Работа студента. Презентация на тему: «Развитие познавательных процессов на уроках физкультуры»
творческая работа учащихся
Познавательные процессы – это психические процессы, которые обеспечивают получение, хранение и воспроизведение информации и знаний из окружающей среды.
Можно сказать, что когда говорят о способностях, таланте, гении, интеллекте и уровне развития, то имеют в виду, прежде всего, познавательные процессы. Человек рождается с этими задатками, но в начале жизни использует их неосознанно; в дальнейшем же происходит их формирование. Если он научится их правильно использовать, а главное – развивать, то сможет добиваться самых амбициозных целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnye_protsessy.pptx | 785.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЛАН: 1.Познавательные процессы 2.Мышление и память 3.Внимание и интерес 4.Восприятие 5.Формирование самоконтроля 6.Воображение 7.Заключение 8.Список литературы
Познавательные процессы Познавательные процессы – это психические процессы, которые обеспечивают получение, хранение и воспроизведение информации и знаний из окружающей среды. Можно сказать, что когда говорят о способностях, таланте, гении, интеллекте и уровне развития, то имеют в виду, прежде всего, познавательные процессы. Человек рождается с этими задатками, но в начале жизни использует их неосознанно; в дальнейшем же происходит их формирование. Если он научится их правильно использовать, а главное – развивать, то сможет добиваться самых амбициозных целей. Существуют разные классификации познавательных процессов, чаще всего их выделяют восемь. Краткая их характеристика:
Память : это система запоминания, забывания и воспроизведения полученного опыта по прошествии времени. В психологии познавательных процессов память обеспечивает целостность личности. Внимание : это избирательное направление восприятия на что-либо. При этом внимание не считается отдельным познавательным процессом, а, скорее, свойством остальных. Восприятие : чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным. Очень тесно связано с ощущениями, при помощи которых информация поступает мозг и является материалом для переработки, оценки и интерпретации восприятием. Мышление : это возможность получить определенные знания о явлениях, которые нельзя воспринять при помощи остальных познавательных процессов. Может быть словесно-логическим, наглядно-предпринимательским, практическим, наглядно-образным. Воображение : способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов. Является основой наглядно-образного мышления. Речь: процесс общения, который проявляется при помощи языка. Человек способен воспринимать и принимать языковые конструкции, создавать и воспроизводить свои мысли при помощи языка. Представление: умение отражать в сознании качество различных объектов. Существуют речевые, фонетические, слуховые, интонационные, музыкальные и зрительные представления. Ощущения : способность человека чувствовать конкретные явления и предметы вокруг него ..
Мышление и память О развитии познавательных процессов учащихся на уроках математике , русского языка , химии говорят и пишут много и давно . Но и на уроках физического воспитания есть много эффективных способов и методов для развития памяти , внимания , мышления , а значит , и формирования положительной учебной мотивации. Успешность выполнения физических упражнений на занятиях по физической культуре во многом определяется тем, насколько педагог обеспечивает развитие познавательных процессов, которые помогают учащемуся познать окружающий мир и самого себя, выступают основой формирования двигательных навыков и умений, приобретения физкультурных знаний. Мышление и память – наиболее важные психические процессы познавательной деятельности человека. С их помощью происходит открытие существенно нового – существенных свойств, связей и отношений между объектами. Одной из важнейших сторон мышления человека является умение сравнивать, обобщать предметы и явления, производить их классификацию. Без умения обобщать и классифицировать предметы и явления невозможно формирование понятий Развитие мышления на занятиях по физической культуре осуществляется в направлении включения мыслительных операций и интеллектуальных действий во все виды двигательной деятельности учащихся.
