УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ SOFT-КОМПЕТЕНЦИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СПО НА ПРИМЕРЕ ИЖОРСКОГО КОЛЛЕДЖА
статья

Федосеев Константин Алексеевич

Статья посвещена реализации системы  SOFT-компетенций в воспитательной системе Иоркого колледжа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx118.38 КБ

Предварительный просмотр:

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ 

SOFT-КОМПЕТЕНЦИЙ

В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СПО НА ПРИМЕРЕ ИЖОРСКОГО КОЛЛЕДЖА

 

К.А. Федосеев, преподаватель Ижорского колледжа,

Сегодня востребованность softskills вызвана тем, что обновления различных составляющих профессионального образования происходят настолько часто, что в реальной жизни бывает очень трудно обеспечивать согласованное непрерывное образование в профессиональной среде. Более того, исследования и практика показывают, что довольно часто успешность в профессиональной сфере во многом проявляется благодаря так называемым «мягким» навыкам (softskills): лидерским качествам, умению работать в команде, эмоциональному интеллекту и др. [2,3].

Например, для станочника и для швеи коммуникативные навыки одинаково важны, но специфика их применения в профессиональной деятельности различна. Создание условий для проявления soft-компетенций в единстве с профессиональными компетенциями - это задача не только для реализации на практике и на занятиях в ходе учебного процесса, но и на воспитательных мероприятиях.

Воспитательная система Ижорского колледжа содержит как ключевой компонент смысловое ядро. Смысловое ядро составляет реализация таких направлений воспитательной системы, как Патриотизм, Профессионализм, Проектная деятельность. Современное представление о триедином развитии профессионала представлено во взаимосвязанных с этими ценностями направлениях личностного развития, развития «мягких» навыков (soft-компетенций), профессиональных навыков (hard –компетенций).

Иными словами, воспитание в профессиональном образовательном учреждении ориентировано на то, что сейчас нужен профессионал, который любит свою страну - Россию, своё предприятие и своё дело. Смысловое ядро воспитательной системы Ижорского колледжа показано на Рисунке 1.

D:\ИПЛ всё\2020-2021\концепция воспитания\актуально\срочно готовность\ядро картинкой лучше.jpg

Рисунок 1. Схема смыслового ядра воспитательной системы Ижорского колледжа

Н.Н. Суртаева считает, что выход на компетенции ХХI веке будет влиять на формирование человеческого капитала, который представляется как совокупность знаний, навыков, компетенций, социального и креативного потенциала личности. В этом состоит залог успешного непрерывного образования. Уже сегодня потребность более качественной организации образования обеспечивают развивающиеся технологии электронного обучения, что также требует наличия определённого набора soft-компетенций. Согласимся также с Шайхутдиновой Х. А. в том, что в настоящее время сложно выбрать универсальный классификатор softskills [3]. Между тем, очевидно, что для каждой профессии набор этих компетенций может быть специфическим и, кроме того, оценка владения этими компетенциями со стороны самого обучающегося, его педагога и участников команды может быть разной[1]. Это обстоятельство важно учитывать в воспитательной системе нашего многопрофильного колледжа, в особенности при разработке системы мониторинга индивидуальных результатов воспитания обучающихся по различным профессиям.

В воспитательной системе Ижорского колледжа освоение soft-компетенций тесно связано с направлением проектной деятельности. По сути навыки проектирования присутствуют в любом освоении новых знаний и профессиональных компетенций. Поэтому для переосмысления достижений по освоению практики развития softskills при реализации основных профессиональных образовательных программ СПО необходимо провести некоторую попытку систематизации этапов, результатов и условий.

В качестве условий для тренировки по развитию soft и hard компетенций в ходе квазипрофессиональной деятельности выступают такие мероприятия, как Декады профессий по соответствующим направлениям подготовки, а также «Ижорские чтения», традиционно проводимые конкурсы профессионального мастерства и соревнования по профессиональным компетенциям.

Остановимся также на систематизации этапов реализации soft–компетенций на настоящий период с учётом особенностей текущего учебного года.

  1. Начальные этапы проявления мягких навыков организованы для обучающихся групп П ( пропедевтической подготовки) на уровне колледжа. Это конкурсы по компетенциям слесарная обработка, токарная обработка. Здесь проявляются такие навыки, как стремление к достижению цели, организованность, стрессоустойчивость. Навыки командной работы реализуются в ходе викторины «Моя профессия» (по типу передачи «Своя игра»). Для обучающихся, получающих ориентировочные навыки по профессии, эти соревнования целесообразны, необходимы и достаточны.
  2. На этапе получения профессии (1-3 курс) важно постоянно совершенствовать задачи для профессиональных конкурсов, подбирая задания в соответствии с компетенциями, обозначенными во ФГОС на профессию и в требованиях соревнований World Skills. В сложный период пандемии соревнования были проведены с учётом специфики профилактики. Для обучающихся по специальностям и профессиям были проведены конкурсы и профессиональные соревнования по компетенциям Сварочное дело и электромонтаж, командные и на уровне групп. Были организованы олимпиады по техническим и общетехническим предметам. Причём для некоторых олимпиад положения и задания были полностью обновлены.

Учитывая график подготовки по предмету «Индивидуальный проект», традиционный конкурс проектных, творческих и исследовательских работ обучающихся «Ижорские чтения» решено провести в 2021/2022 году. В целом подготовку обучающимся своего проекта можно считать комплексным мероприятием по реализации его soft-компетенций.

  1. Этап проектирования потенциала молодёжного предпринимательства в избранной студентом сфере предполагается ввести для обучающихся по специальности, в программе которых есть дисциплина «Основы предпринимательской деятельности». Предмет соревнований - конкурс бизнес проектов. При наличии других заявок от групп с получением профессии возможно проведение конкурса бизнес-идей.

