Рабочая тетрадь по дисциплине Психология
рабочая программа
Данное методическое пособие является продолжением учебного курса "Психология". Роль и значение социальной психологии и знаний, которыми она располагает, резко возросли. Сегодня овладение ими необходимо каждому человеку и особенно профессионалу, занятому в сфере здравоохранения. Полученные знания помогут обучающимся овладеть социальной компетентностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая тетрадь | 51.75 КБ |
tetrad_rabochaya_po_sotsialnoy_psihologii.docx | 51.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые студенты!
Данное методическое пособие является продолжением учебного курса "Психология".
Роль и значение социальной психологии и знаний, которыми она располагает, резко возросли. Сегодня овладение ими необходимо каждому человеку и особенно профессионалу, занятому в сфере здравоохранения. Полученные знания помогут вам овладеть социальной компетентностью, которая предполагает:
- умение принимать решение и делать выбор;
- готовность брать на себя ответственность за свой выбор и свои поступки;
- способность конструктивно строить взаимоотношения с окружающими;
- умение понимать самого себя и относиться к себе, своей жизни, здоровью, окружающей среде с должным уважением;
- веру в себя, свои способности и собственную возможность быть эффективным в избранных сферах деятельности;
- отстаивать свою позицию конструктивными способами;
- способность ставить перед собой близкие и дальние цели, вырабатывать методы их достижения;
- гражданскую активность.
Применение на практике методов социальной психологии позволит вам определять, что за человек находится перед вами, оказывать влияние надругих людей, успешно преодолевать конфликтные ситуации и бороться со стрессами. Полученные знания помогут вам в будущей профессиональной деятельности, т.к. понимание того, что ваш личный взгляд на мир и самих себя в нем влияет на ваше поведение и стратегию построения своих отношений с окружающим миром.
Рабочая тетрадь поможет усвоить систему психологический знаний, основные понятия по каждой теме, приобрести опыт применения этих знаний в практической деятельности. Предложенные задания личностно ориентированны и могут оказать методическую и практическую помощь студентам и преподавателям при проведении занятий по дисциплине "Социальная психология".
Удачи и успехов вам в познании мира психологии!
Практическое занятие 1
Предмет социальной психологии
Цель: сформировать представление о предмете социальной психологии, этапах ее развития, методах социально-экономических исследований.
- Что изучает социальная психология?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как вы считаете, почему профессиональная подготовка медицинского работника должна включать подготовку по социальной психологии? Обоснуйте свой ответ.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Перечислите науки, которые являются пограничными с социальной психологией.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Напишите, каким наукам ( естественным или гуманитарным ) Вы отнесете социальную психологию. Обоснуйте свой ответ. ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. С именами, каких ученых и философов связывают становление и развитие социальной психологии? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
6. Что является объектом изучения социальной психологии? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что является предметом изучения социальной психологии? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какие отрасли социальной психологии вы знаете?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Существует ли связь социальной психологии с историческими науками? Обоснуйте свой ответ._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какова связь социальной психологии с политическими науками?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. В чем вы видите связь социальной психологии с экономическими науками?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. С какими еще науками связана социальная психология?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Заполните таблицу.
Основные методы социальной психологии | Характеристики |
А) житейское Наблюдение Б) научное Включенное Невключенное | |
Эксперимент: А)Лабораторный Б)естественный В)констатирующий Г)формирующий | |
Социометрия |
14. Перечислите вспомогательные методы социальной психологии:
а)
б)
в)
г)
15. Напишите основные характеристики зарубежной социальной психологии.
Основные направления | Характеристика |
16. Если бы вы определяли содержание психологической подготовки средних медицинских работников, то каким психологическим знаниям и умениям Вы бы обучали в колледже?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17.Чем, лично для вас, интересна социальная психология?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из сегодняшнего занятия я выяснил(а) для себя следующее:
-
-
-
-
Рекомендуемая литература:
1.Андреева Г.М. Социальная психология, М., 1999
2.Крысько В.Г. Социальная психология, М., 2002
3.Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология, М., 2004
4.Сухов А.Н. Социальная психология, М., 2007
Практическое занятие №3
Группа как социально-психологический феномен
Цель: сформировать представление о причинах вступления людей в группы и о классификации малых групп.
1.Дайте современное определение понятию «группа» | ||||||||||||||
2.Что представляет собой понятие «большая группа»? | ||||||||||||||
3. Какие группы мы называем большие реальные (контактные)? Приведите примеры. | ||||||||||||||
4.Что представляют собой большие условные группы? Приведите примеры. | ||||||||||||||
5. Какие группы называют малыми? | ||||||||||||||
6. Напишите какие социальные группы Вы знаете, приведите примеры: | ||||||||||||||
по размеру: | а) | |||||||||||||
б) | ||||||||||||||
в) | ||||||||||||||
г) | ||||||||||||||
по организованности: | а) | |||||||||||||
б) | ||||||||||||||
по общественному статусу: | а) | |||||||||||||
б) | ||||||||||||||
по уровню развития: | а) | |||||||||||||
б) | ||||||||||||||
по значимости: | а) | |||||||||||||
б) | ||||||||||||||
по непосредственности взаимоотношений: | а) | |||||||||||||
б) | ||||||||||||||
в) | ||||||||||||||
г) | ||||||||||||||
7. Проанализируйте и напишите к каким типам малой группы можно отнести ваш учебный коллектив? | ||||||||||||||
8. Перечислите причины, по которым люди вступают в группу: | ||||||||||||||
а) | ||||||||||||||
б) | ||||||||||||||
в) | ||||||||||||||
г) | ||||||||||||||
д) | ||||||||||||||
е) | ||||||||||||||
9. Что такое групповая динамика? | ||||||||||||||
10. Дайте характеристику основным элементам групповой динамики: | ||||||||||||||
- цели группы: | ||||||||||||||
- нормы группы: | ||||||||||||||
- структура группы и лидерство: | ||||||||||||||
- сплоченность группы: | ||||||||||||||
- фазы развития группы: | а) | |||||||||||||
б) | ||||||||||||||
в) | ||||||||||||||
г) | ||||||||||||||
д) | ||||||||||||||
11. Перечислите факторы, которые могут обеспечить сплоченность вашей студенческой группы: | ||||||||||||||
12. Перечислите факторы, которые мешают сплоченности вашей студенческой группы: | ||||||||||||||
13. Обоснуйте следующее высказывание «Группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида» | ||||||||||||||
14. Какое положительное влияние оказала на Вас студенческая группа? | ||||||||||||||
15. Какими качествами должен обладать лидер? | ||||||||||||||
16. Какие лидерские качества Вы могли бы отметить у себя? | ||||||||||||||
Из сегодняшнего занятия я выяснил(а) для себя следующее
-
-
-
Рекомендуемая литература:
- Андреева Г.М. Социальная психология, М., 1999
- Крысько В.Г.Социальная психология, М., 2002
- Соснин В.А., Красников Е.А. Социальная психология, М., 2004
- Сухов А.Н.Социальная психология, М., 2007
Практическое занятие 4
Межличностные отношения
Цель: раскрыть сущность межличностных отношений, проследить динамику межличностных отношений в группе, оформить представление о социальной работе.
1. Попытайтесь самостоятельно сформулировать что такое межличностные отношения _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполните таблицу:
Виды межличностных отношений Характеристика
официальные
неофициальные
деловые
личные
рациональные
эмоциональные
производственные
3. По каким трем направлениям рассматривают производственные отношения:
а) ___________________________________________________________
б) ___________________________________________________________
в) ___________________________________________________________
4. Что включает в себя когнитивный компонент в установление межличностных отношений? Приведите пример _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Что означает эмоциональный компонент в межличностных отношениях? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что можно отнести к поведенческому компоненту в структуре межличностных отношений? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Перечислите и охарактеризуйте четыре уровня совместимости:
а) ___________________________________________________________
б) ___________________________________________________________
в) ___________________________________________________________
г) ___________________________________________________________
8. Дайте психологическую характеристику взаимоотношений в группу:
Взаимоотношения в группе:
Виды Принципы
9. Вы работаете в лечебном учреждении. Как Вы будете демонстрировать:
А) принцип уважения и субординации _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) принцип сплоченности__________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) принцип гуманизма ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Как вы понимаете значение термина «социальная роль»?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какие социальные роли Вы можете назвать?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.какие атрибуты поведения подтверждают социальную роль медицинского работника?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. ролевые ожидания других часто касаются внешнего облика человека. Как Вы считаете , какие ожидания у больных в отношении Вашего внешнего вида?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Как та или иная исполняемая Вами социальная роль проявляется в Вашем поведении?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что интересного было для Вас на этом занятии?
_
_
_
_
Рекомендуемая литература:
1. Андреева Г.М.Социальная психология , М. 1992
2. Крысько В.Г. Социальная психология , М,.2004
3. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология , М., 2004
4. Сухов А.Н. Социальная психология .М., 2007
Практическое занятие 5
Психология общения в диаде
Цель: раскрыть основные понятия коммуникативной деятельности, выявить роль основных характеристик общения в процессе коммуникации.
1.Что такое общение? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Определите соответствие:
А. Коммуникативная сторона общения а. организация взаимодействия между
людьми
Б. Интерактивная сторона общения б. процесс восприятия друг друга
партнерами по общению
В.Перцептивная сторона общения в. обмен информацией между людьми
А -
Б -
В -
3. Перечислите функции общения:
а)___________________________________________________________________________
б)___________________________________________________________________________
в)___________________________________________________________________________
г)___________________________________________________________________________
д)___________________________________________________________________________
4.Идентификация-это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Аттракция-это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что такое рефлексия? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Как вы понимаете термин «эмпатия»? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Механизм интерпретации поступков и чувств другого человека- это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какие средства общения Вы знаете?
а)___________________________________________________________________________
б)___________________________________________________________________________
в)___________________________________________________________________________
г)___________________________________________________________________________
д)___________________________________________________________________________
10. Заполните таблицу:
Виды общения | Характеристика |
Межличностное общение | |
Ролевое общение | |
Доверительное общение | |
Конфликтное общение | |
Деловое общение | |
П рямое общение | |
Опосредованное общение |
11. Какое место в деятельности среднего медицинского работника занимает общение?
Обоснуйте свой ответ. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Что Вас не удовлетворяет в своем общении? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Что Вы могли бы изменить в своем общении? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Какие виды общения представлены в профессиональной деятельности медицинского работника:
А) в общении сбольными?______________________________________________________
б) в общении с коллегами?______________________________________________________
в) в общении с администрацией?________________________________________________
15. Какие трудности общения Вы замечали в своей группе?__________________________
16. Чему Вам нужно научиться в общении в своей учебной группе, чтобы затем эффективно общаться в своей профессиональной среде?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Чему Вам нужно научиться в общении с преподавателем,чтобы успешно общаться со своим будующем руководителем?___________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. Сформулируйте конкретные задачи, которые Вы ставите перед собой, решив заняться развитием своих навыков общения:________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что нового Вы взяли для себя на занятии?
-
-
-
-
Рекомендуемая литература:
1. Андреева Г.М. «Социальная психология», М.,1999
2. Крысько В.Г. «Социальная психология»,М.,2002
3. Соснин В.А., Красникова Е.А. «Социальная психология»,М.,2004
4. Сухов А.Н. «Социальная психология»,М.,2007
Практическое занятие 6
Деловое общение
Цель: сформировать представление о принципахделового общения и стилях общения в деловой сфере.
