Урок литературного чтения В.А.Осеева "Синие листья"
учебно-методический материал
На данном уроке используется технология РКМЧП для нравственного воспитания подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения В.А.Осеева "Синие листья" | 40.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема | В.А. Осеева «Синие листья» |
Тип урока | Изучение нового |
Цели: | создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности при работе с текстом.
|
Задачи: |
|
Оборудование: |
|
Формы организации деятельности: | - фронтальная работа; - самостоятельная работа; - групповая работа; - индивидуальная работа. |
Методы работы | - наглядный - технология РКМЧП |
Универсальные учебные действия:
1. Личностные
- Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение.
- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
- Уважать мнение одноклассников.
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
2.Регулятивные:
- Способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий.
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
3.Познавательные:
-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
-Сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам.
-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
-Совершенствовать умение работать с текстом, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.
4.Коммуникативные:
-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
-.Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.
- Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. | Формируемые УУД |
ВЫЗОВ
Цель: Учить самостоятельно определять тему и цель урока. | . | ||
I. Мотивация к учебной деятельности Задача: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; организовать планирование учебной деятельности на уроке. | Вступительное слово: Я предлагаю вам начать наш урок с игры, которая называется» Верю! Не верю! ПРИЕМ «ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ»
Я хороший друг. | Эмоционально настраиваются на урок. Контролируют готовность к уроку | Личностные: Позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества Управление поведением партнера.Регулятивные: Способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий |
II. Выявление имеющихся знаний по теме урока Задача: определить имеющиеся у учащихся знания по теме урока. | Послушайте загадку. Что это? Из почек появляются, - Прочитайте загадку «губами» - Теперь прочитайте жужжащим чтением - Прочитайте загадку в парах - Заслушаем чтение одной пары Возьмите листья, которые лежат у вас на партах. Внимательно рассмотрите. - Кто может сказать лист какого дерева у него в руках? (Клёна, березы, дуба.) (Можно использовать атлас - определитель "От земли до неба".) - Что интересного вы знаете о дубе? (Дерево долгожитель. Из желудей можно варить кофейный напиток.) - Что интересного вы знаете о березе? (Символ России, делают березовый сок, существует два типа дерева - мужское и женское. Женская береза распускает листья в сторону, а мужское дерево вверх.) - Что интересного вы знаете о клене? (символ Канады, из листьев добывают кленовый сахар.)
- Раскрасьте ваши листочки. В какие цвета вы их раскрасили? (Зеленый, желтый. красный, оранжевый.) - Могут ли листья быть синего цвета? Оказывается –могут! | Отгадывают загадку Читают разными способами Выполняют задания, делятся своими знаниями | Коммуникативные: -Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Познавательные УУД: совершенствовать умение работать с текстом, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы. Личностные УУД: воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение. |
Постановка учебной задачи Задача: вызвать интерес к учебному материалу. | - Рассказ который мы сегодня будем читать называется "Синие листья". Его написала В. Осеева. - Как вы думаете, почему она его так назвала? (Предположения детей.) - Итак, наши задачи: 1) познакомиться с В.А. Осеевой. 2)познакомиться с рассказом В.А. Осеевой "Синие листья"; 3) выяснить почему рассказ так называется; | Ведут диалог с педагогом, высказывают предположения. Выводят тему и цели урока. | Регулятивные: Способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий |
ОСМЫСЛЕНИЕ
Первичное восприятие. Задача: вызвать интерес к учебному материалу. | Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них — Валентина Осеева. Валентина Александровна Осеева-Хмелёва — одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких героев. . Я случайно нашла письмо ее к Вам, детям. Вот оно. «Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: – Понравился тебе рассказ? - Давайте послушаем рассказ В. Осеевой "Синие листья". ПРИЕМ «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ» | Чтение текста учителем. Дети отвечают на вопросы по проверке первичного восприятия. | |
IV.Работа над нравственной идеей текста.
Задача: выделять события, видеть их последовательность ; формировать представления о нравственных понятиях. V.Работа над языком произведения. | У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю: - Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит: - Спрошу у мамы. Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена: - Позволила мама? А Катя вздохнула и говорит: - Мама-то позволила, а брата я не спросила. - Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.
Приходит Катя на другой день. - Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена. - Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш. - Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много. - Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную. - Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней: - Ну, что ж ты? Бери!
- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает: - Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие? - Карандаша зелёного нет. - А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит: - Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих: - Надо так давать, чтобы можно было взять.
- Нужно ли помогать другим людям? Докажите свое мнение. - Как бы вы решили проблему Лены? - Почему учитель сказал такие слова: «Надо так давать, чтобы можно было взять». Как вы их понимаете? "Жужжащее чтение" детей. - Прочитайте рассказ вполголоса. - Как вы думаете, о чем мы должны задуматься, прослушав это произведение? - Каковы главные слова всего произведения? Как вы их понимаете? - Давайте, подумаем какими чертами характера обладали девочки. Характеристика героев. (Работа в группах) - Откройте конверт (В конверте лежат слова-качества героев, имя девочки. Нужно составить кластер-ромашку).
ПРИЕМ «КЛАСТЕР» Проверка выполненной работы. (На доску вывешиваются кластеры. Командир читает вопрос, члены в группе называют качества характера, которые подобрали. Другие группы слушают ответы детей, и, если возникает свой ответ, могут высказать его). Чтение рассказа по ролям - Мы выяснили особенности характеров девочек. Это поможет нам лучше прочитать этот рассказ по ролям. | Ведут диалог с педагогом, высказывают предположения. Опираясь на предложенный материал, дети выбирают слова для характеристики качеств героев (по группам). Представляют свой результат на прослушивание и обсуждение. | Коммуникативные: -Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Познавательные УУД: совершенствовать умение работать с текстом, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы. Личностные УУД: воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение. Регулятивные УУД: закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность. Личностные УУД: оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм. |
РЕФЛЕКСИЯ Задача: учить осуществлять первоначальный контроль своих действий. | ПРИЕМ «СИНКВЕЙН» Подведем итог и составим синквейн со словом ДРУЖБА Дружба Настоящая, верная. Сближает, выручает, доверяет, Настоящий друг помогает в беде. Доверие. - А теперь, давайте создадим своё необычное дерево дружбы. (в конверте - листья деревьев синего и зеленого цвета. На доске на половинке ватмана изображение ствола дерева с ветками без листьев. Задание: - Те ребята, кто считает, что теперь знает, кто такие настоящие друзья – приклеивает на дерево зеленый листок, а кто еще не совсем понял, что значит дружить – приклеивает синий листок). | Обобщают полученные знания | Регулятивные УУД: закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность Личностные УУД: Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм. |
VI. Итог урока. VII. Домашнее задание Цель: – организовать выполнение д/з. | - Заканчивая урок, я прочту вам еще одно стихотворение. Случается, бываем одиноки, - Чему научил вас этот рассказ? - Какова основная мысль рассказа? Из группы пословиц выберите только те, которые подходит к нашему рассказу. • Вежливость открывает все двери. • Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. • Нет — друга ищи, а нашёл — береги. • Делу время, а потехе — час. • Где труд, там и радость. • Крепкую дружбу и водой не разольёшь. • Добрый человек добру учит. • Кто скоро помог, тот дважды помог. • Лето прохлопал, осень протопал, а тут снег на голову. • Птица сильна крыльями, а человек — дружбой. • Красив тот, кто красиво поступает. • Сердце матери лучше солнца греет. | Определяют главную мысль произведения. | Познавательные УУД: анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы |
Приложение
В.А.Осеева "Синие листья"
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
- Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
- Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
- Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
- Мама-то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
- Ну, что ж ты? Бери!
- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зелёного нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
- Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения
Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы...
Урок литературного чтения
МОУ «Осташёвская средняя общеобразовательная школа» 1 кл...
Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.
laquo;Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духов...
Открытый урок. Типология уроков литературного чтения. 3 курс. Гаврилова В.Ю.
Методическая разработка открытого урокапреподавателя методики русского языка КГБОУ СПО «Камчатский педагогический колледж» Гавриловой Валерии Юрьевны. Пояснительная записка. С 2009 год...
Урок литературного чтения 3 класс Виеру. "Подснежник"
Тема. Виеру . « Подснежник."По моему мнению, уроки поэзии особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять и, конечно же, научить...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»
Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...
Теоретический материал по одной из форм работы на уроках литературного чтения. «Литературная игра как форма работы».
Одним из средств воспитания на уроках чтения являются литературные игры. В методическом аспекте литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном ...