Рабочая программа по теме:" РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ"
рабочая программа
Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью, то есть это знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» является PISA (Programme for International Student Assessment). Результаты исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Если мы заинтересованы в социально успешном школьнике, надеемся на высокий уровень его благополучия во взрослой жизни, развитие функциональной грамотности необходимо. Но развитие функциональной грамотности у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ | 77.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение "Ангарский лицей №2 им. М.К. Янгеля"
ОДОБРЕНА решением научно-методического совета
"Ангарский лицей №2 им. М.К. Янгеля"
(протокол № 3 от 16 ноября 2021 г.)
Программа курса
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ
РАЗРАБОТАНА:
Модуль «Читательская грамотность»
Миргородская Н.А.,
учитель русского языка и литературы
Модуль «Математическая грамотность»
Литвинова К.С., учитель математики (молодой специалист)
Кропотова Ж.В., учитель математики (наставник)
Модуль «Естественнонаучная грамотность»
Гончарова Н.В.,
учитель физики
Ангарск, 2021
Пояснительная записка
Актуальность
Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью, то есть это знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» является PISA (Programme for International Student Assessment). Результаты исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Если мы заинтересованы в социально успешном школьнике, надеемся на высокий уровень его благополучия во взрослой жизни, развитие функциональной грамотности необходимо. Но развитие функциональной грамотности у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-7 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную
гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные и предметные
Читательская грамотность | Математическая грамотность | Естественно- научная грамотность | |
5 класс | находит и | находит и | находит и |
Уровень | извлекает | извлекает | извлекает |
узнавания и | информацию из | математическую | информацию о |
понимания | различных | информацию в | естественнонауч- |
текстов | различном | ных явлениях в | |
контексте | различном | ||
контексте | |||
6 класс | применяет | применяет | объясняет и |
Уровень | извлеченную из | математические | описывает |
понимания и | текста | знания для | естественнонауч- |
применения | информацию для | решения разного | ные явления на |
решения разного | рода проблем | основе | |
рода проблем | имеющихся | ||
научныхзнаний | |||
7 класс | анализирует и | формулирует | распознает и |
Уровень | интегрирует | математическую | исследует личные, |
анализа и | информацию, | проблему на | местные, |
синтеза | полученную из | основе анализа | национальные, |
текста | ситуации | глобальные | |
оценивает | интерпретирует и | естественнонауч- | |
форму и | оценивает | ные проблемы в | |
содержание | математические | различном | |
предметного содержания | данные в контексте лично значимой ситуации | контексте |
Личностные
Читательская грамотность | Математическая грамотность | Естественно- научная грамотность | |
5-7классы | Оценивает | объясняет | объясняет |
содержание | гражданскую | гражданскую | |
прочитанного с | позицию в | позицию в | |
позиции норм | конкретных | конкретных | |
морали и | ситуациях | ситуациях | |
общечелове- | общественной | общественной | |
ческих | жизни на основе | жизни на основе | |
ценностей; | математических | естественнонауч- | |
формулирует | знаний с позиции | ных знаний с | |
собственную | норм морали и | позиции норм | |
позициюпо | общечеловечес | морали и | |
отношению к | ких ценностей | общечеловечес- | |
прочитанному | ких ценностей | ||
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 3 года обучения (с 5 по 7 классы), может быть реализована из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений или внеурочной деятельности и включает 3 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая грамотность). Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного часов в неделю в каждом классе.
Поскольку читательская грамотность является базовой, то рекомендуется в каждой параллели начинать реализацию программы курса «РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ» с модуля по формированию читательской грамотности: например, 1 полугодие – модуль «читательская грамотность», 2 полугодие – модуль «математическая грамотность», и модуль «естественнонаучная грамотность». В помощь учителю прилагается тематическое планирование по модулю «Читательская грамотность» в объеме 17 часов, по модулю «Математическая грамотность» в объёме 34 часа, по модулю «Естественнонаучная грамотность» в объёме-17 часов и 34 часа на усмотрение учителя.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое, а также должны оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, проект и другие по усмотрению педагога.