1. Деловое общение- это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Какие виды делового общения Вы знаете? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Какие виды устного делового общения Вы знаете? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Перечислите письменные виды делового общения? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие рекомендации Вы можете дать человеку, которому необходимо выступить перед аудиторией? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Перечислите отличительные признаки деловой и повседневной беседы:
Повседневная беседа | Деловая беседа |
7. Какие принципы делового этикета Вы знаете? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Приведите случаи, когда Вам приходилось осуществлять деловое общение____________________________________________________________________
9.Как Вы считаете, почему профессиональная подготовка медицинского работника должна включать знания и умения делового общения?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Что Вы можете сделать, чтобы усовершенствовать свои возможности ведения деловойбеседы?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Что влияет на успешность деятельности и медицинского работника? Обоснуйте свой ответ?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Какие факторы влияют на эффективность делового общения?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Деловое общение реализуется в следующих формах:
а)_______________________________________________________________________
б)_______________________________________________________________________
в)_______________________________________________________________________
г)_______________________________________________________________________
14. Перечислите задачи, которые Вы ставите в начале беседы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из сегодняшнего занятия я выяснил(а) для себя следующее:
-
-
-
-
Рекомендуемая литература:
1.Андреева Г.М. Социальная психология, М., 1999
2.Крысько В.Г. Социальная психология, М., 2002
3.Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология, М., 2004
4.Сухов А.Н. Социальная психология, М., 2007
Практическое занятие 7
Природа межличностных конфликтов и пути их разрешения
Цель: Проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношения к самому себе, сформулировать навыки психологически грамотного поведения при конфликте.
1. Какие мысли и образы приходят вам в голову, когда Вы думаете о конфликте?
2. Что Вас беспокоит у связи с конфликтом?
3. Что может быть для Вас привлекательным в конфликте?
4. Что такое конфликт?
5. Перечислите четыре типа конфликтов:
а)
б)
в)
г)
6. Динамика конфликта проходит следующие стадии:
а)
б)
в)
г)
7. Функции конфликта::
а)
б)
8. Перечислите причины конструктивных конфликтов:
9. В списке реакций, часто встречающихся в конфликтах, найдите свойственные Вам и подчеркните их:
10. Какие качества характера Вам хотелось бы приобрести для более успешного решения конфликтов:
11.Какие .действияведут к конфликтам?
12. Какие пути разрешения конфликтна Вы можете назвать?
13. Перечислите качества бесконфликтного человека:
14. Выберите реально су шествующую конфликтную ситуацию, в которой Вы находились или находитесь, и заполните таблицу:
ОПРЕДЕЛЕНИЕПРОБЛЕМЫ | |
Вы Если Вы не придете к общем у решению, то каковы будут последствия конфликта? | Если конфликт будет разрешен, какие преимущества Вы получите? |
Чувства. Какие чувства испытывает каждый из участников?
Событие. Что вызвало эти чувства?
Потребности Каковы мои основные потребности, надежды, заботы и страхи?
Каковы потребности, надежды, заботы, и страхи окружающих?
Желания. Чего именно я хочу сейчас?
Чего сейчас хочется остальным?
Из сегодняшнего занятия я выяснил(а) для себя следующее:
-
-
-
-
Рекомендуемая литература:
1.Андреева Г.М. Социальная психология, М., 1999
2.Крысько В.Г. Социальная психология, М., 2002
3.Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология, М., 2004
4.Сухов А.Н. Социальная психология, М., 2007
Предварительный просмотр:
Уважаемые студенты!
Данное методическое пособие является продолжением учебного курса "Психология".
