План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»
план-конспект урока
План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uchebnogo_zanyatiya.doc | 73.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
Гуманитарно-педагогический колледж
План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом.
Тема занятия:
«Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»
(специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование )
Разработала преподаватель
спец. дисциплин – Терентьева М. А.
Технологии обучения: проблемное обучение, элементы опережающего обучения, педагогика сотрудничества, игровые технологии, разноуровневое обучение, организация дискуссии.
2020г.
Тема учебного занятия – «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей».
Педагогические технологии:
- педагогика сотрудничества.
-проблемное обучение.
-игровые технологии.
- разноуровневое обучение.
-опережающее обучение.
-технология организации дискуссии
Цель учебного занятия: Формирование профессиональных компетенций, активизация поисковой деятельности студентов. Развитие самостоятельности мышления студентов; введение в предмет методики музыкального развития, ознакомление с основными понятиями и положениями .
Задачи урока:
1.Сообщение новых знаний на основе сочетания поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
3. Преподнесение основных теоретических положений темы не как неоспоримых доказательств, а как предположений , относительно которых каждый студент высказывает своё мнение.
4.Выдвижение гипотез по решению проблемы.
5. Организация дискуссии. Обучение студентов анализу, синтезу, обобщению, способности делать выводы.
Тип учебного занятия: сообщение новых знаний (лекционное).
Форма проведения:
Дискуссия.
Материалы и оборудование:
- музыкальный центр, магнитная доска, цветные маркеры, цветные таблички СД – диски;
План урока
№п/п | Время | Ход урока | Материал | Методы и приемы педагога | Деятельность студентов |
1. | 5 мин | Организационный момент | Запись на доске | Постановка цели и задач урока. Вводное слово. | Запись темы в тетрадь |
2. | 55мин. | Основная часть. Регламентированная дискуссия: 1-й этап( 15 мин.) Вопрос о приоритете одной из задач. 2-й этап(30 мин.) Вопрос о критериях ценности музыки. 3 – этап ( 10 мин). Вопрос о возрасте реагирования ребенка на музыку. | Магнитно- маркерная доска. Разноцветные маркеры. | Организация дискуссии. Постановка проблемы. | Обсуждение. Аргументация. Выводы. Работа у доски. Работа в тетради. |
3. | 20 мин | Ролевая игра. Педагогический совет в ДОУ на тему « Сотрудничество с музыкальным руководителем». | Таблички с надписями для подгрупп. | Обсуждают свою роль с позиции, предложенной преподавателем. Высказывают своё мнение. | |
4. | 10 мин. | Итог урока. Задание на дом.
| Запись д/з на доске. | Общая и дифференцированная оценка активности студентов на занятии дискуссии , в ролевой игре . Домашнее задание. | Ответы на итоговые вопросы педагога. Запись домашнего задания. |
Ход занятия:
- Организационный момент. На доске тема: «Цели и задачи музыкального развития дошкольников». Преподаватель объявляет о начале изучения новой учебной дисциплины « Методика музыкального развития, коррекционная ритмика», тесно связанной с предыдущей «Музыка, ритмика».
Вводное слово преподавателя.
Проблема определения целей и задач музыкального образования и развития детей в различных исторических периодах имеет различные решения. Так в советское время цель вытекала из коммунистических идеологий. И состояла в воспитании всестороннего развития личности с коммунистической идеологией и моралью. Музыка не осознавалась как ценность, являясь средством формирования нужного государству человека (примеры: песни о Ленине, Октябре, партии, майском празднике и т. д.). Музыкальный репертуар был гиперполитизирован. Современный подход к эстетическому образованию основан на развитии личности ребенка, его творческой индивидуальности.
На доске педагог пишет в двух графах таблицы 2е цели музыкального воспитания ребенка.
Развитие музыкальности ребенка (его музыкальных способностей) | Формирование основ музыкальной культуры как части его общей духовной культуры |
- 1- й этап регламентированной дискуссии.
Перед студентами ставится проблема: какая из задач на ваш взгляд является на сегодняшний момент приоритетной?
Студенты высказывают свое мнение, аргументируя его. Педагог предлагает разделиться по подгруппам и выбрать по одному представителю, которые четко изложат свои аргументы на доске, вписывая по одному аргументу поочередно.
Предполагаемые аргументы 1- го студента:
- Важно развить у ребенка слух и обязательно научить его петь.
