Статья по теме "Особенности развития информационных умений через применение ментальных карт в младшем школьном возрасте"
статья

В данной статье рассматриваются особенности присущие, в частности, развитию информационных умений в начальной школе. Данный аспект рассматривается с точки зрения формирования у учащихся младшего школьного возраста поисковых умений, навыков работы с информацией с использованием ментальных карт на учебных дисциплинах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл popova_alyona_vladimirovnaya_nauchnaya_statya.docx151.15 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития информационных умений через применение ментальных карт в младшем школьном возрасте

Попова Алёна Владимировна, студентка 3 курса, специальность «Преподавание в начальных классах», ГАПОУ СО «НТПК №1», г. Нижний Тагил.

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности присущие, в частности, развитию информационных умений в начальной школе. Данный аспект рассматривается с точки зрения формирования у учащихся младшего школьного возраста поисковых умений, навыков работы с информацией с использованием ментальных карт на учебных дисциплинах.

Ключевые слова: информационные умения, ментальные карты, особенности младшего школьного возраста.

В современное время учащиеся развиваются в условиях непрерывного и стремительного потока разнообразной информации, поступающей к ним из различных областей знаний. В соответствии с этим изменяются цели и ключевые приоритеты в становлении образования: придаётся большая ценность навыкам самостоятельного обучения, проявления познавательной активности, начинается формирование «нового уровня грамотности», где школьники используя деятельностный подход, занимаются самообразованием, поиском информации и её применением в зависимости от выбранной задачи.

На данном этапе обучение становится всеобъемлемым аспектом информационного процесса, поэтому уже на первоначальной ступени учения в любом образовательном учреждении большее значение уделяется формированию у школьников умений и навыков интерпретировать материал в ходе изучения предметных дисциплин.

Исходя из определения «информационных умений» данного в психолого-педагогическом словаре, можно выделить главные слова, отражённые в понятии - способ выполнения действий, приобретённые знания и навыки, осознанность, поиск, интерпретация.

Возраст учащихся начальной школы является благоприятным для формирования информационных умений учащихся. Связано это со множеством положительных изменений в личности младшего школьника:

Одно из первых, мышление. Доктор психологических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации В. С. Мухина полагает, что основной преобладающий вид мышления в младшем школьном возрасте наглядно-образное мышление, при котором решение различных задач происходит в результате внутренних действий с образами. «Конечно, младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сенситивен к обучению, опирающемуся на наглядность» [2].

На второе место выдвигается память, как произвольная, так и непроизвольная. Доказано, что учащиеся способны непроизвольно запоминать лишь интересный для них учебный материал, но, в отличие от дошкольного возраста, они способны целенаправленно, произвольно запомнить информацию, не вызывающий интереса и привлечения внимания. С каждым последующим годом обучение в значительной степени опирается на произвольную память, как ключевую.

Младшие школьники обладают также оперативной механической памятью. Наряду с этим развивается и смысловая память, которая даёт хорошую возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приёмов, которые выступают в качестве рациональных способов запоминания. Если школьник, работая с информацией, воспринимает её, то одновременно происходит и её усвоение [4, с.15].

Ещё одним из важных изменений личности младшего школьника является внимание. Оно активно развивается в период всего дошкольного возраста, но серьезный прогресс в этой психической функции замечается именно в младшем школьном возрасте, так как успешность процесса обучения во многом зависит от  степени сформированности внимания и его фокусировки на различные объекты.

Очевидно, что у младших школьников концентрация внимания базируется на интересных для них материалах. Тогда, в этом случае мы видим преобладание непроизвольного внимания, так как они способны удержать внимание на понравившихся им действиях. Из-за проявления сильных внешних впечатлений им бывает трудно сосредоточиться на теоретическом материале, более сложном для восприятия [4, с.29].

Опираясь на различные документы, мы видим, что в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:

  • оценивать потребность в дополнительных источниках информации;
  • определять доступные потоки информации и способы её поиска;
  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; а также получать информацию из собственных наблюдений;
  • анализировать полученные сведения, выделяя их ключевые моменты;
  • определяя составные части текстов, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
  • организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
  • наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, добавляя новые представления о причинно-следственных связях;
  • проектировать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
  • использовать информацию для построения умозаключений;
  • использовать информацию для принятия важных решений [1, с.17].

Сделать целью для учащегося то практическое применение теории, которую нужно запомнить, - для любого учителя означает искусно уметь управлять его восприятием и, наряду с этим, направленностью его внимания. Исходя из этого можно выделить две группы информационных умений: информационно-поисковые и информационно-аналитические.

Информационно-поисковые умения - это практические умения. Они успешно формируются у учащихся при работе с разнообразными источниками информации. Как рукописных, так и электронных [3].

Информационно-аналитические умения - ориентированы не только на успешность ребёнка в рамках учебного процесса, но и на развитие внеучебных познавательных интересов и возможностей учащихся начальной школы, на рост его познавательных проявлений за пределами предметной направленности, на формирование личных вкусов, потребностей, ценностей, связанных с усвоением и проектированием информационных ресурсов [3].

Грамотное толкование понятий в речи младшего школьника, к сожалению, в настоящее время большая редкость. Не случайно учащиеся начальной школы готовы лучше выучить наизусть две страницы текста, чем передать их содержание в более лаконичной форме, выделяя и объясняя главные слова и выражения, выстраивая из них логическую цепочку рассуждений. Таким образом, мы прослеживаем проявление репродуктивной деятельности, а не творчески-ориентированной.

В качестве одного из наиболее результативных средств развития информационных умений в младшем школьном возрасте посредством выявления творческих способностей могут выступать ментальные карты, так как они позволяют развивать у учащихся умение читать и слушать, извлекая нужную информацию не только из сплошного текста.

В большей степени осуществлять для решения учебных задач мыслительные операции, такие как: анализ, синтез, сравнение, классификация. Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выстраивая логическую цепочку этапов. Немаловажен навык понимая информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме. Во многих случаях возможны сложности в использовании и применении знаково-символических средств для решения различных учебных и внеучебных задач учащегося.

Эффективным средством решения вышеперечисленных проблем и является ментальная карта – графическое выражение процесса радиального и продуктивного мышления. Другое название, интеллект карта – инструмент, позволяющий рационально структурировать полученную информацию, используя весь свой творческий и интеллектуальный багаж знаний.

Данная карта наиболее удобна и эффективна, как техника визуализации собственных мыслей и альтернативный способ представления информации. Разработчиком оригинальной техники ментальных карт является Тони Бьюзен – психолог, автор более 100 книг, касающихся различных видов мышления, духовного интеллекта, памяти, а также скорости чтения [2].

С помощью ментальной карты осуществляются следующие решающие задачи:

  •  развитие логического мышления;
  •  развитие творческого потенциала;
  •  развитие критического мышления;
  •  рост уровня усвоения учебной программы;
  •  выработка и повышение учебной и внеучебной мотивации;
  •  сохранение здоровья.

Безусловно, интеллект карта представляет собой объективно наилучшее решение для проверки знаний обучающихся. Облегчает применение различных технологий на учебных дисциплинах. Идеально сочетается с педагогическими методами и выступает вспомогательным средством при продумывании, анализе, воплощении технологии проектного обучения.

Внедрение ментальных карт в учебную деятельность, однозначно, позволяет сделать обучение увлекательным для младших школьников, отстранив их от необходимости усвоения и заучивания больших объёмов структурирования информации. Предполагается, что чем раньше мы будем применять такой способ подачи материалов, тем раньше мы заметим использование учащимися всех творческих возможностей мыслительной активности, в дополнении к этому, повысится уровень заинтересованности в обучении и расширении собственного кругозора детей.

Подводя итог приведённой нами информации и доводов, можно сделать вывод, что использование ментальных карт в процессе обучения актуально, современно и имеет большую значимость. Интеллект карта - это переход от традиционного образования к перспективно новому, имеющему стремительное и неисчерпаемое повышение уровня обучения [2].

Благодаря применению этого способа работы с учебным материалом, можно в большей степени улучшить развитие не только информационных умений младших школьников, но и сформировать на высшем уровне внимание, память, мышление. Наряду с этим, можно проследить, что ментальные карты эффективно влияют на целый спектр проявления различных УУД, как в учебной деятельности, так и за пределами школы.

Пример разработанной нами ментальной карты по теме «Алгоритм решения уравнений».

Библиографический список

  1. Алексеева Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования: стандарты второго поколения. [Текст] / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова. - Москва: Просвещение, 2009. - 120 с.
  2. Брызгалина В. В. // Формирование ИКТ-компетентности на основе взаимодействия младшего школьника с информационной образовательной средой. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/11/22/tema-po-samoobrazovaniyu-formirovanie-ikt-kompetentnosti-na.
  3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково словообразовательный. [Текст] / Т. Ф. Ефремова. - Москва: Русский язык, 2000. -120с.
  4. Григорьева А.Ю. Формирование информационных умений младших школьников: метод. материалы для учителей нач. кл.  [Текст] / А. Ю. Григорьева. -Санкт-Петербург: Лема, 2011. - 74 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста

Планировать и организовывать жизнедеятельность воспитанников и осуществлять их воспитание и реабилитацию....

Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста

Планировать и организовывать жизнедеятельность воспитанников и осуществлять их воспитание и реабилитацию....

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе занятий на пони, детей младшего школьного возраста.

Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему. В данном проекте говориться о необходимых условиях гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников в кон...

Карта профессионального развития "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста"

центр для несовершеннолетних»(Стационарное отделение с. Красный Яр)  Карта профессионального развития Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возра...

Из опыта развития функциональной грамотности через составление ментальных карт на уроках истории

Ментальные карты характеризуются тем, что сочетают в себе элементы логического и образного мышления, задействуя при этом оба полушария головного мозга человека. Ментальные карты – одна из широко...

Статья "Проблема исследования творческой активности детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе"

Приоритетной задачей современной образовательной системы является проблема творчества, как субъектная деятельность детей младшего школьного возраста. Данная проблема стала одной из главных приоритет...

Эффективность применения интерактивных дидактических игр на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста

Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, ведь ИКТ обладают мощными инструментами для работы с любым видом информации, они создают феноменальную среду ...