Главные вкладки
zareva
мастер производственного обучения, преподаватель специальных дисциплин
Профессия: мастер производственного обучения, преподаватель специальных дисциплин
Профессиональные интересы: педагогика, психология
Увлечения: театр, путешествия
Регион: Санкт-Петербург
Населенный пункт: Санкт-Петербург
Место работы: СПБ ГБПОУ "КОЛЛЕДЖ "ЗВЕЗДНЫЙ"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/zareva
"Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества" (с) Т. Рузвельт
Подобно Ньютону, который в 18 в. приоткрыл для человечества законы Природы, или Лавуазье, который внёс применение весов в химию, Педагог нового поколения должен привнести целостное мышление в качестве базового принципа в педагогику. От скорости и качества осознания важности этого акта зависит скорость и направление выхода из сложной современной ситуации в образовании и в обществе в целом. Известно, что дело учёного – открыть и облечь в слово и формулы существующие закономерности Вселенной.
Миссия педагога – формировать целостное мышление ученика, в равной мере привнося в этот процесс достижения учёного и методолога. Синтез знания и умения – вот отличительное качество педагога.
Однако сегодня при получении профессии в высшей школе он не получает даже представления о целостном мышлении. Для преподавания же необходимо не только знать, что это такое, но и быть убеждённым носителем этого знания. Обратившись к зоне воздействия учительства, мы увидим разнообразные ментальные, психологические, мировоззренческие, идеологические, религиозные, экономические, методологические, целевые барьеры, которые ежедневно необходимо преодолевать педагогу в каждом акте своей профессиональной деятельности. В совокупности это создаёт ту ситуацию, о которой давно сказал Ж.Б.Ламарк: "Как бы велики ни были трудности, сопряжённые с открытием новых истин при изучении природы, ещё бóльшие трудности стоят на пути их признания".
Вероятно, ни одна эпоха не ставила перед учительством такой масштабной задачи: изнутри трансформировать систему образования и через неё – всю зону воздействия образовательной системы общества. Рассматривая миссию педагога, таким образом, мы исходим из принципа Ле-Шателье. Согласно этому принципу, при оказании на любую систему внешнего воздействия система находит в себе силы для сопротивления, при этом возможна внутренняя перестройка: структурная, функциональная, ценностная. Оказать именно такое воздействие на систему образования – миссия грядущего поколения педагогов.
Возможно, впервые общество предчувствует стратегическую роль учительства, которая одновременно является проверкой подлинности их нравственно-духовных начал. Это та ситуация, в которой учительство показывает, что этика, нравственность – не только познавательное, философское знание, не только высокие слова. В позиции Учителя сегодня нравственность – это духовный акт, как завершающая часть философии духа (Н.А.Бердяев) выливается в социально значимый поступок – исполнить роль внутреннего трансформатора с ориентацией на целостное восприятие мира, целостное мышление. Очевидно, впервые государственной политикой может стать социально–значимая политика опережающей поддержки педагогики. Учительство должно исполнить свой нравственно–этический акт.
О «педагогической растерянности»
Классическая педагогика ныне достигла своих пределов. Смертельный удар по ней нанесён не критикой со стороны теоретиков и философов и не смиренным отказом практиков от попыток улучшить или изменить её. Смертельный удар традиционной педагогике нанесён внутренним развитием её самой в контрасте с необратимым маршем естественных наук XX века. О "педагогической растерянности" учительства в мировоззренческом выборе свидетельствуют данные опросов проведённых рядом институтов переподготовки и повышения квалификации учителей. Приведём пример по результатам исследований Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (данные обработала и предоставила к.ф.н. Арутюнян М.П.).
Впрочем, возможности расширяются: альтернативные, негосударственные школы, институты, университеты либо трансформирующие мышление новые курсы соседствуют с традиционными курсами и программами. Они дают возможность преодолевать бесконечную великую китайскую стену. Итак, пути подготовки новых кадров – это альтернативные курсы, учебные заведения и система переподготовки учителей.
Какие же задачи должен решать педагог – новатор, вступающий в XXI век? Прежде всего – учить новому мышлению, методам познания и самоорганизации. Иначе говоря, задача педагога состоит в том, чтобы подвести к двери, дать ключ и научить ученика пользоваться этим инструментом. Никто, кроме самого ученика, не сможет войти в мир знаний.
Определим конкретные задачи педагога–новатора.
Научить учащегося самостоятельно рассматривать явления целостно и в динамике.
Научить учащегося самоорганизации.
Что это значит? Показать всепроникающий принцип подобия в природе, жизни, мышлении. Научить искать подобия, аналогии для новых изучаемых явлений, углубляя и меняя их по мере необходимости. Научить учащегося использовать все навыки и умения в процессе познания. Показать неизбежность и необходимость АВТОДИДАКТИКИ в процессе учёбы. Иначе говоря, помочь раскрыть полный потенциал ученика и вывести его на дорогу творчества. Это стратегический ориентир на будущее. Сравним эту задачу с той, что стоит перед педагогами традиционной школы: дать некоторый объём знаний и методов работы по предмету. Разница принципиальная: ориентир на «запоминающий субъект» – это ориентир на прошлое в уходящей парадигме авторитарной педагогики. В новой парадигме целостного динамического (биоадекватного) образования педагог должен уметь работать, используя некоторые психологические методики корректирующего или трансформирующего типа. Он должен владеть методиками психологического моделирования и прогнозирования на основах биоадекватности.
Какими знаниями необходимо владеть преподавателям–новаторам?
Во-первых, знанием основ научной теории, гносеологии, методологии биоадекватности восприятия.
