Программа профессиональной ориентации обучающихся «Юные туристы – проводники»
рабочая программа по теме

Попова Марина Юрьевна

      Одним из важнейших направлений работы педагогического коллектива детского дома является организация деятельности по профессиональной ориентации воспитанников. Профессиональная ориентация решает одну из важнейших задач социализации личности - задачу ее профессионального самоопределения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon popova_m.yu_.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РХ «Абазинский детский жом»

Программа профессиональной ориентации обучающихся

«Юные туристы – проводники»

Абазинский Детский дом

Попова Марина Юрьевна

Абакан 2015

ПРОГРАММА по профессиональной ориентации воспитанников детского дома

«Юные туристы - проводники»

Пояснительная записка.

      Одним из важнейших направлений работы педагогического коллектива детского дома является организация деятельности по профессиональной ориентации воспитанников. Профессиональная ориентация решает одну из важнейших задач социализации личности - задачу ее профессионального самоопределения.

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации.

       Профессиональное самоопределение - это стержневая проблема в воспитании детей-сирот. У них чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Процесс профессионального самоопределения детей-сирот имеет свои особенности в связи с тем, что он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей (родственники, значительный круг взрослых), позволяющих ребенку включаться в систему ориентации в мире профессий. Этим обуславливается необходимость развития и совершенствования профессионально ориентационной работы в детском доме. Работа направлена на поиск ребенком своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей.

        Важнейшим средством профессионального самоопределения ребенка является профессиональная ориентация, то есть целенаправленная работа, предполагающая оказание помощи воспитаннику в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях. Роль педагога в организации этой деятельности огромна, именно воспитатель, знающий ребенка в течение длительного времени, должен организовать систему педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку воспитанника к сознательному выбору профессии.

     Профессиональное самоопределение - процесс длительный, это результат динамического процесса, который нельзя ограничить каким-либо возрастным этапом. Чем раньше ребенок начинает осознавать мир профессий и искать свое место в нем, тем более высок результат его профессионального самоопределения.

Профессиональный выбор детей-сирот ограничен социальными условиями, а также возможностями и особенностями самих воспитанников, поэтому работа педагогов-воспитателей в данном направлении должна быть комплексной. Профессиональное самоопределение не является единичным актом, поэтому реализация задач всей воспитательной системы поможет подготовить ребенка к дальнейшему самоопределению.

       Данная программа  «Юные туристы-проводники», направлена на формирование различных навыков и умений детей: домашнее - бытового труда, самообслуживания, санитарно-гигиенических, межличностного общения, социального взаимодействия, выработку положительных морально-волевых качеств, военно-прикладных знаний, умений и навыков выживать в условиях природной среды, порой и неблагоприятной. Она содействует развитию познавательных процессов, творчества, и воспитания патриотизма и любви к Родине, обеспечивает эстетическое, нравственное, физическое, интеллектуальное развитие, познание жизни и самих себя, других людей с помощью активного вовлечения воспитанников в разнообразную деятельность. Туризмом  в детском доме занимаются все воспитанники. Они регулярно ходят в походы, экскурсии. Очень часто с целью расширения связей с внешним миром мы проводим экскурсии  на промышленные предприятия.      

       Профессионально ориентационная деятельность проходит через все ступени воспитательной работы. Недаром в последнее время нашим правительством была разработана Государственная программа Республики Хакасия «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Хакасия (2015-2020 годы)» целью которой является развитие современной туристической индустрии на территории Республики Хакасия, позволяющей увеличить вклад туризма в социально-экономическое развитие Республики Хакасия. Опираясь на целевые показатели, где говорится, о планировании обслуживания туристов до одного миллиона человек нашими туристическими организациями встает задача подготовки туристических кадров различного направления, а, следовательно, и их занятость, и поступление налогов в бюджет.

Актуальность.

       В современной России снижение благосостояния значительной части населения, рост безработицы, миграция населения из неблагополучных регионов, слабая защищенность семьи и детей как социальной ценности со стороны государства и общества и другие проблемы привели к возрастанию количества детей — «социальных» сирот. В большинстве своем они воспитываются в государственных учреждениях. Данные психологических, социологических и других научных исследований показывают, что при выходе из стен учреждения бывшие воспитанники часто оказываются плохо приспособленными к самостоятельной жизни в обществе. Обеспечить полноценное развитие детей в системе общественного воспитания детей-сирот достаточно сложно. Особое значение в связи с этим имеет профессиональная ориентация воспитанников детского дома, их социальная адаптация через занятия спортивным туризмом и краеведением.