Программой предусматривается проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
Содержание учебного модуля «Читательская грамотность»
5 класс
Что такое текст. Тема текста. Главное и второстепенное в тексте. Основная мысль текста.
Ситуации в модели PISA: личные, общественные, учебные, деловые.
Помогает ли ситуация определить, зачем автор создал текст?
Форматы текстов в модели PISA: сплошные, несплошные, смешанные, составные.
Работа со сплошным текстом: главное и второстепенное в тексте, как выделить главную мысль текста или абзаца (как его части)? Составление плана на основе исходного текста.
Знакомство с несплошным текстом: как читать информацию?
Знакомство со смешанными и составными текстами: как выделить главную мысль?
Типы текстов в модели PISA: описание (художественное и техническое), повествование,
изложение, аргументация, инструкция, взаимодействие (сделка).
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Решение задач на грамотность чтения: информационные задачи.
Проведение промежуточной аттестации.
6 класс
Электронный текст как источник информации. Как оценивать достоверность содержащейся в Работа с текстами научного стиля: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Сопоставление содержания текстов стиля.
Работа с текстами художественного стиля: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? как выделить главную мысль? Сопоставление содержания текстов стиля.
Работа с текстами различных типов в модели PISA: повествование (рассказ, репортаж, отчет)
Работа с текстами различных типов в модели PISA: аргументация (комментарий, научное обоснование).
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. Как читать информацию?
Решение задач на грамотность чтения: аналитические задачи и интерпретационные задачи.
Проведение промежуточной аттестации.
7 класс
Работа с текстами публицистического стиля: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.Сопоставление содержания текстов стиля.
Работа с текстами различных типов в модели PISA: объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).
Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы. Как читать информацию?
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?
Решение задач на грамотность чтения: интерпретационные задачи и позиционные задачи.
Проведение итоговой аттестации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5класс
«Читательская грамотность»
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Прак- тика | Формы деятельности |
1. | Что такое текст. Тема текста. Главное и второстепенное в тексте. Основная мысль текста. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, конкурс. |
2. | Ситуации в модели PISA: личные, общественные, учебные, деловые. Помогает ли ситуация определить, зачем автор создал текст? | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в парах. Ролевая игра. |
3. | Форматы текстов в модели PISA: сплошные, несплошные, смешанные, составные. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4. | Работа со сплошным текстом: главное и второстепенное в тексте, как выделить главную мысль текста или абзаца (как его части)? Составление плана на основе исходного текста. | 2 | 1 | 1 | Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. |
5. | Знакомство с несплошным текстом: как читать информацию? | 1 | 0,5 | 0,5 | Конкурс. |
6. | Знакомство со смешанными и составными текстами: как выделить главную мысль? | 1 | 0,5 | 0,5 | Урок-исследование |
7. | Типы текстов в модели PISA: описание (художественное и техническое), повествование, изложение, аргументация, инструкция, взаимодействие (сделка). | 4 | 2 | 2 | Ролевая игра. |
8 | Что такое вопрос? Виды вопросов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра «Что? Где? Когда?». |
9 | Решение задач на грамотность чтения: информационные задачи. | 3 | 0 | 3 | Урок-практикум |
10 | Проведение промежуточной аттестации. | 1 | 0 | 1 | Тестирование. |
Итого | 17 | 6 | 5,5 |
6 класс
«Читательская грамотность»
