«Особенности организации внеклассной деятельности в инновационном образовательном учреждении»
методическая разработка

Куликова Алла Вячеславовна

«Особенности организации внеклассной деятельности в инновационном образовательном учреждении»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrab.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное образовательное учреждение

Саратовской области

«Вольский технологический колледж»

«Особенности организации внеклассной деятельности в инновационном образовательном учреждении»

                                                                     преподаватель спецдисциплин

высшей  квалификационной категории

                                                                      Куликова Алла Вячеславовна

2022г.

Пояснительная записка

В условиях среднего профессионального образования инновационная образовательная и воспитательная системы являют собой такой способ организации жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов и их взаимосвязь. Поэтому и рассматривать эти системы следует как одно целое. Инновационная образовательная и воспитательная система это, с одной стороны, психолого-педагогическая организация деятельности, с другой стороны, социально -педагогическая, которая влияет на обучающихся и  как педагогический фактор (через преподавателей, лекции, учебники, домашние задания, классные часы), и как социальный (через социальные отношения в социуме).

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС  следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования.

Практика показывает, что духовное и профессиональное развитие будущих рабочих протекает наиболее успешно, если проводить теоретическое и производственное обучение в тесной взаимосвязи с внеклассной работой. Кроме того, внеурочная деятельность в ГАПОУ СО «ВТК» позволяет решить целый ряд очень важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию студентов в колледже;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития личности;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности студентов.

Вне учебная деятельность обучающихся технологического колледжа – это сложнейшая система действий педагогов колледжа, обучающихся, родителей, общественности, представителей предприятий и учреждений культуры.

 Это деятельность, направленная на развитие обучающихся вне урока, вне учебного процесса. Она составляет самостоятельно организуемую систему учебно-воспитательной деятельности  наравне с системами практического и теоретического обучения.

Цель внеклассной деятельности – помогать подросткам и юношеству использовать свободное от учебы время для собственного развития путем самовоспитания, самообразования, самообучения и занятия общественно полезной деятельностью.

Задача внеклассной работы во всех ее формах состоит в привлечении обучающихся к активному участию в общественно полезной деятельности, в стимулировании их инициативы и самостоятельности, в развитии индивидуальных интересов, склонностей и способностей. Таким образом, по существу внеклассная работа с обучающимися представляет собой органическую часть и важный элемент всей учебно-воспитательной деятельности. Она является продолжением и дальнейшим развитием той работы, которая проводится на уроках в соответствии с обязательными для всех обучающихся программами. Она подчинена учебно-воспитательным задачам,  решаемым колледжем,  и  в этом заключается одна из важнейших особенностей данного участка учебно-воспитательной работы.

К основным принципам организации внеурочной деятельности относятся:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию

Различают формы проведения внеклассной деятельности: индивидуальные, групповые  и массовые формы работы.

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных обучающихся, направленная на саморазвитие, самовоспитание.

 Например: подготовка докладов, сообщений, номеров художественной самодеятельности, и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от педагогов знания индивидуальных особенностей  обучающихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.

Самостоятельная работа является одним из видов вне учебных занятий обучающихся, способствующая развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Самостоятельная работа проводится с целью: систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; углубления и расширения теоретических знаний; формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развития исследовательских умений.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой учебной дисциплины и профессионального модуля, индивидуальные особенности обучающегося.

Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка обучающегося; контроль и оценка со стороны преподавателя.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и т. д.; для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц ребусов, кроссвордов, глоссария, для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов, словарей, справочников; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, текстовых заданий и др.

Самостоятельная или управляемая проектная деятельность обучающихся помогает реализовать их творческий потенциал. Любые попытки тематически ограничить проектную деятельность обучающихся рамками учебной дисциплины или организационно – рамками урока (мини-проекты обучающихся как форма самостоятельной работы) являются подменой идей использования метода проектов в образовательном процессе. Время урока можно использовать для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) обучающихся, а также для презентации результатов проекта (проектов). Каждый обучающийся реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Поэтому обучающимся необходимо предлагать несколько вариантов организации работы над проектом, например: в рамках специального учебного модуля; в рамках имитации проектной деятельности обучающихся (например, вне урока); в ходе работы подростков над реальным проектом.