Роль и значение социальной психологии и знаний, которыми она располагает, резко возросли. Сегодня овладение ими необходимо каждому человеку и особенно профессионалу, занятому в сфере здравоохранения. Полученные знания помогут вам овладеть социальной компетентностью, которая предполагает:
- умение принимать решение и делать выбор;
- готовность брать на себя ответственность за свой выбор и свои поступки;
- способность конструктивно строить взаимоотношения с окружающими;
- умение понимать самого себя и относиться к себе, своей жизни, здоровью, окружающей среде с должным уважением;
- веру в себя, свои способности и собственную возможность быть эффективным в избранных сферах деятельности;
- отстаивать свою позицию конструктивными способами;
- способность ставить перед собой близкие и дальние цели, вырабатывать методы их достижения;
- гражданскую активность.
Применение на практике методов социальной психологии позволит вам определять, что за человек находится перед вами, оказывать влияние надругих людей, успешно преодолевать конфликтные ситуации и бороться со стрессами. Полученные знания помогут вам в будущей профессиональной деятельности, т.к. понимание того, что ваш личный взгляд на мир и самих себя в нем влияет на ваше поведение и стратегию построения своих отношений с окружающим миром.
Рабочая тетрадь поможет усвоить систему психологический знаний, основные понятия по каждой теме, приобрести опыт применения этих знаний в практической деятельности. Предложенные задания личностно ориентированны и могут оказать методическую и практическую помощь студентам и преподавателям при проведении занятий по дисциплине "Социальная психология".
Удачи и успехов вам в познании мира психологии!
Практическое занятие 1
Предмет социальной психологии
Цель: сформировать представление о предмете социальной психологии, этапах ее развития, методах социально-экономических исследований.
- Что изучает социальная психология?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как вы считаете, почему профессиональная подготовка медицинского работника должна включать подготовку по социальной психологии? Обоснуйте свой ответ.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Перечислите науки, которые являются пограничными с социальной психологией.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Напишите, каким наукам ( естественным или гуманитарным ) Вы отнесете социальную психологию. Обоснуйте свой ответ. ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. С именами, каких ученых и философов связывают становление и развитие социальной психологии? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
6. Что является объектом изучения социальной психологии? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что является предметом изучения социальной психологии? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какие отрасли социальной психологии вы знаете?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Существует ли связь социальной психологии с историческими науками? Обоснуйте свой ответ._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какова связь социальной психологии с политическими науками?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. В чем вы видите связь социальной психологии с экономическими науками?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. С какими еще науками связана социальная психология?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Заполните таблицу.
Основные методы социальной психологии | Характеристики |
А) житейское Наблюдение Б) научное Включенное Невключенное | |
Эксперимент: А)Лабораторный Б)естественный В)констатирующий Г)формирующий | |
Социометрия |
14. Перечислите вспомогательные методы социальной психологии:
а)
б)
в)
г)
15. Напишите основные характеристики зарубежной социальной психологии.
Основные направления | Характеристика |
16. Если бы вы определяли содержание психологической подготовки средних медицинских работников, то каким психологическим знаниям и умениям Вы бы обучали в колледже?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17.Чем, лично для вас, интересна социальная психология?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из сегодняшнего занятия я выяснил(а) для себя следующее:
-
-
-
-
Рекомендуемая литература:
1.Андреева Г.М. Социальная психология, М., 1999
2.Крысько В.Г. Социальная психология, М., 2002
3.Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология, М., 2004
4.Сухов А.Н. Социальная психология, М., 2007
Практическое занятие №3
Группа как социально-психологический феномен
Цель: сформировать представление о причинах вступления людей в группы и о классификации малых групп.
