Рабочая программа предмета ОДВ.03 Русское правописание: орфография и пунктуация
рабочая программа

Михайлова Валентина Ивановна

Рабочая программа предмета ОДВ.03 Русское правописание: орфография и пунктуация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Воронежской области

«Россошанский техникум

сельскохозяйственного  и строительного транспорта»

СОГЛАСОВАНО:                                                          УТВЕРЖДАЮ:

ЗАМ  ДИРЕКТОРА ПО  ТМР                                     ДИРЕКТОР ГБПОУ ВО «РТСИСТ»

________И.В. ПОЛОВИНКИНА                                _________________В.А. СИЛАКОВ

«_____»_________________2018                                          «_____»_________________2018

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 ДИСЦИПЛИНЫ

ОДВ. 03   РУССКОЕ ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ

И ПУНКТУАЦИЯ

для профессий   среднего  профессионального образования

по программе подготовки квалифицированных

 рабочих, служащих

по профессии:

23.01.17 Автомеханик

                       

Рабочая программа рассмотрена

на заседании предметно – цикловой  комиссии

и рекомендована к утверждению.

от « ______» ________________2018г., протокол № _______

Председатель ПЦК______________ В.Н. Липницкая

пос. Молодежный, 2018г

   Рабочая программа дисциплины «Русское правописание: орфография и пунктуация»  разработана на основе авторской программы: Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/[авт.-сост. С.И. Львова]. - 2-е изд., перераб., - М.: Мнемозина, 2008.  

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Воронежской области «Россошанский техникум  сельскохозяйственного  и строительного транспорта»

Разработчики:

Михайлова Валентина Ивановна,  социальный педагог

Ф.И.О.,  должность

СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ   ДИСЦИПЛИНЫ

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ДИСЦИПЛИНЫ

19

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

21

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

Русское правописание: орфография и пунктуация

  1. Область применения рабочей  программы

Рабочая  программа  дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО для профессий  среднего профессионального образования по программе подготовки  квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.17 Автомеханик

Рабочая программа разработана на основе:

   1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089.

  2. Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312  « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Министерства образования РФ от20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011№1994, 01.02.2012№74).

3. Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования.(Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2013 №29200), п23.

4. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/[авт.-сост. С.И. Львова]. - 2-е изд., перераб., - М.: Мнемозина, 2008

5. Учебного рабочего  плана ГБПОУ  ВО «РТСиСТ»  на 2018/2021 учебный год для профессии 23.01.17 Автомеханик.

    Рабочая программа  дисциплины Русское правописание: орфография и пунктуация   предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общеобразовательный цикл

является учебной дисциплиной компонента образовательного учреждения

1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности обучающихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма.  Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а так же специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

    Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с эти основными задачами     ( направлениями) в работе становятся:

  1. усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления, что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания.
  2. опора на этимологический анализ при обучении орфографии. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков.
  3. систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь  между различными элементами (принципы написания, правила/группы и варианты орфограмм,  пунктограмм и  т. п.)

Требования к результатам обучения

Исходя из задач преподавания курса «Русское правописание: орфография и пунктуация», программа предусматривает формирование у учащихся следующих умений и навыков:

  • правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами и пунктуационно правильно оформлять предложения и текст;
  • правильно и уместно употреблять слова, грамотно строить предложения различных структур и уместно применять их в речи;  
  • создавать тексты разных типов и стилей речи и использовать в них соответствующие языковые средства;
  • анализировать тексты;
  • адекватно воспринимать устную и письменную речь;
  • владеть современным речевым этикетом.

1.4. Количество часов на освоение рабочей  программы  дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -   90    часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -  60   часов;

самостоятельной работы обучающегося  -  30  часов.

2.  СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

                60

в том числе:

   практические работы

   контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:

выполнение домашних заданий

решение тестовых заданий

работа со словарями

составление схем предложений

конструирование текста с использованием простых предложений

10

5

5

5

5

 

Промежуточная аттестация  в форме контрольной работы 

2.2. Тематический план и содержание  дисциплины  Русское правописание: орфография и пунктуация                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятии, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены

Объем часов

Введение

Тема  Особенности письменного общения

    Содержание учебного материала

Особенности письменного общения.

        Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Особенности устной и письменной речи.

1

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.

1

2

Виды речевой деятельности. Особенности устной и письменной речи

1

Раздел 1. Орфография

Тема 1.1. Орфография как система правил правописания

Содержание учебного материала

 Орфография как система правил правописания

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

3

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для них

1

4

Принципы русской орфографии

1

Самостоятельная  работа обучающихся:

Выполнение домашних заданий

2

Тема 1.2. Правописание морфем

Содержание учебного материала

Правописание морфем

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфематический).

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е л э в заимствованных словах.

Правила, нарушающие единообразие написания корня и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, -тир/ /тер-, -стил- / / -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а); 2) -раст/ /рос-, -скак-// -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- //

-твор-, -клан- / / -клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело// ле.

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — дощатый, очки — очечник).

Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. и.).

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание: ■ арь-, -телъ-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е)и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват-(еват), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -онък- (енък-) и др, Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (ева) и -ыва-(-ива-). Написание суффикса -е-или -и- в глаголах с приставкой обез/обес- (обезлесеть — обезлисить); -тъся и -тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять — посеявший — посеянный).

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ъ .

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.

5

Система правил, связанных с правописанием морфем

1

6

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня

1

7

Правописание гласных корня

1

8-9

Группы корней с чередованием гласных

2

10

Правописание согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне

1

11-12

Правописание приставок

2

13-14

Правописание суффиксов. Система орфограмм, отражающее написание суффиксов разных частей речи

2

15-16

Буквы -н- и -нн- в полных и кратких формах причастий, и прилагательных , образованные от существительных или от глаголов

2

17

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих написание окончаний разных частей речи

1

18

Правописание о//ё после шипящих в различных морфемах

1

19

Правописание согласных на стыке морфем

1

20

ь знак после шипящих в словах разных частей речи

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение домашнего задания

Работа с орфографическими словарями

Решение тестовых заданий

8

Тема 1.3.. Слитные, дефисные и раздельные написания

Содержание учебного материала

Слитные, дефисные и раздельные написания

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Работа со словарем «Слитно или раздельно?»

21

Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи

1

22

Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза)

1

23

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях

1

24

Особенности написания производных предлогов

1

25

Образование и написание сложных слов Употребление дефиса в словах разных частей речи

1

26

Работа со специальными словарями, отражающими слитные и раздельные написания

1

Самостоятельная  работа обучающихся:

Выполнение домашних заданий

Решение тестовых задач.

3

Тема  1.4. Написание строчных и прописных букв

Содержание учебного материала

Написание строчных и прописных букв.

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со словарем «Строчная или прописная?»

22

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы

1

23

Контрольная работа

1

Самостоятельная  работа обучающихся:

Выполнение домашних заданий

1

Раздел 2. Пунктуация

Тема 2.1. Пунктуация как система правил постановки знаков препинания

Содержание учебного материала

 Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации – расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Причины русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Структура предложения и пунктуация, Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные выделительные знаки препинания, знаки завершения.

Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.

24

Сведения из истории русской пунктуации. Основные назначения пунктуации

1

Тема 2.2. Знаки препинания в конце предложения

Содержание учебного материала

 

Знаки препинания в конце предложения

Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака и препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки тире в диалоге.

25

Предложение и его основные признаки. Знаки препинания в начале и в конце предложения

1

Тема 2.3.  3наки препинания внутри простого предложения

Содержание учебного материала

     Знаки препинания внутри простого предложения

Система правил данного раздела пунктуации.

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности этих предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные  повторяющимися союзами. Однородные члены,  соединенные двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.

Обособление приложений.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же и др.).

26

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении

1

27

Знаки препинания между однородными членами предложения

1

28

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах

1

29

Обособленные определения ,согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция

1

30

Способы обособления приложений

1

31

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночными деепричастиями

1

32

Выделение уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения

1

33

Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом

1

34

Особенности предложений с вводными словами и вставными конструкциями

1

35

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями

1

36

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (как же, что же, что ж)

1

Самостоятельная   работа обучающихся:

Выполнение домашних заданий

 Составление схем предложений

7

Тема 2.4. Знаки препинания между частями сложного предложения

Содержание учебного материала

Знаки препинания между частями сложного предложения

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся тире, запятая и тире, точка с запятой.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.

Сочетание знаков препинания.

37

Грамматические и пунктуационные особенности  сложных предложений

1

38

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения

1

39

Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся тире, запятая и тире, точка с запятой

1

40

Употребление знаков препинания в сложноподчиненном предложении

1

41-42

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении

2

43

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, выбор знаков препинания внутри сложной

1

44

Знаки препинания при сочетании союзов.

1

Самостоятельная  работа обучающихся:

Выполнение домашних заданий.

Составление схем предложений

4

Тема 2.5. Знаки препинания при передаче чужой речи

Содержание учебного материала

Знаки препинания при передаче чужой речи 

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

45-46

Знаки препинания при передаче чужой речи

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение домашнего задания

Решение тестовых заданий, подбор предложений из художественных произведений

1

Тема 2.6.  Знаки препинания в связном тексте

Содержание учебного материала

   Знаки препинания в связном тексте

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авторские знаки.

Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно смысловое членение текста.

47

Связный текст как совокупность предложений, объединенных общей мыслью, стилистической направленностью, единым эмоциональным и экспрессивным настроением.  Авторские знаки

1

48

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста

1

Самостоятельная  работа обучающихся:

Выполнение домашних заданий

 Конструирование текста с использованием простых предложений.

1

Тема 2.7. Речевой этикет в письменном общении

Содержание учебного материала

Речевая ситуация и употребление этикетных форм в письменной речи Основные правила письменного общения в виртуальном мире

49

Речевая ситуация и употребление этикетных форм в письменной речи Основные правила письменного общения в виртуальном мире

1

50

Контрольная работа

1

Самостоятельная  работа обучающихся

Выполнение домашних заданий

1

Всего за курс изучения

50

75

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Русский язык.

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения:

- посадочные места по количеству обучающихся

- рабочее место преподавателя

- комплект учебников

- дидактический материал

Технические средства обучения:

-  ноутбук с лицензионным программным обеспечением, презентационный материал

3.2. Информационное обеспечение обучения

1.Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. -М.: Издательский центр «Академия», 2013.

 2.Русский язык и культура речи. Дидактические материалы: учебн. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования./ Т.М. Воителева  -М.: Издательский центр «Академия», 2013

Дополнительные источники 

1.Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2005.

2.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11: Учебник для общеобразовательных учреждений. М: Русское слово, 2017

3.Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык: 10-11 классы учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2008

Интернет-ресурсы:

www.edu.ru 

http://www.zavuch.info

http://festival.1september.ru

http://lesson-history.narod.ru

www.labirint.ru /software/135117//http: //uroki.net  -репетитор Русский язык (школьный курс)

http://profile-edu.ru/ - профильное обучение в старшей школе.

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении.

http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар.

http://www.9151394.ru/projects/liter/litkurs/index.html - Сочинение по литературе как модель исследования.

http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета».

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

У.1- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-  Устные сообщения обучающегося

- Устный опрос обучающегося:

1. Учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

2. Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.

У.2- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-   Выборочный диктант с языковым разбором.

- Языковой анализ текста: устные и письменные высказывания текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

- Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

У.3- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

-  Карточки с заданиями.