Во-вторых, хорошим знанием предмета специализации.
В-третьих, энергией. Это особенно важно в работе с младшими школьниками. Энергия позволит показать личную убеждённость педагога и стимулировать творческий процесс познания. Это три «кита», без которых деятельность педагога не может быть плодотворной.
Какими умениями должен владеть педагог – новатор?
Главное – уметь целостно мыслить, т.е. одинаково хорошо владеть методами работы левого и правого полушарий и их совокупной работой. Педагог новой генерации должен уметь трансформировать негативные проблемы, настроения, устремления в позитивные. 1 Это – педагог «умеющий», по существу это практический психолог. Эти знания и навыки лежат в основе культуры педагогической деятельности. Ориентация на Культуру педагогического труда – это прежде всего ориентация на формирование целостного мировоззрения педагога. Оно определяет и другие умения педагога:
не навредить здоровью, психике, стремлению к творчеству ученика;
мотивировать целостное восприятие мира учеником;
работать в биоадекватных методиках и технологиях образования;
мотивировать позитивный выбор ученика в ситуациях заданности и неопределённости.
О мировоззрении педагога – новатора
Взращивание мыслящего и ищущего педагога, способного сделать самостоятельный мировоззренческий выбор не только в познавательном плане, но и жизненно-практический – важнейшая задача ноосферного перехода к целостному мышлению. На пути её решения просматриваются этапы. Первый мы назвали бы этапом толерантности – терпимости к мировоззренчески противоположному взгляду, позиции. Суть его в самоосознании педагога через «своё – иное» – сферу культуры, иерархию её ценностей, призванную утвердить человеческое как социально значимое в обществе, – лишь так терпимость может вырасти до желания поиска смыслозначений, потребности увидеть, узнать, понять, осознать, принять «человечески ценное», духовно значимое в этом «ином». Это мировоззренчески «толерантная» позиция ориентирует педагога на пристрастие к истине, добру, красоте и спокойное, «ровное» отношение к воплощению этих ценностей в разнообразии мировоззренческих позиций.
Вторым шагом будет переход к целостному мышлению самого учителя. 2 Поясним. Практическое состояние современного образования – разрушение педагогического пространства, нарушение педагогического времени (учитель часто оказывается тормозом развития школы и личности ученика), кризис педагогической деятельности – ставит проблемы трансформации мышления педагога. Очевидны при этом тенденции: фундаментализации, системной теоретизации, плюрализации, демократизации мышления педагога. Связанный с отходом от излишней рационализации, формализации и бюрократизации знания, этот путь предполагает практическое оздоровление и реанимацию учительских установок и принципов.
Мировоззренчески значимой и актуальной сегодня представляется позиция экологизации мышления педагога через овладение функциями правого полушария и их целостной динамичной работой в совокупности с левым полушарием головного мозга. Возведённое в ранг мировоззренческих принципов педагога, данное понятие обретает смысл, по своей глубине и масштабности выводящий его за рамки традиционного словоупотребления (экологизации как системы природоохранных мер).
Экологизация как инновационный принцип мышления вырастает из видения практически важной сегодня задачи охраны человека в системе образования от уже сложившейся системы образования (исключительно «левополушарной»), из поиска потенциальных человекоориентированных ресурсов системы «человек». Общая задача взращивания экологичного мировоззрения, как природосообразного и потому гармонизирующего отношения человека с окружающим миром, повлечёт и сопутствующую ей задачу биоадекватного самовоспитания личности. Экологичность мировоззрения, понимаемая как природосообразность, не нарушение природных закономерностей, 3 во многом способствовала бы и устойчивости, адаптации личности к постоянно меняющимся условиям жизни. Логично предположить, что стремление сохранять, оберегать природу, приумножать её богатства и красоту могут появиться лишь у человека, ощущающего подобную заботу в себе.
Наряду с "экологией тела" (сохранение и приумножение здоровья), "экологией действия" (ориентация на системы и режимы, соответствующие понятию "экологически чистых технологий"), "экология духа" является ключевым звеном экологизации мышления педагога. Духовность в условиях толерантности мировоззренческой позиции педагога, предполагающей возможность плюрализма мировоззренческих взглядов, единых в устремлённости к вечным, непреходящим общечеловеческим ценностям и идеалам – сложный, но возможный и необходимый путь трансформации мышления в сторону целостности, экологичности, здоровья." (с) Н.В. Маслова
О себе
Мои юные годы прошли в городе, где много золотых огней и холостых парней, в городе - Саратове. Но моей мечтой всегда был Ленинград. И после окончания Саратовского техникума за отличную учебу по распределению я была направлена в город моей мечты - Лениград. И вот уже как 28 лет любуюсь величием града Петрова! В настоящее время я работаю мастером п/о в лицее.
Свою педагогическую роль я вижу в подготовке учащихся ко взрослой жизни, выработке у них умения принимать важные решения и не отступать при возникновении трудностей. И искренне радуюсь успехам своих выпускников!
Я люблю свою семью и близких мне людей. Считаю, что надо каждый день начинать с улыбки, тогда и жизнь улыбнется тебе в ответ!
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Русская классика и зарубежная современность.
Мой взгляд на мир
"Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня идея, и мы обениваемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи!" (с) Б. Шоу
Моё портфолио
В моем портфолио выложены и будут пополняться разработки по усовершенствованию работы с учащимися (вектор - производственное обучение): это и методики преподавания в средних специальных учреждениях, и эффективные приемы для усваивания информации. Так же планируется поместить планы уроков, типовых и открытых.