Выступление на методическом объединении воспитателей "Особенности формирования патриотической позиции ученика-подростка школы 8-го вида"
методическая разработка

Клешонкина Ольга Владимировна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. В связи с тем, что в настоящее время гражданско-патриотическое воспитание становится задачей государственной важности, в коррекционных школах работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна.

Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_patriotizm.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования патриотической позиции ученика-подростка школы 8го вида

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. В связи с тем, что в настоящее время гражданско-патриотическое воспитание становится задачей государственной важности, в коррекционных школах работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна.

Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.

Важно уже со школы закладывать учащимся основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения. Школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего того, чему учат, что говорят; в безусловность и необходимость нравственных норм.

Наша задача - углубить чувство причастности к героическому прошлому предыдущих поколений, помочь растущему человеку открыть Родину в том, что ему близко и дорого.

Основные направления по привитию патриотизма у учащихся:

  • Краеведческое. Изучение истории, культуры, природы своей местности, своей страны.
  • Военно-патриотическое. Изучение воинских традиций, военной истории.
  • Героико-патриотическое. Изучение и сохранение памяти о героических событиях и подвигах в ВОВ и примеров служения Отечеству.

Пути достижения поставленных задач различны и выбираются с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся и изучаемого материала. В работе делается акцент на разнообразие форм и методов организации познавательной деятельности учащихся. Формирование краеведческих знаний при знакомстве с родным городом и краем в начальной школе в настоящее время актуально. Оно закладывает базу для формирования краеведческого мировоззрения и патриотического воспитания через полноценное развитие младшего школьника в соответствии с возрастными возможностями и требованиями современного общества. Патриотическое и гражданское воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике. В Законе РФ «Об образовании»,  Национальной доктрине образования в Российской Федерации, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»,  федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнута значимость и актуальность патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у российских граждан. Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами – это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.

Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Но «наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Общая идейная направленность в воспитании обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида остается такой же, как и для массовой школы. Однако особенности развития детей с особыми образовательными потребностями не могут не учитываться при решении школой воспитательных задач. Уровень решения воспитательных задач в специальной (коррекционной) школе будет иным, более элементарным, чем в массовой школе.

То есть, сам воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе, как и в массовой динамичен, подвижен, непредсказуем. Воспитание детей с интеллектуальными нарушениями представляет наибольшие трудности по сравнению с другими категориями детей с особыми образовательными потребностями. Но, по словам Г.М. Дульнева нарушенное развитие нервной деятельности ребенка может осложнить решение воспитательных задач, но не изменить общей социальной направленности в их решении.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

В основу нашего подхода к феномену патриотического воспитания положено определение воспитания как профессиональной педагогической деятельности, направленной на создание условий для мотивационно-ценностного развития человека.    

В нашей коррекционной школе работа по патриотическому воспитанию очень важна и актуальна. 

В этом году с ребятами я провела множество занятий, которые были призваны рассказать ученикам о героическом прошлом участников Великой Отечественной войны. Ученики живо откликались на рассказы о подвигах военных лет, о жизни людей в тылу и их не менее значимого вклада в нашу большую победу.

Занятия проводились по следующим темам:

«Моя семья в годы войны» - рассказ о жизни переживших войну ветеранов, как они и их семьи прошли через сложные военные и послевоенные годы.

«Пионеры-герои» - Я старалась донести до учеников, что несмотря на их юный возраст, они все граждане своей Родины. Их ровесники зачастую участвовали в боевых действиях и проявляли недюжинный героизм наравне со взрослыми.

«Битва под Москвой» - Рассказ об одном из решающих сражений, когда наши защитники не дали фашистам захватить нашу столицу.

«Блокада Ленинграда» - Рассказ об одном из самых тяжелых испытаний Великой Отечественной войны. 872 голодных дня, которые отразили мужество советского народа.

«Письмо в прошлое» - Вместе с учащимися мы написали письма прошлому поколению, которое боролось за мир в нашей стране. Ребята выражали благодарность и надежду, что такого больше не повторится.

«Музыка военных лет» - Культурная составляющая любого периода истории невозможна без музыки. Мы слушали такие песни, как «Журавли» в исполнении Марка Бернеса, «День Победы», «Священная война» и другие.

«Цветы победы» - вместе с учениками мы сажали тюльпаны, символизирующие мир и победу.

«Посещение музея боевой славы» и «О чем расскажут экспонаты» - Непосредственное прикосновение к героическому прошлому дало ученикам возможность почувствовать свою сопричастность с теми людьми, которые отдали за их будущее свои жизни.

В заключении хочу отметить, что воспитание патриотических чувств сегодня – это социальная потребность общества и привлечение подростков групп “риска” к общественным мероприятиям патриотической направленности, и, как следствие –  снижение числа школьников, совершивших правонарушения.

Конечно, невозможно в полной мере показать все стороны патриотического воспитания. Но, воспитывая у ребят любовь к родному краю, необходимо в первую очередь воспитывать в них патриотов своего Отечества, настоящих граждан России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей эстетического цикла

Реализация концепции духовно-нравстенного развитияи воспитания учащихся на уроках музыки в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования....

Выступление на методическом объединении на тему: "Формирование навыков диалогической речи на уроках русского языка и чтения у учащихся с ОВЗ"

Формирование навыков диалогической речи на уроках русского языка и чтения у учащихся с ОВЗДиалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые-лингвисты называю...

Выступление на методическом объединение.

Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования и выполнять определенную деятельность. Как видно из приведенного определения, компетенция должна:1)  о...

Материал выступления на методическом объединении: «Роль мастера в обучении и воспитании учащихся».

Педагогическое влияние мастера производственного обучения на студентов, осуществляемое как  на занятиях, так и в процессе общения с ними вне занятий....

Выступление на методическом объединении.Тема: «Патриотическое воспитание старших школьников в условиях школы-интерната».

Выступление на методическом объединении.Тема: «Патриотическое воспитание старших школьников в условиях школы-интерната»....

Выступление на методическом объединении начальных классов по теме "Создание учебных ситуаций на уроках в начальной школе"

Выступление на методическом объединении начальных классов по теме "Создание учебных ситуаций на уроках в начальной школе"....