Операции анализа , синтеза, сравнения, нахождения сходства и различия в объектах, классификация, обобщение насыщают каждое физкультурное занятие. Так, операция сравнения может иметь место при выполнении упражнений взрослым и ребенком, детьми разного уровня физической подготовленности. Ребенок находит признаки сходства и различия в выполнении упражнений, обобщает понятие "техника движения". Операции сериации способствуют "интеллектуальные игры". Ребенок набирает команду игроков и выстраивает их по росту, выполняет игровое задание в подвижной игре, сортируя предметы по размеру; подбирает спортивный инвентарь для спортивных игр, расставляет его в соответствии со схематическим изображением. Операция классификации и обобщения сопровождает анализ физического упражнения. Вначале дети учатся рассказывать о технике движения, изображенного на схеме, а затем называют ошибки в его выполнении. Понятие "техника движения" обобщается.
Среди основных методов развития памяти – использование образа как средства развития произвольной памяти. Ребенок запоминает образ предмета раньше, чем обозначающее предмет слово. Поэтому во время разучивания упражнений детям объясняется, что каждое из них может напоминать действие того или иного предмета, явления, существующего в окружающем мире. В своем сознании ребенок создает образы разной степени сложности, основанные на ассоциациях и эмоциональных впечатлениях. Они помогают впоследствии припомнить информацию объекта, который невозможно удержать в кратковременной памяти. Слово (рассказ, объяснение) является для ребенка дополнением к увиденному. Оно активизирует произвольную память, способствуют созданию более точных зрительных представлений о физическом упражнении. В объяснении важно подчеркнуть существенное, выделить тот элемент техники физического упражнения, к которому необходимо привлечь внимание дошкольников, сделать указание о необходимости сохранения нужного положения тела при его выполнении. Эффективны задания специального обучения использованию знаний в действиях, где каждый ребенок в речи выражает все то, что выполняет практически. Это побуждает к запоминанию и предварительному обдумыванию действий, контролю над ними.
Работа по развитию внимания строится на двигательных заданиях, вызывающих у учащихся интерес к упражнению. Внимание и интерес неразделимы. Педагог использует разнообразные формы развития движений с целью создания хорошего эмоционального фона, желания ученика заниматься по собственному побуждению. Положительную эмоциональную реакцию у детей вызывает использование игрового метода, характерными признаками которого выступают: ярко выраженное соперничество и эмоциональность в игровых действиях; изменчивость условий их выполнения; отсутствие строгой регламентации в характере действий и нагрузке; комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и физических качеств; высокие требования к творческой инициативе в действиях. Постепенно в физкультурное занятие следует вводить упражнения, развивающие произвольное внимание и требующие волевых усилий для их выполнения. Но это не означает, что на каждом занятии дети выполняют новые двигательные задания. Полезнее внести дополнения к знакомому движению или дать такой вариант подвижной игры, который требует дополнительных физических и волевых качеств. Внимание и интерес
При создании программ развития восприятия (чувственного познания) учитываются особенности ориентировки учащихся в пространстве, контроля над своим поведением. Первоначальные представления о направлениях пространства связаны с собственным телом человека. Оно является для него точкой отсчета, по отношению к которой и определяется направление. Постепенно дети начинают выделять в пространстве отношения между предметами. Большое значение в образовании представлений о пространстве имеют подвижные и спортивные игры. Они учат учащихся определенным образом располагаться на игровой площадке, помогают выделять и фиксировать тот или иной вид пространственных отношений. Слова-обозначения пространства, отражаемые в игре, обеспечивают перевод ориентировочных действий в план представляемых действий. Контроль над своим поведением наиболее успешно развивается в ситуации взаимоконтроля школьниками друг друга. При взаимопроверке, когда дети меняются функциями ”исполнителя“ и ”контролера“, у них повышается требовательность к своей деятельности, желание выполнить ее лучше, стремление сравнить ее с деятельностью других. То есть, ситуация самоконтроля дает детям стимул для освоения самоконтроля. На занятиях по физической культуре основными способами формирования самоконтроля выступают: акцентированный показ двигательного действия с выделением ведущих элементов движения и контрольных точек самоконтроля; Восприятие
