ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
учебно-методический материал
Лекционный материал по Теоретическим основам экологического воспитания дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
toevd.docx | 133.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподаватель естественнонаучных дисциплин
Немилостивых Л.В.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.Сущность экологического воспитания
В настоящее время в области экологического воспитания просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Наблюдается бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья учебно-воспитательного процесса, выражающееся во введении экологизированных учебных курсов, создании детских экологических объединений, возрастании числа экологических центров, лицеев, колледжей, увеличении количества создаваемых педагогами-практиками авторских экологических программ.
Любование, наслаждение прекрасным видом родной природы, перерастает в желание жить по законам красоты. Ребенок, не забывая свое детство, когда станет взрослым, сам будет создавать прекрасное, наслаждаться прекрасным, в итоге он сам будет создателем красоты. Поэтому ребёнок должен знать и понимать, что каждое посаженное дерево - не только труд, а труд для людей, для будущего поколения.
По мнению А. Н. Захлебного «экологическое воспитание должно быть направлено на формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение». [11, с. 10]
Согласно И. Д. Звереву, «экологическое воспитание – это становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие». [12, c. 68]
Д. Н. Кавтарадзе связывает определение экологического воспитания с проблемой безопасности: «экологическое воспитание – это основа национальной безопасности, оно направлено на обеспечение долгосрочных интересов общества путем распространения общих ценностей и привития социальных норм в области взаимодействия людей со средой обитания». [15, с. 76]
Н. М. Мамедов и И.Т. Суравегина отмечают, что «экологическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования ответственного отношения дошкольников к окружающей природе во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и общения с природой». [17, c. 68]
С. Н. Николаева считает, что «экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает не только формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, но и ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии. Чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе». [17, с. 217]
Н. Ф. Реймерс полагает, что «экологическое воспитание – это педагогически целенаправленное воздействие на детей, в процессе которого они усваивают научные основы решения проблем взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями, практическими умениями и навыками охраны природы». [34, с. 68]
Интерес представляет точка зрения Н. А. Рыжовой, которая определяет экологическое воспитание дошкольников как «непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды». [19, с. 75]
Е. Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». [15, с. 82]
Экологическое воспитание детей, с точки зрения В. Г. Фокиной предполагает: «воспитание гуманного отношения к природе, формирование системы экологических знаний и представлений, развитие эстетических чувств, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными…Экологическое воспитание соединяет в единую, функциональную систему все остальные виды воспитания и связано с формированием всесторонне развитой личности… Особое внимание заслуживает воспитание таких качеств как бережливость, организованность, ответственность за свои действия…Бережное отношение к природе является показателем гражданственности и патриотичности каждого человека». [18, с. 5]
Как подчеркивает Г.А. Ягодин, «экологическое воспитание – это образование человека, гражданина Вселенной, который способен безопасно и счастливо жить в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей». [15, с. 22]
Анализ, проведенный В.А. Ясвиным, дает нам возможность считать, что «экологическое воспитание дошкольников - это специально, организованный, целенаправленный систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств детей, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности». [21, с. 172]
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания., т.е. формирование начал экологической культуры.
Культура по Ефремовой:
Культура – это совокупность таких достижений в определенную эпоху, у определенного народа.
По определению Б.Т. Лихачева сущность экологической культуры может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности.
К компонентам экологической культуры относятся:
1) когнитивный
2) аксиологический
3) деятельностный
Когнитивный компонент выполняет объяснительно-информационную функцию формирования мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.
Функции аксиологического компонента заключаются в разработке представлений об общечеловеческих и экологических ценностях; формировании представлений о социально-экологическом идеале; интерпретации социально-природной действительности и критике ее структур, состояний и тех или иных социальных действий; формировании у людей качеств культурной личности в области взаимоотношений с природой.
Функции деятельностного компонента состоят в интеграции мировоззрения и сознания на практике, то есть в процессе взаимодействия с природой; формировании у личности активной природоохранительной и природосозидательной позиции; практической экологической деятельности людей.
