Программа профессиональной пробы проекта по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов «Билет в будущее» по профессиональному направлению (профессии) «Электромонтажник/Электромонтер»
рабочая программа
Проект по профессиональной ориентации " Билет в будущее" решает задачу повышения готовности учащихся школ к профессиональному самоопределению.Данная программа позволяет учащимся познакомится с профессией электромонтажник / электромонтер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_tulskoy_oblasti.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Тульской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Новомосковский политехнический колледж»
ПРОГРАММА
профессиональной пробы проекта по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов «Билет в будущее» по профессиональному направлению (профессии) «Электромонтажник/Электромонтер»
Новомосковск, 2023
- Паспорт программы: программа профессиональной пробы
по профессии «Электромонтажник/Электромонтер»
Наименование профессионального направления: Комфортная среда.
Автор программы: Чернова Татьяна Юрьевна, преподаватель спецдисциплин.
Уровень сложности | Формат проведения | Время проведения | Возрастная категория | Доступность для участников с ОВЗ |
Базовый | Онлайн | 90 минут | 6-7/8-9/10-11 классы | Нарушение зрения: слабовидящие, Нарушение слуха: глухие, Нарушение слуха: слабослышащие, Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА), Тяжёлые нарушение речи Необходимые специальные условия: - Специальные условия для детей с нарушениями слуха и речи:
вспомогательной информации в письменном виде
- Специальные условия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (нижних конечностей, не ДЦП)
здания и помещения организации и их пребывания и участия в мероприятии (включая пандусы, специальные лифты, санузлы, специально оборудованные учебные места с регулируемыми партами и т.д.).
обучающегося с двигательной патологией. - Специальные условия для слабовидящих детей:
помещений в соответствии с особыми образовательными потребностями слабовидящих (зрительные ориентиры, контрастно выделенные первые и последние ступеньки лестничных пролетов, тактильная разметка и т.п.).
позволяющих регулировать световой поток.
устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящих (недостаточность уровня освещенности рабочей поверхности, наличие бликов и другое).
шрифтом, лишены мелких деталей (рисунков, графиков, подписей)
- Возможно одновременное участие детей с инвалидностью и ОВЗ и детей без инвалидности. |
Содержание программы
Введение (10 мин)
Электрическая энергия известная человечеству более двух тысяч лет. Еще в 600 году до нашей эры эффект статического электричества наблюдали в Древней Греции, для его вызова греки терли янтарь козлиной шкурой. В Древнем Риме и Древней Персии пытались делать батареи из глиняных горшков и медных пластин. Но, по-настоящему понять природу электрической энергии и научиться управлять ей человек смог только в период 17-20 веков.
Сегодня мы не можем представить себе жизнь без электричества. Электроэнергия дает нам свет, тепло, обеспечивает работу промышленного оборудования, машин, бытовых приборов и гаджетов. А человек, который строит электросети и настраивает работы электротехнического оборудования называется «Электромонтажник».
Сегодня профессия «Электромонтажник» - одна из самый востребованных рабочих профессий в России. Она входит в TOP-5 профессий. Электромонтажник и родственные ему Электрик, Электромеханик, Электромонтер востребованы везде: в сфере ЖКХ, на промышленных предприятиях, в строительстве, в любой отрасли народного хозяйства. Потому, что электричество нужно везде.
Электромонтажников называют интеллектуальной элитой строительных профессий. И это не удивительно Современный электромонтажник – это универсальный боец. Он может построить кабеленесущие системы, развести провода, собрать электрощит, закоммутировать оборудование и запрограммировать умные системы по управлению электричеством. Он создает будущее сегодня. За любым нажатием на кнопку стоит непростая и ответственная работа электромонтажника.
В своей работе электромонтажник использует большое количество различного инструмента, который условно можно разделить на слесарный инструмент, автоматизированный инструмент и инструмент для электромонтажа. (Демонстрация работы с электромонтажными инструментом). Основным документом для электромонтажника помимо документов по технике безопасности являются принципиальная и монтажная схемы. Монтажная схема определяет расположение оборудования на поверхностях, в принципиальная определяет, как это оборудование должно быть закоммутировано. Закоммутировано – значит подключено к электросети при помощи проводов.Электросетьбываетоднофазнаяитрехфазная.Однофазнаясетьизвестнанамвбыту.Трехфазнаяприменяетсянапроизводстведлявключенияспециализированныхмашини оборудования, а также для передачи электроэнергии от генерирующих станций в дома. В общей цепи (фаза/ноль) мы используем два провода. Фазный, находящийся под напряжением и нулевой, не находящийся под напряжением. Электрический ток есть и в фазномивнулевом проводнике. Только в разных направлениях. Нулевой проводник необходим для замыкания электрической цепи и создания тока, который дает энергию для работы потребителей. Каждый тип оборудования обозначается на схеме разными условными знаками. Основой этих знаков также, как и основой электромонтажа является контакт. Контактыбывают3типов:
● замыкающий,
● размыкающий,
● переключающий.
