Заседание городского методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых «Обновление содержания современных моделей воспитательной системы школы»
материал

Анна Ивановна Логинова

Заседание городского методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых

«Обновление содержания современных моделей воспитательной системы школы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zasedanie_gmo.docx24.64 КБ
Файл vystuplenie_abmolova_a.docx19.25 КБ
Файл vystuplenie_neklyudova_d.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание городского методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых

«Обновление содержания современных моделей воспитательной системы школы»

МАОУ «Гимназия №1»

Дата проведения: 22.11.2019г.

План проведения заседания:

1. Инновационный характер воспитательной деятельности. (Логинова А.И., зам.директора по ВР)

2. Воспитание современных детей: психолого-педагогический аспект. (Пистенкова С.М., педагог-психолог)

3. Школьные проекты как средство воспитания и социализации обучающихся (Панина О.С., ст.вожатая)

4. Презентация проектов: «Волонтёрская деятельность» (Абмолова А. ученица 9а), «Мы патриоты» (Неклюдов Д., президент ДОО «Бригантина»).

1. Инновационный характер воспитательной деятельности.

(Логинова А.И., зам.директора по ВР)

 «Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления.

Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это веяние времени. Появление новых документов: «Наша новая школа», Федерального Государственного Образовательного Стандарта – привели к изменению взглядов на воспитательную работу. Эти изменения связаны не только с постановкой новой педагогической цели воспитания, первоочередными стали задачи духовно-нравственного развития личности, в связи с этим определены новые направления, содержание воспитания, даны критерии оценки воспитательной деятельности. Эти изменения связаны в первую очередь с личностью самого учителя, изменением его взглядов на само понятие «воспитание» с восприятием этого понятия не как сопутствующего процессу обучения, а приоритетного. По мнению президента РАО Николая Дмитриевича Никандрова, «Доучить что-то можно быстро, а довоспитать невозможно. Перевоспитание в любом случае требует больше времени. То, что воспитание не менее значимо, учителя должны понимать».

Знаковым является само наличие воспитательного компонента в стандартах. Воспитательный компонент включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском демократическом обществе, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.

Методологической основой разработки и реализации ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Одна из задач нового стандарта – развернуть школу на воспитание. Стандарт позиционирует школу как носителя социальной идентичности и в первую очередь ориентирован на семью. Семья и школа – это партнёры, а не противоборствующие стороны. Следует отметить, что социокультурный подход лежит в основе модернизации образования. В связи с этим, социокультурная модернизация образования понимается как обновление системы образования, при переходе от традиционного к современному обществу, с учетом культурно-образовательной деятельности местных сообществ. Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у учащихся ряд компетентностей и в частности, социальную компетентность, которая содействует развитию каждого школьника:

Социальная компетентность - способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, ненасильственно разрешать конфликты, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов.

Социальная компетентная личность проявляется в следующих направлениях: Я-гражданин, Я-ученик, Я-друг, Я-сын/дочь своих родителей, Я-будущий муж/жена. Я-будущий отец/мать.

Следует отметить, что социокультурный подход лежит в основе модернизации образования. В связи с этим, социокультурная модернизация образования понимается как обновление системы образования, при переходе от традиционного к современному обществу, с учетом культурно-образовательной деятельности местных сообществ.

Сущность социальной компетентности заключается в следующих особенностях:

- мера личной зрелости (ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ),

- отсутствие противоречий между чувствами, мыслями и действиями,

- умение анализировать жизненные ситуации с учетом требований общества и включать их в схему собственного поведения,

- умение брать ответственность, готовность выполнять различные социальные роли.

Структура социальной компетентности включает следующие компоненты:

1. Социальную мобильность.

2. Социально-коммуникативную компетентность.

3. Социально-познавательные компетентности.

4. Социально-нравственные компетентности.

Воспитательный компонент ФГОС представлен сегодня несколькими документами, главным из которых является Программа воспитания и социализации учащихся образовательного учреждения, включает содержание и методы воспитания школьников, управление и результативность воспитательной деятельности и определяет главные

Цели: 1. Создание условий для гармоничного развития личности.

2. Воспитание человека с активной жизненной позицией.

Задачи:

1. Формировать у учащихся систему ценностных ориентаций;

2. Развивать познавательный интерес учащихся;

3. Способствовать решению проблем социализации школьников;

4. Использовать разнообразные виды творческой деятельности учащихся;

5. Использовать разнообразные формы сотрудничества с родителями, организовывать совместный досуг;

6. Проводить диагностику, регулирование и коррекцию личностного развития учащихся.

