Теоретические основы обучения дошкольников
презентация к уроку
В презентации представлены как стандартные, классические, так и современные характеристики обучения детей дошкольного возраста. Раскрыты понятие, структура, современные требования процесса обучения дошкольников в условиях ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskie_osnovy_obucheniya_doshkolnikov.pptx | 169.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дидактика-это область дошкольной педагогики, исследующая закономерности процесса обучения детей дошкольного возраста, Предметом дошкольной дидактики является процесс обучения детей.
понятия Дидактика - это отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования. В ней содержится общепедагогическое научное обоснование удержания образования, методов, средств и организационных форм обучения. Предметом дидактики - единый процесс воспитания и обучения педагога. В дидактике обучение и воспитание не противопоставляются . Сравнить трактовку Дидактики и предмета дидактики с предыдущим слайдом
ученые Я.А. Коменский - заложил основы теории обучения Его идейными продолжателями в разработке научных основ обучения стали: Г. Песталоцци, И . Герберт, К.Д. Ушинский
Методологической и философской основой процесса обучения является теория познания диалектического материализма , которая раскрывает диалектику процесса познания, движение мысли от одного этапа к другому. Познание человека проходит ряд этапов:
Вначале чувственное познание , которое приводит к многообразию представлений об окружающих ребенка природных и социальных явлениях, событиях, предметах. Чем более систематизированы и обобщены эти чувственные образы, тем более ребенок подготовлен к школе. Его обучаемость с точки зрения возможностей познания выше. Однако в системе чувственного познания ребенок не отражает закономерностей окружающего мира . Абстрактное познание , овладение системой понятий . Здесь необходимо школьное обучение. Познавательная деятельность ученика становится односторонней. Он изучает определенные стороны окружающего мира через содержание учебных предметов. Конкретное и абстрактное в познавательной деятельности школьников выступают как противоречивые силы и создают различные тенденции в умственном развитии. 3.Высший этап познания, когда на основе высокоразвитого абстрактного мышления формируется обобщенное представление об окружающем мире, ведущее к формированию взглядов, убеждений, мировоззрения. Обучение вводит ребенка в мир научных знаний, понятий, закономерностей. Ученик за короткий промежуток времени узнает то, что в истории человечества познается в течение веков.
Отличие обучения от научного познания в том, что в процессе обучения целью познания является учебный материал , усвоение которого составляет конечный результат учебной деятельности. Смысл научного познания заключается в отражении реальных явлений, предметов, их взаимосвязей, а средством для открытия закономерностей являются знания, зафиксированные в учебных и научных книгах, в опыте человечества.
Обучение включает три функции: 1. Образовательную (процесс овладения знаниями, формирования учебных навыков и умений); 2. Развивающую (умственное развитие детей, развитие познавательной и созидательной активности и самостоятельности; развитие воли и произвольности поведения; развитие речи, памяти, воображения, формирование культуры учебного труда); 3. Воспитывающую (учебная деятельность воспитывает ребёнка, у него формируются патриотические, нравственные качества, взгляды, убеждения, идеалы, эстетические чувства, дисциплинированность, трудолюбие). Анализируем содержание, формы, средства, методы, которые мы используем.
На протяжении всей истории человечества обучение и воспитание непосредственным образом зависят от социально-экономических, политических, культурных процессов в обществе, но и сами оказывают влияние на эти процессы, представляя собой действенные факторы развития личности, ее совершенствования, «облагораживая» человечество в целом.
Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями и определенным опытом , и теми, кто их усваивает . При этом учитываются психофизиологические возможности ребенка, их динамика! В связи с этим процессы обучения и воспитания не остаются неизменными даже на протяжении одного периода детства: обогащается и усложняется их содержание, изменяются формы, становятся более разнообразными способы воздействия на растущего человека.
Обучение – сложный и многосторонний процесс отражения в сознании ребенка реальной действительности на основе специально организованной обучающей деятельности, общения и отношения.
Сущность дошкольного обучения. Обучение представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает ( преподавание ), и тех, кого обучают ( учение ). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий - научение. Научение - это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка. Основным компонентом обучения является учение - деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения. В зависимости от того, как протекает учение, наблюдаются те или иные сдвиги в развитии обучаемого. Учение часто рассматривают как синоним учебной деятельности: поскольку ребенок учится, значит, он занимается учебной деятельностью. Такое отождествление учебной деятельности и учения неправомерно .
два вида учения С . Л. Рубинштейн 1.Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. 2.Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели . Здесь учение – «не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен» Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен : они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности
Обучение в детском саду – составная часть педагогического процесса, направленная на всестороннее развитие и воспитание ребенка. Под обучением в ДОО понимается такое целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников , результатом которого становятся овладение навыками, умениями, знаниями, раскрытие способностей и возможностей дошкольников с целью их скорейшей адаптации к занятиям в начальной школе .