На схеме контакты всегда изображены в свободном состоянии как в оборудовании, неподключенном в электросеть. Контакты обеспечивают управление фазой
Контакты как правило замыкают/размыкают/перемыкают только фазный проводник.
Лампа изображается в электросхеме в виде перечеркнутого круга:
(И далее – разъяснение значений условных изображений, необходимых для выполнения задания)
Описание рабочего места:
• Стол 1200х800
• Деревянный щит с установленным оборудованием. Подача питания на щит производится при помощи силового разъема. Силовой разъем подсоединен к вводному автоматическому выключателю и шине PE.
• Кронштейн, позволяющий размещать щит как в положении «лежа» - на столе для работы с ним людей с ограниченными возможностями с нарушением двигательных функций. Так и в положении «стоя» для работы с ним других групп людей.
• Крепление для кронштейна (щита), не позволяющее конструкции упасть со стола
• Шит питания, включающий в себя УЗО и Автоматический выключатель с присоединенным к щиту кабелем и ответной частью силового разъема для присоединения щитов с выполненным заданием.
Постановка задания
Постановка задачи (5 мин).
2. Постановка задачи - 5 мин.
При постановке задания участников необходимо ознакомить с принципиальной схемой, проверить понимание участником схемы и идентификацию элементов на схеме.
Описание задания пробы.
Участник выполняет пробу на подготовленном стенде со смонтированным на нем электротехническим оборудованием.
Для выполнения пробы участник получает:
1. Инструмент:
• Набор отверток,
• Обжимку типа KO-4
• Cтриппер (автоматический съемник изоляции с кабеля),
• Электротехнические щипчики.
2. Расходные материалы:
• Провод ПВ-3 сечением 1,5 мм синего и белого (черного, красного) цветов
• Наконечники для ПВ-3 типа Е красного цвета
• Наконечники для ПВ-3 типа НГИ-2 синего цвета
• Маркировку для ПВ-3 типа
3. Средства индивидуальной защиты
• Очки
• Перчатки
4. Канцелярию
• Карандаш
• Ластик
5. Рабочую документацию:
• Принципиальную однолинейную схему
• Схему условных обозначений
• Таблицу проводов для проверки схемы
Выполнение задания (55 мин)
Процедура выполнения задания:
Задача – установить и скоммутировать электротехническое оборудование на поверхность в соответствии с принципиальной схемой.
(Монтажная схема разрабатывается наставником в зависимости от подготовленной установочной поверхности. В случае сложности с выполнением задания со стороны тестовых групп допускается предварительное нанесение разметки на поверхность)
Участник должен:
• Снять крышки с установленного оборудования
• Отрезать проводник необходимой длины
• Зачистить и обжать концы проводника
• Протянуть проводник через кабельную систему
• Присоединить проводник при помощи винтовых зажимов к оборудованию в соответствии с монтажной схемой
• Замаркировать проводник в местах соединения
• Закрыть защитные крышки оборудования
• Проверить работоспособность схемы с помощью мультиметра, и заполнить соответствие на таблице проводов
Перед сдачей задания участник должен убрать рабочее место (удалить остатки изоляции и проводов при помощи щетки-сметки и совка), сложить инструмент, вызвать наставника для подключения электроустановки.
Рекомендация для наставника по организации процесса выполнения задания
Перед началом практической деятельности участникам проб должна быть
разъяснена техника безопасности при выполнении электромонтажных работ. Практическое задание может выполняться только на обесточенном стенде.
Контроль, оценка и рефлексия (20 мин)
.
Рекомендации для наставника по контролю результата, процедуре оценки
Наставник проводит визуальный осмотр электроустановки с целью выявления явно выраженных ошибок.
В случае ошибки наставник и обучающийся вместе обсуждают сложности при сборке схемы.
Обучающиеся анализируют последовательность выполнения профессиональной пробы, успехи и неудачи при выполнении заданий.
Наставник анализирует результаты обучающихсязаполняет оценочный лист.
Вопросы для рефлексии учащихся
1 Каким был процесс Вашей работы над полученным заданием?
2 Что у Вас лучше всего получилось при выполнении задания?
3 Какие моменты в ходе работы Вам понравились, и почему?