Стратегической целью воспитательной деятельности является системное многоканальное содействие формированию ценностей сферы учащихся посредством создания условий для последовательного освоения ребёнком базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации школьников. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы.

Инвариантная часть Программы воспитания и социализации включает 4 основных направления:

  1. Воспитание социально-активной личности.
  2. Работа с родителями
  3. Профориентационная работа
  4. Проектная деятельность

2. Воспитание современных детей: психолого-педагогический аспект.

 

Современных детей называют по разному и все определения имеют под собой основу. Например: «Дети нового тысячелетия» – юные существа, обладающие необычными психическими возможностями; «Дети Света»- мировоззрение детей отличается от привычного; «Одаренные Дети»- уровень развития выше среднего (не путать со школьными оценками); во Франции необычных детей, современное поколение называют «тефлоновые Дети», т.к. к ним не прилипают общепринятые стереотипы поведения; в Америке – « Дети Индиго». Последнее определение становится популярным и у нас в стране. Достаточно много попыток дать определение современным детям, хотя официального термина не существует.

Все дети рождаются невинными и добрыми, каждый ребенок особенный. Профессор, доктор педагогических наук Н.В.Кузьмина считает: «Здоровый ребенок рождается с множеством творческих потенциалов. В процессе семейного воспитания, обучения потенциалы не только реализуются, но подчас и блокируются или самоблокируются под влиянием страха». Рождаются дети каждый со своим предназначением. Так семя яблони превратится в яблоню, а не в апельсин и не в грушу.

Основная задача взрослых помочь детям расти, раскрыть природный талант. Т.е. растить как дерево, окружая любовью, удобрять, поливать, передавать свои знания и опыт и хранить их как сокровище. Современное образование переживает кризис воспитания. Каждый день СМИ демонстрируют примеры детской преступности, наркомании, ранней беременности и самоубийства.

Мнение современных родителей, почему трудных детей все больше:

1.Негативные перемены в обществе (реклама, насилие на TV);

2.Вседозволенность из чувства вины перед детьми, что мало времени уделяется воспитанию;

3.Дело в устаревших методах воспитания в детском саду, школе и т.д.

Проблемы детей начинаются дома и могут быть там же и решены, родители должны понять, что только от них зависит какими вырастут их дети.

Меняется мир – меняются и дети. Старые методы воспитания, такие как запугивание, крик или шлепок не помогают устанавливать контроль над современными детьми, а убивают в ребенке желание слушаться и сотрудничать, побуждают современных детей к бунту и самое главное старые методы воспитания перекрывают канал эмоционального взаимодействия и общения со взрослыми. Близкие взрослые становятся проблемой современных детей, т.к. мешают им развиваться.

Устрашение ограничивает естественное развитие ребенка. Крик на ребенка притупляет его способность слышать. Дети прислушиваются к родителям или учителям, когда взрослые прислушиваются к ним. Если взрослые постоянно, что либо требуют от ребенка, дети перестают их слышать, ребенок «отключается», как если бы включить музыку на всю громкость, то со временем нельзя будет разобрать слов песни, то же происходит и с детьми, а в это время взрослый теряет контроль.

В работе с современными детьми необходимо отказаться от наказаний. Современный ребенок учится всему благодаря подражанию, а не страху. Так дети всегда запрограммированы на подражание родителям и близким взрослым. Мозг детей записывает картинки и затем повторяет то, что увидел. Так если ребенок видит вокруг уважение, то он научиться уважать. Если ребенок видит насилие или производят это над ним, он будет делать то же с окружающими. Насилие научает ребенка в непонятной, сложной для него ситуации насилием достигать своей цели. Дети, подвергающиеся насилию, ненавидят либо себя, либо окружающий мир: мальчики становятся гиперактивными, с синдромом недостатка внимания; девочки - саморазрушительные тенденции, низкий аппетит, низкая самооценка.

Новые средства воспитания: сотрудничество, мотивация, контроль. Современным детям нужна помощь, но для роста и не менее необходимы и трудности, проблемы от которых нельзя ограждать, но необходимо помогать их преодолевать.

По мнению Джона Грэй:

1.Ребенок не научиться прощать, если ему прощать некого.

2.Ребенок не разовьет в себе терпение или умение ждать осуществление своих желаний, если всегда сразу предоставлять ему все, чего он хочет.

