Из опыта развития функциональной грамотности через составление ментальных карт на уроках истории
статья
Ментальные карты характеризуются тем, что сочетают в себе элементы логического и образного мышления, задействуя при этом оба полушария головного мозга человека. Ментальные карты – одна из широко востребованных и популярных техник активизации процесса мышления обучающихся на сегодняшний день Основная идея данной технологии заключается в формировании умений перерабатывать огромный объем информации и отображать ее в виде логических схем, состоящих из понятий, образов и явлений. Интеллект-карты – уникальный и простой метод визуализации для обработки и запоминания информации различного объема и уровня сложности, с помощью которого развиваются творческие и мыслительные способности обучающихся, формируется и развивается функциональная грамотность обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Из опыта развития функциональной грамотности через составление ментальных карт на уроках истории.
В условиях модернизации образования роль истории, имеющей множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества.
Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из нескольких составляющих:
1. Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.
2. Процесс обучения – усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от простого к сложному», от материала 5 класса (Древнейшие цивилизации) к темам 11 класса (история XX-XXI вв.). На протяжении всего процесса обучения используются интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», работа в малых группах, творческие задания, интерактивная лекция, урок-экскурсия и др.
Оценивание функциональной грамотности можно разделить на три уровня:
- на первом (низком) уровне функциональной грамотности учащиеся должны демонстрировать отдельные исторические знания, воспроизводить оценки, усвоенные в готовом виде, осуществлять деятельность по образцу, при осуществлении коммуникации излагать усвоенные в готовом виде знания;
- на втором (среднем) уровне школьники должны воспроизвести различные оценки, полученные в готовом виде, обладать совокупностью исторических знаний, уметь преобразовать в процессе учения усвоенные способы деятельности, при выражении образа истории использовать доказательное рассуждение;
- на третьем (высоком) уровне учащиеся должны иметь обоснованную собственную оценку и отношение к истории, обладать целостной системой знаний, уметь преобразовать чужой и собственный опыт и создать на этой основе способы деятельности, в процессе коммуникации приводить оценочные высказывания, основанные на собственных оценках.
Можно выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:
I. ценностно - ориентационная, направленная на освоение учащимися значимых исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных ценностей через систему личностно - значимой деятельности;
II. коммуникативная, позволяющая расширить круг общения как в урочной, так и во внеурочной деятельности (в том числе за счёт включения в него исторических и литературных героев), познакомиться с правилами и формами сотрудничества, уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог;
III. социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;
IV. культурообразующая, способствующая активному включению учащегося в самые разные пласты национальной и мировой культуры.
Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания разнообразны.
Учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём.
Одним из эффективных средств развития функциональной грамотности, при котором обучающиеся должны уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, является использование метода интеллект-карт (ментальные карты, карты ума, майндмэппинг). Созданная более 50 лет назад британским психологом Тони Бьюзеном технология с каждым годом становится все больше востребованной в образовательном процессе современной школы. Связано это, на наш взгляд, с тем, что на обучающихся увеличивается поток учебной информации, а чтение линейных текстов с каждым годом вызывает сложности, а порой и отторжение восприятия информации у современных школьников.
Сегодня существует довольно много публикаций, где рассматриваются правила составления интеллект-карт, в этой статье я хотела бы остановиться на собственном опыте построения работы с ментальными картами на уроках истории и представить эффективные приемы использования карт на разных этапах урока.
Ментальная карта – это простая и эффективная техника визуализации мышления. Она может использоваться как на разных ступенях обучения, так и на разных предметах, и помогает обучающимся конспектировать сложные темы, анализировать и систематизировать учебный материал, писать эссе, готовить доклады, разрабатывать планы, проекты. Следовательно, ментальные карты – это средство, с помощью которого можно формировать и развивать универсальные учебные действия – основу метапредметных результатов.
Карта ума имеет четыре базовые отличительные черты:
объект внимания/изучения сфокусирован в центральном образе,
основные темы и идеи, связанные с объектом внимания, расходятся от центрального образа в виде идей,
ветви, принимающие форму плавных линий, объясняются и обозначаются ключевыми образами и словами,
идеи следующего порядка (уровня) также изображаются в виде ветвей, отходящими от центральных ветвей и так далее, ветви формируют связанную узловую структуру (систему).
Качество и эффективность интеллект карт можно улучшать с помощью цвета, рисунков, символов и аббревиатур, а также посредством придания карте трехмерной глубины, что позволяет повысить занимательность, привлекательность, оригинальности и эффективность карты ума. А это позволяет увеличить наши творческие способности при создании и дальнейшем использовании карт, генерировании идей, и улучшает запоминание содержащейся в карте информации.
