Консультация для педагогов "Управления стрессом в профессиональной деятельности педагога"
консультация

        Каждый человек на протяжении всей жизни время от времени сталкивается со стрессовыми ситуациями. Они возникают из-за нехватки времени, конфликтов на работе и проблем в личной жизни. Стрессоустойчивость личности - это качество, которое состоит из психофизиологических компонентов. Его нужно обязательно воспитывать, чтобы в будущем избежать проблем не только с окружающей средой, но и сохранить собственное здоровье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов  

            «Управления стрессом в профессиональной деятельности педагога».

        Каждый человек на протяжении всей жизни время от времени сталкивается со стрессовыми ситуациями. Они возникают из-за нехватки времени, конфликтов на работе и проблем в личной жизни. Стрессоустойчивость личности - это качество, которое состоит из психофизиологических компонентов. Его нужно обязательно воспитывать, чтобы в будущем избежать проблем не только с окружающей средой, но и сохранить собственное здоровье. Всем известно, что стресс отрицательно влияет на нервную систему. Из-за него могут возникнуть различные заболевания, которые потом придется лечить. Чтобы не было таких ситуаций, ВАЖНО знать и выполнять специальные упражнения, которые помогут развить стрессоустойчивость человека.                                                                                                                                                                            Что такое стресс?                                                                                                                                                           Стресс – это не только служебные и семейные перегрузки. Это состояние души, способ восприятия мира и образ действия в нем.                                                                                           Стресс – это защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды. Стресс – это всегда состояние повышенного напряжения, вызываемое воздействием, которое невозможно контролировать в определенный промежуток времени. По словам канадского ученого Ганса Селье, сформулировавшего концепцию стресса полвека назад, “стресс – это не то, что с нами случилось, а то, как мы это воспринимаем”.                                                                                                                             Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма, тренирует защитные механизмы.

Профессия педагога сопряжена с большим количеством стрессов. Стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, родителями, представителями различных организаций. Особенность деятельности педагогов такова, что они испытывают воздействие постоянного, хронического стресса. Стресс снижает не только работоспособность, но и сопротивляемость организма к различным болезням, провоцирует уже имеющиеся заболевания. Действие стрессогенных факторов вызывает накопление усталости, что ведет к истощению и выгоранию.

Ганс Селье выделил три фазы реагирования организма на стресс:

        1.- реакция тревоги. В начале стрессовой ситуации происходит мобилизация необходимых сил. Об этом свидетельствуют: учащенный пульс, участившиеся головные боли, учащенное дыхание и сердцебиение, приступы раздражительности, гнева, беспокойство и др.

2- фаза сопротивления, когда делается попытка преодолеть возникшие трудности. На этой стадии организм оказывается более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Наиболее эффективная помощь в этот период- укрепление уверенности в себе.

3- реакция истощения, когда после длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению. В этот период возрастает восприимчивость к заболеваниям, истощается запас жизненных сил, снижается уверенность.

                       

               Тест на определение уровня стресса (по А. Пахомову)

    Инструкция: «Ответьте на вопросы теста. За ответ «почти никогда», начислите себе 1 балл, за ответ «редко»-2 балла, за ответ «часто» 3 балла, за ответ «почти всегда»- 4 балла».

   1. Легко ли вы раздражаетесь даже из-за мелочей?

   2.Нервничаете ли вы, когда приходится кого-то долго ждать?

   3. Можете ли вы обидеть того, кто попался вам «под горячую руку»?

   4. Часто ли вы краснеете?

   5. Выводит ли вас из себя критика в ваш адрес?

   6.Если вас толкнут в транспорте, вы ответите тем же или скажете что-нибудь обидное?

   7. Стремитесь ли вы заполнить все свободное время какой-нибудь деятельностью?

   8. Вы опаздываете на работу?

   9. Хочется ли вам во время разговора перебивать собеседника, дополнять, переводить разговор на себя?

   10. Страдаете ли вы отсутствием аппетита или чрезмерно высоким аппетитом?

   11. Испытываете ли вы беспричинное беспокойство?

   12. Бывает ли у вас по утрам плохое самочувствие?

   13. Вы быстро устаете?

   14. Даже продолжительный сон не дает ощущения отдыха?

   15. Чувствуете ли вы, что у вас болит сердце?

   16. Страдаете ли вы от болей в спине и шее?

   17. Вы барабаните пальцами по столу, покачиваете ногой, теребите пуговицу и т. п.?

   18. Считаете ли вы, что вас должны больше хвалить?

   19. Считаете ли вы, что вы лучше других, а вас недооценивают?

   20. Сидите ли вы на диете, чтобы похудеть?

 Подсчитайте набранные баллы.

До 30 баллов. Вы легко справляетесь с проблемами. К трудностям относитесь рассудительно. Вас можно назвать стресс устойчивым человеком.

От 31 до 45 баллов. Вы живете довольно напряженной жизнью, но получаете от этого удовлетворение. Стресс вам пока не угрожает, но старайтесь расслабляться.

От 46 до 60 баллов. Вы находитесь в постоянном напряжении. Научитесь философски относиться к неудачам. Учитесь радоваться жизни.

Более 60 баллов. Стресс уже угрожает вашему здоровью. Вам необходимо менять образ жизни. Откажитесь от вредных привычек, займитесь любимым делом.

Как преодолеть стресс? «Сундучок советов»

  • 1. Регулярно высыпайтесь.
  • 2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.
  • 3. Больше гуляйте на свежем воздухе.
  • 4. Составляйте список дел на сегодня.
  • 5. Ставьте перед собой только реальные цели.
  • 6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.
  • 7.Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.
  • 8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
  • 9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.
  • 10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.
  • 11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.
  • 12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.
  • 13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.
  • 14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.
  • 15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.
  • 16. Помните, что Вы не одиноки.
  • 17. Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.
  • 18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.
  • 19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.
  • 20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.
  • 21. УЛЫБАЙТЕСЬ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка профессиональной деятельности педагога

Ваша профессиональная деятельность одна из самых важных и сложных. Для того чтобы больше узнать о том, какие приемы и способы Вы используете в своей работе, предлагаем Вам заполнить лист самооценки....

Новые направления профессиональной деятельности педагога по ФГОС СПО

Новые направления профессиональной деятельности педагога по ФГОС СПО...

Изучение степени принятия новых функций профессиональной деятельности педагогами, работающими в системе образования взрослых

 Целью методики является изучение степени принятия новых функций  профессиональной деятельности педагогами, работающими в системе образования взрослых.   Проблема поиска пут...

Безопасность в профессиональной деятельности педагога по физической культуре

Презентация, с информацией о факторах влияющих на педагога по фк  во время профессиональной деятельности....

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА...