Методическая разработка по теме Особенности организации работы среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения сельской местности
методическая разработка

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия  по теме Особенности организации работы среднего медицинского пепрсонала в  учреждениях здравоохравнения сельской местности (дисциплина: "Общественное здоровье и здравоохранение"). Методическая разработка содержит технологическую карту, теоретический и контролирующий материал по  указанной теме.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

        

 

Ш. Б. Байрамов

Методическая разработка теоретического занятия

по теме: Особенности организации работы среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения сельской местности.

по дисциплине: ОП.08 Общественное здоровье и здравоохранение

для специальности: 34.02.01 Сестринское дело

Москва, 2023

РАССМОТРЕНО                                      

Протокол заседания

Цикловой методической

комиссии    №    

от   «  »         2023 г. №  

УТВЕЖДЕНО

Методическим советом

Протокол заседания

№ ___ от « __ » ______2023 г.  № ___  

 

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Аннотация

          Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме   Особенности организации работы среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения сельской местности в соответствии с рабочей программой   по учебной  дисциплине ОП. 08 Общественное здоровье и здравоохранение   для специальности 34.02.01 Сестринское дело. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в  методической  разработке, позволяют  преподавателю выбрать наиболее  оптимальные  действия  для  эффективного  раскрытия  индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

Методическая разработка предназначена для преподавателей.

Составитель: Байрамов Ш. Б. о., преподаватель первой квалификационной категории  ГБПОУ  ДЗМ «Медицинский колледж №2».                                                                                                                   

Рецензент:  Жукова  Н. Ф., преподаватель высшей квалификационной категории   ГБПОУ   ДЗМ   «Медицинский колледж № 2»

         

СОДЕРЖАНИЕ

1.  Пояснительная записка.………………………………………….....................4

2. Методический блок.……………………………………………………………5

2.1. Введение…….………………………………………………………………...5

2.2. Технологическая карта………………………………………………………7

3. Информационный блок.…….…………………………………….....................9

3.1. Лекционный материал (опорный конспект).…….……………....................9

4. Контролирующий блок.…….……………………………………...................17

4.1. Вопросы для контроля усвоения домашнего задания (устный и письменный опрос…….…………………………………………………………17

4.2. Тестовые задания для контроля усвоения нового материала ..………….18

4.3. Критерии оценок....…...……………………………………………………..24

4.4.  Заключение…….……………………………………………………………25

5. Список литературы.……...……………………………………………………26

1. Пояснительная  записка

         Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме Особенности организации работы среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения сельской местности   в соответствии с рабочей программой   по учебной дисциплине ОП. 08 Общественное здоровье и здравоохранение   для специальности 34.02.01 Сестринское дело.

         На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе.

           Методическая разработка структурирована и содержит:

* методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой, мотивация (актуальность темы), оснащение занятия, список литературы, технологическая карта;

* информационный блок включает материалы теоретического занятия: опорный   конспект;

* контролирующий блок включает вопросы (устно и письменно) для контроля усвоения домашнего задания, эталоны ответов на устные (письменные) вопросы, тестовое задание для контроля усвоения нового материала и эталоны ответов на тестовые вопросы.  

       Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учетом рекомендаций по оформлению методических разработок.        

       Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют преподавателю выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся, в учебном процессе используются технология обучения в сотрудничестве (обучение в малых группах).

       Предлагаемый материал может быть использован преподавателями для проведения теоретического занятия и для более качественного усвоения информации обучающимися по данной теме.    

Технологическая карта занятия

  1. Дисциплина:  Общественное здоровье и здравоохранение

  1. Тема (название): Особенности организации работы среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения сельской местности
  2. Занятие: № 7
  3. Тип занятия: Изучения нового материала
  4. Форма проведения: лекция-семинар
  5. Время проведения: 2 ч (90 мин.)
  6. Место проведения: Кабинет ОПД
  7. Цели занятия: Сформировать целостное представление об особенностях организации работы среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения сельской местности.    
  8. Знать:

Особенности организации работы среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения сельской местности.    

Права и обязанности медицинских работников и медицинских организаций   при оказании медицинской помощи сельскому населению.

Уметь:

Объяснять этапы  оказания лечебно – профилактической  медицинской помощи сельскому населению.  

Перечислить основные направления деятельности ЛПУ, оказывающие медицинскую помощь сельскому населению.

  1. Уровень освоения: Репродуктивный

  1. Работа по достижению данных целей обеспечивает формирование следующих компетенций:

Код/шифр компетенции

Содержание компетенции

Пути формирования компетенции

Общие компетенции

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

Участие образовательном процессе

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Работа с нормативно-правовыми  актами

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.  