       Цель программы: 

 - подготовка к самостоятельной жизни через создание условий для целенаправленной социализации детей, расширение связей с внешним миром посредством занятий спортивным туризмом и краеведением. 

         

       Задачи:

- оказание помощи ребенку в социальной адаптацией в условиях реальной жизни,

- получение детьми опыта и дополнительных знаний, которые способствуют  успешному созданию условий для социализации.

- формирование понимания значения труда в жизни человека,

- расширение и углубление представления о различных профессиях,

- воспитание морально-волевых качеств,

- воспитание патриотизма, любви к малой Родине.

       

Этапы реализации.

       Программа обучения детей рассчитана на три года, сообразуясь с ее основной задачей нашего детского дома: «Подготовка к самостоятельной жизни через создание условий для целенаправленной социализации детей», она называется « Юные туристы – проводники», чтобы развить те качества, которые так необходимы нашим воспитанникам для получения профессии, которая будет востребована обществом. Кроме этого, в процессе обучения в школе инструкторов-проводников они получают все необходимые знания для того, чтобы водить в походы, могут работать инструкторами-проводниками на туристских базах. Все полученные знания помогут воспитанникам сориентироваться с выбором нужной обществу профессии.

      В нашей стране существует сеть туристских кружков и секций, клубов юных туристов и путешественников,  которые,  как правило, находятся  во внешкольных учреждениях, центрах детско-юношеского туризма и других организациях.

       Каждый кружок, секция имеют свой профиль. Одни отдают  предпочтение активному туризму: пешеходному, водному, горному, велосипедному,  спелеологии, ориентированию и т. д., другие занимаются краеведением. Но каким бы, ни был профиль кружка, если он ставит своей целью - путешествие или избирает активный способ передвижение к своим краеведческим объектам, умение ориентироваться и владеть необходимыми навыками походной  жизни, будет обязательным для всех.

       В этом плане предлагаемая программа может служить пособием для руководства туристско-краеведческих кружков любого профиля,  они охватывает все стороны жизни юного туриста.

       Первый курс: включает в себя элементы топографии, ориентирования на местности и техники пешеходного туризма, закладывающих основу знаний в этой области. Программа первого курса может быть целиком использована на занятиях туристско-краеведческих кружков любого профиля

      Второй курс обучения  дает воспитанникам специализацию в ориентировании на местности. Занимаясь по этой программе, воспитанники расширяют и углубляют свои  знания основ топографии и ориентирования, готовятся стать инструкторами в этой области. Большая роль  отводится   здесь  стажировке проводника,  упражнениям, тренировкам, и практическим занятиям на  местности, целью которых является воспитание  определенных навыков и умений, необходимых инструктору-проводнику.

     В процессе занятий учащиеся  выполняют несколько контрольных  работ, в летнее время  участвуют в зачетном походе (6 – 10 дней), во время  которого, они закрепляют знания, полученные на занятиях  в кружке, а так - же приобретают опыт по технике и тактике пешеходного туризма.

     Обучаясь по программе третьего курса, юные проводники  специализируются в  туристском ориентировании на местности, в  технике и тактике горного пешеходного туризма. Большое внимание  уделяется изучению  природы и строению гор, горному  рельефу, топографии гор особенностям ориентирования в тайге и в  средневысотных  горах, общей физической и специальной подготовке  учащихся  к походам  по горам. В  процессе занятий  и во время летнего зачетного  похода  в горах инструкторы проходят стажировку проводника в таком объеме, который позволит им по достижению 18-летнего возраста руководить пешими походами  I и II категории  сложности и работать в качестве туристских  организаторов и руководителей туристских кружков.

      По  окончании каждого курса  обучения  проводятся  экзамены, и присваиваться соответствующие звание  инструктора-проводника. III. II, а затем 1 класса.

      Занятия  ориентируют учащихся на избрание таких  профессий как геодезист, топограф, картограф, географ. Дают им начальные  сведения об этих профессиях, помогают им подготовиться в соответствующие  учебные   заведения.

      Занятия туризмом позволяют более широко поставить работу по профессиональной  ориентации воспитанников-кружковцев. Во время  экскурсий на производство, они встречаются с представителями различных профессий, где знакомятся с их работой.

      Занятия топографией,  ориентированием на местности, тактикой и техникой движения в горах и тайге имеют большое  значение для военно-прикладных занятий и допризывной подготовки, для  увеличения силы, выносливости и других физических   качеств, особенно морально-волевой.

      По  программе первого года обучения могут  заниматься  воспитанники 5-х, 6-х, 7-х  классов, поскольку школьная программа по географии предусматривает изучение основ  ориентирования на местности и топографии.

