Использование потенциала информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве УДОД при реализации социально-значимых проектов
статья на тему
В последние годы информационные и телекоммуникационные технологии все больше проникают во все сферы деятельности, в том числе и в образование. Во всем мире использование информационных технологий стало необходимой нормой и частью культуры. По мнению председателя правительства РФ Дмитрия Медведева «…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа - это главные показатели развития информационного общества сегодня в стране. Массовое введение принципиально новых технологий в систему управления образованием требует специальной организации, как самого процесса информатизации, так и последующего сопровождения эксплуатации информационных ресурсов …». Говоря об использовании информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования детей, следует учитывать не только технический и дидактический аспекты вопроса, но и факторы, влияющие на развитие, становление, формирование личности. Как показывает практика, наиболее эффективной формой организации учебно-воспитательной деятельности являются дистанционные социально-значимые проекты. В этой статье рассказывается об опыте нашего учреждения в реализации таких проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shulyak_yu.b.docx | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование потенциала
информационно-коммуникационных технологий
в образовательном пространстве УДОД
при реализации социально-значимых проектов
Шуляк Ю.Б., заведующая методическим отделом, МАОУДОД ЦРТДиЮ «Советский» г. Липецка
В последние годы информационные и телекоммуникационные технологии все больше проникают во все сферы деятельности, в том числе и в образование. Во всем мире использование информационных технологий стало необходимой нормой и частью культуры. По мнению председателя правительства РФ Дмитрия Медведева «…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа - это главные показатели развития информационного общества сегодня в стране. Массовое введение принципиально новых технологий в систему управления образованием требует специальной организации, как самого процесса информатизации, так и последующего сопровождения эксплуатации информационных ресурсов …». Говоря об использовании информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования детей, следует учитывать не только технический и дидактический аспекты вопроса, но и факторы, влияющие на развитие, становление, формирование личности. Как показывает практика, наиболее эффективной формой организации учебно-воспитательной деятельности являются дистанционные социально-значимые проекты.
Таким проектом является городской телекоммуникационный конкурс проектов благоустройства города «Липецк-дизайн», который реализуется на базе Центра развития творчества детей и юношества «Советский» города Липецка на протяжении 14 лет.
Актуальность проекта заключается в привлечении детей и молодежи к решению важнейших экологических проблем города; разработка и апробация новых форм деятельности, современных информационных технологий; выявление инновационных моделей и направлений работы.
Ежегодно в нём принимают участие учащиеся образовательных учреждений города в возрасте 10-16 лет. Сегодня количество участников выросло с 6 команд до 48.
Каждый год выбираются наиболее значимые, актуальные для нашего города экологические проблемы. Предлагаемые темы: «Проекты благоустройства участков территорий размещения контейнеров для раздельного сбора твёрдых бытовых отходов (ТБО)» (2004 г.), «Проекты благоустройства участков территории города с использованием элементов ландшафтного дизайна» (2005 г.), «Благоустройство и озеленение рекреационных зон города Липецка» (2007 г.), «Ландшафтное моделирование зелёных насаждений ограниченного пользования» (2008 г.), «Благоустройство и озеленение пришкольных участков с использованием ландшафтного дизайна» (2009 г.), «Лучший дизайн-проект по улучшению инфраструктуры, флористическому обеспечению и эстетическому развитию микрорайонов города Липецка» (2011 г.), «Лучший дизайн-проект благоустройства территории города и образовательного учреждения по улучшению инфраструктуры, флористического обеспечения и эстетического развития окружающей детей среды» (2012 г.), «Цветы к юбилею области» (2014 г.).
С 2006 года конкурс проектов благоустройства города «Липецк-дизайн» получил статус городского, реализуется в виде дистанционного проекта:
- связь с участниками и членами жюри осуществляется с использованием электронной почты, факса, программы общения skype.
