Выступление на методическом объединении учителей эстетического цикла
статья по теме

Ларина Наталия Петровна

Реализация концепции духовно-нравстенного развитияи воспитания учащихся на уроках музыки в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_kontsentsii.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уроках музыки в условиях перехода на ФГОС.

“Музыкальное воспитание –
это не воспитание музыканта,
а прежде всего человека”.

В.А. Сухомлинский

 Эпиграф + тема (1 слайд).

  Добрый день, уважаемые коллеги.  Мы, учителя музыки. Содержание  нашего предмета призвано распахнуть детские сердца навстречу гармонии, красоте звуков, разбудить в них живые струны души. Моё учительское кредо: «сеять» и «взращивать» зёрна доброты, любви, творчества в сердца и души  своих учеников. Я считаю, доброта, заложенная в школьном детстве, – это фундамент большого, прекрасного и надёжного здания нравственного становления личности любого взрослого человека. Ребенок «дышит» воздухом творчества: он хочет рисовать, петь, сочинять – и нужно лелеять эту способность его души. Меньше всякого рода запретов – больше свободы, фантазии, творчества!

     Так вырабатывается эстетическая позиция, формируется художественный вкус. Это результат, к которому я стремлюсь на уроках и который важнее всех теоретических знаний. Я вижу, как ценно то, что приобретают мои ученики: уверенность в себе, раскомплексованность, стремление к самостоятельному мышлению, собственную инициативу, желание сделать что-то свое, новое.

Школа (2 слайд)

 МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением  отдельных предметов» – в 2012 году будет отмечать свое 43-летие. Именно в этой школе, выпустившей в жизнь множество достойных людей, я проработала 10 лет.

     Современная социокультурная ситуация в России характеризуется исследователями как ситуация глобального духовно-нравственного кризиса, как всенарастающий духовный вакуум 3 слайд(2щ) Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно – нравственном. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей.

      4 слайд (2щ)Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют; что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим, акцентировать в нём духовно – нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления, которые засасывают человека физически и духовно? Во все времена это проповедовало высокое искусство.

         5 слайд  Исправить негативные тенденции в этой сфере призвана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  

              Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

     Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9,п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и

включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный

компонент социального заказа для образования.

  6 слайд    Остановлюсь на некоторые аспектах преподавания предмета «Музыка» в общеобразовательной школе в рамках «Стандартов второго поколения».

 Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов второго поколения» для общеобразовательной школы основано  на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь.

        В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.

     «Стандарты второго поколения» уходят от парадигмы получения только знаний, все понятия ведут к личному развитию ребенка. Необходимо, чтобы  задача  познавательных действий стала  основной, тогда у ребенка появляется «точка опоры». Иными словами, результат образования, который раньше достигался «по умолчанию», теперь предполагается отрефлексировать и поставить в «центр тяжести» образовательного процесса.

         Основной вопрос такого обучения: как обнаружить «стремление» (интенция) учащихся, как активизировать учащихся перейти к самоактулизации обучения? Противоречием в обучении является разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности учащегося, обессмысливающий сам процесс обучения. Разрешение данного противоречия предполагает согласование процесса обучения с реальным жизненным контекстом.

        Именно поэтому основной единицей содержания образования становится проблемная ситуация в единстве предметности и социальности.

        Все Вы знаете, что основным понятием «Стандартов второго поколения» являются универсальные учебные действия (УУД).

        Напоминаю, что в составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить ключевые блоки: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия, коммуникативные действия, знаково-символические действия

   Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

   Регулятивные действия: в изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.

    Познавательные универсальные действия: Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социльное развитие учащегося.

  Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка»  формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

. Моделирование как универсальное учебное действие (знаково-символические действия).

Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические).

7слайд Если использовать форму моделирования и выразить «Стандарты второго поколения» в знаково-символической форме, то можно их представить в виде скрипичного ключа, где цель воспитания творческой личности проходят  определенные стадии  учебного процесса (от присвоения знаний к творческому мышлению), а базируется процесс обучения на основных видах универсальных учебных действий.

       Хочется привести цитату Альберта Энштейна, которая становится абсолютно понятной, если ее рассматривать с точки зрения моделирования. «Настоящая наука, как и настоящая музыка, требует единого мыслительного процесса».

          Проблема преподавания музыки в школе, как носителя духовно-нравственного воспитания, всегда стояла остро перед педагогами. Несмотря на общие тенденции каждый преподаватель решал ее в большинстве индивидуально. Видный деятель музыкального просвещения Ник.Мих. Ковин считает. Для того чтобы музыкальное образование было полным и отражалось на духовно- нравственном развития детей, необходимы:

1) развитие способности воспринимать музыку и возможно интенсивнее переживать возбуждаемые ею эмоции;

2) развитие необходимых как для этого так и для воспроизведения в той или иной форме музыкальных произведений способностей и умения;

3) усвоение нужных для этого знаний.

       

      8 слайд(фото) Опираясь на эти суждения, хотелось бы поделиться опытом своей работы, основанной на проблеме духовно-нравственного воспитания. Цель моего опытно-экспериментального исследования состоит в нахождении системы педагогического руководства, направленного на духовно-нравственно развитие школьников-подростков средствами восприятия музыки.