Самостоятельная работа с источниками информаций

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Участие образовательном процессе

  1. Оборудование к занятию:

- мультимедийная установка;

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  1. Учебная литература:

1. Медик В. А., Лисицин В. И. Общественное здоровье и здравоохранение. -Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2021 – 496 с. – ISBN 978-5-9704-6328-4.

Нормативно – правовые  документы:

1. Конституция  Российской  Федерации. – Москва: Проспект, 2021. – 120 с.

- ISBN 978-5-392-34394-2. – Текст непосредственный.

2.Федеральный  закон  «Об  основах  охраны  здоровья граждан  в  Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2022. – 144 с. – ISBN: 978-5-392-34689-9.

3. Федеральный закон   «Об  обязательном  медицинском  страховании  в  Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2019. – 80 с. – ISBN 978-5-392-29158-8.

 Ход занятия

п/п

Этап занятия

Время (мин)

Методы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающихся

1.

Организационный момент

5

Заполняет журнал, сообщает обучающимся тему, цель и план занятия

Записывают в тетради тему и цели занятия

2.

Актуализация и коррекция

опорных знаний

20

Фронтальный

Организует работу  обучающихся для проведения  устного и письменного   опроса  для контроля усвоения домашнего задания

Отвечают на вопросы  преподавателя и участвуют в обсуждении ответов.

3.

Мотивация

учебной деятельности

10

Аргументирует актуальность темы.

4.

Изложение

нового материала

30

Алгоритмический

Организует работу обучающихся для изучения новой темы

Конспектируют учебный материал

5.

Обобщение и систематизация знаний

15

Фронтальный

 Организует работу обучающихся  для проведение тестирования

Отвечают на тестовые вопросы по новой теме

6.

Рефлексия

5

Проблемный

Предлагает обучающимся обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей.

Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов.  

7.

Итоги занятия

5

Оценивает работу группы, выставляет отметки за занятие и комментирует их, дает задание на дом

Записывают задание на дом

Общее время занятия (мин.)

90

3. Информационный блок

3.1.  Особенности организации работы среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения сельской местности.

В основе организации медицинской помощи жителям села лежат те же принципы, что и в случае городского населения. Однако особенности проживания в сельской местности влияют на формирование системы ее оказания. Главное отличие в обеспечении медицинской помощью сельского населения заключается в ее этапности (рис. 3.1).        

фельдшерско-акушерские пункты

 участковые больницы

районные  больницы

Амбулатории

центры общей врачебной (семейной) практики

другие областные  (краевые, окружные, республиканские)  учреждения

диспансеры  (краевой, окружной, республиканский)

областной (краевой, окружной, республиканский) родильный дом

областная (краевая, окружная, республиканская)

больница

областная (краевая, окружная, республиканская) детская больница

родильный дом, женская консультация

Диспансеры (межрайонные)

Медицинские центры (межрайонные)

центральная  районная больница

станция (отделение) скорой медицинской помощи

 Станция (отделение) переливание  крови

        

Рис. 3.1. Этапы оказания лечебно – профилактической помощи сельскому населению

Первый этап учреждения здравоохранении сельского поселения, которые входят в состав комплексного терапевтического участка. На этом этапе сельские жители получают доврачебную, а также основные виды квалифицированной медицинской помощи (терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую).

Первое и важнейшее структурное подразделение учреждений здравоохранения (участковой, районной, центральной районной больницы), в которое обращается сельский житель, это ФАП. ФАП организуют в населенных пунктах с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждение свыше 2 км, а если расстояние превышает 7 км, то и в населенных пунктах с числом жителей до 700 человек.

На ФАП возлагается большой комплекс медико -санитарных задач:

  • проведение мероприятий, направленных на профилактику и снижение заболеваемости, травматизма и отравлении среди сельского населения; снижение смертности, прежде всего детской, материнской, в трудоспособном возрасте; повышение санитарно—гигиенической культуры населения;
  • оказание населению доврачебной медицинской помощи;
  • участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями для детей и подростков, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных мест;
  • проведение подворных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания.

Таким образом, деятельность ФАП имеет большую профилактическую направленность. На ФАП могут возлагаться функции аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптекарских товаров.