Современные проблемы взаимодействия общества и природы поставили ряд новых задач перед школой и педагогикой.
Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.
Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему:
- создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
- создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
- систематическое повышение квалификации педагогического персонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствования экологической пропаганды среди родителей;
- осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное её совершенствование;
- выявление уровня экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при её взаимодействие с природой, предметами людьми и оценках себя.
Общее строение системы экологического воспитания дошкольников включает пять взаимосвязанных блоков, которые охватывают все стороны эколого-педагогического процесса в дошкольном учреждении. [17, с. 134]
- Теоретический блок ( подсистема А – основа экологии) – раскрывающий главные понятия, ведущие идеи экологии. Он обеспечивает новый взгляд на природу, новое понимание окружающей среду, демонстрирует взаимосвязанность всех компонентов природы и место человека в ней. Именно поэтому данный блок является системообразующим – он функционально объединяет все остальные блоки системы, «пронизывает» и наполняет их необходимым теоретическим содержанием.
- На основе теоретического блока строится дидактическая система экологических знаний о природе для детей – подсистемы В. Отобранные и адаптированные к уровню развития дошкольников сведения из области биоэкологии, экологии человека и социальной экологии выстраиваются в программу экологического воспитания. Такая программа, включающая экологические знания о жизни растений и животных, находящихся в пространстве жизнедеятельности дошкольников, построенная по иерархическому принципу на основе ведущих закономерностей природы, является содержательным стержнем всей эколого-педагогической работы в детском саду. Значимыми являются то, что дидактическая система раскрывает различные стороны взаимосвязи живых организмов с внешней средой.
- Реализация в дошкольном учреждении программы экологического воспитания детей возможна посредствам соответствующих методов и технологий воспитательно-образовательной работы с детьми, а также специальных способов управления экологического воспитания дошкольников – методы. (подсистема С)
Функция методов в системе экологического воспитания – это формирование у детей через разные виды деятельности экологических представлений и правильного отношения к природе.
- Технологии (подсистема D)
Наряду с методами большое значение в реализации всей системы экологического воспитания имеют технологии. Технология – это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год, это методическое обеспечение программы, конкретно реализующее её главные идеи и положения. (Минбулатов В. М., Неверкович С. Д.)
В результате применения технологии на выходе (в конце года) повышается уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования.
- Организация и управление – являются следующими подсистемами (Е) общей системы экологического воспитания и требуют теоретического обоснования.
Для реализации всей системы экологического воспитания детей в ДОО большее значение имеет 5-й блок – Организация и управление общей системы экологического воспитания.
Организация и управление экологическим воспитанием дошкольников определяются спецификой административных уровней.
Федеральный уровень. Главная задача – создание центра с многофункциональным значением, в котором будут осуществляться изучение проблемы, разработка пакета практических материалов, их апробация, внедрение и распространение. Важным аспектом являются мероприятия по стимулированию создания, а затем лицензированию национально-региональных программ: многообразие форм и технологий экологического воспитания дошкольников в условиях большого географического и социального разнообразия России не только целесообразно, но и необходимо.
Республиканско-областной уровень. На этом уровне в систему повышения квалификации, а также для процедуры лицензирования следует привлечь различных высококвалифицированных специалистов, представителей ведущей предприятий республики (области), имеющих то или иное отношение к проблемам экологии (преподавателей вузов, работников медицинских учреждений, лекторов из общества «Знание») и комитетов по охране природы.
Периодическое проведение научно-практических конференций по вопросам экологического образования поможет выявлению и распространению передового педагогического опыта.
Районно-городской уровень. Администрация обеспечивает непосредственно жизнедеятельность конкретных учреждений. Своевременная организация и методическая помощь и поддержка могут стать решающим фактором в инновационной деятельности детского сада. На этом уровне важна координация усилия отдельных учреждений и создания комплексов непрерывного экологического образования. Дошкольное учреждение может успешно сотрудничать со школой, станцией юных натуралистов, домом творчества, лицеем и т.д. Комплексы такого рода взаимообогащают друг друга и реализует на практике непрерывное экологическое образование.