На всех этапах формирования «мягких» навыков важно сочетать дидактические условия и психологические меры поддержки. Для этого на учебных занятиях целесообразно включение кейсовых заданий, при решении которых будет происходить развитие креативности, критического мышления, умения работать в команде и других связанных soft-компетенций. Формирование таких заданий в ближайшей перспективе может составить тему методической работы педагогов колледжа.

Процесс профориентации и профессионального самоопределения не заканчивается с поступлением в колледж. Именно здесь часто встаёт вопрос о дальнейшем пути вертикальной или горизонтальной карьеры растущей личности будущего профессионала. В Ижорском колледже профессиональное воспитание взаимосвязано с профессионально-ориентирующим направлением, включающим в себя бизнес-ориентирующее направление (молодежное предпринимательство).

Профессиональное воспитание можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле воспитание профессионалов, будущих рабочих, служащих, может рассматриваться как воспитание граждан, ответственно относящихся к своему профессиональному развитию в государстве, которому посвящены лучшие устремления молодого человека: стать достойным гражданином, патриотом; обладающего экологическим мировоззрением, планетарным мышлением, воплощающего в своей жизни гуманитарные и социокультурные идеи и ценности.

С другой стороны, в узком смысле, профессиональное воспитание подразумевает воспитание обучающимся в себе самом таких качеств, которые пригодятся ему в будущей профессии. Это такие составляющие компетентностей и навыков, которые важны для профессионала в морально-психологическом, психосоматическом и физическом плане. Организовать и педагогически поддерживать профессиональное воспитание студентов – миссия воспитательной системы Ижорского колледжа.

Преодоление студентом собственных психологических затруднений в ходе освоения профессии призвана сопровождать служба психологической поддержки учреждения СПО. Это может быть смешанная разновозрастная команда наставников, волонтёров и психологов, у каждого представителя команды предполагается своя функция психолого-педагогического сопровождения.

Как компонент психологической поддержки может выступать система тренингов. В качестве примера приведём тестирование MBTI (Типология Майерс-Бриггс). Это своеобразный помощник студенту в изучении себя и своей личности. Кто вы: интроверт или экстраверт, лидер или человек, который всегда в тени? Что вам свойственно: логика или интуиция и чувства? Результаты теста помогут получить ответы на эти вопросы. Также они покажут правильное направление в жизни и профессиональной карьере.

В плане профессионального развития обучающихся, ориентации их на развитие профессиональной карьеры необходимо иметь ввиду разнообразие тех направлений, которые возникают в современном мире.

Во-первых, это вертикальная карьера на предприятии (рабочий – специалист среднего звена – инженер – руководитель предприятия, в том числе индивидуальный предприниматель). Или в сфере социально-направленных профессий – от младшего персонала до менеджера по направлению деятельности предприятия.

Во-вторых – это горизонтальная карьера в условиях смены технологий: настоящий профессионал умеет переориентироваться в актуальном и близком для себя направлении профессиональной деятельности.

Особое направление представляет собой развитие молодёжного предпринимательства. Педагогическая цель проведения тренинга по типологии Майерс-Бриггс - выявление студентов, склонных к предпринимательской деятельности. Выявленный круг студентов может быть привлечён по их желанию к участию в направлении развития молодёжного предпринимательства.

Девиз нашего колледжа «Стань лучшим!» отражает, в том числе, и суть развития soft-компетенций: создаём условия для стремления к наилучшему усвоению знаний, навыков, всего передового, что улучшает личный профессионализм и качество жизни. Безусловно, во всём стать лучшим проблематично, но к этому в ключевых позициях надо стремиться - как обучаюшемуся и педагогу, так и всему учреждению в целом.

 Литература

  1. Моторина И. В., Моторин А. В. Формирование гибких навыков студентов медицинского вуза - перспективное направление повышения качества профессионального образования в высшей школе // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. №2 (21).
  2. Суртаева Н.Н. Формирование "мягких" компетенций в процессе непрерывного образования // Человек и образование 2 (51) 2017 Стр. 82-86.
  3. Шайхутдинова Х. А. Формирование soft skills в процессе подготовки студентов к успешной профессиональной деятельности // Поволжский педагогический вестник. 2020. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-soft-skills-v-protsesse-podgotovki-studentov-k-uspeshnoy-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 24.04.2021).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ"

Цель воспитания:В качестве цели воспитательной деятельности проектируется следующие характеристики выпускника. Это человек:- Имеющий особенную нравственную позицию;- Носитель определенного типа культу...

Проект воспитательной системы

Проект  представлен на ярмарку педагогических проектов и идей "Кубань- сторонушка родная!". Организован с целью изучения родного края, традиций и быта  кубанских казаков  на материале н...

Проблемы и возможные пути трудоустройства выпускников-юристов системы СПО (На примере ГБПОУ Владикавказский Торгово-Экономический техникум).

В статье рассмотрены основные проблемы трудоустройства выпускников-юристов в регионе (РСО-А), работа, проводимая в ГБПОУ в данном направлении и предложения для более активного использования молодых сп...

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО в системе ЗОЖ на примере Березовского политехнического техникума

Комплекс ГТО направлен на физическое развитие и укрепление здоровья, является основой системы физвоспитания и способствует развитию массового физкультурного движения. Спортивная часть ВФСК ГТО направл...

Заседание городского методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых «Обновление содержания современных моделей воспитательной системы школы»

Заседание городского методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых«Обновление содержания современных моделей воспитательной системы школы»...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОБЩЕЖИТИИ ЮРЬЕВЕЦКОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОЛЛЕДЖА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ

Организация воспитательной работы в общежитии – составная часть системы воспитания профессионального учебного заведения. Эта работа направлена на формирование социально значимых качеств личности...