Профессиональная ориентация обучающихся на уроках швейного дела. Формы и методы работы.
методическая разработка
Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для обучающихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_orientatsiya_obuchayushchihsya_na_urokah_shveynogo_dela.docx | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Богородская школа №8»
Профессиональная ориентация обучающихся на уроках швейного дела.
Формы и методы работы.
В рамках работы РМЦ по теме: «Профориентация и освоение профессиональных компетенций как условия формирования жизненной траектории обучающихся с ОВЗ»
Подготовили учителя профессионально –трудового обучения
Волкова Н.В.
Балакина И.И.
2022
Профессиональная ориентация обучающихся на уроках швейного дела.
Формы и методы работы.
Совершенно ясно, что одной из задач специальной школы является подготовка обучающихся к жизни.
Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для обучающихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Школа должна выпускать из своих стен готового к самостоятельной жизни человека. И урок технологии - это единственный предмет, где ребенок учится на практике применять знания, полученные, в том числе и на других предметах.
С 5 класса мы начинаем знакомить обучающихся с профессиями швейного производства, так как, по этим специальностям выпускники смогут работать в дальнейшем.
Специальность швея приемлема и актуальна, потому что длительное время выполняется одна или несколько технологических операций, что дает возможность выработки устойчивого навыка. Отсюда и качество работы, скорость, выполнение нормы и как следствие, заработок.
На уроках швейного дела обучающиеся овладевают навыками пошива швейных изделий, необходимых для дальнейшей жизни в социуме.
Правильная организация учебной мастерской способствует эффективной подготовке обучающихся к трудовой деятельности. В нашей школе мастерские швейного дела оснащены современным оборудованием, посадочными рабочими местами для обучающихся, современным оборудованием для влажно - тепловой обработки и раскройным столом.
Выбор методов проведения профориентационной работы для каждого занятия по швейному делу зависит от
-учебных, воспитательных, коррекционных и профориентационных задач,
-содержания и характера изучаемого материала,
- возрастных и психофизиологических особенностей учащихся. Слайд 1
Рассказ применяем при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий швейного производства ( швея, ткачиха), о требованиях, предъявляемых к профессии.
Объяснение характеризуется краткостью изложения. Поэтому этот метод используем для сообщения, например,
- школьникам правил выбора профессии,
- особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий, -последовательности выполнения различных трудовых приемов и операций.
При этом вводим новые понятия и термины ( профессия, специальность, предмет труда, орудия труда, охрана труда, норма выработки и т. д. ), показываем новые действия, приемы обращения с инструментами, швейными машинами и другим оборудованием, демонстрируем учебные таблицы, плакаты, схемы.
Стараемся, чтобы рассказ и объяснение были достоверными, а сообщаемые факты соответствовали действительности.
Слайд 2
Профориентационная беседа- наиболее распространенный метод. Беседа является разновидностью опроса и представляет собой сравнительно свободный диалог учителя с обучающимся на темы, связанные с их профессиональным самоопределением.
Вот примерный план беседы о профессии:
1.Знакомство с историей развития данной профессии.
2. Основное содержание труда специалистов этой профессии.
3.Орудия труда и материалы, используемые специалистами этой профессии.
4.Условия труда.
5. Общетрудовые, общетехнические и специальные знания, умения и навыки которыми должен обладать рабочий данной профессии.
6.Психофизические требования профессии к человеку.
7.Экономические сведения о профессии.
8.Подготовка кадров и возможности профессионального роста.
Слайд 3
Профессиональное просвещение. Важность просвещения в том, что благодаря ему, расширяются рамки свободы выбора профессии, чем больше будут знать обучающиеся о различных видах производства и профессиях, об условиях труда, о том, где можно обучиться той или иной специальности, тем осознаннее будет их выбор.
На обсуждение выносятся например такие вопросы:
- какая профессия пользуется большим спросом на рынке труда?
- от чего зависит заработная плата?
- что должен уметь делать……?
- все ли желающие могут работать по данной……. профессии?
Эффективной организацией профориентационной работы способствует применение и наглядных методов.
Слайд 4 Демонстрация изучаемых объектов, процессов может служить не только подтверждением излагаемого материала, но и источником знаний. Здесь используем следующие виды демонстрации:
- натуральные объекты ( изделия, выполненные учениками и специалистами, инструменты и приспособления, швейные машины );
- изображение объектов ( картины, плакаты )
- приемы работы во время практических работ.