3.Ребенок не научится принимать свои недостатки, если все вокруг безупречны.

4.Ребенок не научится сотрудничать, если все всегда проходит так, как хочется ему.

5.Ребенок не разовьет творческий талант, если за него будут делать все другие.

6.Ребенок не научиться сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу.

7.Ребенок не разовьет в себе отвагу и оптимизм, если ему не придется столкнуться лицом к лицу с неприятностями.

8.Ребенок не разовьет в себе упорство и силу, если все дается легко.

9.Ребенок не научится исправлять свои ошибки, если ему неведомы трудности, неудачи и промахи.

10.Ребенок не разовьет в себе чувство собственного достоинства и здоровую гордость, если не будет преодолевать препятствия и достигать чего-либо сам.

11.Ребенок не разовьет в себе чувство самодостаточности, если ему не знакомо чувство изоляции и неприятия.

12.Ребенок не разовьет в себе целеустремленность, если у него нет возможности противостоять авторитету и добиваться желаемого.

Детские переживания оказывают огромное влияние на дальнейшее развитие психики человека. Любое чувство испытываемое ребенком либо проецируется наружу, либо внутрь. Старые методы воспитания основанные на страхе пробуждают в современных детях склонность к саморазрушению. За насилие дети мстят академической неуспеваемостью; порабощенные дети мстят торможением (ЗПР, аутизм), они тормозят все вокруг, блокируют, замораживают – это реакция рабов и заключенных. Дети должны чувствовать, что взрослые сильные, опытные, терпеливые в любой момент готовы прийти им на помощь.

3. Школьные проекты как средство воспитания и социализации обучающихся.

(Панина О.С., ст.вожатая)

Одной из ключевых составляющих новых федеральных государственных образовательных стандартов являются требования включения в образовательный процесс проектной и исследовательской деятельности, как инновационной образовательной технологии, которая служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме. Проектирование как совместная форма деятельности взрослых и детей обеспечивает формирование их способности к осуществлению ответственного жизненного выбора.

В теории и практике воспитательной работы в настоящий момент существует многообразие технологических процессов, различающихся областью применения, целями и результатами.

И одно из таких направлений воспитательной работы является социальный проект.

“Брошенный вперед” - таков точный перевод с латинского слова “проект”.

Существует два понятия: социальный проект и социальное проектирование. Дадим определение этим понятиям более подробно, чтобы их не путать между собой.

Итак, Социальный проект - это индивидуальная или групповая деятельность учащихся, целью которой является улучшение социальной среды и условий жизни, возможность детям в реальном деле ПОПРОБОВАТЬ СВОИ СИЛЫ, не ограничиваясь только рассуждениями о своей готовности помогать окружающим.

Социальное проектирование – это самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует интересам и способностям ребенка. Социальное проектирование – это возможность реального участия в решении проблем школы, города, общества.

В гимназии главным социальным проектированием является создание детской общественной организации «Бригантина». Социальное проектирование которой, осуществляет социально-значимую деятельность и является важным средством воспитания и социализации учащихся. Развивает организаторские, творческие, коммуникативные способности учащихся. Практические навыки и умения, социальные установки и ценности, которые формируются в процессе самоуправления, во многом определяют социальные перспективы учащихся, их способность в дальнейшем участвовать и в местном самоуправлении, и в управлении страной.

Именно эта мысль – «я могу сделать сам и не только для себя» – больше всего воодушевляет подростков. Этот период становления детской личности характеризуется ярко выраженной потребностью быть нужным, полезным другим, желанием проверить свои способности в реальном деле. Работа над проектированием позволяет поставить учащегося в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Это формирует в детях понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей.

В свою очередь ДОО «Бригантина» занимается реализацией социальных проектов.

Благодаря тесному сотрудничеству администрации, педагогического коллектива, учениками и родителями ежегодно реализуется проект «Школьный двор» по благоустройству и озеленению пришкольной территории. Девизом данного проекта является заповедь из Маленького принца Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету!». Ребята и родители окликаются на данный проект с удовольствием. Участие в городском конкурсе с проектом «Школьный двор» стало доброй традицией гимназии. В этом году мы также будем реализовать данный проект.

Наверное, самый интересный для ребят и очень актуальный в современное время — это проект, реализация которого началась уже в сентябре этого года «Мы патриоты».

О данном проекте расскажет президент ДОО «Бригантина» Неклюдов Дмитрий. Но для начала прошу Вас пройти в фойе, преподаватель-организатор ОБЖ, Жаншеев З.С. представим нам строевую подготовку команды гимназии, которая отражает ведущее направление данного проекта.

