Проектная деятельность как инструмент развития функциональной грамотности
статья
В статье подробно рассмотрены этапы работы над проектом и как взамосвязаны между собой понятия "функциональная грамотность" и "проектная деятельность".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roeva_e._-okonch.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как инструмент развития функциональной грамотности
Происходящие преобразования в обществе и экономике предъявляют требования к выпускникам колледжа быть компетентным специалистом, а не просто владеть определенными знаниями. В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы в главе «Обновление структуры и содержания технического и профессионального образования» определено, что в учебный процесс будут внедрены современные образовательные технологии, формирующие у обучающихся востребованные компетенции. Решать эти задачи возможно в рамках проектной деятельности.
Организация проектной деятельности студентов в колледже позволяет формировать у студента умение ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни, формировать умение самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в практику нашей работы методов и технологий на основе проектной деятельности студентов.
Суть проектного подхода заключается в том, что студент занимается деятельностью, направленной на решение реальной практической задачи. Групповая форма организации учебного проекта вынуждает участников организовывать совместную деятельность и налаживать рабочие коммуникации, то есть студенты учатся действовать в команде.
Организуя проектную деятельность студентов мы ставим следующие цели:
- формирование функциональной грамотности;
- изменение психологии ее участников и перестановка акцентов с традиционных образовательных технологий на инновационные;
- приближение обучения к потребностям работодателей;
- освоение технологии проектной деятельности.
В.В. Сериков отмечает, что «одной из сущностных сил человека является его способность к проектированию – целенаправленному преобразованию мира в соответствии со своими потребностями и идеалами». Проект рассматривается В.В. Сериковым как механизм ускоренного, интенсивного развития какой-либо сферы деятельности, отношений в ней, ее субъектов, а проектирование как фундаментальный способ существования человека, сознание которого «не только отражает мир, но и творит его», т.е. изначально направлено на преобразующее отношение к миру; проектирование можно представить как некую саморазвивающуюся идею, где одно найденное решение порождает другие проблемы; проектирование – это логика восхождения от ценностей к целям, от них к средствам и условиям, а затем к результатам и последствиям этих результатов.
Рассмотрим, что дает использование проектной деятельности в образовательном процессе? Пожалуй, самое важное – это создание условий для реализации интересов студентов, раскрытия их творческого потенциала, продуктивного совместного с педагогом творчества. Все эти факторы способствуют повышению мотивации студентов к обучению, их профессиональному саморазвитию. В процессе работы над проектом у студентов формируются и совершенствуются общеучебные умения, а психологические ресурсы проектной деятельности способствуют развитию качеств, необходимых современному образованному, культурному человеку.
Итак, говоря о проектной деятельности в целом и ее эффективности в образовательном процессе, необходимо определить ряд критерий ее оценки:
1.актуальность проблемы исследования, темы проекта;
2. практическая значимость проекта;
3. поэтапное планирование деятельности;
4. аргументирование предлагаемых решений, подходов и выводов;
5. оригинальность проекта, уникальность;
6. научная и практическая новизна проекта;
7. уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта;
8. качество и полнота в оформлении записей.
Методические рекомендации по написанию проекта
Концепция проекта – это описание основного смысла деятельности. Концепция это своего рода ориентир, с которым сверяется вся логика деятельности учреждения.
Проект – это описание конкретной ситуации или социальной проблемы, которая может быть преобразована, разрешена с помощью конкретных этапов деятельности.
Проект, как правило, состоит из следующих разделов:
1.Введение (обосновывается актуальность и новизна по сравнению с аналогами, указываются сферы применения проекта, его функционального назначения, выявляется конкретная проблема).
2.Определяется цель и ставятся конкретные задач для ее достижения.
3.Управленческо-кадровый аспект (механизм управления проектом, необходимый кадровый состав).
4.Содержание и механизм реализации проекта (конкретные этапы, формы и методы достижения поставленной цели, план мероприятий).
5.Характеристика и способ оценки планируемых результатов.
6.Материально-техническое обеспечение проекта.
Существует и ряд требований, которые необходимо учитывать по отношению к проекту:
1.Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) эта характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по чётко определенным этапам на основании результатов каждого этапа.
2.Целостность – общий смысл проекта понятен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность и связность – логика планируемых этапов деятельности, которые соотносятся и обосновывают друг друга; напрямую вытекающие из поставленной проблемы цели и задачи.