      Программа второго года  обучения во многом повторяется  программу первого года обучения, поэтому учащиеся 7-х, 8-х классов, имеющие достаточный опыт  участия в  туристических походах (I и II категории сложности), могут заниматься в школе туристических проводников сразу со второго курса. Программа всего года обучения рассчитана на учащихся 8, 9 классов.

      Руководствуясь предлагаемой программой, преподаватель должен составить конкретный план работы кружка, который конечно будет во многом зависеть от специальности самого руководителя, профиля кружка, степени подготовленности детей, географических и климатических условий, местного календаря соревнований и туристических слетов. Все эти особенности должны иметь отражение в учебном плане работы кружка.

      Важнейшим условием успешного обучения и воспитания является сочетание теории и практики. Никогда не следует ограничиваться только тем, что воспитанники хорошо поняли объясняемую тему, надо добиваться, чтобы они в совершенстве овладели практическими навыками. Каждое занятие необходимо насыщать практической работой и переходить к следующему вопросу только тогда, когда руководитель убедится, что каждый учащийся выполняет конкретное занятие вполне удовлетворительно.

     Составляя планы на каждое занятие, руководитель должен ставить перед собой цель: какими именно практическими навыками должны овладеть воспитанники в результате занятия.

     Программой предусматриваются комплексные практические занятия по освоению разнообразных навыков туризма и ориентирования в форме различных походов, соревнований и специальных тренировок на местности.

     На второй и, особенно на третий год занятий, необходимо всячески содействовать специальной организации инструкторской практики учащихся, так как это будет работа у себя в группе по организации и проведению походов, оборудованию стендов, планшетов, выставок по итогам походов, а позже – участие в организации школьных, городских, районных соревнованиях по туризму.

     Основной формой практики юного проводника должна являться стажировка, т.е. самостоятельно (под наблюдением руководителя) ведение группы на участках маршрутов            во время походов. Ориентировочной нормой объема такой стажировки для проводника второго класса может служить участок протяженностью 20 км, а для проводника первого класса – 50 км. Эти нормы выполняются постепенно в различных походах.

     Кроме дежурного проводника, на каждый участок выделяется стажер проводника, которому стажировка зачитывается в половинном размере. В обязанности дублера входит:

 совместное с проводником планирование движения; оценка решений проводника в момент движения и предложения своих решений по вопросам ориентирования на маршруте.

      Дублер не должен быть заведомо более опытным, чем проводник.

      Километраж проводнику и дублеру засчитывается при наличии положительной оценке их работы на участке маршрута.

       Сдача нормативов контрольного комплекса должна быть приобщена к моменту окончательного подбора группы в летний зачетный поход. Сдачу зачета и теории курса отложить на осень. Так, как будет пройдена стажировка проводника и будет приобретен практический опыт участия в горном походе.

Таблица контрольных нормативов

п/п

Вид

удовлетворительно

хорошо

юноши

девушки

юноши

девушки

1.

Приседание на одной ноге (правой, левой), количество раз

5+5

4+4

7+7

5+5

2.

Подтягивание на перекладине, количество раз

4

-

4

-

3.

Отжим руками лежа в упоре, количество раз

-

3

-

5

4.

Кросс по пересеченной местности (юноши 800 м, девушки – 500 м), минут.

3.00

2.20

2.45

2.10

5.

Прохождение обрывистого (35-40) склона вверх, вниз и траверсом (по три человека)

Слишком замедленно, недостаточно надежно страхуясь, слабо помогая друг другу

Уверенно, оптимальное время уверенно, ритмично, хорошо страхуясь альпенштоком.

6.

Преодоление горизонтального участка взрытой, (рассеченной)

Поверхности с рюкзаком (средняя, крупная россыпь, беспорядочный навал бревен, кирпича).

Неритмично, слабо владея альпенштоком, покачиваясь, слишком медленно

За оптимальное время уверенно, ритмично, хорошо страхуясь альпенштоком.

7.

Прохождение по бревну (по поваленному дереву).

Неуверенно, замедленно, излишне осторожно.

Уверенно без остановок, скоро, четко.

8.

Марш-бросок с грузом до 2-4 кг по грунтовым дорогам и тропам, протяженностью 30 км.

За любое время в течение дня.

За 6 часов 45 минут (чистое время)

Тематический план. (1 год обучения)

Вводное занятие (1час)

1 блок «Основы ориентирования»

Теория.

п/п

Тема

Количество часов

1.

Компас

4

2.

Азимут

2

3.

Измерение расстояний

2

4.

Ориентировка по небесным светилам и особенностям местных предметов

2

5.

Топографические знаки

8

6.

Топографическая карта

6

Итого: 24 часа

2 блок «Передвижение в походе. Организация походов»

п/п

Тема

Количество часов

1.

Снаряжение туриста

2

2.

Организация и техника движений в походе. Туристский бивак

2

3.

Гигиенические правила туристов. Самоконтроль

1

4.

Наша Хакасия. Охрана природы, памятников              истории культуры

4

Итого: 9 часов

Всего 33 часа теории

Практика

п/п

Тема

Количество часов

1.

Компас

4

2.

Азимут

3

3.

Измерение расстояний

2

4.

Ориентирование по небесным светилам и особенностями местных предметов

1

5.

Топографические знаки

4

6.

Топографическая карта

2

7.

Снаряжение туриста

2

8.

Организация и техника движения в походе. Туристический бивак.

3

9.

Первый тренировочный цикл

40

10.

Второй тренировочный цикл

40

11.

Однодневный тренировочный поход и разбор его итогов

8

12.

Двухдневный тренировочный поход и разбор его итогов

16

13.

Сдача зачетов

12

Итого: 81 час.

Многодневный летний зачетный поход

(вне сетки часов)

Тематический план

2-ой год обучения.

Вводное занятие (1 час)

1 блок «Топография»

п/п

Тема

Количество

часов

1.

Топографическая карта.

2

2.

Ориентирование в походе.

2

3.

Ориентирование без карты. Движение по азимуту

2

4.

Ориентирование с помощью карты

2

5.

Итого:

8

2 блок «Соревнования и походы»

п/п

Тема

Количество часов

1.

Виды и характер соревнований по ориентированию на местности

2

2.

Подготовка туристического похода.

2

3.

Ориентация движения в пешем туристическом походе.

2

4.

Итого:

6

Практика

п/п

Тема

Количество часов

1.

Компас.

1

2.

Топографическая карта.

4

3.

Ориентирование в походе без карты. Движение по азимуту.

4

4.

Ориентирование с помощью карты.

6

5.

Виды и характер соревнований по ориентированию.

4

6.

Гигиена туриста и первая доврачебная помощь.

1

7.

Комплекс практических занятий.

48

8.

Календарь учебно-тренировочных походов.

48

9.

Повторение пройденного материала. Подготовка к зачету.

2

10.

Итого:

118

Индивидуальная работа.

п/п

Тема

Количество часов

1.

Подведение итогов летнего путешествия.

3

2.

Ориентирование с помощью карты.

4

3.

Проверка контрольных работ.

4

4.

Сдача зачетов.

5

5.

Итого:

16

Итого: 148

Тематический план.

3-ий год обучения.

Вводное занятие (1 час)

1 блок «Земля и карта»

п/п

Тема

Количество часов

1.

Земля и карта.

2

2.

Изображение горного рельефа на топографической карте.

2

3.

Особенности ориентирования в сложном пешем походе.

2

4.

Маршрутная глазомерная съемка

4

5.

Итого:

10

2 блок «Препятствия в горах»

п/п

Тема

Количество часов

1.

Горы.

2

2.

Естественные препятствия в горах и тайге.

3

3.

Техника и тактика движения в сложном пешеходном походе.

4

4.

Итого:

9

3 блок «Организация походов»

п/п

Тема

Количество часов

1.

Подготовка и проведение категорийного похода.

2

2.

Физическая подготовка участника сложных походов.

2

3.

Судейская подготовка.

2

4.

Итого:

6

Итого: 25 часов

Практика.

п/п

Тема

Количество часов

1.

Земля и карта.

2

2.

Ориентирование линий

2

3.

Изображение горного рельефа на топографической карте.

5

4.

Маршрутная глазомерная съемка

2

5.

Судейская подготовка

6

6.

Учебные тренировочные походы

72

7.

Подведение итогов летнего зачетного похода

5

8.

Тренировки и учебные соревнования

27

9.

Проверка контрольных работ и сдача зачетов

10

Итого: 131

Содержание программы

Первый год обучения

Первый блок

«Основы ориентирования»

Теория.

     1. Вводное занятие. Чем будет заниматься кружок. Кто такие инструктора-проводники. Роль проводника в походе. Что такое топография, ориентирование на местности. Значение ориентирования. Звание инструктора-проводника, зачетные требования. План работы кружка и перспективы на дальнейшее, режим занятий и тренировок. Материалы и инструменты, необходимые для занятий в кружке. Туристические нормативы.

     2. Компас.