- на сайте учреждения создана вкладка «Дистанционная викторина» (http://sovtest.info/) , заходя на которую участники он-лайн отвечают на вопросы по тематике конкурса;
- разработка проектов ведется в компьютерной программе по дизайну 3D LandScape.
- защита проектов проходит в режиме видеотрансляции;
- осуществляется он-лайн трансляция защиты проектов на канале http://yatv.ru/lipetskdizain/ в сети Интернет.
Реализация проекта
№ п/п | Мероприятие | Дата |
Первый тур | ||
1. | Подготовительный этап:
| ноябрь - декабрь ноябрь ноябрь декабрь |
2. | Проведение I этапа конкурса:
| декабрь декабрь декабрь декабрь – январь ноябрь-февраль |
3. | Проведение II этапа конкурса:
| февраль-март март март |
4. | Проведение III этапа конкурса:
| апрель до конца месяца |
5. | Подведение итогов конкурса, награждение участников и победителей | май |
Второй тур | ||
1. | Получение необходимых финансовых ресурсов для реализации проекта | в течение срока реализации проекта |
2. | Реализация проектов | май – август |
Третий тур | ||
1. | Подготовительный этап:
| сентябрь |
2. | Смотр реализованных проектов | сентябрь |
3. | Работа жюри по подведению итогов конкурса и выявлению победителей, оформление протокола. | октябрь |
4. | Подведение итогов конкурса | октябрь |
Особое внимание уделяется работе по привлечению в жюри специалистов – представителей различных организаций города и области. Со многими из них Центр творчества сотрудничает на протяжении долгих лет (управление экологии и природных ресурсов Липецкой области, управление экологии администрации города Липецка, департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка, МУ СП «Зеленхоз» и пр.).
Итогом работы по реализации проекта является:
- апробирование учащимися на практике новых форм и методов работы в области социально-значимой деятельности;
- получение конкретных навыков исследовательской работы в природоохранной и градостроительной деятельности;
- получение навыков при работе с компьютерной программой по дизайну 3D LandScape;
- развитие навыков работы в Интернет и с электронной почтой;
- поддержка и популяризация детских инициатив;
- создание организаторами проекта консультационного пункта по оказанию помощи победителям в получении грантов на реализацию собственных проектов.
Массовые дела и проекты подобного характера свидетельствует о том, что компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств детей, позволяют индивидуализировать их творческий потенциал, улучшают качество усвоения материала. Также новые электронные технологии могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в творческий и учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных средств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие выпускников организаций для детей-сирот в социально-значимых проектах как условие повышения их социальной активности (из опыта работы)
Живое общение с ветеранами Великой Отечественной войны является эффективным средством патриотического воспитания молодых людей. Обращаясь к воспоминаниям участников Великой Отечественной войны и труже...
Формирование современного образовательного пространства колледжа в рамках внедрения и реализации ФГОС СПО
Социальный заказ общества и государства на специалиста предъявляет требования к выпускнику, который должен стать конкурентоспособной личностью, то есть социально и профессионально активной, обладающей...
Использование современного образовательного пространства региона в целях реализации ФГОС по ТОП 50 и ТОП-РЕГИОН (статья)
Статья для участия во Всероссийской конфепренции , анализирующая подготовку специалистов в ТОГБПОУ "Хердевский колледж сахарной промышленности " и в целом по Тамбовской области....
Отчет о социально-значимом межпредметном проекте «Организация деятельности сварочной мастерской в СТО»
Отчет о социально-значимом межпредметном проекте «Организация деятельности сварочной мастерской в СТО»...
«Возможности использования электронного образовательного ресурса: «Мобильное электронное образование» и интерактивного оборудования в образовательном пространстве дошкольников»
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Образ...
Отчет о социально-значимом предметном проекте «Состояние пожарной безопасности Энгельсского политехникума»
Отчет о социально-значимом предметном проекте«Состояние пожарной безопасности Энгельсского политехникума»...