Толерантность в образовательном пространстве
статья
В данной статье раскрываются особенности формирования толерантности в системе школьного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost_v_obrazovatelnom_prostranstve.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Толерантность в образовательном пространстве
В современном российском обществе термин «толерантность» рассматривается как терпимость к различным формам социокультурного проявления специфики личности. Толерантность, как и большинство качеств личности, развивается в процессе социализации, воспитания и самовоспитания.
Люди, обладающие высоким уровнем толерантности, уравновешенны и хорошо совместимы с различными людьми. Эти достоинства создают психологически комфортную обстановку для совместной деятельности, достижения взаимопонимания в коллективе, что способствует формированию толерантных отношений. [1, с.63].
Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где учатся дети из семей самых различных национальностей. Различие национально-этнических особенностей накладывает определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими.
В руках педагога сосредоточены различные формы и методы формирования толерантности у школьников-подростков: организация встреч школьников с другими культурами в той среде, которая вызывает особый интерес подростков; организация различных выступлений, диспутов, в ходе которых учащиеся получают возможность вести диалог, используя умения критически мыслить, анализировать свою и чужие точки зрения.
При правильной организации коллективной творческой деятельности, она позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей, адекватно оценивать критические замечания, слушать и слышать окружающих.
Особую роль в процессе формирования толерантности играет позиция самого педагога: его отношение к каждому участнику образовательного процесса; оценка, даваемая им событиям политико-правовой действительности.
Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей [2, с.8-10].
Коммуникативная толерантность во взаимоотношениях старшеклассников как условие благоприятного социально-психологического климата коллектива способствует его стабилизации: предотвращает агрессивное взаимодействие и внутригрупповые конфликты; снижает уровень напряженности в коллективе; способствует сплоченности, организованности, позитивному межличностному восприятию, благоприятному эмоциональному фону; оптимизации процесса общения, устранению психологических барьеров общения.
Литература:
1. Безюлева Г. И., Шаламова Г. М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. М.: Вербум-М, 2003. – 168 с.
2. Булгакова М. Н. Воспитание толерантности / М. Н. Булгакова // Справочник заместителя директора школы. — ЗАО «МЦФЭР», 2008. — № 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические аспекты формирования коммуникативной компетенции студентов в условиях реабилитационно-образовательного пространства НТТИ.
В данной статье рассмотрены способы формирования общих компетенций, особенности и специфика психологических тренинговых занятий позволяющих сформировать в студентах конкурентно-способного профессионал...
Социализация студентов в условиях колледжа посредством формирования у них ценностных ориентаций в образовательном пространстве общественных дисциплин. Из опыта работы
Опыт работы показывает, что комплекс личностных качеств, необходимых будущему учителю для профессионального выполнения своих обязанностей, не приобретается человеком с рождения, а формирование у студе...
Сборник Образовательное пространство - пространство развития
В даннос сборнике содержатся написанные мною статьи за последние три года. Они все опубликованы в разных средствах массовой информации: Учительской газете, газете "Содружество", журналах "Молодой учен...
Использование потенциала информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве УДОД при реализации социально-значимых проектов
В последние годы информационные и телекоммуникационные технологии все больше проникают во все сферы деятельности, в том числе и в образование. Во всем мире использование информационных технологий стал...
Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.
Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направл...
Мастер-класс «Современные педагогические технологии в образовательном пространстве образовательного учреждения»
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ...
«Возможности использования электронного образовательного ресурса: «Мобильное электронное образование» и интерактивного оборудования в образовательном пространстве дошкольников»
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Образ...