- Важно научить ребенка ритмично двигаться и красиво танцевать.
- Обязательно научить ребенка играть сначала на ДМИ, а потом и на взрослых инструментах.
Предполагаемые аргументы его оппонента:
2.1. Важнее научить ребенка ценить красивое пение, разбираться в певческих голосах.
2.2. Не всем дано чувство ритма и ,не умея танцевать, можно любить балет и понимать красоту танца.
2.3. Намного важнее получать удовольствие, радость от игры профессионала и разбираться в жанрах и стилях музыки.
Преподаватель резюмирует выступление оппонентов, обращается к группе: кто на ваш взгляд был более убедительным, поменяли ли вы свое мнение после выступления студентов.
Слово преподавателя.
Еще 20-25 лет назад первая цель была основной. Важнее было научить ребенка конкретным музыкальным умениям и навыкам. Но далеко не у каждого ребенка есть природные задатки к развитию музыкальных способностей. Современный подход к музыкальному развитию ребенка иной. По высказыванию Сухомлинского В. А.: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Другими словами, куда важнее воспитать не исполнителя, а настоящего любителя и ценителя музыки.
2- й этап регламентированной дискуссии.( см. Приложение №1, №2)
Преподаватель предлагает для дискуссии следующие вопросы:
1.Какую музыку вы предполагаете ценить?
2. На какой музыке вы будете воспитывать ребенка?
Этот этап дискуссии предлагается организовать следующим образом. 1.Учебная группа делится на подгруппы по 4 – 5 человек. Состав подгрупп с момента 1-го обсуждения не меняется.
2. Выбирается новый руководитель каждой подгруппы.
3. В тетрадях каждый студент вычерчивает таблицу.
1 | 2 | 3 |
студент | подгруппа | группа |
Запись своего мнения по вопросу, предложенному преподавателем | Запись мнения подгруппы после обсуждения | Запись после обсуждения всей группой совместно с преподавателем |
4. Оглашается регламент индивидуальной работы на основе таблицы: 5 мин. После того, как прозвучит 1-й вопрос, каждый самостоятельно обдумает ответ и впишет его в графу№ 1.
5.Устанавливается организационный регламент работы в подгруппах: 10 мин. Задача обсуждения в подгруппе – выработать единое мнение и кратко записать его в графу № 2. Когда запись сделана всеми членами подгруппы, руководитель готовится к выступлению.
6.Сообщается организационный регламент работы в группе:10 мин. Начинается обсуждение в группе. Задача этого этапа – выработать мнение, которое вся группа запишет в графу №3.
7. Записывается итоговый вывод, к которому пришла вся группа в ходе обсуждения проблемы.
Ожидаемый результат следующий.
1.Есть шедевры классической музыки, есть красивейшие произведения гениальных композиторов, таких как И. Бах, В. Моцарт ,А. Вивальди, Э. Григ, С. Рахманинов,П. Чайковский и мн. др.
2.Есть огромный пласт музыкального фольклора , этническая музыка, то лучшее, что отбирается народом веками.
3.Есть современная музыка для детей, вокальная и инструментальная.
4.Есть такие направления , как джаз, рок, эстрада и т.д. И в этом пласте есть масса того, что будет интересно и полезно ребенку.
После обсуждения звучат музыкальные фрагменты: Ф. Шуберт «Вальс», рнп «Ой, ты Порушка, Параня», Д. Гершвин «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс», О. Газманов, песня «Свежий ветер».
Вывод.В каждом жанре, стиле, направлении можно найти музыку, которая принесет истинную радость ребенку, музыка, в звуках которой ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств. Нет музыки сложной и простой. Музыка – тот эмоциональный фон, который так необходим ребенку. Слушая хорошую музыку с родителями, что крайне необходимо, между ребенком и взрослым возникает духовная общность.
3- й этап регламентированной дискуссии.
Преподаватель задает следующий проблемный вопрос.
На доске указаны разные возрастные периоды:
Внутриутробный период | Момент рождения | 3 мес. | 6 мес. | 9 мес. | 1 год | 1,5 года |
Вопрос: в каком возрасте ребенок реагирует на музыку?
Студенты дают ответы.
Педагог приводит пример с результатами эксперимента, когда будущие мамы за весь период беременности прослушивали определенный набор классических произведений. После рождения ребенка изучается реакция его на ранее звучавшую и новую музыку. Исследования показали, что ребенок узнает, реагирует на подсознательном уровне, именно на ранее звучавшую музыку.