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика | Формы деятельности |
1. | Электронный текст как источник информации. Как оценивать достоверность содержащейся информации? | 2 | 1 | 1 | Беседа, обсуждение, практикум, игра «Правда или ложь?» |
2. | Работа с текстами научного стиля: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Сопоставление содержания текстов стиля. | 2 | 1 | 1 | Обсуждение, практикум, квест. |
3. | Работа с текстами художественного стиля: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? как выделить главную мысль? Сопоставление содержания текстов стиля. | 2 | 1 | 1 | Обсуждение, урок-исследование. |
4. | Работа с текстами различных типов в модели PISA: повествование (рассказ, репортаж, отчет) | 3 | 1 | 2 | Беседа, обсуждение урок-исследование практикум. |
5. | Работа с текстами различных типов в модели PISA: аргументация (комментарий, научное обоснование). | 3 | 1 | 2 | Игра, , игра «Суд над литературным героем», конструирование. |
6. | Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. Как читать информацию? | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение, урок-практикум, моделирование. |
7. | Решение задач на грамотность чтения: аналитические задачи и интерпретационные задачи. | 3 | 0 | 3 | Урок-практикум. |
8 | Проведение промежуточной аттестации. | 1 | 0 | 1 | Тестирование. |
Итого | 17 | 5, 5 | 11,5 |
7 класс
«Читательская грамотность»
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика | Формы деятельности |
1. | Работа с текстами публицистического стиля: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. Сопоставление содержания текстов стиля. | 4 | 1 | 3 | Беседа, обсуждение, практикум, игра «Дебаты» |
2. | Работа с текстами различных типов в модели PISA: объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). | 3 | 1 | 2 | Беседа, обсуждение, урок-исследование, практикум. |
3. | Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы. Как читать информацию? | 2 | 1 | 1 | Игра, квест, конструирование. |
4. | Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? | 2 | 1 | 1 | Обсуждение, урок-практикум, моделирование. |
5. | Решение задач на грамотность чтения: интерпретационные задачи и позиционные задачи. | 5 | 0 | 3 | Урок-практикум. |
6. | Проведение итоговой аттестации. | 1 | 0 | 1 | Тестирование. |
Итого | 17 | 5, 5 | 11,5 |
Содержание учебного модуля «Математическая грамотность»
5 класс
Натуральные числа и действия над ними. Счет и десятичная система счисления.
Числа и единицы измерения: время, деньги.
Задачи на дроби.
Начальные геометрические сведения. Фигуры на клетчатой решетке. Задачи на разрезание и перекраивание. Знакомство с развертками. Наглядная геометрия. Первые представления о объемных геометрических фигурах.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира.
Проведение промежуточной аттестации.
6 класс
Рациональные числа и действия над ними.
Числа и единицы измерения: масса, температура, расстояние.
Текстовые задачи на части, проценты, движение, работу, пропорцию.
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
Наглядная геометрия. Многоугольники ( периметр и площадь нестандартных фигур). Фигуры в пространстве и их развертки(куб и прямоугольный параллелепипед). Объемы фигур.
Вычисление величины, применение пропорций, прямо пропорциональных и обратно пропорциональных отношений для решения проблем.
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы,
вычисление вероятности.
Проведение промежуточной аттестации.
7 класс
Арифметические действия с рациональными и целыми числами. Арифметические и алгебраические выражения.
Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции.
Элементы теории множеств. Решение задач на вероятность событий в реальной жизни.
Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур. Окружность и круг. Геометрические задачи исследовательского характера.
Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.
Решение текстовых задач на проценты, совместную работу, на движение.