1.Дайте современное определение понятию «группа» | ||||||||||||||
2.Что представляет собой понятие «большая группа»? | ||||||||||||||
3. Какие группы мы называем большие реальные (контактные)? Приведите примеры. | ||||||||||||||
4.Что представляют собой большие условные группы? Приведите примеры. | ||||||||||||||
5. Какие группы называют малыми? | ||||||||||||||
6. Напишите какие социальные группы Вы знаете, приведите примеры: | ||||||||||||||
по размеру: | а) | |||||||||||||
б) | ||||||||||||||
в) | ||||||||||||||
г) | ||||||||||||||
по организованности: | а) | |||||||||||||
б) | ||||||||||||||
по общественному статусу: | а) | |||||||||||||
б) | ||||||||||||||
по уровню развития: | а) | |||||||||||||
б) | ||||||||||||||
по значимости: | а) | |||||||||||||
б) | ||||||||||||||
по непосредственности взаимоотношений: | а) | |||||||||||||
б) | ||||||||||||||
в) | ||||||||||||||
г) | ||||||||||||||
7. Проанализируйте и напишите к каким типам малой группы можно отнести ваш учебный коллектив? | ||||||||||||||
8. Перечислите причины, по которым люди вступают в группу: | ||||||||||||||
а) | ||||||||||||||
б) | ||||||||||||||
в) | ||||||||||||||
г) | ||||||||||||||
д) | ||||||||||||||
е) | ||||||||||||||
9. Что такое групповая динамика? | ||||||||||||||
10. Дайте характеристику основным элементам групповой динамики: | ||||||||||||||
- цели группы: | ||||||||||||||
- нормы группы: | ||||||||||||||
- структура группы и лидерство: | ||||||||||||||
- сплоченность группы: | ||||||||||||||
- фазы развития группы: | а) | |||||||||||||
б) | ||||||||||||||
в) | ||||||||||||||
г) | ||||||||||||||
д) | ||||||||||||||
11. Перечислите факторы, которые могут обеспечить сплоченность вашей студенческой группы: | ||||||||||||||
12. Перечислите факторы, которые мешают сплоченности вашей студенческой группы: | ||||||||||||||
13. Обоснуйте следующее высказывание «Группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида» | ||||||||||||||
14. Какое положительное влияние оказала на Вас студенческая группа? | ||||||||||||||
15. Какими качествами должен обладать лидер? | ||||||||||||||
16. Какие лидерские качества Вы могли бы отметить у себя? | ||||||||||||||
Из сегодняшнего занятия я выяснил(а) для себя следующее
-
-
-
Рекомендуемая литература:
- Андреева Г.М. Социальная психология, М., 1999
- Крысько В.Г.Социальная психология, М., 2002
- Соснин В.А., Красников Е.А. Социальная психология, М., 2004
- Сухов А.Н.Социальная психология, М., 2007
Практическое занятие 4
Межличностные отношения
Цель: раскрыть сущность межличностных отношений, проследить динамику межличностных отношений в группе, оформить представление о социальной работе.
1. Попытайтесь самостоятельно сформулировать что такое межличностные отношения _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполните таблицу:
Виды межличностных отношений Характеристика
официальные
неофициальные
деловые
личные
рациональные
эмоциональные
производственные
3. По каким трем направлениям рассматривают производственные отношения:
а) ___________________________________________________________
б) ___________________________________________________________
в) ___________________________________________________________
4. Что включает в себя когнитивный компонент в установление межличностных отношений? Приведите пример _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Что означает эмоциональный компонент в межличностных отношениях? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что можно отнести к поведенческому компоненту в структуре межличностных отношений? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Перечислите и охарактеризуйте четыре уровня совместимости:
а) ___________________________________________________________
б) ___________________________________________________________
в) ___________________________________________________________
г) ___________________________________________________________
8. Дайте психологическую характеристику взаимоотношений в группу:
Взаимоотношения в группе:
Виды Принципы
9. Вы работаете в лечебном учреждении. Как Вы будете демонстрировать:
А) принцип уважения и субординации _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) принцип сплоченности__________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) принцип гуманизма ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Как вы понимаете значение термина «социальная роль»?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какие социальные роли Вы можете назвать?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.какие атрибуты поведения подтверждают социальную роль медицинского работника?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. ролевые ожидания других часто касаются внешнего облика человека. Как Вы считаете , какие ожидания у больных в отношении Вашего внешнего вида?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Как та или иная исполняемая Вами социальная роль проявляется в Вашем поведении?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что интересного было для Вас на этом занятии?