Слайд 5 Также вводим на занятиях и элементы игры, что позволяет обучающимся более подробно узнать о профессиях швейной отрасли.
У наших учеников плохо развита инициатива в общении. А ведь им предстоит работать в коллективах, общаться со многими людьми: близкими, знакомыми, с коллегами по работе. На уроках мы стараемся создавать обстановку, близкую к производственной: то работаем, разбив класс на бригады по пошиву белья, в другой раз – это швейная мастерская по индивидуальному пошиву изделий. И им это нравится, особенно, когда бригадным методом они шьют костюмы для художественной самодеятельности, фартуки мальчикам для столярного или обувного дела.
Слайд 6 Кроме этого на своих уроках мы проводим экскурсии как виртуальные (например, просматриваем видео фильмы о получении волокон на прядильной фабрике, о производстве ткани на ткацкой фабрике, наблюдали работу швейного производства), так же и реальные экскурсии с посещением швейных фабрик нашего города (нас принимает швейная фабрика Восход и обувная фабрика. Очень хочется попасть на Сильву или Магнолию и посмотреть производство мягкой мебели ). Данные экскурсии и рассказы работников помогают посмотреть обучающимся на профессию более обширно. Очень приятно во время экскурсии получать отзывы от бригадиров о работе наших выпускников. Нам говорят спасибо, за то , что мы научили детей работать. ( пример с Аняй М и Мариной Щ.)
Слайд 7 Профессиональная проба обучающихся- еще один из эффективных методов профориентационной работы. Как известно, склонность к профессии развивается в процессе деятельности, поэтому обучающимся необходимо пробовать себя в самых различных видах занятий. ( Сейчас мы готовимся третий раз принять участие в национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абелимпикс» по компетенции «швея». В октябре наши девочки выступили очень достойно. В течении шести часов они выполняли пошив блузки в натуральную величину на промышленном оборудовании.
Слайд 8 Хочется сказать и о работе детей при создании коллекций одежды на муниципальный конкурс по изготовлению и презентации костюма «Традиции, фантазия и творчество»,
Попробовать свои силы в моделировании одежды на конкретную целевую аудиторию – это возможность раскрыть свой творческий потенциал, повысить свое мастерство, расширить знания. В период работы над коллекцией ученики знакомятся с профессией портного, дизайнера, модельера-дизайнера, модельера-конструктора, художника-модельера. Через такие творческие проекты дети развивают свое мышление, реализуют свои идеи и фантазии в реальность.
И в заключении хочется сказать, что одна из главных задач трудовой подготовки обучающихся – это научить детей работать, выполнять любую работу качественно, приучать их к самостоятельности, ответственности за результаты своего труда. Все это формирует и развивает навыки самоконтроля.
Тест: Узнай свои профессиональные навыки.
Предлагаем вам проверит себя, правильно ли вы сделали свой профессиональный выбор? По дате своего дня рождения можно вычислить свой личный код и узнать свои профессиональные навыки.. С каждым числом связана определенная группа профессий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с обучающимися, имеющими различные расстройства, нарушения.
Формы и методы работы с обучающимися, имеющими различные расстройства, нарушения....
Формы и методы работы с обучающимися по организации личностно-ориентированного обучения.
Личностно-ориентированное обучение - одно из компетентностей новых стандартов ФГОСА ООО....
Программа профессиональной ориентации обучающихся «Юные туристы – проводники»
Одним из важнейших направлений работы педагогического коллектива детского дома является организация деятельности по профессиональной ориентации воспитанников. Профессиональная ори...
Доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедрение проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин"
В данной работе представлен доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедренеие проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин", который со...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ И (из опыта преподавания Информатики и ИКТ)
Сегодня проблемы специального образования являются одними из самых важных и актуальных в работе всех подразделений Министерства просвещения и науки РФ. Достаточно многочисленную категорию обучающихся ...
Инновационные формы и методы работы методиста как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.
Инновационные формы и методы работы методиста как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов....
Программа профессиональной пробы проекта по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов «Билет в будущее» по профессиональному направлению (профессии) «Электромонтажник/Электромонтер»
Проект по профессиональной ориентации " Билет в будущее" решает задачу повышения готовности учащихся школ к профессиональному самоопределению.Данная программа позволяет учащимся познакомится...