Основные формы первичной учетной медицинской документации ФАП:

  • «Медицинская карта амбулаторного больного», ф. 025/y-87;
  • «Книга записей вызова врача на дом», ф. 031/y;

Журнал записи родовспоможения на дому», ф. 032/y;

  • «Книга регистрации листков нетрудоспособности», ф. 036/y;
  • Ведомость учета поселении к среднему медицинскому персоналу здравпункта, фельдшерско—акушерского пункта, колхозного роддома», ф. 039— l/y-88;
  • «Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку», ф. 058/y;
  • «Журнал учета инфекционных заболевании», ф. 060/y;
  • « Карта профилактических прививок», ф. 063/y;
  • «Журнал учета профилактических прививок», ф. 064/y;
  • «Журнал регистрации амбулаторных больных», ф. 074/y;
  • «Тетрадь записи беременных,        состоящих под наблюдением фельдшерско-акушерского пункта», ф. 075/y;
  •  «Медицинская справка на школьника, отъезжающего в пионерский лагерь», ф. 079/y;
  • «Журнал учета приема больных и рожениц в стационар фельдшерско -акушерского пункта», 098/y;
  • «История родов        для        фельдшерско-акушерского пункта», ф. 099/y;
  • «Медицинское свидетельство о рождении», ф. 103/ —98;
  • «Медицинское свидетельство о смерти», ф. 106/y-98;
  • «Рецепты›, ф. 107/y;
  • «Тетрадь учета        работы        на дому участковой (патронажной) медицинской сестры (акушерки)», ф.116/у.

Работу ФАП непосредственно возглавляет заведующий, в основные задачи которого входят:

  • организация лечебно - профилактической и санитарно- профилактической работы, а также обеспечение населения, проживающего на участке, лекарственными средствами и изделия ми медицинского назначения;
  • амбулаторный прием и лечение больных на дому; оказание доврачебной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим направлением больного в ближайшее ЛПУ;
  • подготовка больных к приему врачом на ФАП и проведение диспансеризации населения, профилактические прививки;
  • проведение противоэпидемических мероприятий, в частности подворных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания;
  • проведение санитарно-просветительной работы среди населения;

организация медицинской помощи детям в детских яслях, садах, яслях-садах, детских домах, школах, расположенных на территории деятельности ФАП и не имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских работников.

На должность заведующего ФАП назначают лицо, получившее среднее медицинское образование по специальности «Лечебное дело» и имеющее сертификат по специальности ‹Лечебное дело».

Кроме заведующего, на ФАП работают акушерка и патронажная медицинская сестра.

Акушерка фельдшерско-акушерского пункта несет ответственность за обеспечение и уровень оказания доврачебной медицинской помощи беременным и гинекологическим больным, а также за сани-тарно- просветительную работу среди населения по вопросам охраны  материнства и детства.

Акушерка непосредственно   подчиняется заведующему   ФАП, а методическое руководство ее работой осуществляет врач акушер-гинеколог ЛПУ, на которого возложена ответственность за оказание акушерско-гинекологической помощи населению на территории деятельности ФАП.

Патронажная медицинская сестра фельдшерско-акушерского пункта осуществляет профилактические мероприятия по оздоровлению детского населения. В этих целях она решает следующие задачи:

  • проводит патронаж здоровых детей в возрасте до I года, в том числе новорожденных на дому, осуществляет контроль за рациональным вскармливанием ребенка;
  • осуществляет мероприятия по профилактике рахита и гипотрофии;
  • проводит профилактические прививки и диагностические пробы;
  • проводит профилактическую работу в детских яслях, савах, яслях-садах, детских домах, школах (расположенных на территории деятельности ФА П и не имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских работников);
  • оказывает доврачебную медицинскую помощь детям при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача или направлением ребенка в соответствующее ЛПУ;
  • готовит больных детей к приему врачом на ФАП:
  • проводит подворные обходы по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания и др.

При отсутствии в штате ФАП акушерки и патронажной медицинской сестры их обязанности выполняет заведующий ФАП. При отсутствии в штате должности патронажной медицинской сестры акушерка помимо своих обязанностей ведет наблюдение за состоянием здоровья и развитием детей первого года жизни.

Несмотря на важное место ФАП в системе ПМСП ведущим медицинским учреждением на первом этапе сельского здравоохранения является участковая больница, которая в своем составе может иметь стационар и врачебную амбулаторию. Характер и объем медицинской помощи в участковой больнице определяется мощностью, оснащением, наличием врачей-специалистов. Однако, независимо от мощности, в ее задачи входят, прежде всего, оказание амбулаторной помощи терапевтическим и инфекционным больным, помощь в родах, лечебно-профилактическая помощь детям, экстренная хирургическая и травматологическая помощь. Организация амбулаторно—поликлинической помощи населению служит важнейшим разделом работы участковой больницы. Она может оказываться амбулаторией, входящей в структуру больницы, или самостоятельной амбулаторией. Основные задачи этого учреждения заключаются в проведении профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, раннему выявлению больных, диспансеризации, оказании квалифицированной медицинской помощи населению. Врачи ведут прием взрослых и детей, осуществляют вызовы на дом и неотложную помощь. В приеме больных могут принимать участие и фельдшеры, однако амбулаторная помощь в сельской врачебной амбулатории должна оказываться   преимущественно врачами. В участковой больнице проводят экспертизу ВН, и, в случае необходимости, больных направляют на М СЭ.