_
_
_
_
Рекомендуемая литература:
1. Андреева Г.М.Социальная психология , М. 1992
2. Крысько В.Г. Социальная психология , М,.2004
3. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология , М., 2004
4. Сухов А.Н. Социальная психология .М., 2007
Практическое занятие 5
Психология общения в диаде
Цель: раскрыть основные понятия коммуникативной деятельности, выявить роль основных характеристик общения в процессе коммуникации.
1.Что такое общение? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Определите соответствие:
А. Коммуникативная сторона общения а. организация взаимодействия между
людьми
Б. Интерактивная сторона общения б. процесс восприятия друг друга
партнерами по общению
В.Перцептивная сторона общения в. обмен информацией между людьми
А -
Б -
В -
3. Перечислите функции общения:
а)___________________________________________________________________________
б)___________________________________________________________________________
в)___________________________________________________________________________
г)___________________________________________________________________________
д)___________________________________________________________________________
4.Идентификация-это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Аттракция-это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что такое рефлексия? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Как вы понимаете термин «эмпатия»? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Механизм интерпретации поступков и чувств другого человека- это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какие средства общения Вы знаете?
а)___________________________________________________________________________
б)___________________________________________________________________________
в)___________________________________________________________________________
г)___________________________________________________________________________
д)___________________________________________________________________________
10. Заполните таблицу:
Виды общения | Характеристика |
Межличностное общение | |
Ролевое общение | |
Доверительное общение | |
Конфликтное общение | |
Деловое общение | |
П рямое общение | |
Опосредованное общение |
11. Какое место в деятельности среднего медицинского работника занимает общение?
Обоснуйте свой ответ. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Что Вас не удовлетворяет в своем общении? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Что Вы могли бы изменить в своем общении? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Какие виды общения представлены в профессиональной деятельности медицинского работника:
А) в общении сбольными?______________________________________________________
б) в общении с коллегами?______________________________________________________
в) в общении с администрацией?________________________________________________
15. Какие трудности общения Вы замечали в своей группе?__________________________
16. Чему Вам нужно научиться в общении в своей учебной группе, чтобы затем эффективно общаться в своей профессиональной среде?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Чему Вам нужно научиться в общении с преподавателем,чтобы успешно общаться со своим будующем руководителем?___________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. Сформулируйте конкретные задачи, которые Вы ставите перед собой, решив заняться развитием своих навыков общения:________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что нового Вы взяли для себя на занятии?
-
-
-
-
Рекомендуемая литература:
1. Андреева Г.М. «Социальная психология», М.,1999
2. Крысько В.Г. «Социальная психология»,М.,2002
3. Соснин В.А., Красникова Е.А. «Социальная психология»,М.,2004
4. Сухов А.Н. «Социальная психология»,М.,2007
Практическое занятие 6
Деловое общение
Цель: сформировать представление о принципахделового общения и стилях общения в деловой сфере.