Уровень дошкольного учреждения. Организационно-управленческая деятельность детского сада, занимающегося экологическим воспитание детей.
Управляя экологическим воспитание, руководители ДОО должны сосредотачивать своё внимание на: поддержание в педагогическом коллективе интереса к этой области; создание хорошей эколого-развивающей среды учреждения; реализации в разных возрастных группах технологий экологического воспитания; организации мероприятий, обеспечивающих развитие экологической культуры у воспитателей и родителей.
Таким образом, вся система экологического воспитания детей ДОО представлена в таблице, в которой отражено значение каждой подсистемы для работника ДОО и для ребенка. (С. Н. Николаева) [17, с. 43]
Система экологического воспитания ДОО
Подсистема системы экологического воспитания | Содержание подсистемы | Значение подсистемы для работников ДОО | Значение подписание для ребенка |
Подсистема В - дидактическая | Программа экологического воспитания детей в дошкольных учреждениях | Знание программы, проецирование теоретической экологии на объекты природы ДОО | Конкретные экологические представления о природе |
Подсистема С - методическая | Методы экологического воспитания: практические, познавательные, отобрази тельные | Владение методами экологического воспитания, умение организовывать с детьми разные виды деятельности | Эмоциональное отношение к разным видам деятельности |
Подсистема D - технологическая | Технология экологического воспитания детей 2 – 4 лет, 5 – 6 – 7 лет | Экологическая культура воспитателя: владение технологиями экологического воспитания детей разных групп и диагностическими методами | Формирование системы экологических представлений, развитие добрых чувств по отношению к природе |
Подсистема Е - управленческая | Создание эколого-развивающей среды, повышение квалификации полколлектива, реализация системы экологического воспитания детей, работа с родителями | Экологическая культура руководителя ДОО – владение основами экологии, методикой экологического воспитания, создание условий для экологической работы воспитателя | Экологическая воспитанность старших дошкольников начала экологической культуры ( экологические знания и осознанно-правильное отношение к природе) |
Подсистема А | Ведущие идеи и понятия биоэкологи | Экологическое мировоззрение, сознание педагогов | - |
Показателем сформированности экологической культуры дошкольников является его экологическая воспитанность, которая выражается:
- в усвоении норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация их значительной части и привычки;
- в наличии потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое значение;
- в потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживания им, проявлении доброты, чуткости, милосердия к людям, природе, бережное отношение ко всем окружающим;
- в проявлении эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
- в проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Ребенка воспитывают родители, гувернер, педагоги детского сада – все они обязаны обладать экологической культурой.
Воспитатель – главная фигура педагогического процесса том числе и экологического воспитания. Три стороны его личности определяют результат его деятельности – продвижение детей по пути обретения начал экологической культуры:
- понимание экологических проблем и причин, их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее;
- профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания дошкольников, понимание целей и задач экологического воспитания;
- общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы проживание детей в детском саду.
Экологическая культура не может складываться без осознания существующей в настоящее время экологической ситуации. Понимание глобальных, общепланетарных, проблем, экологических проблем России (своей страны) и ориентировка в экологическом неблагополучии своего региона, места проживания создают обеспокоенность и неравнодушие, дают воспитателю кругозор и стимул к проведению разнообразной педагогической работы. Это – общечеловеческий, общегражданский фундамент – начал экологической культуры любого человека, который определяет его мировоззренческую позицию и характер поведения. На этом фоне легко происходит осмысление целей и задач экологического воспитания дошкольников.
Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания.
Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей. При условии качественного ее формирования ребенок будет любить, ценить, и беречь окружающую природу всю жизнь. (С. Н. Николаева) [с. 144]
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы способствуем активному развитию у детей таких качеств, как терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Таким образом, проанализировав высказывания данных педагогов, мы пришли к мнению, что будем придерживаться определения педагога Н.А. Рыжовой, которая даёт такое понятие экологического воспитания как: «непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально- положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды.
