ВОЗМОЖНОСТИ РЕДАКТОРОВ ПО СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
статья
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы по использованию уникального инструмента в работе педагога – редактора по созданию электронных интерактивных образовательных курсов; и проводится качественный анализ существующих технологий. Разработанные курсы могут быть использованы в рамках электронного обучения, организация которого регламентируется Законом об образовании, принятым в РФ.
Также автор выделяет и описывает характерные особенности использования современных платформ, на основе которых разрабатывается структура электронного учебно-методического материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tsereva.docx | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЗМОЖНОСТИ РЕДАКТОРОВ ПО СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Царева Татьяна Петровна
мастер производственного обучения, преподаватель
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение “Колледж Звёздный”
В новой редакции Закона об образовании РФ (статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий») обозначен термин «Электронное обучение» [1]. Главной целью и задачей электронного обучения (ЭО) является – формирование качественного образования и обеспечение сферы образования методологией разработки и оптимального использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на: совершенствование механизмов по управлению системой образования; обновление методологии обучения, в том числе использование комплексного подхода к контролю уровня знаний у обучающихся.
Введение в эксплуатацию федеральных государственных стандартов нового поколения обуславливается необходимостью совершенствования методики обучения в условиях электронной информационно-образовательной среды, которая включает в себя следующие обязательные блоки: комплекс информационных образовательных ресурсов, совокупность средств информационных и коммуникационных технологий, систему современных дидактических материалов, обеспечивающих обучение в информационно-образовательной среде. Иначе говоря, к педагогу образовательного учреждения выдвигаются требования компетентности в решении профессиональных задач с использованием современного инструментария информационных технологий[5-6].
Стремительное развитие электронного обучения обязывает преподавателя обращаться к современным технологиям по созданию педагогически полезного дидактического обеспечения, в соответствии с требованиями образовательных стандартов России. В первую очередь в качестве составляющих дидактического обеспечения выступают дистанционный учебно-методический курс и вариативные сценарии контролирующих мероприятий [7].
Умение педагога представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, является составляющей его компетентности в рамках преподавания в соответствии ФГОС.
Качественные дистанционные курсы электронного обучения помимо основной задачи (донесения до обучающихся знаний и навыков) должны быть гибкими для модификации, вызванной постоянно возрастающими возможностями компьютерной техники.
В качестве вспомогательной платформы для педагога по реализации курсов выступают многочисленные редакторы, направленные на создание интерактивных учебно-методических курсов в области электронного обучения. На сегодняшний день на мировом рынке зарегистрировано 74 инструмента по разработке электронных образовательных курсов.
После подробного анализа существующих систем по разработке курсов с использованием дистанционных технологий электронного обучения, были выделены следующие перспективные платформы: iSpring Suite, Adobe Captivate, Articulate 360 и CourseLab. Каждая упомянутая система удовлетворяет требованию: проектирование соответствует современным достижениям педагогики с акцентом на взаимодействие между участниками образовательного процесса.
Для сравнения были отобраны следующие критерии:
- Легкость в освоении программы.
- Дизайн готового курса (инструменты оформления).
- Составляющие блоки курса (видеолекции, тесты и интерактивные элементы).
- Мобильное обучение (Соответствие единым стандартам: AICC, SCORM 1.2, xAPI (Tin Can) и CMI-5).
iSpring Suite – отечественная разработка, которая с 2005 года хорошо себя зарекомендовала на рынке дистанционного обучения. Данная платформа после установки интегрируется в PowerPoint, позволяя достаточно просто перевести обычную презентацию в профессиональный образовательный курс (в который по желанию педагога могут быть включены элементы видеолекций, диалоговых тренажеров, скринкастов, тестов и опросов).
В мировом рейтинге редакторов электронных курсов [], составленным на основе оценок пользователей, iSpring Suite занимает лидирующее место. Благодаря базе данных и библиотеке контента, которые предоставляются пользователям в свободное пользование на время ознакомления с программой, педагог может самостоятельно ознакомиться со всеми возможностями редактора и составить качественный образовательный продукт.
Рассматриваемая платформа самостоятельно адаптирует созданный курс для мобильных устройств. Поддерживается инструмент, при котором педагогу предоставляется возможность просмотреть готовый дидактический продукт на различных устройствах (стационарный компьютер, планшет или смартфон) перед публикацией.
Adobe Captivate – профессиональный редактор электронных курсов. Освоение данной платформы займет определенное время: несмотря на кажущийся интуитивно-понятный интерфейс данная система имеет в своем арсенале множество скрытых возможностей, которые будут не очевидны при первом знакомстве.
Педагогу предоставляется доступ к обширной библиотеке контента Adobe Stock Assets, где хранится база интерактивных элементов и скрипты различного назначения. Данная система содержит набор готовых виджетов, инструменты по созданию симуляторов программного обеспечения; позволяет создавать нелинейные сценарии обучения. Все эти компоненты программы позволяют настроить адаптивное обучение, учитывающее уровень знаний, потребности и интересы аудитории.
Основное преимущество данной платформы – внедрение в свой арсенал инструментов - Fluid Boxes, который направлен на быструю корректировку мобильных версий. Структура курса формируется по принципу «гибкого контейнера», подстраиваясь под размеры любого мобильного устройства: изменение дизайна курса под размер и ориентацию экрана.
Articulate 360 – платформа по созданию курсов, вмещающий в себя внушительный набор инструментов для электронного обучения, состоящий из:
- 4 программ: Studio 360, Storyline 360, Replay 360, Peek;
- 4 веб-сервисов: Rise, Articulate Review, Content Library, Articulate Live;
- и одного мобильного приложения – Preso.
Из всего набора инструментов были выделены три компонента Articulate 360, а именно: Studio 360, Storyline 360 и Rise, как наиболее богатые функционалом и возможностями по созданию электронных образовательных курсов.
Интерфейс каждой платформы представлен на английском языке, однако настройки интуитивно понятны, что позволяет освоить данную программу с особой легкостью. Оформление дидактического материала осуществляется путем добавления анимаций, переходов, медиафайлов, материалов из встроенной библиотеки контента, интерактивных кнопок и тд. Также, как и в предыдущих редакторах, данная система поддерживает возможность создания полноценных блоков по контролю знаний и обеспечивает гибкую настройку прохождения тестов.
Все наработанные материалы могут быть сохранены в формате HTML5 – современный стандарт для мобильного обучения. А в случае с веб-сервисом Rise учебный курс будет в итоге представлять собой веб-страницу, чей дизайн автоматически подстраивается под размеры экранов различных мобильных устройств.
CourseLab – отечественный конструктор электронных курсов для разработчиков с навыками программирования. Особенностью данной платформы является гибкость настроек, при использовании которых можно добиться изменения и расширения желаемого функционала за счет написания дополнительных команд и задач.
Для случая, если пользователь встречается со сложностями в ходе работы с программой, разработчики системы предлагают платные семинары и вебинары. Для остальных случаев предусмотрено руководство, которое отображает актуальную информацию о программе.
Встроенные библиотеки объектов и шаблонов представляют собой контейнеры и виджеты по добавлению изображений, Flash-анимации, тестов и элементов интерактивности (блоки с закладками, диаграммами и кнопками). Кроме того к любому объекту можно применить самостоятельно прописанные JavaScript-инструкции.
Мобильное обучение поддерживается за счет формата HTML5, который предусмотрен в данном редакторе. Однако не происходит автоматической перестройки структуры и дизайна курса под различные электронные устройства.
Как видно из выше проведенного анализа существующих редакторов по созданию электронных образовательных курсов, основным преимуществом данного инструмента заключается в том, что его можно использовать как для дистанционного, так и для очного обучения, учитывая все требования современного стандарта при организации обучения. Курсы, разрабатываемые в редакторе, позволяют комплексно подойти к предоставлению информации до обучающегося: путем сочетания концептуальной, интерактивной, справочной, анимационной, тренажерной и контролирующей частей. Это в свою очередь приводит к развитию познавательной активности и творческому мышлению у обучающегося.
Редактор курсов позволяет достигать сразу две цели в профессиональной деятельности педагога: он выступает одновременно как средство обучения, так и является объектом изучения. Обучающиеся во время работы с данной технологией знакомятся с особенностями и требованиями по разработке качественного курса, формируют представления о структуре и назначении продукта и в конечном итоге в состоянии создать собственный ресурс в информационной системе.
Таким образом, редактор по созданию электронных интерактивных образовательных курсов является неотъемлемым помощником педагогу в его профессиональной деятельности.
Литература:
- Общие положения Федерального закона об образовании 2020 [Электронный ресурс]// http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
(дата обращения: 19.05.2022)
- Захарова У.С. МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей / У.С. Захарова, К.И. Танасенко // Вопросы образования. – 2019. – № 3. – С. 176-202. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mook-v-vysshem-obrazovanii-dostoinstva-i-nedostatki-dlya-prepodavateley(дата обращения: 14.06.2022).
- Власова Е.З., Карпова Н.А., Шалденкова А.В. Электронное обучение в преподавании дисциплины "Мировые информационные ресурсы и цифровые библиотеки": Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 4 (54).
- Боброва, И. И. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] : практический курс / И. И. Боброва, Е. Г. Трофимов. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 195 с. – URL: http://znanium.com/ catalog/product/1065517 (дата обращения: 18.06.2022)
- Шалденкова А. В. Внедрение и использование информационных систем в образовательной деятельности / Шалденкова А.В. – СПб. .: Астерион, 2014. С. 285 – 288.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самооценка профессиональной деятельности педагога
Ваша профессиональная деятельность одна из самых важных и сложных. Для того чтобы больше узнать о том, какие приемы и способы Вы используете в своей работе, предлагаем Вам заполнить лист самооценки....
статья "Самообразование как необходимое условие профессиональной деятельности педагога"
Для преподавателей спецдисциплин...
«Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога- новый шаг к качеству образования»
Презентация к выступлению на МО учителей иностранных языков...
Новые направления профессиональной деятельности педагога по ФГОС СПО
Новые направления профессиональной деятельности педагога по ФГОС СПО...
Изучение степени принятия новых функций профессиональной деятельности педагогами, работающими в системе образования взрослых
Целью методики является изучение степени принятия новых функций профессиональной деятельности педагогами, работающими в системе образования взрослых. Проблема поиска пут...
Безопасность в профессиональной деятельности педагога по физической культуре
Презентация, с информацией о факторах влияющих на педагога по фк во время профессиональной деятельности....
Консультация для педагогов "Управления стрессом в профессиональной деятельности педагога"
Каждый человек на протяжении всей жизни время от времени сталкивается со стрессовыми ситуациями. Они возникают из-за нехватки времени, конфликтов на работе и...