- Лингвистический анализ текста:  лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

У.4-  использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

-     Аудирование.

-   Чтение текстов разных стилей речи (учитывается ораторское искусство обучающегося).

- Разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

У.5- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

-      Работа со словарями.

-   Творческие работы обучающегося (статья, заметка, репортаж публицистического стиля; эссе художественного стиля).

- Работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

-     Фронтальный опрос.

У.6 -создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- Построение диалогов разговорного стиля.

-Доклад обучающегося (учитывается ораторское искусство).

- Создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения.

У.7- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-  Фонетический разбор слова.

-  Морфемный разбор слова.

-  Орфоэпический анализ слова.

- Орфографический диктант: учитываются умения обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию преподавателя.

У.8 - соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- Составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися.

-  Пунктуационный анализ предложения.

-  Орфографический диктант.

. -  Контрольная работа

У.9 - соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- Участие в дискуссии.

- Речеведческий анализ текста.

У.10 - использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

- Информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование.

использовать приобретенные

 знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- Участие в дискуссии.

- Выступление обучающихся с докладом, рефератом.

- Письменные творческие работы (сочинение, эссе, заметка в газету, публицистическая статья, резюме, автобиография, анкета, объяснительная записка).

- Чтение обучающимся критических статей ученых-филологов о языке и их анализ.

- Беседа с обучающимися.

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- Творческие работы обучающихся с применением разных стилей речи (научная и публицистическая статья, эссе, заметка, репортаж, аннотация, монография, сочинение).

- Тестирование.

-Разумность гипотез, пояснений и моделей записи письменной речи.

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- Работа со словарями (словари синонимов, антонимов, омонимов, толковый, орфографический, этимологический, орфоэпический и др.).

- Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.

- Практическое овладение диалогической формой речи.

- Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь вниманием и т. п. - Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- Устные сообщения обучающегося, участие в дискуссии: учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

- Письменные работы с творческим заданием, рефераты.

Знания:

З.1 - связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- Устные сообщения обучающихся, рефераты, творческие работы (эссе, публицистическая статья).

З.2 - смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

З.3 - основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- Осознание цели и ситуации устного общения.

- Адекватное восприятие звучащей речи.

- Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

З.4 - орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- Разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий).

З.5 --  нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

- Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

 - Рецензирование.

- Создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.

Разработчики:

ГБПОУ ВО «РТСиСТ»             преподаватель                      И.В. Половинкина

   (место работы)                                   (занимаемая должность)                        (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Специальный рисунок» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея

В программе раскрываются основы рисунка, композиции, краткие сведения о строении тела человека. Большое внимание уделяется рисованию фигуры человека. а также рисованию моделей одежды на фигуре с испол...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Основы конструирования швейных изделий» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея

В программе раскрываются общие сведения об одежде, краткие сведения о строении тела человека, о системах и методах конструирования одежды, правила расчетов и построения чертежей одежды, основные принц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Материаловедение» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея

В программе раскрываются основные сведения о текстильных волокнах; основах технологии производства текстильных материалов; составе и свойствах тканей; виды материалов для одежды,  скрепляющих и о...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета ФК.03 «Профессиональное творчество» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 «Швея» курс: 1 (первый) форма обучения: очная.

Адаптированная рабочая программа профессионального обучения по предмету ФК. 03 «Профессиональное творчество», должностей служащих по профессии  19601 «Швея» обучающихся с ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета ОП.05 «Специальный рисунок» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 «Швея» курс: 1 (первый) форма обучения: очная.

Адаптированная рабочая программа профессионального обучения по предмету ОП.05 «Специальный рисунок», по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностей служащих по...

Рабочая программа предмета ОДБ.01 Русский язык

Рабочая программа предмета ОДБ.01 Рускиий язык...

Рабочая программа предмета ВЧ.01 Русский язык и культура речи

Рабочая программа предмета ВЧ.01 Русский язык и культура речи...