4.Объективность и обоснованность – заключается в аргументировании того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможности воздействия на неё.
5.Компетентность авторов и персонала – адекватное обоснование проблемы, средств и возможностей решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в будущем, возможность его реализации в других условиях, каким образом он может быть продолжен.
Наиболее часто используется следующая форма структурирования проектов.
1.Название проекта – необходимо формулировать таким образом, чтобы оно было ярким, броским, но в то же время кратким и выражающим основную идею содержания.
2.Организация-исполнитель – название, адрес, телефон, реквизиты; в этом разделе отдельной строкой указывается организация-заявитель (если это не одна и та же организация), поддерживающая организация (учреждение, которое содействует выполнению проекта либо является учредителем исполнителя).
3.Руководители проекта – фамилия, имя, отчество, должность, место работы, адрес, телефон, звание.
4.Масштабы – территория, на которой будет проходить реализация проекта, координаты участников (колледж, поселок, регион и т.д.).
5.Сроки реализации – если проект проходит по этапам, указываются сроки выполнения каждого из них.
6.Учреждение/организация – исполнитель – указывается дополнительная информация, доказывающая компетентность исполнителей, род деятельности заявителей, наличие достижений в сфере деятельности по проекту, опыт реализации аналогичных проектов и программ.
Таким образом, можно сказать, что проектная деятельность может рассматриваться как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку этапов решения какой-либо проблемы, которая должна завершиться определенным практическим результатом, оформленным тем или иным образом». В процессе проектной деятельности студенты учатся размышлять, искать причины той или иной проблемы, творчески подходить к ее разрешению.
Что же такое функциональная грамотность и как она может влиять на проектную деятельность студентов?
Термин «грамотность», введенный в 1957 году ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Т.е., грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, способность иметь дело с печатным словом.
Социологический словарь определяет функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.). Это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;
5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.
Таким образом, в строгом значении слова функциональная грамотность – это использование умений читать и писать в повседневной жизни («социальная практика работы с текстом»). Иными словами, это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.
Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.
Как определить, обладает ли человек функциональной грамотность?
Думаем, что столкнувшись с ее отсутствием. Таким образом, проблема функциональной грамотности – это проблема деятельностная, проблема поиска механизмов и способов ликвидации безграмотности и формирования функциональной грамотности.
Итак, функционально грамотная личность - это человек,
– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей);
– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
– умеющий отвечать за свои решения;
– способный нести ответственность за себя и своих близких;
– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
– владеющий современными информационными технологиями.
Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности и их показатели:
- Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
- Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
- Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
- Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
- Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
- Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.
- Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
- Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.
Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника.
Именно в проектной деятельности заключен инструментарий для формирования функциональной грамотности, поскольку решаются самые важные задачи: чему учить? зачем учить? как учить? А главное - как учить результативно?
Коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся 21 века.
Рекомендации:
- Продолжить работу факультатива «Основы проектной деятельности», студенческого конструкторского бюро.
- На уроках теоретического и производственного обучения вовлекать студентов в проектную деятельность.
- Привлекать к работе над проектами работодателей, изучать опыт коллег.
- Также рекомендуется уделять внимание сайту как визитной карточке колледжа. Сайт колледжа играет роль информационного источника для студентов и их родителей и является инструментом для обмена опытом с коллегами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».
В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...
Из опыта развития функциональной грамотности через составление ментальных карт на уроках истории
Ментальные карты характеризуются тем, что сочетают в себе элементы логического и образного мышления, задействуя при этом оба полушария головного мозга человека. Ментальные карты – одна из широко...
Рабочая программа по теме:" РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ"
Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью, то есть это знания...
Педагогические технологии как инструмент формирования функциональной грамотности обучающихся
Презентация содержит краткие теоретические сведения о том, что нужно понимать учителю под "функциональной грамотностью", какие возможности открывает кейс-технология для формирования функцион...
"Эффективные приёмы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" Мастер-класс на объединённом заседании учителей-словесников г.Кыштыма
Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Функциональная грамотность включает в себя: общую гр...
"Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках химии"
Материал представляет собой статью о способах активизации функциональной грамотности учащихся на уроках химии. В ней приводятся примеры практико-ориентированных задач с целью развития функциональной г...
Видеоролик по развитию функциональной грамотности педагогического состава и обучающихся.
В апреле, 2024 года мы приняли участие в региональном онлайн - фестивале лучших практик формирования функциональной грамотности обучающихся. Наименование заявленной практики: развитие креативног...