Успех в ведении самостоятельных работ во многом зависит от ее организации. Правильная организация, умелое планирование позволяют существенно повысить качество и эффективность самостоятельной учебной деятельности обучающихся, выполнить значительно больший объем работы. Сущность организации самостоятельного труда коротко можно выразить следующими словами: максимум эффективности при минимальных затратах времени, сил и средств.

Групповые занятия в кружках.

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий,  встречи с интересными людьми и др.

С точки зрения связи с учебными дисциплинами можно выделить три группы кружков: предметные, межпредметные  и  непредметные.

Предметными в колледже называют такие кружки, которые связаны непосредственно с трудовым обучением. По своему содержанию они являются как бы продолжением того, что делали обучающиеся на уроках спецдисциплин, однако деятельность их становится более сложной, глубокой. Объекты труда, получаемые в предметных кружках, не дублируются теми, которые обучающиеся выполняли в учебное время. К такому числу кружков в колледже относятся кружки технического направления  «Я – мастер», в которое входят: «Волшебный мир тканей», «Ракурс», «Яркие гаммы ленточной вышивки», «Моделирование сварочных конструкций», «Идеи вашего дома», «Делаем сами своими руками», «Мир мультимедийных технологий», «Театр моды «Авангард».

В процессе внеклассной работы творческая деятельность обучающихся, связанная с конструированием изделий, разработкой технологии,  обработки тех или иных материалов, может занимать сколько угодно времени. Главное, чтобы эта деятельность проходила на хорошем уровне, способствовала развитию технического мышления обучающихся. А для этого преподаватель должен подобрать задания, соответствующие возможностям обучающихся и вызывающих у них интерес к работе. Внеклассная работа способствует трудовому воспитанию обучающихся. Для того чтобы повысить ее эффективность, нужно придать всем видам труда обучающихся во время  внеклассной работы воспитательный характер. Чтобы внеклассная работа стала действительно воспитывающей, необходима  целенаправленная деятельность преподавателя.          

Среди межпредметных кружков наиболее положительно зарекомендовал себя кружок естественных наук «Чудесница химия». Объектами труда обучающихся в этом кружке являются различные модели, позволяющие проиллюстрировать определенные закономерности, изучаемые в курсе химии и других общеобразовательных предметов.

Непредметные кружки получили наибольшее распространение во внеклассной работе. По содержанию деятельности обучающихся они самые разнообразные. К непредметным, работающим в лицее относятся прежде всего кружки спортивного направления, такие как спортивный клуб «Пять», в который входят секции по волейболу, футболу, стрелковая секция, настольный  теннис, бокс; гражданско – патриотического направления: волонтерский клуб «VITA», патриотический клуб «Витязь»; художественно – эстетического направления:  «В мире талантов».

Выбор формы организации работы обучающихся определяется в значительной мере объектами труда, которым на кружковых занятиях уделяется особенное внимание. Это вызвано тем, что в процессе внеклассной работы приходится одновременно учитывать два противоречивых обстоятельства: с одной стороны, коллективный труд располагает наибольшими воспитательными возможностями, а с другой – обучающиеся стремятся к индивидуальным заданиям, которые отвечают их личным интересам и дают возможность наиболее полно проявить свою самостоятельность. Таким образом, с точки зрения задач воспитания следует возможно шире использовать фронтальную форму организации работы обучающихся, а с точки зрения их интересов (с которыми нельзя не считаться) – индивидуальную. Индивидуализации работы кружковцев способствует то, что во внеклассной работе не занимаются массовым изготовлением одинаковой продукции.

Формы массовой работы

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в колледже. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие.

Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации обучающихся. К массовым относятся такие формы внеклассной работы, как тематические вечера, встречи с передовиками производства, выставки, экскурсии, недели профессионального мастерства, проводимые в лицее. Они позволяют расширить представления обучающихся об основах современного производства, познакомить их с различными профессиями.

Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют подростковую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество обучающихся: рисунки, сочинения, поделки. Конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого.

При проведении же бесед, вечеров лишь часть обучающихся выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются праздники, проходящие в лицее. Они посвящаются датам календаря, юбилеям поэтов и писателей, деятелей культуры. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны.

В колледже ежегодно проводятся военно-спортивные праздники под названиями “А ну-ка, парни!”, «Конкурс строя и песни», посвященные  Дню защитника Отечества, где формируются физические качества обучающихся: смекалка, находчивость, четкость выполнения команд, боевая  выправка, способность ориентироваться в любой жизненной ситуации. Военно-спортивные мероприятия помогают быстрее адаптироваться к суровым будням армейской жизни. Дважды в год проводится игра под названиями «Зарница», «Победа», обучающая  быстрой реакции в нестандартных ситуациях, пропагандирующая здоровый образ жизни.  

Смотры - наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача - подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску.

Формой массовой работы с обучающимися является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

      Классные часы являются основой для духовно-нравственного воспитания юных граждан, создают условия для формирования гражданских чувств.

На классных часах проходят тематические встречи и беседы с ветеранами войн и труда, интересными людьми, выдающимися личностями. Предлагаемая тематика классных часов проходит единой нитью через все года обучения, а также определяет  через усваиваемые нравственные нормы характер взаимоотношений с другими людьми, являясь багажом, перспективой развития.

Таким образом, предлагаемая тематика и содержание классных часов являются логичным этапом в системе воспитания активной гражданской позиции обучающихся:

  1. “Крым, Возвращение домой!” – классный час о присоединении Крыма к России.
  2. “100-летие начала первой мировой войны” – классный час об истории начала и значимых событиях первой мировой войны;
  3. “Золотое кольцо России” – цикл классных часов о городах, составляющих «Золотое кольцо России»;
  4. “Азбука вежливости” – диспуты, беседы по нравственному воспитанию подростков;
  5. “Я служу России” – цикл классных часов о конституционном долге молодых людей – службе в армии;
  6. “Наркотикам мы скажем – НЕТ!” – цикл классных часов, посвященных здоровому образу жизни;
  7. “Религиозная подоплека терроризма” – цикл классных часов, посвященных воспитанию обучающихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам;  
  8. “Хрустальное сердце матери” – цикл классных часов о женщинах России;
  9. “День героев Отечества” – цикл классных часов о Героях России;
  10. «Твои имена, Победа!» - цикл мероприятий, посвященных 70 – летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Объединяющие формы внеклассной работы

К объединяющим формам внеклассной работы относится работа музея нашего колледжа. Основная работа музея связана со сбором материалов. Для этого проводится поисковая деятельность, ведётся широкая переписка, работа в архиве, встречи с интересными людьми. Материалы музея  используются на уроках истории, литературы, профессионального трудоустройства и самоопределения.

      Следует отметить значительный краеведческой потенциал, в том числе музейной работы в колледже, в решении проблемы формирования патриотизма у обучающихся. Он интегрирует в себе возможности носителя содержания патриотического образования (знания о Родине, ее историческом прошлом, достижениях и трудностях, людях и т.д.) и формы организации учебно-познавательной деятельности.

Внеклассная работа историко-краеведческого характера базируется на тесной связи обучения, воспитания и образования с жизнью. Устанавливая взаимосвязь учебной и внеклассной историко-краеведческой работы, преподаватели во внеклассной работе для более глубокого изучения местной истории широко использует знания обучающихся, полученные на уроке. Познание общих закономерностей исторического процесса помогает обучающимся глубже понимать историю своего родного края, как частицу истории нашей страны, а знание местной истории способствует осознанному пониманию общеисторических закономерностей. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Когда идет изучение значительных исторических событий и показывается, как они преломлялись в данной конкретной местности, это приобретает особое воспитательное и образовательное значение. Обучающиеся видят крупнейшие исторические события отраженными в близкой им обстановке.