1. Деловое общение- это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Какие виды делового общения Вы знаете? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Какие виды устного делового общения Вы знаете? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Перечислите письменные виды делового общения? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие рекомендации Вы можете дать человеку, которому необходимо выступить перед аудиторией? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Перечислите отличительные признаки деловой и повседневной беседы:
Повседневная беседа | Деловая беседа |
7. Какие принципы делового этикета Вы знаете? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Приведите случаи, когда Вам приходилось осуществлять деловое общение____________________________________________________________________
9.Как Вы считаете, почему профессиональная подготовка медицинского работника должна включать знания и умения делового общения?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Что Вы можете сделать, чтобы усовершенствовать свои возможности ведения деловойбеседы?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Что влияет на успешность деятельности и медицинского работника? Обоснуйте свой ответ?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Какие факторы влияют на эффективность делового общения?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Деловое общение реализуется в следующих формах:
а)_______________________________________________________________________
б)_______________________________________________________________________
в)_______________________________________________________________________
г)_______________________________________________________________________
14. Перечислите задачи, которые Вы ставите в начале беседы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из сегодняшнего занятия я выяснил(а) для себя следующее:
-
-
-
-
Рекомендуемая литература:
1.Андреева Г.М. Социальная психология, М., 1999
2.Крысько В.Г. Социальная психология, М., 2002
3.Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология, М., 2004
4.Сухов А.Н. Социальная психология, М., 2007
Практическое занятие 7
Природа межличностных конфликтов и пути их разрешения
Цель: Проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношения к самому себе, сформулировать навыки психологически грамотного поведения при конфликте.
1. Какие мысли и образы приходят вам в голову, когда Вы думаете о конфликте?
2. Что Вас беспокоит у связи с конфликтом?
3. Что может быть для Вас привлекательным в конфликте?
4. Что такое конфликт?
5. Перечислите четыре типа конфликтов:
а)
б)
в)
г)
6. Динамика конфликта проходит следующие стадии:
а)
б)
в)
г)
7. Функции конфликта::
а)
б)
8. Перечислите причины конструктивных конфликтов:
9. В списке реакций, часто встречающихся в конфликтах, найдите свойственные Вам и подчеркните их:
10. Какие качества характера Вам хотелось бы приобрести для более успешного решения конфликтов:
11.Какие .действияведут к конфликтам?
12. Какие пути разрешения конфликтна Вы можете назвать?
13. Перечислите качества бесконфликтного человека:
14. Выберите реально су шествующую конфликтную ситуацию, в которой Вы находились или находитесь, и заполните таблицу:
ОПРЕДЕЛЕНИЕПРОБЛЕМЫ | |
Вы Если Вы не придете к общем у решению, то каковы будут последствия конфликта? | Если конфликт будет разрешен, какие преимущества Вы получите? |
Чувства. Какие чувства испытывает каждый из участников?
Событие. Что вызвало эти чувства?
Потребности Каковы мои основные потребности, надежды, заботы и страхи?
Каковы потребности, надежды, заботы, и страхи окружающих?
Желания. Чего именно я хочу сейчас?
Чего сейчас хочется остальным?
Из сегодняшнего занятия я выяснил(а) для себя следующее:
-
-
-
-
Рекомендуемая литература:
1.Андреева Г.М. Социальная психология, М., 1999
2.Крысько В.Г. Социальная психология, М., 2002
3.Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология, М., 2004
4.Сухов А.Н. Социальная психология, М., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Психология"
Задачами данного курса являются: ознакомить студентов с основными понятиями общей психологии, психологии личности а также с методами психологической науки; представить различные точки зрения на ...
Рабочая программа по дисциплине "Психология общения"
Когда я начала преподавать психологию общения у меня возникли трудности с написанием программы, поэтому я думаю данный материал будет актуален....
Рабочая программа по дисциплине психология общения
Рабочая программа по дисциплине "Психология общения" предназначена для студентов среднего профессионального образования. Содержит большое колличество практических занятий....
Рабочая программа по дисциплине "Психология"
Данна рабочая программа разработанна для студентов медицинского колледжа, специальности 31.02.01 "Лечебное дело"...
Рабочая программа по дисциплине "Психология общения"
Рабочая программа по дисциплине "Психология общени" была разработана для студентов медицинского колледжа специальности 31.02.01 "Лечебное дело"...
Рабочая программа по дисциплине Психология общения
Рабочая программа по дисциплине Психология общения...
Рабочая программа по дисциплине Психология, специальность 34.02.01 Сестринское дело
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология» составленасоответствии с разъяснения по формированию примерных программучебных дисциплин среднего профессионального образования на основеФ...