Проведение итоговой аттестации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
«Математическая грамотность»
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика | Формы деятельности |
1. | Натуральные числа и действия над ними. Счет и десятичная система счисления. | 6 | 3 | 3 | Обсуждение, практикум |
2. | Числа и единицы измерения: время, деньги. | 6 | 3 | 3 | Урок - практикум |
3. | Задачи на дроби. | 6 | 3 | 3 | Беседа, обсуждение, практикум |
4. | Начальные геометрические сведения.Фигуры на клетчатой решетке. Задачи на разрезание и перекраивание. Знакомство с развертками. Наглядная геометрия. Первые представления о объемных геометрических фигурах. | 6 | 3 | 3 | Игра, урок-исследование, брейн-ринг,конструирование. |
5. | Комбинаторныезадачи.Представлениеданныхввидетаблиц, диаграмм,графиков. | 5 | 2,5 | 2,5 | Беседа, обсуждение, практикум |
6. | Размеры объектов окружающего мира (отэлементарных частиц до Вселенной)длительностьпроцессов окружающего мира. | 4 | 2 | 2 | Обсуждение,урок-практикум,моделирование. |
7. | Проведение промежуточной аттестации. | 1 | 0 | 1 | Тестирование |
Итого: | 34 | 16,5 | 17,5 |
6 класс
«Математическая грамотность»
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика | Формы деятельности |
1. | Числа и единицы измерения: масса, температура, расстояние. Округление чисел. | 6 | 3 | 3 | Урок-игра, индивидуальная работа в парах. |
2. | Текстовые задачи на части, проценты, движение, работу, пропорцию. | 6 | 3 | 3 | Урок - практикум |
3. | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. | 4 | 2 | 2 | Беседа, обсуждение, практикум |
4. | Наглядная геометрия. Многоугольники ( периметр и площадь нестандартных фигур). Фигуры в пространстве и их развертки(куб и прямоугольный параллелепипед). Объемы фигур. | 6 | 3 | 3 | Игра, урок-исследование, конструирование. |
5. | Вычисление величины, применение пропорций, прямо пропорциональных и обратно пропорциональных отношений для решения проблем. | 5 | 2,5 | 2,5 | Исследовательская работа |
6. | Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. | 6 | 3 | 3 | Обсуждение, урок-практикум, проект, игра. |
7. | Проведение промежуточной аттестации. | 1 | 0 | 1 | Тестирование |
Итого: | 34 | 16,5 | 17,5 |
7 класс
«Математическая грамотность»
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика | Формы деятельности |
1. | Арифметические действия с рациональными и целыми числами. Арифметические и алгебраические выражения. | 6 | 3 | 3 | Обсуждение, индивидуальная работа в парах. |
2. | Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции | 6 | 3 | 3 | Урок - практикум |
3. | Элементы теории множеств. Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. | 6 | 3 | 3 | Беседа, обсуждение, практикум |
4. | Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур. Окружность и круг. Геометрические задачи исследовательского характера. | 6 | 3 | 3 | Обсуждение, урок-практикум, урок-исследование. |
5. | Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. | 5 | 2,5 | 2,5 | Обсуждение, урок-практикум, проект, игра. |
6. | Решение текстовых задач на проценты, совместную работу, на движение. | 4 | 2 | 2 | Обсуждение, урок-практикум. |
7. | Проведение итоговой аттестации. | 1 | 0 | 1 | Тестирование |
Итого: | 34 | 16,5 | 17,5 |
Содержание учебного модуля «Естественнонаучная грамотность»
5 класс
Строение вещества. Движение и взаимодействие частиц.
Атомы и молекулы.
Физические явления. Химические процессы.
Вода в физических явлениях, ее уникальность.
Строение Земли.
Горные породы, минералы, руды.
Кристаллические и аморфные тела.
Гидросфера Земли.
Атмосфера Земли. Состав воздуха.
Планета Земля. Ее место в Солнечной системе.
Астрономический календарь.
Экология Земли.
6 класс
Строение вещества: Агрегатные состояния вещества.
Тело и вещество. Диффузия.
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.
Физические приборы и первые измерения:
Измерение времени.
Измерение температуры.
Измерение массы тела.
Измерение размеров малых тел.
Измерение объемов.
Измерение скорости.
Измерение уровня шума.
Определение сторон света. Работа с компасом и картой.
Полярная звезда. Созвездия. Зодиак.
Строение Солнечной системы.
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
7 класс
Структура и свойства вещества
Молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов.
Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.
Механические явления. Механическое движение.
Звуковые явления. Слышимые и неслышимые звуки.
Шум и его воздействие на человека.
Инерция.
Силы и движение.
Деформация тел. Виды деформации. Предел прочности.
Давление в твердых телах, жидкостях и газах.
Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.
Атмосферные явления и их происхождение.
Воздухоплавание.
Реактивное движение.