Контроль над своим поведением наиболее успешно развивается в ситуации взаимоконтроля учащимися друг друга. При взаимопроверке, когда дети меняются функциями ”исполнителя“ и ”контролера“, у них повышается требовательность к своей деятельности, желание выполнить ее лучше, стремление сравнить ее с деятельностью других. То есть, ситуация самоконтроля дает детям стимул для освоения самоконтроля. На занятиях по физической культуре основными способами формирования самоконтроля выступают: акцентированный показ двигательного действия с выделением ведущих элементов движения и контрольных точек самоконтроля; исполнение вариативных действий по образцу; обсуждение с детьми способов выполнения двигательного действия; восприятие двигательного действия в медленном темпе. В результате такой работы у учащихся формируются умения выступать инициатором двигательной деятельности, иметь собственную позицию в ее построении. Формирование самоконтроля
Отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях обеспечивается развивающимся воображением ребенка. Взаимодействуя разнонаправлено с другими познавательными процессами (мышление, память), с эмоционально-волевой и поведенческой сферой личности, воображение обуславливает широкий круг возможностей на уровнях деятельности и психики. Оно обеспечивает построение образа, создание программы поведения в неопределенных проблемных ситуациях, моделирование процессов или объектов. Особенность воображения оперировать образами и преобразовывать их в условиях отсутствия полноты информации указывает на воображение как на основу творчества, дает основание связывать его развитие с общим психическим развитием ребенка. На занятиях физической культурой важным моментом в развитии воображения школьника выступает сюжет, который помогает создать воображаемую ситуацию ,, перевоплотиться в разных персонажей. Двигательный замысел реализуется спонтанно, без специальной подготовки, процесс деятельности является одновременно и результатом. Ученики дополняют , изменяют, преобразовывают знакомые движения, создают новые композиции из усвоенных старых элементов. Основное взаимодействие педагога с ребенком при этом заключается в том, чтобы вызвать у него соответствующий эмоциональный отклик, помочь "войти" в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого (новый "образ Я"), вести двигательный диалог через язык жестов, мимики, поз. Воображение
В результате неоднократного использования одних и тех же способов выполнения движений в разных игровых ситуациях дети приходят к их обобщению, что делает движение осознанным. Следовательно, включение в образовательный процесс упражнений и игровых заданий, способствующих развитию познавательных процессов, перестраивает моторику ребенка, обеспечивает быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать двигательные решения.
Заключение «Отточенная пластика движений. Мгновенная реакция броска. О спорт! Ты воспитатель поколений. Большого друга верная рука. Чтоб бегать , плавать , двигаться умело. Противника , играя . Побеждать Пускайте тело без сомненья в дело! Нет больше чести , чем себя создать! Спорт дарит нам энергию здоровья . Упорство , силу духа , красоту. Спорт учит нас на мир смотреть с любовью. В реальность воплощать свою мечту.»
Список использованной литературы: 1. Лебедев А. В., Жигалов Ю. А. Психические процессы и состояния: СПб.: СПбГАХПТ , 1999.Метод. пособие для студентов всех спец. 124 с 2. Бабушкин Г. Д., Смоленцева В. Н. Психология физической культуры и спорта. Учебник для высших физкультурных учебных заведений Омск : СибГУФК , 2007. – 270 с 3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш . пед . учеб, заведений. – М.: Издат ельский центр «Академия», 2000. – 288с. СибГУФК , 2007. – 270 с 4. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. – 352 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
В психолого-педагогической литературе нет однозначного определения понятия «активизация». Ряд авторов под «активизацией» понимают реализацию на практике принципа активности. &l...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной (аудиторной) работы студентов СПО по теме "Выполнение творческих заданий к урокам в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла".
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Традиционный газетный дизайн и вёрстка информационно-познавательной газеты для родителей ДОО»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта! [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; width: 120...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Составление кроссворда к урокам в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: "Подготовка информационного сообщения к уроку в процессе изучения психолого – педагогических дисциплин"
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Дипломная работа на тему: «Развитие познавательной активности дошкольника с умственной отсталостью средствами дидактической игры»
Выпускная квалификационная работа Тема: «Развитие познавательной активности дошкольника с умственной отсталостью средствами дидактической игры»Современному обществу сегодня необходимы...
Учебно-методический комплект практических занятий по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов как необходимый фактор профессионального роста»
Учебно-методический комплект к практическим занятиям по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов...