ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ И (из опыта преподавания Информатики и ИКТ)
статья
Сегодня проблемы специального образования являются одними из самых важных и актуальных в работе всех подразделений Министерства просвещения и науки РФ. Достаточно многочисленную категорию обучающихся в учреждениях СПО составляют лица с нарушением слуха и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vorontseva.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ И
(из опыта преподавания Информатики и ИКТ)
Н.В. Воронцева, 1 категория, преподаватель специальных дисциплин,
ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Г. Энгельс (Россия)
Ключевые слова: обучение лиц с нарушением слуха и речи, специальные приемы и методы подачи материала, инклюзивное образование
Аннотация:В данной статье рассматриваются формы и методы работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по слуху и речи
Сегодня проблемы специального образования являются одними из самых важных и актуальных в работе всех подразделений Министерства просвещения и науки РФ.
Достаточно многочисленную категорию обучающихся в учреждениях СПО составляют лица с нарушением слуха и речи.
Профессиональное обучение и профессиональное образование лиц с нарушениями слуха осуществляется в различных формах. Учитывая особенности слабослышащих студентов, на уроках использую специальные приемы и методы подачи материала, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся и способствуют развитию речевых умений и навыков.
С 1 курса студенты с нарушением слуха и речи находятся под особым вниманием преподавателей нашего техникума. Работая со слабослышащими и плохо говорящими уместно мнение, что такие студенты могут реализовать в полной мере свой творческий потенциал именно при изучении информатики и ИКТ.
Применение активных методов при обучении слабослышащих и плохо говорящих студентов информатике позволяет добиться максимальной эффективности обучения за счет повышения интереса студентов к изучаемому предмету.
Обучение студентов с нарушением слуха и речи рекомендуется выстраивать через реализацию следующих педагогических принципов: наглядности, индивидуализации, коммуникативности на основе использования информационных технологий.
В «Энгельсском политехникуме» на данный момент обучаются 6 студентов с нарушением слуха и речи. В группе по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» - 1 студент, в группе по профессии 23.01.03 «Автомеханик» - 5 студентов. Для них разработаны и внедрены адаптированные формы и методы в теоретическом и практическом обучении.
Преподавателям приходится учитывать личностные особенности слабослышащих, влияющие на процесс их обучения. Чтобы обучающиеся с нарушенным слухом получали информацию в полном объеме, звуковую информацию нужно обязательно дублировать зрительной. Особую роль в педагогической деятельности, обращенной к обучающимся с нарушенным слухом, играют видеоматериалы. Предъявляемая видеоинформация может сопровождаться текстовой бегущей строкой или сурдологическим переводом.
Эффективные способы обучения студентов с нарушением слуха на уроках:
1. Использование интерактивной доски для личного показа и пояснения преподавателем приемов и способов выполнения заданий;
2. Организация взаимообучения, путем прикрепления студентов, освоивших приемы выполнения работ, к тем, кто их еще не освоил;
3.Самостоятельные наблюдения обучающихся за работой высококвалифицированных рабочих, специалистов (экскурсии, производственная практика);
4.Использование производственного инструктажа сопровождающим видеотекстом по освоению новых устройств ПК, новых редакторов и новых технологий.
5. Использование на уроках интеллект - карт, с помощью которых происходит формирование познавательных учебных действий обучающихся.
6. Технологические карты урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся. У нас имеется опыт использования технологических карт, разработанных для детей с ОВЗ по слуху.
7. Практический показ приемов работы на компьютере;
8. Разноуровневые индивидуальные карточки;
9. Мультимедийные презентации;
10. Видеоматериалы с бегущей строкой;
Текущий контроль за деятельностью студентов осуществляется в виде практических работ; тестовых заданий, позволяющих оценить степень усвоения темы. Одно из направлений работы – это развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением слуха – работа над расширением словарного запаса.
Учет индивидуальных особенностей, обучающихся с нарушением слуха и речи является необходимым условием в процессе теоретического и практического обучения.
Студенты нашего техникума выступают на различных профессиональных конкурсах как среди лиц с инвалидностью (Абилимпикс), так и наряду со своими слышащими сверстниками. Осуществляются выходы и на всероссийские и международные конкурсы, в которых люди с ограниченными возможностями здоровья могут проявить себя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2017)
- Ахметова, Д.З. Инклюзивное образование реальное и мнимое… / Д.З. Ахметова // Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования. Материалы III международной научно-практической конференции. - Казань: Познание, 2015 г. – С. 3-7.
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫПОЛНЕНИЕ СИСТЕМЫ ТРЕБОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕСИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГАОУ НПО СО «УЧИЛИЩЕ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ»
В докладе раскрыты основные направления по выполнению системы требований в профессиональной подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья в Саратовском профессиональном училище-интернате для и...
Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье расматриваются основные проблемы, методы профессионального обучения инвалидов....
Проект учебного занятия в рамках реализации интегрированного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушением слуха) по дисциплине: Теоретические и методические основы музыкального образования детей в ДОУ .
Проект занятия предназначен для группы 2 курса специальности СПО 050130 "Музыкальное образование". Проект выполнен в рамках повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе: "О...
Статья по теме: Активизация познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках учебной практики.
Активизация обучающихся в процессе учебной практики способствует самостоятельному и творческому выполнению ими работ под руководством мастера производственного обучения. Сам процесс учебной практики н...
Статья на тему: «Различные виды заданий, как форма активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках производственной практики»
«Различные виды заданий, как форма активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках производственной практики»...
Реабилитационная работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья
Профессионально-реабилитационный центр имеет многолетний опыт работы по комплексной реабилитации и социализации молодых инвалидов.Задача социального педагоа центра-оказание помощи в приспособлении к н...
План профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами на 2021-2022 учебный год
План профориентационной работы...