Выступление Дмитрия.

С февраля 2019 года мы работаем над социальным проектом «Развитием волонтёрского движения как средство формирования гражданского самосознания в условиях детской общественной организации». Председатель волонтёрского отряда «Новое поколение» Абмолова Анастасия презентует данный проект.

Видеоролик.

Выступление Анастасии.

Итак, Социальный проект, осуществляемый по собственному выбору школьника, является составляющей школой жизни, так как участники проектирования получают неоценимый опыт выбора и привыкают нести за него ответственность. Это действенная проверка собственных способностей и возможность скорректировать жизненные планы. А самое главное такие проекты, объединяют ребят.

Таким образом, с помощью проектной деятельности решается одна из целей воспитательной системы школы: формирование человека гуманного, творческого, толерантного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества; использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, деятельностью.



Предварительный просмотр:

Школьный проект

 «Развитие волонтёрского движения в условиях детской общественной организации».

  Добрый день. Представляю вашему вниманию школьный проект «Развитие волонтёрского движения в условиях детской общественной организации». Обратите внимание на экран.

Видеоролик

На сегодняшний день доброта является одним из самых важных качеств человека. В России определены стратегии молодежной политики, программы воспитания патриотического сознания, разрабатываются новые механизмы мобилизации молодежного ресурса. Современная социальная среда требует повышение активности человека как субъекта общественной жизни, принятия им на себя ответственности за свою деятельность и поведение. Особую актуальность приобретает проблема поиска эффективных путей развития позитивной активности молодежи, обеспечивающую социализацию личности, способной и готовой нести ответственность за личное благополучие и благополучие общества. Одним из направлений развития позитивной активности подростков, их социализации является организация волонтерского движения.

 Волонтерская деятельность - один из самых распространенных видов добровольческого труда. Активные, инициативные, неравнодушные к социальным проблемам, волонтёры работают во многих профилактических программах.

Актуальность данного проекта очевидна. Волонтерство имеет под собой высокую нравственную подоплеку и необходимость в работе волонтеров в настоящее время гораздо больше, чем когда-либо, особенно в решении таких социальных проблем как рост детской безнадзорности и детского сиротства, увеличение доли пожилых, рост преступности среди молодежи, экологическая деградация, злоупотребление наркотиками, малообеспеченность. Волонтеры совершают добрые бескорыстные поступки по своей доброй воле, руководствуясь душевным порывом. Такой порыв основан на таких нравственных качествах, как сочувствие, милосердие, взаимопомощь, а также глубокой духовной потребности любви.

Цель нашего проекта: создание целостной системы работы (модели) по социализации и гражданскому становлению личности обучающихся через вовлечение в волонтёрскую деятельность.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи, которые вы видите на экране…Проект «Развитием волонтёрского движения в условиях детской общественной организации» предназначен для старшеклассников гимназии, изъявивших желание бескорыстно выполнять социально - значимую деятельность, оказывать поддержку различным социальным категориям населения (инвалидам, детям, пенсионерам).

Реализация проекта осуществляется через работу: с педагогическим коллективом, с учащимися, с родителями.

Проект предусматривает три последовательных этапа реализации, рассчитанных на 2 года.

I этап, подготовительный или прогностический

Февраль - май 2019г.

II этап, основной. Реализация проекта

 Сентябрь 2019г. - апрель 2021г.

Работа волонтёров осуществляется по шести направлениям:

1. «Мы в ответе за нашу планету»

2. «Нам жить и помнить!»

       3. «Спорт и здоровый образ жизни!»

        4.  «Семейное счастье»

       5. «За новые горизонты!»

        6. «Наша олимпиада»  

III этап, аналитический

 Май - июнь 2021г.

Ожидаемые результаты

  • Увеличение количества учащихся, ставших членами волонтерского отряда; наличие эффективной самодеятельной внеурочной деятельности учащихся (самоуправление, клубная деятельность, объединения по интересам);
  • повышение уровня гражданской культуры выпускников и всех участников образовательного процесса;
  • активизация социально значимой деятельности учащихся и педагогов;
  • появление незапланированных инициатив, проектов;
  • рост показателя «социальное признание»;
  • формирование партнерских отношений, проявление навыков гражданского поведения;
  • реализация новых продуктивных методов обучения и воспитания;
  •  уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Школьный проект «Мы - патриоты».