В музее ГАПОУ СО «ВТК» организованы  и постоянно действуют выставки:  «Дорога их слава, дорога их честь» (о Героях ВОВ, выпускниках лицея), «От Малыковки до Вольска» (об истории города), «Быть рабочим – призвание гордое!» (о выпускниках лицея, которые своим трудом  прославили  звание рабочего на просторах России и ближнего Зарубежья, «Мы разные, но мы вместе» (о дружбе и сотрудничестве лицея с другими республиками», « Мы из тех, кто из профтех», (о профессиях, которые получали в лицее за годы его существования, баннер (5х 3.20м) посвященный истории жизни города и лицея со дня основания до наших дней, «Связаны общей судьбою» о многолетнем родстве, содружестве и сотрудничестве с  самым крупным предприятием города фирмой «Холсим».

По праву, на областном конкурсе «Мы приглашаем  в наш музей», организованным Советом директоров ПОУ Саратовской области, работа нашего музея, коллектива преподавателей и обучающихся была отмечена грамотой  за второе место.

Только в случае,  когда организации музея предшествует большая поисково-исследовательская работа по изучению родного края, когда внеклассная работа находится в тесной связи с учебной и они взаимодействуют друг с другом, когда собранные материалы для музея широко используются как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях, только тогда обучающиеся будут стремиться  работать в музее и успешно учиться.

Заключение

В колледже созданы все  условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы колледжа по данному направлению предоставляет возможность:

- свободного выбора обучающимися программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помочь  удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимать  активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимать и принимать экологическую культуру.

Воспитательными результатами внеурочной деятельности обучающихся являются:

- приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

-получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

- получение опыта самостоятельного общественного действия

Используемая литература:

  1. Полуянов В.Б., Перминова Н.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Вестник Учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Росс. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – № 1 (39). – С. 112-125.
  2. Гойдина Н.А. - "Организация самостоятельной аудиторной работы студентов"- М: Эксмо-Пресс, 2009 г.
  3. Ведерникова Е.Г. – «Развитие  познавательной активности студентов в процессе обучения и внеаудиторной деятельности через активизацию мышления»- М.: Эксмо, 2012
  4. Лесик И.С. – «Организация самостоятельной работы студентов как одно из условий усвоения профессиональных компетенций»- М: ПРИОР, 2003 г.
  5. Марохонько О.И. – «Организация самостоятельной работы студентов» - М.: Эксмо-Пресс, 2010 г.
  6. Высочина Т. А. Современная организация внедрения инновационной образовательной и воспитательной систем в условиях СПО [Текст] / Т. А.
  7. Высочина, Л. И. Желудкова, Н. А. Плохова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 110-113.
  8. Внеклассная работа по истории и обществоведению / Сост. В.П. Гуськов. - М.: Просвещение, 1981 - 158с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности учащихся в образовательном учреждении МОУ ИРМО "Мамоновская СОШ"

Организация внеурочной деятельности учащихся в МОУ ИРМО "Мамоновская СОШ", с указанием содержания  данного вида деятельности в ОУ....

Интеграция образовательных программ профессионального образования в общеобразовательное, как одно из условий успешного развития инновационного образовательного учреждения

Существуют разные причины, благодаря которым возникает необходимость в организации сетевого взаимодействия между образовательными организациями ПОУ - СОШ. Во-первых, в поисках знаний обучающиеся...

Развитие досуговой деятельности студентов в образовательном учреждении. Проблемы и пути их решения.

Данная статья подготовлена для межрегиональной научно-практической конференции "Апрельские чтения-2019"...

Методическое пособие для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах "Особенности организации проектной деятельности в образовательной деятельности "Технология"

Данное пособие разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 преподавание в началь...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы учителя)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ(из опыта работы учителя)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.06 Организация коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

РАБОЧАЯ программа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.06 Организация коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении для специальности44.02.01 «Дошкольное образование»...

Методическая разработка по теме Особенности организации работы среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения сельской местности

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия  по теме Особенности организации работы среднего медицинского пепрсонала в  учреждениях здравоохравнения сельской ...