Врачи центральной (городской, районной) больницы выезжают в амбулатории и на ФАП по определенному графику для проведения консультативного приема. В последнее время во многих субъектах РФ происходит процесс реорганизации участковых больниц и амбулаторий в центры общей врачебной (семейной) практики.

3.2. Организация работы среднего медицинского персонала центральной районной больницы

Вторым этапом обеспечения сельского населения медицинской помощью служат учреждения здравоохранения муниципального района, среди которых ведущее место занимает ЦРБ. ЦPБ осуществляет основные виды специализированной квалифицированной медицинской помощи и одновременно выполняет функции органа управления здравоохранением на территории муниципального района (рис. 13.2).

Мощность Цзависит от численности населения, обеспеченности населения другими больничными учреждениями, иных медико- организационных факторов и устанавливается администрацией муниципальных образований. Как правило, мощность Цсоставляет от 100 до 500 коек.

Профиль и количество специализированных отделений в составе ЧРБ зависят от ее мощности, однако оптимальное количество их должно быть не менее пяти: терапевтическое; хирургическое с травматологией, педиатрическое, инфекционное, родильное и гинекологическое (если в районе нет родильного дома).

Центральная районная больница

        

                                                       

Рис. 3.2. Примерная организационная структура центральной районной больницы

Главный врач центральной районной больницы является руководителем здравоохранения муниципального района. Организует работу и руководит деятельностью среднего и младшего медицинского персонала главная медицинская сестра больницы.

Методическую, организационную и консультативную помощь врачам комплексных терапевтических участков, фельдшерам ФАП осуществляют специалисты ЦPБ. Каждый из них, согласно утвержденному графику, выезжает на комплексный терапевтический участок для проведения медицинских осмотров, анализа диспансерной работы, отбора больных на госпитализацию.

С целью приближения специализированной медицинской помощи к сельскому населению могут создаваться мэжрайонные медицинские центры. Функции таких центров выполняют крупные ЦРБ, способные обеспечить население данного муниципального района недостающими видами специализированной, высококвалифицированной стационарной или амбулаторно - поликлинической медицинской помощи.

В структуре ЦPБ имеется поликлиника, которая оказывает ПМСП

сельскому населению по направлениям фельдшеров ФАП, врачей амбулаторий, центров общей врачебной (семейной) практики.

Оказание не больничной и стационарной лечебно - профилактической помощи детям в муниципальном районе возлагается на детские консультации (поли клиники) и детские отделения ЦРБ. Профилактическая и лечебная работа детских поликлиник и детских отделений районных больниц осуществляется исходя из тех же принципов что и в городских детских поликлиниках.

Оказание акушерско - гинекологической помощи женщинам в муниципальном районе возлагается  на женские консультации, родильные и гинекологические отделения ЦРБ.

Функциональные обязанности средних медицинских работников ЦРБ принципиально не отличаются от обязанностей среднего медицинского персонала городских больниц и АПУ.

3.3. Организация работы среднего медицинского персонала областной (краевой, окружной, республиканской)

Третий этап организации медицинской помощи сельскому населению - учреждения здравоохранения субъекта Российской Федерации, среди них главную роль играют областные (краевые, окружные, республиканские) больницы. На этом этапе осуществляется оказание специализированной медицинской помощи по всем основным специальностям.

Областная (краевая, окружная, республиканская) больница - крупное многопрофильное ЛПУ, призванное оказывать в полном объеме высококвалифицированную специализированную помощь не только сельским, но и всем жителям субъекта РФ. Она служит центром              организационно - методического руководства медицинскими учреждениями, размешенными на территории области (края, округа, республики), базой специализации и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Областная больница, независимо от численности населения административной территории и коечной мощности, имеет структуру, представленную на рис. 3.3.

Функциональные обязанности среднего и младшего медицинского персонала принципиально не отличаются от таковых в городской больнице или ЦРБ. В то же время организация работы областной больницы имеет свои особенности. Одной из таких особенностей служит наличие в  составе больниц областной консультативной поли  клиники, куда за помощью приезжают жители всех муниципальных районов области. Для их размещения при больнице организуют пансионат или гостиницу для пациентов.