Но вернемся к критериям ценности музыки.
Вопрос: «Может ли ребенок 3-4 лет самостоятельно понимать ценность музыки?» Пример еще одного эксперимента с 2-мя музыкальными домиками, где живет разная музыка. Ребенок 3-4лет одинаково радостно идет в домик, где живет «Шутка» И. Баха, и в другой домик, где звучит лёгкая эстрадная песня с бессмысленным текстом и с достаточно примитивной мелодией. Это значит, что ребенка еще можно вести по « правильной дорожке», т.е. подсказать ему выбор подлинно ценной музыки. Другими словами, сориентировать его в море музыки.
Вопрос : Так кто же наиболее правильно и грамотно поведет его в музыкальную страну? Это музыкальный руководитель.
Но все мы понимаем, что без помощи коллег, родителей и желания самих детей – с задачей формирования музыкальной культуры ребенку одному не справиться.
3.Студентам предлагается ролевая игра: открытый педсовет на тему: «Наш музыкальный руководитель». Студенты делятся на 5 подгрупп по 4-5 человек. Состав подгрупп не меняется. Подгруппам раздаются таблички: «Родители», «Музыкальные руководители», «Воспитатели», «Методисты», «Заведующие ДОУ».
Каждой из подгрупп дается задание объяснить музыкальному руководителю, чего они от него ждут и какую помощь в свою очередь, могут ему оказать. Сами « музыкальные руководители» высказываются о том, как они видят свою профессиональную задачу и какую помощь и поддержку ждут от остальных субъектов воспитания ребенка. На обсуждение подгруппам дается 10 минут. Группа выбирает основного докладчика. Остальные могут быть содокладчиками, дополняющими и уточняющими основное выступление . Преподаватель подводит итог игры: взаимопомощь всех субъектов музыкального воспитания ребенка не только облегчает труд музыкальному руководителю, но и создает прочную эффективную систему, способствующую достижению основных целей музыкального воспитания ребенка.
- Например, трудно сформировать музыкальную культуру у ребенка, его эстетический вкус, если в семье с утра до ночи гремит музыка сомнительного содержания; если воспитатель считает время, отведенное на музыкальных занятиях, возможностью полностью отдохнуть от детей, не принимая никакого участия в его процессе .
- Большое значение имеет методическая помощь старшего воспитателя, руководства ДОУ.
4. Итог урока. Преподаватель оценивает активность студентов, степень участия в дискуссии, ролевой игре, оценки выставляются в журнал.
5.Домашнее задание:
Работа с учебником О. В. Гончаровой «Теория и методика музыкального воспитания». Стр. 14-26.
Перенести в тетради и проанализировать схемы на страницах: 20, 24, 25.
Знать основные музыкальные способности.
Литература:
- Праслова Г.А. и др .Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста.-Спб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2015.
- Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Академия, 2013.
3. Гончарова О. В., Богачинская Ю. С. Теория и методика музыкального воспитания . - М.: «Академия», 2014.
4. Левченко И.Ю. и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М.: Академия, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа студентов СДО-13 специальности 44.02.04 «Специальное дошкольное образование» (очная форма обучения) По ПМ.02, МДК 02.05. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом.
В материале даны рекомендации к выполнению самостоятельной работы, образцы некоторых заданий....
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме" ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный уровень)
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытогог учебного занятия по теме "ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и о...
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности "Право и ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ " по дисциплине "Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "Правовая основа местного самоуправления" по дисциплине"Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения...
Рабочая тетрадь к учебнику О.В.Гончаровой, Ю.С. Богачинской Теория и методика музыкального воспитания по междисциплинарному курсу МДК.02.05. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПРАКТИКУМОМ для специальности 44.02.01«Дошкольное образование
Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика музыкального развития детей с практикумом» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образо...
План-конспект открытого учебного занятия для 3 курса ОП.08, 2017
План-конспект открытого учебного занятия по ОП.08 Уголовный процесс по теме :"Приостановление предварительного расследования" с бланком постановления о приостановлении предварительного рассл...
План-конспект открытого учебного занятия по теме 1 "Понятие и назначение уголовного процесса" январь 2019
План-конспект открытого учебного занятия для курсантов 2 курса специальности 40.02.02 ОП.08 Уголовный процесс...