету МДК 01.01 Медико-биологические основы воспитания и обучения детей

Материал к проведению занятия по болезням мочевыделительной системы у детей. Специальное дошкольное образование...

Методическая разработка для по предмету МДК 01.01 Медико-биологические основы воспитания и обучения детей

Разработка для проведения практического занятия для студентов "Специального дошкольного воспитания" Заболевания мочевыделительной системы...

Воспитание и обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях реализации ФГОС

Воспитание и обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях реализации ФГОС 36 ч....