Областная (краевая, окружная, республиканская) больница

Рис. 3.3. Примерная организационная структура областной (краевой, окружной, республиканской) больницы

В областную консультативную поликлинику больных направляют, как правило, после предварительной консультации и обследования у районных врачей - специалистов.

Другая особенность областной больницы - наличие в ее составе отделения экстренной и планово-консультативной помощи, которое, используя средства санитарной авиации или наземного автотранспорта, оказывает экстренную и консультативную помощь с выездом в отдаленные населенные пункты. Кроме того, отделение обеспечивает поставку больных в специализированные региональные и федеральные медицинские учреждения.

Отделение экстренной и планово-консультативной помощи работает в тесной связи с региональным центром медицины катастроф. В этом случае практическую работу по выполнен и ю санитарных заданий осуществляют бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности.

В отличие от городской, в областной больнице функции организационно-методического отдела значительно шире. Фактически он служит научно-методической базой органа управления здравоохранением по внедрению в практику передовых организационных форм и методов медицинского обслуживания населения.

К организационной деятельности отдела относится: проведение региональных фельдшерских конференций; обобщение и распространение опыта передовых учреждений: организация комплексных медицинских осмотров населения, плановых выездов; составление и издание инcтpyктивнo - мeтoдичecкиx и нормативных материалов. Организационные формы научно-практической работы включают в себя планирование научных исследований, внедрение результатов научных разработок в практическую работу медицинских учреждений, связь с кафедрами медицинских вузов и отделами научно – исследовательских институтов, организацию научных конференций и семинаров, привлечение врачей к участию работе научных обществ, публикацию материалов и др. В последние годы для повышения качества и оперативности консультирования больных в других учреждениях здравоохранения и проведения научно-практических конференций стали широко использоваться современные технологии телемедицины.

4. Контролирующий блок

4.1. Вопросы для контроля усвоения домашнего задания по теме «Экспертиза трудоспособности» (устный опрос)

1. Что такое экспертиза трудоспособности?

2. Что принято понимать под трудоспособностью?

3. Что такое временная нетрудоспособность и на какие виды она делится?

4. Как проводится экспертиза нетрудоспособности и с какой целью?

5. По каким причинам выдают листки нетрудоспособности (в т.ч. электронные)?

6. Какие учреждения не выдают листки нетрудоспособности?

7. Что такое стойкая нетрудоспособность?

8. В каких случаях гражданин направляется на медико -социальную экспертизу (МСЭ)?

 

 Вопросы для контроля усвоения домашнего задания по теме «Экспертиза трудоспособности» (письменный опрос)

Вариант I

1. Как характеризуется медицинские критерии трудоспособности?

2. Какая организация направляет гражданина на МСЭ и может ли он самостоятельно обращаться в бюро МСЭ?

Вариант II

1. Как характеризуется социальные критерии трудоспособности?

2. Где  и  как  проводиться  МСЭ?

4.2. Тестовые задания для контроля усвоения   нового  материала по теме: Особенности организации работы среднего  медицинского персонала в учреждениях сельской местности

Вариант  I

Инструкция. Внимательно прочитайте  тестовые  задания  и  выберите только один правильный ответ.

1. Назовите особенность в организации медицинской помощи сельскому населению:

а) диспансерный метод обслуживания;

б) этапность  в оказании медицинской помощи;

в) участковый принцип обслуживания;

г) использование выездных форм организации медицинского обслуживания.

2. В чем заключается сущность этапности оказания медицинской помощи сельскому  населению:

а) своевременное оказание  экстренной и консультативной плановой  медицинской помощи;

б) борьба с инфекционными заболеваниями, туберкулезом, венерическими и другими социально значимыми болезнями;

в) полная осведомленность о состоянии здоровья обслуживаемых групп населения;

г) максимальное приближение квалифицированной  специализированной медицинской помощи всему сельскому населению.

3. Назовите 1 – этап в оказании медицинской помощи сельскому населению, и  какой вид помощи оказывается на этом этапе:

а) сельский врачебный участок – основные виды квалифицированной помощи; паллиативная помощь;

б) сельский врачебный участок – доврачебная помощь; узкоспециализированная помощь;

в) сельское поселение – доврачебная помощь; основные виды квалифицированной помощи;

г) сельское поселение – квалифицированная помощь; паллиативная помощь.