Давление воды в морях и океанах. Глубоководные живые организмы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 17 часов
5 класс
«Естественнонаучная грамотность»
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика | Формы деятельности |
1 | Строение вещества. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. |
2 | Движение и взаимодействие частиц. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. |
3 | Атомы и молекулы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Моделирование, работа с молекулярным конструктором. |
4 | Физические явления. Химические процессы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических и химических явлений |
5 | Вода и ее уникальность. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. |
6 | Гидросфера Земли. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с картами. |
7 | Круговорот воды в природе. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
8 | Атмосфера Земли. Состав воздуха. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация. Видеофильм. |
9 | Атмосферное давление. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. Работа с барометром. |
10 | Строение Земли. Горные породы, минералы, руды. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с коллекциями минералов и горных пород. |
11 | Кристаллические и аморфные тела. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
12 | Выращивание кристаллов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа над проектом. |
13 | Планета Земля. Ее место в Солнечной системе. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация. |
14 | Смена времен года. Астрономический календарь. | 1 | 0,5 | 0,5 | Видеофильм. Работа с таблицами. |
15 | Солнечные и Лунные затмения. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проектная работа. |
16 | Экологические проблемы Земли. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Презентация. |
17 | Проведение промежуточной аттестации. | 1 | 0,5 | 0,5 | Тестирование. |
Итого. | 17 | 8,5 | 8,5 |
6 класс
«Естественнонаучная грамотность»
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика | Формы деятельности |
1 | Строение вещества: Агрегатные состояния вещества. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. Учебный эксперимент. |
2 | Тело и вещество. Диффузия. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проектная работа. |
3 | Тепловые явления. Тепловое расширение тел. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. Учебный эксперимент. |
4 | Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. |
5 | Физические приборы и первые измерения: | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
6 | Измерение времени. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
7 | Измерение температуры. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
8 | Измерение массы тела. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
9 | Измерение размеров малых тел. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
10 | Измерение объемов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
11 | Измерение скорости. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
12 | Шум и его воздействие на человека. Измерение уровня шума. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
13 | Определение сторон света. Работа с компасом и картой. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с картами. Учебный эксперимент. |
14 | Полярная звезда. Созвездия. Зодиак. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа со звездной картой. |
15 | Строение Солнечной системы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение. Исследование. Проектная работа. |
16 | Представления о Вселенной. Модель Вселенной. | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение. Исследование. Проектная работа. |
17 | Проведение промежуточной аттестации. | 1 | 0,5 | 0,5 | Тестирование. |
Итого | 17 | 8,5 | 8,5 |
7 класс
«Естественнонаучная грамотность»
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика | Формы деятельности |
1 | Структура и свойства вещества | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. |
2 | Молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
3 | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. Учебный эксперимент. |
4 | Механические явления. Механическое движение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. Учебный эксперимент. |
5 | Звуковые явления. Слышимые и неслышимые звуки. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. Учебный эксперимент.. |
6 | Шум и его воздействие на человека. Шумомер. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. Учебный эксперимент.. |
7 | Инерция. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. |
8 | Силы и движение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. Учебный эксперимент.. |
9 | Деформация тел. Виды деформации. Предел прочности. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. Учебный эксперимент. |
10 | Давление в твердых телах, жидкостях и газах. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. |
11 | Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. Учебный эксперимент. |
12 | Атмосферные явления и их происхождение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
13 | Воздухоплавание. | 1 | 0,5 | 0,5 | Видеофильм. Обсуждение. |
14 | Реактивное движение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проектная работа. |
15 | Давление воды в морях и океанах. Глубоководные живые организмы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение. Исследование. Проектная работа. |
16 | Работа подводной лодки, батискафа, батисферы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение. Исследование. |
17 | Проведение итоговой аттестации. | 1 | 0,5 | 0,5 | Тестирование. |
Итого | 17 | 8,5 | 8,5 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 34 часа