В основе обучения , следовательно, лежат навыки, умения и знания. Навыки –? Умения – ? Знания – ?
понятия Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений. Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретенные навыки. Знания – отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий.
В процессе дошкольного обучения дети овладевают важнейшими компонентами учебной деятельности : умением принимать учебную задачу, планировать свою деятельность.
К компонентам процесса обучения относятся: 1 ) цель обучения . Цели бывают общие и частные. Общая цель – это передача совокупности знаний, умений и навыков от преподавателя к ученикам. Частные цели ставит перед собой педагог, они представляют собой задачи по обеспечению полного постижения детьми конкретной суммы знаний, умений и навыков. Цель увеличивает эффективность обучающего взаимодействия с детьми, направляет на выбор более эффективных методов и форм работы; 2) содержание обучения . Установление количества, качества и степени трудности информации, необходимой для дошкольников , вероятности ее выучивания и применения на практике детьми ;
компоненты процесса обучения 3) педагог (воспитатель, учитель ) . Это главная фигура в процессе обучения, которая является носителем содержания образования и воспитания, устроителем целостной познавательной деятельности учеников. Учитель передает знания, организует деятельность, активизирует интерес и развивает у учащихся потребность в знаниях; 4) обучающийся . Он является и объектом и субъектом обучения одновременно. В процессе обучения в сознании ребенка происходит сложнейший процесс отражения реальной действительности при помощи различных, научно обоснованных методов обучения ;
компоненты процесса обучения 5) коллектив обучающихся . Процесс коллективного обучения адекватен индивидуальному обучению, но может быть организован как использование знаний, умений и навыков на практике, как анализ и обобщение выводов, извлеченных из экспериментальных данных. Так как у детей различный запас знаний, то происходит также процесс обмена ими между обучающимися; 6) методы обучения . Они представляют собой различные технологии обучающего взаимодействия педагога и обучающихся. Их эффективность зависит прежде всего от осознания детьми каждого метода работы;
компоненты процесса обучения 7) организационные формы обучения . Они позволяют правильно распределить по времени и в зависимости от содержания совместную познавательную деятельность педагога и ребенка; 8) самостоятельная внеурочная работа обучающихся . Она позволяет закрепить полученную на уроке информацию, дает учащимся возможность для самообразования;
компоненты процесса обучения 9) практическое применение знаний, умений и навыков . Этот компонент представляет собой синтез всех предыдущих компонентов, дает возможность опробовать качество результатов учебной работы жизненной общественной практикой; 10) педагогическая диагностика . Диагностика представляет собой совокупность методов, способов и приемов, которые направлены на раскрытие качества знаний.
Особенности учебно-познавательной деятельности дошкольников как первого вида учения.
Сравнить: Учебная деятельность - самостоятельная познавательная активность ребёнка по усвоению ЗУН, способов действий Познавательно-исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на знакомство с новыми объектами и способами использования. Связана с экспериментированием.
понятия Вопросы детей – это показатель детской любознательности, выражают активное познавательное отношение к окружающему. Система знаний - совокупность знаний о предметах к явлений, которая достигается путём установления связей между частями предметов и явлений, между предметами и явлениями в целом. учебно-познавательной деятельности дошкольников - это первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями
учебно-познавательная деятельность включает: учебную задачу, учебные действия , контроль оценку . В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.
Компоненты учебной деятельности (по Усовой А.П.): принятие учебной задачи ; выбор и осуществление путей решения учебной задачи; самоконтроль и контроль за ходом и результатом решения учебной задачи.
Характеристика процесса обучения: 1 . Цель обучения зависит: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.
Характеристика процесса обучения: 2.Содержание обучения зависит: а) общественных потребностей и цепей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей детей; г) уровня развития теории и практики обучения; д) материально-технических и экономических возможностей ДОУ.
Характеристика процесса обучения: 3. Качество обучения. Эффективность каждого нового этапа обучения зависит: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения.
Характеристика процесса обучения: 4. Эффективность дидактических методов зависит: а) знаний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста детей; д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся; е) материально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса.
Характеристика процесса обучения: 5. Управление обучением . Продуктивность обучения зависит : а) интенсивности обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий.
Характеристика процесса обучения: 6. Стимулирование обучения происходит за счет : а) внутренних стимулов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
Формирование учебной деятельности проходит по этапам (по А.П. Усовой). I этап - низкий. Характерен для младшего дошкольного возраста . II этап - слабый . Характерен для среднего дошкольного возраста . III этап – высокий. Характерен для старшего дошкольного возраста.