4. Назовите 2 – й этап в оказании медицинской помощи сельскому населению, и какой вид помощи оказывается на этом этапе:  

а) районные медицинские учреждения – паллиативная помощь; высокотехнологичная помощь;

б) районные медицинские учреждения – узкоспециализированная  помощь; паллиативная помощь;

в) районные медицинские учреждения – узкоспециализированная  помощь;

г) муниципальный район – специализированная  квалифицированная помощь;

5. Назовите 3 – этап в оказании медицинской помощи сельскому населению, и какой вид помощи оказывается на этом этапе:

а) областные медицинские учреждения – высококвалифицированная помощь;

б) субъект Российской Федерации – высокоспециализированная  помощь;

в) субъект Российской Федерации – высококвалифицированная    специализированная   помощь;

г) субъект Российской Федерации – паллиативная  помощь;  высокотехнологичная специализированная  помощь.

6. Назовите критерии организации ФАП  в населенным пункте:

а) число жителей от 900 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 4 км, а если расстояние превышает 7 км, то и в населенных  пунктах  с числом населения менее  700 человек;

б) число жителей  от 700 и более при  расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 5 км, а если расстояние превышает 10 км, то и в  населенных  пунктах с числом населения менее 500 человек;

в) число жителей от 500 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 12 км,  а если  расстояние  превышает 15 км, то и в населенных  пунктах с числом населения  менее 700 человек;

г) число  жителей  от 700  и более  при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше  2 км, а если  расстояние превышает 7 км, то и в населенных  пунктах с числом населения менее 700 человек.

7. Назовите медицинское учреждение на 1 – этапе, в которое обращается сельский  житель в первую очередь:

а) ФАП;

б) фельдшерская  амбулатория;

в) сельская амбулатория;

г) участковый здравпункт.

8. В основные  задачи  ФАП   входит все,  кроме:

а) проведения мероприятий,  направленных на профилактику и снижение заболеваний;

б) оказание  специализированной  медицинской помощи;

в) оказания населению доврачебной  медицинской помощи;

г) участия  в текущем санитарном  надзоре.

9. Назовите медицинское учреждение, которое служит ведущим на 2 –м  этапе  оказания  медицинской помощи сельскому  населению:

а) детская районная больница;

б) районный диспансер;

в) межрайонный  медицинский центр;

г) ЦРБ.

10. Назовите медицинское учреждение, которое служит ведущим на 3 –м  этапе  оказания  медицинской помощи сельскому  населению:

а) областная  больница;

б) районная больница;

в) сельская больница;

г) участковая больница.

11. В какое медицинское учреждение может быть реорганизована участковая больница:

а) участковая поликлиника;

б) центр оказания  медицинской помощи населению;

в) центр общей врачебной (семейной) практики;

г) центр врачебной амбулаторной помощи.

12. Назовите оптимальное число отделений, которые должны быть в стационаре ЦРБ, и по каким специальностям:

а) 5 отделений: терапевтическое, травматологическое,  педиатрическое, офтальмологическое, родильное и гинекологическое;

б) 4 отделения: терапевтическое, кардиологическое,  хирургическое с , травматологией,  педиатрическое;

в) 5 отделений: терапевтическое, кардиологическое, хирургическое, педиатрическое, гинекологическое;

г) 5 отделений: терапевтическое, хирургическое  с травматологией, педиатрическое, инфекционное, родильное и гинекологическое.

13.   Не относится к основным задачам областной больницы:

а)  оказание организационно-методической помощи медицинским учреждениям области;

б) обеспечение населения области в полном объеме высокоспециализированной, квалифицированной, консультативной, поликлинической и стационарной помощью;

в) организация санитарно-эпидемиологических мероприятий в области;

г) оказание экстренной и плановой медицинской помощи;

14. Назовите одно из перечисленных учреждений, которое может оказать наиболее полный объем  медицинской помощи  сельским жителям:

а) областные диспансеры;

б) областная (краевая, окружная, республиканская) больница;

в) областная поликлиника;

г) областная санитарно – эпидемиологическая служба.

15. Что не является особенностью структуры областной больницы:

а) отделение экстренной  и планово – консультативной  помощи;

б) областная  консультативная  поликлиника;

в) наличие реанимационного отделения в стационаре;

г) общежитие для  медицинских работников, находящихся на специализации  и курсах усовершенствования, и пансионат  для больных, направляемых на консультацию и специальное амбулаторное лечение.

    Вариант  II

Инструкция. Внимательно прочитайте  тестовые  задания  и  выберите только один правильный ответ.

1. Назовите 1 – этап в оказании медицинской помощи сельскому населению, и  какой вид помощи оказывается на этом этапе:

а) сельский врачебный участок – основные виды квалифицированной помощи; паллиативная помощь;

б) сельское поселение – доврачебная помощь; основные виды квалифицированной помощи;

в) сельский врачебный участок – доврачебная помощь; узкоспециализированная помощь;

г) сельское поселение – квалифицированная помощь; паллиативная помощь.

2. Назовите 2 – й этап в оказании медицинской помощи сельскому населению, и какой вид помощи оказывается на этом этапе:  

а) районные медицинские учреждения – паллиативная помощь; высокотехнологичная помощь;

б) районные медицинские учреждения – узкоспециализированная  помощь; паллиативная помощь;

в) районные медицинские учреждения – узкоспециализированная  помощь;

г) муниципальный район – специализированная  квалифицированная помощь;

3. Назовите 3 – этап в оказании медицинской помощи сельскому населению, и какой вид помощи оказывается на этом этапе:

а) субъект Российской Федерации – высокоспециализированная  помощь;

б) областные медицинские учреждения – высококвалифицированная помощь;

в) субъект Российской Федерации – высококвалифицированная    специализированная   помощь;

г) субъект Российской Федерации – паллиативная  помощь;  высокотехнологичная специализированная  помощь.

4. В основные  задачи  ФАП   входит все,  кроме:

а) проведения мероприятий,  направленных на профилактику и снижение заболеваний;

б) оказание высокотехнологичной   медицинской помощи;

в) оказания населению доврачебной  медицинской помощи;

г) проведения подворных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания.

5.  В структуре ФАП не предусмотрено наличие:

а) процедурной;

б) кабинета акушерки;

в) рентгеновского кабинета;

г) кабинета экстренного приема родов.

6. Фельдшер ФАП единолично выдает листок нетрудоспособности при первом приеме пациента единовременно на срок:

а) до 3 календарных дней;

б) 5 календарных дней;

в) 10 календарных дней;

г) 14  дней

7. На фельдшерско-акушерском пункте оказывается медицинская помощь:

а)  консультативная;

б)  высококвалифицированная врачебная;

в)  узкоспециализированная врачебная;

г)  доврачебная;

8.  Не входит в функции фельдшерско-акушерского пункта:

а)  патронаж детей и беременных;

б)  диспансеризация населения;

в)  оказание стоматологической помощи;

г) проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

9. Не входит в штаты фельдшерско-акушерского пункта:

а)  врач акушер-гинеколог;

б)  фельдшер;

в)  акушерка;

г)  санитарка.

10. Основными задачами и функциями сельской участковой больницы  являются, все кроме:

а)  оказание лечебно-профилактической помощи сельскому населению;

б)  проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребенка;

в) организация диспансерного наблюдения сельских жителей;

г) работа МСЭ;

11. Не входит в состав ЦРБ:

а)  стационар;

б)  отделение санитарной авиации;

в)  организационно-методический кабинет;

г)  отделение скорой и неотложной помощи.

12. Не входит в состав областной больницы:

а) стационар со специализированными отделениями;

б) консультативная поликлиника;

в) отделения экстренной и плановой помощи;

г)  МСЭ.

13. Административно-управленческая деятельность здравоохранения района осуществляется главным врачом, в функции которого не входит:

а)  организация лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности;

б)  организация информационно-статистической деятельности;

в)  организация работы МСЭ;

г)  организация работы по обеспечению населения всеми видами медицинской помощи;

14.  Не относится к областным медицинским учреждениям:

а)  областная клиническая больница;

б)  центральная районная больница;

в)  областной онкологический диспансер;

г)  консультативная поликлиника ОКБ;

15. Не относится к основным задачам областной больницы:

а)  обеспечение населения области в полном объеме высокоспециализированной, квалифицированной, консультативной, поликлинической и стационарной помощью;

б)  оказание организационно-методической помощи медицинским учреждениям области;

в) оказание экстренной и плановой медицинской помощи;

г)  организация санитарно-эпидемиологических мероприятий в области;

Критерии   выставления отметок за устные (письменные) ответы

          Отметка     5 «отлично»  выставляется, если  обучающийся   демонстрирует:

- уверенное знание и понимание учебного материала;

- умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и

 привести  примеры, делать выводы,  устанавливать  межпредметные  связи;

-излагает ответы  на вопросы по теме   последовательно и правильно.

- соблюдение культуры  устной  речи.

          Отметка  4 «хорошо»  выставляется, если обучающийся демонстрирует:

- знание  основного  учебного  материала;

- умение выделять  главное в изученном  материале, обобщать факты  и

привести  примеры, делать выводы, устанавливать  межпредметные  связи;

- недочеты при  воспроизведении  ответа на вопросы  по  теме;

- соблюдение  основных  правил  культуры  устной  речи.

          Отметка  3 «удовлетворительно»  выставляется,  если   обучающийся  

демонстрирует:

- знание  учебного  материала  на  уровне  минимальных  требований ;

- умение  воспроизводить  изученный  материал, затруднения  в  ответе

 на  вопросы  в  измененной  формулировке;                                                                      

- наличие  грубой  ошибки  или  нескольких  негрубых  ошибок  при

воспроизведении  изученного   материала;

- несоблюдение  отдельных  правил  культуры  устной  речи.

          Отметка 2 «неудовлетворительно»  выставляется,  если  обучающийся

демонстрирует:  

- знание  учебного  материала  на  уровне  ниже  минимальных требований,

фрагментарные  представления  об  изученном материале;

- отсутствие  умений  работать  на  уровне  воспроизведения, затруднения

при  ответе  на  вопросы;

- наличие  нескольких  грубых  ошибок, большого  числа  негрубых  при

воспроизведении  изученного  материала;

- несоблюдение основных  правил   культуры  устной  речи.    

Заключение

       Медицинская помощь, оказываемая жителям сельской местности субъектов Российской Федерации, основана на принципах охраны здоровья населения страны, перечисленные в ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Один из основополагающих принципов здравоохранения является преемственность и единства в оказании медицинских услуг населению в сельской и городской местности. Так как данный принцип пока не соблюдается в полном объеме, то проблема оказания медицинской помощи в сельской местности для регионов Российской Федерации является актуальной.    

В настоящее время  в Российской Федерации реализуется национальный проект «Здравоохранение», где в качестве основных направлений для оптимизации оказания медицинской помощи сельскому населению регионов РФ предусматривается в том числе:

1. Совершенствование первичной медико – санитарной помощи на основе территориального принципа оказания медицинских услуг пациентам, проживающих в сельских населенных пунктах и отдаленных районах, на соответствующих уровнях.    

2. Укомплектование учреждений амбулаторно – поликлинического и стационарного уровня квалифицированными медицинскими кадрами (врачами и средним медицинским персоналом).

3. Развитие телемедицинских технологий для проведения дистанционной консультативно – диагностической деятельности на базе существующих медицинских центров.

4. На территориальных участках, где население не имеет доступа к медицинским услугам, организация  базовой инфраструктуры первичной медицинской помощи (в т.ч. с использованием передвижных медицинских комплексов), с предоставлением материально – технического обеспечения, приглашением высококвалифицированных медицинских работников для осуществления комплекса мер по охране здоровья населения в сельской местности и  внедрением системы первичной медико – санитарной помощи на территориальном участке.

   Таким образом, реализация национального проекта «Здравоохранение» будет способствовать оказанию высококвалифицированной медицинской помощи сельскому населению в регионах Российской Федерации.

   

5. Список  литературы

1. Медик В. А., Лисицин В. И. Общественное здоровье и здравоохранение. -Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2021 – 496 с. – ISBN 978-5-9704-6328-4.

Нормативно – правовые  документы:

1. Конституция  Российской  Федерации. – Москва: Проспект, 2021. – 120 с.

- ISBN 978-5-392-34394-2. – Текст непосредственный.

2.Федеральный  закон  «Об  основах  охраны  здоровья граждан  в  Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2022. – 144 с. – ISBN: 978-5-392-34689-9.

3. Федеральный закон   «Об  обязательном  медицинском  страховании  в  Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2019. – 80 с. – ISBN 978-5-392-29158-8.

Интернет  ресурсы:

http://www.rosminzdrav.ru

ЭБС  Консультант студента 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему : Требования к личной гигиене медицинского персонала

Методическая разработка для использования на практическом занятии как для преподавателя, так и для студентов. Тат как содержит лекционный материал и алгоритмы практических манипуляций....

Методическая разработка научно-практической студенческой конференции: "Профилактика гриппа в работе среднего медицинского персонала"

Методическая разработка создана для проведения студенческой научно-практической конференции по теме: "Профилактика гриппа в работе среднего медицинского персонала". Актуальность выбора темы ...

Роль латинского языка в работе среднего медицинского персонала

Целью данной работы является показать востребованность знания латинского языка в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала.  Данное исследование основано на анализе анкетирова...

Методическая разработка по теме: "Особенности правового регулирования отдельных видов медицинской деятельности"

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме Особенности правового регулирования отдельных видов медицинской деятельности в соответствии с рабочей программой по ...

Методическая разработка на тему: «Особенности организации образовательного процесса на хореографическом отделении в ДШИ в период дистанционного обучения»

Работа посвящена проблемам, возникшим в дополнительном образовании, связанным с необходимостью  поиска форм и методов работы с обучающимися, которые помогут сохранить мотивацию к обучению, заинте...