2. Программы экологического воспитания дошкольников
В настоящее время дошкольным учреждениям представлена возможность самостоятельно выбирать программы воспитания и обучения. Учитывая актуальность проблемы экологического образования, целесообразно рассмотреть, как этот аспект представлен в различных программах.
Рассмотрим, в какой степени эти документы решают вопросы экологического воспитания дошкольников.
Название программы | Автор | Особенности экологического воспитания в программе |
1. Программа воспитания в детском саду | М. А. Васильева | Ознакомление с природой в данной программе не имеет экологической направленности |
2. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду | Р. А. Курбатова, Н. Н. Поддъяков | Приспособление растений и животных к среде обитания. Зависимость от комплекса факторов внешней среды. |
| Т. А. Доронова, С. Г. Якобсон и др. | Развиваются познавательные интересы, формируется отношение к окружающему миру, условное представление об окружающем мире. Составляются «портреты» каждого месяца, учатся созерцать природу. |
| Авторский коллектив преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ имени А. И. Аттонова, и др. | 4 блока:
|
5. «Истоки» раздел «Природа и ребёнок» (комплексная) | Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, и др. | Направление на формирование универсальных (в том числе творческих) способностей. Особое внимание – на развитие познавательного интереса к явлениям природы. |
6. «Развитие» (комплексная) | Коллектив сотрудников института дошкольного обучения и семейного воспитания РАО Л. А. Венгер ( доктор психологических наук) | Направлена на развитие интеллектуальных и художественных способностей. Рассматриваются в экосистемах, между живой и неживой природой. Природные полюса планеты. Эволюция жизни на Земле. Моделирующая деятельность. |
7. «Кроха» (комплексная) | Г. М. Козлова | Приобщать детей к миру природы, содействуя появлению ярких, эмоциональных впечатлений, конкретных представлений: о растениях, о животных, о природных явлениях. |
8. «От рождения до школы» | Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой | В пособии описано о ознакомление с миром природы и о понимание, что человек – часть природы. |
9. «Мы – земляне» (парциальная) | А. Вересов | Цель – развитие в детях элементов экологического сознания. Демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. |
10. «Открой себя» (парциальная) | Е. Рылеева | Направлена на индивидуализацию личностного развития человека. Развивает у детей естественно-научных представлений и экологические культуры, формирует начальные формы экологического сознания. |
11. «Жизнь вокруг нас» (парциальная) | Г. Б. Степанова | В центре – личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе. |
12. «Паутинка» (парциальная) | Ж. Л. Васякина-Новикова | Развивается разумное отношение к миру и к себе, как Жителю Земли. Формируется представление о мире по четырём направлениям: «где я живу» (окружающая среда), «как я живу» ( поведение и ответственность), «с кем я живу» (соседи по планете, взаимосвязь с ними), «когда я живу» (взаимодействие во времени). |
13. «Надежда» (парциальная) | Т. В. Потапова | Эколог это осознанное проведение в окружающей среде. Формируется потребность уважать свои права, и права других живых существ. |
14. «Семицветик» (парциальная) | В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова | Направлена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой, саморазвивающейся личности. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях, в семье. |
15. «Природа и художник» (парциальная) | Т. А. Копуева | Формируется представление о природе, как о живот организме; развивает творческую деятельность, средствами изобразительного искусства. Решает задачи экологического и эстетического воспитания, приобщает детей к мировой художественной культуре. |
16. «Планета наш дом» «Мир вокруг нас» (парциальная) | Е. Белавина, Н. Найденская, Т. И. Попова | Представлен культурологический аспект экологического воспитания. |
17. «Чувство природы» (парциальная) | Н. А. Рюкбейль | Цель – развитие у детей через эмоциональную сферу познавательного интереса к природе, и желание общаться с ней. Творческое самовыражение детей в разных видах художественной деятельности. |
18. «Мы» Азбука экологии» (парциальная) | Н.Н. Кондратьева | Направлена на становление начал экологической культуры, через познание экологических закономерностей природы. Наблюдение, моделирование, труд в природе, игра, изо деятельность, конструирование. С различными видами деятельности связываются проявления у детей экологической о общечеловеческой культуры. Особое значение приобретает природная деятельность. |
19. «Наш дом – природа» (парциальная) | Н. А. Рыжова | Нацелена на воспитание гуманной, социально-активной, и творческой личности. Приобретают основы экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Вырабатывает у детей первые экологически грамотного и безопасного поведения в природных условиях и быту. |
20. «Юный эколог» (парциальная) | С. Н. Николаева | В пособиях описано создание развивающей среды в дошкольном учреждении, экологический подход к содержанию растений и животных. |
Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов – понимание ими экологических проблем планеты и необходимости их решения, сознание ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, понимание необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. Для этого необходимо интенсивное экологического образование всех людей одновременно и, что очень важно, начиная с дошкольного детства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Бобылева, Л. П. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Л. П. Бобылева // Дошкольное воспитание. – 2014. – №7. – С.10 – 15.