Ставились определённые Задачи опытно-экспериментального исследования : ( не читать)

1.Определение критериев и показателей, способствующих выявлению исходного уровня духовно-нравственного развития школьников.

2.Разработка методики духовно-нравственного развития школьников средствами восприятия музыки

3.Апробация разработанной методики.

4.Качественный и количественный анализ полученных результатов в ходе проведения опытно-экспериментального исследования.

5.Разработка методических рекомендаций по духовно-нравственному развитию учащихся 5 классов средствами восприятия музыки

    Данной проблемой я занимаюсь 1,5года. Представляю итог проделанной работы

( полученных результатов)

Исследование включало три этапа:

– констатирующий (май 2011 г.). Цель констатирующего этапа: выявить исходный уровень нравственно-эстетического развития школьников.

– формирующий (сентябрь – декабрь 2011 г.). Цель : Внедрение в учебно-воспитательный процесс методики, направленной на повышение уровня духовно- нравственно развития учащихся средствами восприятия музыки.

– контрольный (январь 2012 г.). Цель: выявление динамики уровня духовно-нравственного          развития школьников средствами восприятия музыки.

В эксперименте учувствовали 2 группы учащихся 5 классов -экспериментальная группа (5 Б класс) и контрольная группа(5 А класс)

Для объективного выявления уровня сформированности навыков восприятия,  эстетического,нравственного отношения к произведениям искусства предлагались определённые критерии оценки:

  1. Целостность восприятия произведений

2. Эмоциональная реакция в момент восприятия произведений

     3.        Интеллектуальная активность в момент анализа

     4.        Волевая реакция в момент анализа произведений

 

 На формирующем этапе каждый элемент урока строился в рамках проблемы моего исследования. Это и формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, например, даже проблема внесена в  тему урока…(не «Между музыкой разных народов нет непереходимых границ», а «Есть ли непереходимые границы между музыкой разных народов?»)  А это относится к познавательные универсальные действия. Часто  акцент делался на сказках, где добро побеждает зло.  на уроках говорила чаще не только  о  настроенияи, которые возникают в результате контакта с искусством, а о чувствах . К сожалению,  часто ограничиваются только настроением от прослушанной музыки. И такая ситуация приводит к поверхностному восприятию музыки. Константин Сергеевич Станиславский говорил.- «Понимать искусство – значит чувствовать его».        Любое чувство  это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах . Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.Как отмечал Лев Семёнович Выготский., музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становиться более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.

  Приведу цитату Иван Андреевич Ильина(рус. Филосов) «Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча: и не все равно, какая «встреча», не «какая-нибудь», а художественная, т.е. такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит тот самый огонь, что горел и светил автору…» Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей

9 слайд   Результат анализов констатирующего и контрольного этапов можно наблюдать на данной диаграмме. При сравнении  результатов двух этапов, экспериментальной группы мы наблюдаем качественные изменения.

Анализ представленных данных указывает на то, что разработанная нами методика, оказалась достаточно эффективной и доступной с точки зрения ее использования на уроках музыки в учреждениях общеобразовательного типа.

   

       Таким образом, результаты свидетельствуют о повышении уровня нравственно-эстетической воспитанности средствами музыки в экспериментальной группе-1, где была внедрена (использована) методика, что и является подтверждением основных положений гипотезы нашего исследования. Достоверность полученных данных подтверждена математической обработкой экспериментальных данных.

Слайд  Фрагмент мастер -класса

Заключение.

    Кому же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Это нужно не только им, но и нам, учителям. Ведь учитель - это, прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист, - без этих добродетелей мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права.

     

   Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие  успешного развития России.( Концепция)

  Важно, чтобы любая музыкально-педагогическая инновация как форма проявления нового качества музыкально-педагогической реальности помогала учащимся сквозь призму произведений искусства познать мир в образе Истины, Добра и Красоты. 

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении на тему: "Формирование навыков диалогической речи на уроках русского языка и чтения у учащихся с ОВЗ"

Формирование навыков диалогической речи на уроках русского языка и чтения у учащихся с ОВЗДиалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые-лингвисты называю...

Выступление на методическом объединение.

Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования и выполнять определенную деятельность. Как видно из приведенного определения, компетенция должна:1)  о...

Материал выступления на методическом объединении: «Роль мастера в обучении и воспитании учащихся».

Педагогическое влияние мастера производственного обучения на студентов, осуществляемое как  на занятиях, так и в процессе общения с ними вне занятий....

Выступление на методическом объединении учителей физической культуры

материал содержит опыт работы по проблеме "Самбо в школу"...

Выступление на тему: «Преодоление дисграфии и дизорфографии у младших школьников с ОНР III уровня.» в рамках методического объединения учителей-логопедов

В разработке раскрыты основопологающие принципы коррекционной работы в преодолении дисграфии и дизорфографии у младших школьников с ОНР III уровня,  различные методики коррекционной работы ...

Выступление на заседании методического объединения учителей иностранных языков МАО "Лицей №29".Цифровые образовательные ресурсы

При подготовке к урокам английского языка и внеурочной деятельности я широко применяю  различные цифровые образовательные материалы сети Интернет...