Добрый день. Вашему вниманию представлен школьный проект «Мы - патриоты».

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества.

Проект «Мы патриоты» охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. На подготовительном этапе реализации данной программы было проведено анкетирование учащихся гимназии по вопросам их гражданского отношения к своей Отчизне.
78.5 % учащихся, как показал опрос, понимают, что такое Отчизна, чувствуют себя гражданами своей страны. 19,5 % осознают свою принадлежность к Отчизне, 2 % учащихся не могут четко определить понятие «Гражданство        и Патриотизм».

Цель программы: воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи:

 - совершенствование системы патриотического воспитания;

 - привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных организаций,  родителей;

 - повышение качества патриотического воспитания.        

Срок реализации программы: 2019 - 2023 г.г.

Этапы реализации программы:

I этап: проектный - 2019 -2020 учебный год. Цели и задачи данного этапа вы видите на экране.

II этап: практический   2020-2022 учебные годы. Цели и задачи этапа также представлены на слайде.

III этап: аналитический – 2022-2023 учебный год.

Форма организации работы по проекту в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

В содержание программы «Мы патриоты» входят несколько направлений деятельности

1.       Моя малая родина

Это направление предполагает:

-изучение истории своею города, района, края в ходе поисково-исследовательской работы, написания рефератов;

-проведение экскурсий, походов, встреч с ветеранами войны и труда, интересными людьми;

 - проведение мероприятий, посвященных памятным датам истории;

-поддержание культурных традиций гимназии в ходе участия школьников в традиционных праздниках, краеведческих викторинах, конкурсах, выставках.

2 направление.        Защитники Отечества

Подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ. ориентация учащихся на военные профессии — таково основное содержание этого направления программы. Оно предполагает проведение уроков мужества, смотра строя и песни, военно-спортивных игр, военно-полевых сборов для юношей 10-11-х классов и других мероприятий.

3.        Салют, Победа!

В ходе проведения дел в рамках реализации этого направления программы школьники изучают летопись Великой Отечественной войны, участвуют в читательских конференциях, устных журналах, интеллектуальных играх. Они оказывают шефскую помощь ветеранам войны.

4.        Здоровье

Приобщение всех учащихся к различным формам физической культуры путем привлечения их в спортивные секции, оздоровительные группы, спортивные состязания. В рамках этого направления осуществляются мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и антинаркотической пропаганде.

5.        Экология и мы

Направление «Экология и мы» предусматривает изучение экологического состояния города и его окрестностей. В ходе этой работы прокладываются экологические тропы и экологические маршруты, на которых проводится экскурсионная работа, учебно – познавательная и учебно-исследовательская деятельность.

6. Юные таланты

Данное направление предусматривает приобщение всех учащихся к творческой деятельности через систему урочной и внеурочной деятельности. Оно предполагает проведение смотров, творческих отчетов, конкурсов.

7 направление Забота

Это направление предполагает оказание посильной помощи ветеранам войны и труда, престарелым людям и инвалидам под девизом «Спешите делать добро».

При планировании работы по проекту учитываются традиционные общегимназические, городские, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами. Проект «Мы патриоты» рассчитан на 3 учебных года. Проект ориентирован на все возрастные группы учащихся (1-11 классы), коллектив педагогов и родителей. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка качества и анализ воспитания (Зотова Н. В. - заместитель директора по воспитательной работе)

Оценка качества и анализ воспитания (Зотова Н. В. - заместитель директора по воспитательной работе)...

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. (Зотова Н. В. - заместитель директора по воспитательной работе МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска)

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. (Зотова Н. В. - заместитель директора по воспитательной работе МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска)...

Методические рекомендации по проведению педагогического совета на тему «Современная модель воспитательной деятельности классного руководителя»

В методических рекомендациях показана структура и содержание педсовета, в ходе которого осуществляется  поиск путей совершенствования воспитательной системы техникума и мотивация классных руковод...

Методические рекомендации по проведению педагогического совета на тему «Современная модель воспитательной деятельности классного руководителя»

В методических рекомендациях показана структура и содержание педсовета, в ходе которого осуществляется  поиск путей совершенствования воспитательной системы техникума и мотивация классных руковод...

Презентация к выступлению на семинаре городского методического объединения

Использование возможностей техносферы УДОД для развития научно-технической и исследовательской деятельности обучающихся...

Методическая копилка заместителя директора

В данном разделе представлены методические материалы, необходимые для работы заместителя директора...