4 Что было особенно важным для Вас в процессе выполнения задания или в его результате?
5 Что Вам не понравилось в процессе выполнения задания или расстроило Вас? Почему?
6 Полезна ли была проба?
7 Видите ли Вы себя в этой профессии? Если да, то почему? И если нет, то почему?
Инфраструктурный лист
Наименование | Рекомендуемые технические характеристики с необходимыми примечаниями | Количество | На группу/ на 1 чел. |
Стол 800х500 | 1 | На 1 чел. | |
Инструмент: | |||
Наборотверток(7- 10штук) | 1 | На 1чел. | |
Клещи обжимные КО-04Е0,5-6,0мм2 (квадрат) ИЭК | TKL10-D4 | 1 | На 1 чел. |
Щипцы для зачистки электропроводов"Gross ",0,05-8мм2 | 1 | На 1 чел. | |
Шуруповерт с длинными битами | 1 | На 1 чел. | |
Уровень строительный 40см | 1 | На 1 чел. | |
Линейка металлическая 30см | 1 | На 1 чел. | |
Диспенсер для наконечников | 1 | На 1 чел. | |
Карандаш простой | 1 | На 1 чел. | |
Ластик | 1 | На 1 чел. | |
СИЗ: | 1 | На 1 чел. | |
Очки защитные поляризованные | 1 | На 1 чел. | |
Аптечка | 1 | На 1 чел. | |
Стенд для установки оборудования составе: | |||
ЛистДСП800х500 | 1 | ||
Выключатель автоматический ВА47- 29 1Р 16А 4,5кА С IEK | MVA20-2-020-B | 1 | |
Труба гладкая жесткая ПВХd20 ИЭК серая ( 93м),3м | CTR10-020-K41-093I | 2 | |
Муфта труба- труба GI20G IEK | CTA10D-GIG20-K41-100 | 6 | |
Поворот открывающийся на90гр.CI20GIEK | CTA10D-CIG20-K41-050 | 4 | |
Держатель с защёлкой CF20IEK | CTA10D-CF20-K41-100 | 20 | |
Коробка распаячная КМ41236дляо/п70х70х40м мIP44(RAL7035,4 гермоввода, защелкивающаяся крышка)IEK | UKOZ11-070-070-040-K41-44 | 4 | |
РСб20-3- ГПБдроз1мсз/ко/уIP54( цвет крышки: дымчатый) ГЕРМЕС PLUS | ERMP12-K03-16-54-EC | 1 | |
ВС20-2-0-ГПБ выкл 2кло/уIP54(цветклавиши: белый) ГЕРМЕСPLUS | EVMP20-K01-10-54-EC | 1 | |
Саморез по дереву3,5х25 | 60 | ||
Расходные материалы (1проба, 1человек): | |||
Наконечник-гильза Е1508 1,5мм2 (красный,20шт)ИЭК | UGN10-4-D15-03-08 | 1 упак. | На1чел. |
Наконечник- гильзаНГИ22,5- 12(синий,20шт)ИЭК | UTE10-4-D3-3-100 | 1 Упак | На1чел. |
Провод установочный ПВ-3(ПуГВ)1,5 красный ГОСТ31947 | 5 м | На1чел. | |
Провод установочный ПВ-3(ПуГВ)1,5 синий ГОСТ | 5 м | На1чел. |
- Приложение и дополнения
Ссылка | Комментарий |
https://nationalteam.worldskills.ru/skills/vved enie-v-kompetentsiyu-elektromontazh/ | Введение |
https://nationalteam.worldskills.ru/skills/mont azh-potrebiteley/ | Монтаж потребителей |
https://nationalteam.worldskills.ru/skills/kom mutatsiya-shchit/ | Видео лекции коммутация щита |
Приложение1.Принципиальнаясхема.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа практических мероприятий в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»
программа практических мероприятий в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»...
Программа профессиональной пробы в рамках федерального проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-9 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»
Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору професси...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»
Материалы программы профессиональной пробы по специальности "Ветеринария" для учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» могут быть ис...
Программа профессиональной пробы по профессии "Повар, кондитер" (Билет в будущее)
Программа профессиональной пробы "Повар, кондитер"...
Программа профессиональной пробы по профессии "Повар" (Билет в будущее)
Программа профессиональной пробы по профессии "Повар"...
Программа профессиональной пробы В рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 9 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» Компетенция Каменщик
Участие в методических объединениях...
Программа профессиональной пробы в рамках проекта по профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»
Данная работа составлялась в рамках программы профессиональной пробы для школьников. Школьники присутствовали и пробовали себя в профессии в роли фармацевта. Сначала студенты специальности «Фарм...