Будет неправильным, если учитель даст задание обучающимся составить ментальную карту по какой-либо теме без предварительной подготовки, т.к. у них нет понимания, для чего это нужно делать. Я выделяю следующие этапы в организации работы с ментальными картами:
1. На первом этапе, объясняя новый материал, учитель обращается к ментальной карте как к демонстрационной, опорной таблице, размещая её на доске.
2. На следующем этапе знакомства с ментальными картами обучающиеся вместе с учителем составляют ментальную карту по учебному материалу.
3. Третий этап предполагает самостоятельную работу обучающихся по составлению карты с использованием шаблона учителя и вставкой недостающих элементов.
4. Уже после совместной с учителем работы над ментальной картой можно давать ученикам самостоятельно составить карту по теме.
5. В дальнейшем следует познакомить обучающихся с интернет-инструментами для создания собственных интеллект-карт. Их сегодня много, как платных, так и бесплатных. Например, MindMeister, Coggle, Xmind, Bubbl.us и другие.
Надо заметить, что при работе с ментальными картами можно организовать как индивидуальную работу, так и работу в парах и группах. Свёрнутая информация, представленная в графической форме – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках карты помогают учащимся составлять устное и письменное повествование.
После демонстрации ментальной карты предложить учащимся контрольные задания следующего типа:
1) Продолжи ветвь ментальной карты
2) Что пропущено в узле ментальной карты?
3) Какой ошибочный узел представлен в ментальной карте?
На каких этапах урока можно использовать ментальные карты?
Этап урока | Варианты организации работы с ментальной картой |
1. Актуализация знаний | 1. С опорой на информацию карты ученики вспоминают и повторяют учебный материал. |
2. Открытие новых знаний | 1. Опираясь на интеллект-карту, учитель объясняет новый материал. |
3. Закрепление изученного | 1. Восстановление интеллект-карты |
4. Контроль знаний | 1. Заполнение пропусков в ментальной карте, используя лист с информацией |
Кроме вышеперечисленного, интеллект-карты можно задавать в качестве домашней работы, использовать как опору при устных ответах и взаимопроверках при работе в парах.
Метод интеллект-карт дает и ученикам, и учителям широкие возможности в обучении, которые можно использовать на разных типах и формах урока.
Список литературы
1. Воробьева В. М. Эффективное использование метода интеллект – карт на уроках [Текст] : методическое пособие / В. М. Воробьева, Л. В. Чурикова, Л. Г. Будунова. – Москва: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. – 44 с.
2. Мюллер Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей [Текст] / Х. Мюллер. – Москва: Омега-Л, 2007. – 126 с.
3. Бьюзен Т. Карты памяти. Используй свою память на 100% [Текст] / Т. Бьюзен. – Москва: Росмэн-Пресс, 2007. – 96 с.
4. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление. – М.: Попурри, 2008. .
5. Бьюзен Тони. Руководство по развитю памяти и интеллекта. Переводчик: Жулаев Н. В. Издательство: Попурри, 2014 г.
6. Ментальные карты что это такое и для чего они нужны. http://sononline.ru/site/kouching/mindmapping/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как инструмент развития функциональной грамотности
В статье подробно рассмотрены этапы работы над проектом и как взамосвязаны между собой понятия "функциональная грамотность" и "проектная деятельность"....
Статья по теме "Особенности развития информационных умений через применение ментальных карт в младшем школьном возрасте"
В данной статье рассматриваются особенности присущие, в частности, развитию информационных умений в начальной школе. Данный аспект рассматривается с точки зрения формирования у учащихся младшего школь...
Рабочая программа по теме:" РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ"
Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью, то есть это знания...
Методическая разработка по предмету ОУП.03 Иностранный язык на тему: Составление ментальной карты «Компоненты автомобиля и трактора»
Цель:Практическая цель: организовать деятельность студентов по совершенствованию лексико-грамматических навыков употребления профессиональной лексики.Метопредметная цель: способствовать совершенствова...
"Эффективные приёмы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" Мастер-класс на объединённом заседании учителей-словесников г.Кыштыма
Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Функциональная грамотность включает в себя: общую гр...
"Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках химии"
Материал представляет собой статью о способах активизации функциональной грамотности учащихся на уроках химии. В ней приводятся примеры практико-ориентированных задач с целью развития функциональной г...
Видеоролик по развитию функциональной грамотности педагогического состава и обучающихся.
В апреле, 2024 года мы приняли участие в региональном онлайн - фестивале лучших практик формирования функциональной грамотности обучающихся. Наименование заявленной практики: развитие креативног...