5 класс
«Естественнонаучная грамотность»
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика | Формы деятельности |
1 | Строение вещества. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. |
2 | Разные виды веществ, их описание. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение. Составление описания. |
3 | Движение и взаимодействие частиц. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация. Обсуждение. |
4 | Диффузия. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
5 | Атомы и молекулы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация. Моделирование. |
6 | Конструирование моделей молекул. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с конструктором. |
7 | Физические явления. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. |
8 | Химические процессы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение химических процессов. |
9 | Вода и ее уникальность. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. |
10 | Вода универсальный растворитель. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
11 | Гидросфера Земли. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с картами. |
12 | Вода в твердом состоянии. Ледники и Айсберги. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация. Учебный эксперимент. |
13 | Круговорот воды в природе. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация. Учебный эксперимент. |
14 | Испарение и конденсация. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
15 | Атмосфера Земли. Состав воздуха. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация. Видеофильм. |
15 | Кислород и углекислый газ. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация. Обсуждение. |
16 | Атмосферное давление. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с барометром. |
17 | Изменение давления с высотой. | 1 | 0,5 | 0,5 | Составление таблицы. |
18 | Строение Земли. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа со схемами и таблицами. |
19 | Горные породы, минералы, руды. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с коллекциями минералов. |
20 | Кристаллические тела. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение роста кристаллов. |
21 | Аморфные тела. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
22 | Выращивание кристаллов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа над проектом. |
23 | Планета Земля. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация. Обсуждение. |
24 | Экологические проблемы Земли. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Презентация. |
25 | Планета Земля в Солнечной системе. | 1 | 0,5 | 0,5 | Видеофильм. Обсуждение. |
26 | Смена времен года. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация. |
27 | Астрономический календарь. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с таблицами. |
28 | Луна. Солнечные и Лунные затмения. | Работа над проектом. | |||
29 | Развитие космонавтики. | 1 | 0,5 | 0,5 | Видеофильм. Обсуждение. |
30 | Звезда по имени Солнце. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение солнечных пятен. |
31 | Планеты. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проектная работа. |
32 | Кометы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация. Составление таблиц. |
33 | Малые тела Солнечной системы. Астероиды. | 1 | 0,5 | 0,5 | Видеофильм. Обсуждение. |
34 | Проведение промежуточной аттестации. | 1 | 0,5 | 0,5 | Тестирование. |
Итого. | 34 | 17 | 17 |
6 класс
«Естественнонаучная грамотность»
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика | Формы деятельности |
1 | Строение вещества: | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. |
2 | Агрегатные состояния вещества. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
3 | Тело и вещество. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проектная работа. |
4 | Диффузия. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
5 | Тепловые явления. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. |
6 | Тепловое расширение тел. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
7 | Плавление и отвердевание. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация. Учебный эксперимент. |
8 | Испарение и конденсация. Кипение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. |
9 | Физические приборы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с приборами. |
10 | Единицы измерения. Система СИ. | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ данных. |
11 | Часы. Виды часов. Измерение времени. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация. |
12 | Конструирование часов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа над проектом. Эксперимент. |
13 | Термометр. Виды термометров. Измерение температуры. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация. |
14 | Изготовление простого термоскопа. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа над проектом. Эксперимент. |
15 | Весы. Измерение массы тела. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
16 | Изготовление самодельных весов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа над проектом. Эксперимент. |
17 | Измерение размеров. Погрешность. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
18 | Измерение размеров малых тел. | 1 | 0,5 | 0,5 | Эксперимент. Анализ данных. |
19 | Измерение объемов жидкостей. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
20 | Измерение объемов твердых тел. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
21 | Спидометр. Скорость. Перевод единиц измерения. | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ данных. Работа с таблицами. |
22 | Измерение скорости. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
23 | Шум и его воздействие на человека. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация. Обсуждение. |