Дидактические принципы . Разработка системы дидактических принципов как нормативной основы обучения принадлежит Я. А. Коменскому. Принцип воспитывающего обучения. В этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимущественно всегда носит воспитывающий характер. Чем младше дети, тем в более тесном единстве выступают обучение и воспитание. На протяжении всего дошкольного возраста обучение остается воспитывающим, а воспитание - обучающим. Правильно организованный процесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом. Это осуществляется через содержание обучения, формы его организации, методы и средства. Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей. Принцип научности состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий, облегчат изучение учебных дисциплин в школе. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности .
Принцип наглядности соответствует основным формам мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное ) дошкольника. Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Сделать обучение наглядным - значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего, включить непосредственно в практическую деятельность, связать обучения с жизнью. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. Принцип обучения на высоком уровне сложности ( Занков Л.В.): обучение, оставаясь доступным, должно быть сопряжено с приложением серьезных усилий, что приводит к развитию личности. Если учебный материал равен возможностям ребенка или даже ниже их, процесса развития не происходит. Принцип осознания процесса обучения (И.Я. Лернер ) близок к принципу сознательности и активности в обучении. Он предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше , почему ошибался, что хочу знать.
Методы обучения Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых . Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от содержания предстоящего занятия.
Наглядные методы. К группе наглядных методов обучения относятся: наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы).
Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы . Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредоточиваться, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом. Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях. Однако педагог должен уметь использовать для организации наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств (удивление, восхищение, наслаждение красотой и т.д.). Наблюдения бывают: длительными, сравнительные (мыслительная деятельность).
Демонстрация рассматривание картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств важный метод обучения дошкольников, позволяющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. С помощью картин, картинок, схем у детей формируются статические наглядные образы. Технические средства обучения используются для создания динамических наглядных образов. Используются разные виды картин. Прежде всего - это специально созданные дидактические картины, часто объединенные в специальные серии (о временах года, животном мире и др.). Приобщению детей к культуре, искусству служат репродукции картин известных художников (например, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова , «Золотая осень», « Иван-царевич на Сером Волке», «Аленушка» В.М. Васнецова и др.). В качестве наглядного средства обучения используется и книжная графика (иллюстрации в книге), с помощью которой оживают герои произведения, возникают страны и города, где происходят события. Кроме того, педагог подбирает предметные картинки, классифицирует их по темам («Игрушки», «Транспорт», «Труд взрослых», «Животные»).
В обучении детей используются наглядные приемы обучения: показ способов действий, показ образца. Эти приемы основаны в значительной мере на подражании и его роли в усвоении ребенком знаний и умений. Показ действий, способов работы, последовательности ее выполнения применяется на физкультурных, музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной деятельности, в трудовом обучении. Этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть чётким, точным. Показ образца используется в обучении изобразительной деятельности, труду, особенно ручному, художественному. Педагог привлекает детей к анализу образца, определяет этапы выполнения.
Практические методы обучения - это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей практический характер (усвоение новых знаний, умений). Это значит, что деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребенок познает такие их свойства, связи, которые недоступны непосредственному восприятию. Практические методы широко используются в обучении родному и иностранному языкам, танцам, пению, конструированию, лепке рисованию, аппликации, ручному труду, математике .
Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания . Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические) Специфика упражнений, которые используются в дошкольном обучении, состоит в том, что они, как правило, бывают включены в интересную, понятную ребенку практическую или умственную деятельность . Особое место занимают упражнения, которые входят в дидактические и подвижные игры. Благодаря игровому характеру действий дети с особым интересом и легко воспринимают новые знания и умения и закрепляют усвоенные ранее. Игровые упражнения создают атмосферу радости, эмоциональной приподнятости, что очень важно для психического здоровья дошкольника, особенно младшего возраста.
Опыты и экспериментирование Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей.
Моделирование - наглядно-практический метод обучения (от лат. modulus — образец ). Модель — это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса . Моделирование — это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей . Теория замещения объектов-оригиналов объектом-моделью называется теорией моделирования . Основными этапами моделирования являются: 1) постановка задачи; 2) разработка модели, анализ и исследование задачи; 3) компьютерный (натурный, физический) эксперимент; 4) анализ результатов моделирования.
Игровые методы и приёмы Они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью . Игровые методы и приемы характеризуются рядом признаков. Прежде всего, они переносят учебное действие в условный план, который задается соответствующей системой правил или сценарием . Еще одна особенность заключается в том, что от ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуацию. Следовательно, и педагог должен играть с детьми и отказаться от прямого обучающего воздействия, замечаний, порицаний.
Дидактическая игра. Ей присущи две функции в процессе обучения Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.
Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. Например, для совершенствования знаний о растениях, развития связной речи проводится игра «Магазин цветов».
Игровые приемы , как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий. Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, которое является прологом всякого познания (вдруг воспитатель «превратился» в Лисичку со скалочкой и от ее лица рассказывает о своих «приключениях», вдруг раздался стук в дверь и вошел Винни-Пух). К игровым приемам относятся загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «Поможем зайчику разложить картинки»).
Словесные методы Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения.
Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. В рассказе знания разного содержания передаются в образной форме. Это могут быть рассказы о текущих событиях; о временах года; о писателях, композиторах, художниках; о родном городе и т.п. В качестве материала для рассказов используются литературные произведения (рассказы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого , В.В. Бианки, В.А. Осеевой и др.). Очень интересны для дошкольников рассказы педагога из личного опыта «Моя первая учительница», «Как я училась читать». «Игры моего детства». «Моя любимая игрушка»; «Мои друзья» и др.
Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения.
По содержанию различаются два вида бесед: этические и познавательные. Этические беседы проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста, а познавательные - начиная со средней группы. Этические беседы имеют целью воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок. Темы этических бесед могут быть такие: «О вежливости», «Как вести себя дома и на улице», «О друге и дружбе», «Моя любимая бабушка» и др. Тематика познавательных бесед определяется программой обучения. Она также тесно связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей природой и трудом взрослых. Обобщающая ( итоговая беседа) проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка времени.
Чтение художественной литературы. Художественная литература - источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти. В дошкольном обучении чтение художественных произведений преследует еще одну задачу, а именно: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения. Эта задача связана с развитием у ребенка наглядно-образного и словесно-логического мышления. Ее решение во многом зависит от уровня эмоционального развития детей: воздействие литературного произведения тем сильнее, чем тоньше и глубже ребенок чувствует, понимает переживания других людей, проникается ими.
В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка. В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов.
Три формы организации обучения: индивидуальная, групповая (с по дг руппой), фронтальная . Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства . Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов.
По содержанию занятия могут быть интегрированными, т.е. объединять знания из нескольких областей . Занятия имеют определенное строение (структуру), которое во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяются три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание. Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. Объяснение дается деловито, спокойно, в меру эмоционально. На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.
Ход (процесс) занятна - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определены учебной задачей. На данном этапе занятия приемы обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечеткого. Окончание занятий посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.
Экскурсия представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.
При планировании системы экскурсий нужно иметь в виду следующее: экскурсия должна обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений , что диктуется особой ролью эмоционального фактора в пробуждении и развитии у детей любознательности, познавательных интересов; для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте или явлении проводятся повторные экскурсии. Повторные экскурсии раскрывают перед ребенком изменения, новые качества и свойства в том объекте, явлении, который он наблюдал на предыдущей экскурсии. Целесообразно намечать повторные экскурсии на тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги;
постепенное усложнение программного материала должно происходить в двух направлениях: за счет расширения круга наблюдаемых явлений и за счет последовательного углубления и обобщения знаний об одних и тех же явлениях ; на каждой экскурсии образовательные и воспитательные задачи следует решать в единстве, поэтому нужно планировать объем знаний и умений; продумывать, какие чувства, отношения, нравственные качества, эстетические переживания будут активизированы.
Экскурсия имеет определенные структурные части, неразрывно связанные между собой: подготовительный этап, ход экскурсии, последующая после экскурсионная.
Типы обучения: В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное . Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.
Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности . Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может . Коллективно-поисковая деятельность - это цепочка мысли и действия, идущая от педагога к детям, от одного ребенка - к другому. Решение проблемной ситуации - итог коллективной работы.
Сущность опосредованного обучения в том, что педагог изучает уровень обученности , воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается . На основе собранных данных о развитие детей педагог организует предметную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых знаний, умений, упрочить возникшие интересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др. Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения . При опосредованном обучении девизом становится «Научился сам - научи другого». Поэтому важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявить свою компетентность в том или ином вопросе, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему «Теоретические основы коммуникативного обучения диалогической речи»
В данной работе рассматривается методическая система использования метода коммуникативного обучения в процессе изучения иностранного языка...
Вопросы по "Теоретическим основам организации внеурочной работы" и "Основам организации обучения"
Предлагается перечень вопросов для подготовки студентов педагогического колледжа к экзамену по данному предмету....
Итоговый контроль по темам: "Обучение дошкольников метанию. Обучение дошкольников прыжкам".
В презентации подобраны основные вопросы для конторя студентов после изучения тем: "Обучение дошкольников метанию" и "Обучение дошкольников прыжкам"....
Проект. Теоретические основы исследования LEGO- конструирования и робототехники как средства развития познавательных способностей дошкольников. Филатова Екатерина, студентка 3 курса.Специальность 44.02.01.
Сегодня как никогда актуальны вопросы создания суперкомпьютеров, развития искусственного интеллекта, поэтому перед системой российского образования стоит задача: «Подготовка инженеров – тв...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Лекционный материал по Теоретическим основам экологического воспитания дошкольников...
Учебно методическое пособие для дошкольников по теоретическим основам экологического образования дошкольников
В пособии представлены разнообразные материалы по экологическому воспитанию: экологические праздники, экологические проекты....
План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»
План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...