- Васильева, А. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / А.А. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 8. – С. 59 – 85.
- Васильева В. Н. Экологическое образование в России: монография. – Мурманск, 2012.
- Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С.А. Веретенникова. – Москва: Просвещение, 2016. – 180 с.
- Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: учебник / Н.Ф. Виноградова. – Москва: Просвещение, 2012. – 230 с.
- Гороховатская Н. В. Экологическое образование: учебник / Н.В. Гороховатская. – Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена,2013. – 321 с.
- Головачева А. В. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: метод. Пособия. – Н. Новгород, 2011.
- Дерябо, С.Д. Методики диагностики и коррекции в экологическом воспитании / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - М.: Интор, 2016. - 208 с.
- Егоренко, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: учебник / Л.И. Егоренко. – Москва: Просвещение, 2016. – 126 с.
- Жданова, С. А. Экологическая тропа / С. А. Жданова, Н. А. Зайцева // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 4. – С.31 – 34.
- Захлебный, А.Н. Научно – технический прогресс и экологическое образование / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина // Советская педагогика. – 2015. – № 12. – С.10 – 12.
- Зверев, И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 2015, с. 173-183.
- Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников: учебник / А. И. Иванова. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 158 с.
- Каменева, Л. А. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева. – Санкт - Петербург: Детство-Пресс, 2015. – 382 с.
- Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: учебник / Н. В. Коломина. – Москва: Творческий Центр «СФЕРА», 2012. – 253 с.
- Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду: учебник / С. Н. Николаева. – Москва: Просвещение, 2012. – 267 с.
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – Москва: Издательский центр «Академия», 2011. – 336 с.
- Парамонова, Л. А. «Истоки. Примерная образовательная программа дошкольного образования» / Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова, А.Г. Арушанова, Т. Л. Богина, Н. Е. Васюкова. – 5-е изд. – Москва: «Творческий Центр Сфера», 2014. – 161 с.
- Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду: учебник / Н. А. Рыжова. – Москва: Просвещение, 2016. – 432 с.
- Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика: учебник / Н. А.Рыжова. – Москва: Карапуз, 2014. – 227 с.
- Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Т. А. Серебрякова. – Н. Новгород, 2015. – 325с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.-32с.
- Фокина, В. Г. Экологичекое воспитание / В. Г. Фокина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 7. – С. 5 – 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие Экологическое воспитание дошкольников в летний период
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которое ...
Методическое пособие Экологическое воспитание дошкольников в летний период
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которо...
Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ. (Из опыта работы).
Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ.(Из опыта работы).Подготовила:Воспитатель, Байбара Т.В.1. Особенности эколог...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников)
Мчебно-методическое пособие предназначено для воспитателей ДОО, студентов педагогических колледжей. В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические з...
Учебно методическое пособие для дошкольников по теоретическим основам экологического образования дошкольников
В пособии представлены разнообразные материалы по экологическому воспитанию: экологические праздники, экологические проекты....
Экологический праздник как средство экологического воспитания дошкольников в ДОО
Экологический праздник как средство экологического воспитания дошкольников в ДОО...