24 | Измерение уровня шума. Шумомер. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
25 | Определение сторон света. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с картами. |
26 | Работа с компасом и картой. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
27 | Полярная звезда. Ориентирование по звездам. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация. Обсуждение. |
28 | Созвездия. Зодиак . | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа со звездной картой. |
29 | Строение Солнечной системы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение. Проектная работа. |
30 | Галактика Млечный Путь | 1 | 0,5 | 0,5 | Видеофильм. Обсуждение. |
31 | Представления о Вселенной. | 1 | 0,5 | 0,5 | Видеофильм. Обсуждение. |
32 | Модель Вселенной. | 1 | 0,5 | 0,5 | Видеофильм. Обсуждение. |
33 | Жизнь во Вселенной. | 1 | 0,5 | 0,5 | Видеофильм. Обсуждение. |
34 | Проведение рубежной аттестации. | 1 | 0,5 | 0,5 | Тестирование. |
Итого. | 34 | 17 | 17 |
«Естественнонаучная грамотность» 7 класс
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика | Формы деятельности |
1 | Структура и свойства вещества. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. |
2 | Молекулярное строение твёрдых тел. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация. Учебный эксперимент. |
3 | Молекулярное строение жидкостей и газов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация. Учебный эксперимент. |
4 | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
5 | Применение диффузии. Важность диффузии. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа над проектом. |
6 | Механические явления. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. |
7 | Механическое движение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
8 | Звуковые явления. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. |
9 | Слышимые и неслышимые звуки. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
10 | Скорость звука в разных средах. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация. |
11 | Колебания и волны. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация. Учебный эксперимент. |
12 | Инерция. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. |
13 | Сила. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. |
14 | Движение под действием силы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
15. | Сложение сил. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
16 | Деформация тел. Виды деформации. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. |
17 | Предел прочности. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
18 | Давление в твердых телах | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. |
19 | Давление в жидкостях и газах. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение физических явлений. |
20 | Закон Паскаля. | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
21 | Гидростатический парадокс. | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение. Исследование. |
22 | Гидравлический пресс и другие устройства. | Исследование. Учебный эксперимент. | |||
23 | Сообщающиеся сосуды. Водяной уровень | 1 | 0,5 | 0,5 | Учебный эксперимент. |
24 | Атмосферные явления и их происхождение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Видеофильм. Обсуждение. |
25 | Воздухоплавание. | 1 | 0,5 | 0,5 | Видеофильм. Обсуждение. |
26 | Небесный фонарик. | 1 | 0,5 | 0,5 | Конструирование. Эксперимент. |
27 | Реактивное движение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проектная работа. |
28 | Реактивное движение в технике и природе. | Презентация. Обсуждение. | |||
29 | Водяная ракета. | 1 | 0,5 | 0,5 | Конструирование. Эксперимент. |
30 | Давление воды в морях и океанах. | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение. Исследование. |
31 | Глубоководные живые организмы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проектная работа. |
32 | Работа подводной лодки. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация. Обсуждение. |
33 | Батискаф и батисфера. | 1 | 0,5 | 0,5 | Видеофильм. Обсуждение. |
34 | Проведение рубежной аттестации. | 1 | 0,5 | 0,5 | Тестирование. |
Итого | 34 | 17 | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Основы финансовой грамотности"
Программа учебной дисциплины Основы финансовой грамотности предназначена для изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программ...
Рабочая программа ПМ 04 "Управление функциональным подразделением организации"
Рабочая программа ПМ 04 "Управление функциональным подразделением организации" для обучающихся по специальности 43.02.10. "Туризм" включает темы по МДК 04.01 и МДК 04.02....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ.03 «Управление функциональным подразделением организации» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СПО (ППССЗ) 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза к...
Педагогические технологии как инструмент формирования функциональной грамотности обучающихся
Презентация содержит краткие теоретические сведения о том, что нужно понимать учителю под "функциональной грамотностью", какие возможности открывает кейс-технология для формирования функцион...
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело») 5 класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело») составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с у...
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело») 7а класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело») составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с у...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности для обучающихся 8-9 классов « Баскетбол »
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием. Разработана для школьного спортивного клуба. На 2 ч. в неделю. 68 часов...