Что такое компас. Его значение, типы компасов. Устройство. Пять правил действия с компасом. Ориентир. Что может служить ориентиром. Визирование. Действия с компасом. Определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка. Что такое засечка и как они применяются, техника выполнения засечек.

     3. Азимут.

Что такое азимут, движение по азимуту, когда оно применяется. Отличие азимута от простого угла (чертеж). Понятие о вертикальных и горизонтальных углах в пространстве. Обратный азимут и его определение. Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З. Дополнительные и вспомогательные направления. Градусное значение. Азимутальное кольцо, его значение. Направление в пространстве по сторонам тела: основные «справа, слева, впереди, сзади и т.д). Память направлений. Азимутальный тренировочный треугольник.

     4. Измерение расстояний.

Для чего надо измерять расстояние. Способы измерений расстояний на местности и на карте. Курвиметр. Средний шаг. От чего зависит величина среднего шага. Как измерить свой средний шаг. График, таблица или линейка перевода пар шагов в метры (ЛПШМ). Глазомер его значение для туриста-проводника. Способы тренировки глазомера.

     5. Ориентирование по небесным светилам и особенностям местных предметов.

Суточное движение солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Азимут на солнце в разные часы дня. Определение сторон горизонта по звездам. Контур созвездия Большой Медведицы. Как найти полярную звезду. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов.

    6. Топографические знаки.

Что мы называем местными предметами. Как они выглядят с высоты птичьего полета (на аэрофотоснимке участка земной поверхности). Роль топографических знаков на карте. Знаки местных предметов и их буквенно-цифровые характеристики. Группы знаков, виды знаков. Цвет, форма и размер их. Объяснение знаков и незнакомых местных предметов, что такое рельеф местности и как он отображается на топографических картах.

     7. Топографическая карта.

Определение топографической карты. Топографические и географические карты. Значение карт. Обращение с картой в походе. Крупные и мелкомасштабные карты. Что такое масштаб. Виды масштабов. Преобразование числового масштаба в натуральный. Как пользоваться линейным масштабом.

Второй блок

« Передвижение в походе и организация бивака»

     1. Снаряжение туриста.

Обувь и одежда. Список личного снаряжение. Требования к рюкзаку, посуде. Лыжам и т.д. Как готовить снаряжения к походу. Правила укладки рюкзака. Как его надо носить, как с ним обращаться. Уход за обувью в походе. Групповое снаряжение туристов: список основных предметов, требования к ним. Устройство туристической палатки.

     2. Организация и техника движения в походе. Туристский бивак.

Значение активного способа движения на большие расстояния. Прогулка и поход. Шаг туриста. Положение корпуса и рук при пешем и лыжном передвижении. Дыхание и выносливость. Движение цепочкой. Построение цепочки. Интервалы в различных условиях. Обязанности направляющего и замыкающего. Режим движения в пешем и лыжном походе: ходовой час и привалы. Нормальная скорость движения, количество ходовых часов. Режим ходового дня и режим на дневке. Преодоление простейших подъемов и спусков. Преодоление опасных участков. Тропление лыжни. Привал и бивак. Требование к месту разбивки. Планировка объектов на биваке. Порядок и правила разведения костра. Виды топлива для костра, типы костров. Ночлеги в назначенных пунктах.

     3. Гигиенические правила туриста.

Самоконтроль. Что такое гигиена и самоконтроль. Гигиеническая подготовка перед походом. Уход за телом и ногами. Утренний туалет и зарядка. Закаливание организма, питьевой режим в походе. Как уберечь ноги от потертостей. Отдых на коротком привале. Проветривание и мытье ног. Сушка одежды и обуви. Купание в походе. Гигиенические правила и снаряжение туриста, головной убор, очки от солнца, подстилка для сидения, индивидуальный медицинский пакет. Правила использования средств от комаров и мошек. Хранение в рюкзаке туалетных принадлежностей, посуды, грязного белья. Постель туриста в палатке. Приемы самоконтроля, почему нельзя скрывать своего недомогания.

Практика.

     1. Гигиена туриста и первая доврачебная помощь.

Личная гигиена туриста, Питьевой режим. Гигиена и режим питания. Самоконтроль. Наиболее часто встречающиеся заболевания и травмы во время похода. Оказание доврачебной помощи. Содержимое походной аптечки.

     2. Подведение итогов летнего путешествия.

Обсуждение летнего путешествия, просмотр фотографий, видеофильмов, составление отчета, подготовка выставки, оформление стенда, альбома.

     3. Компас.

Повторение основных сведений. Надежность компаса. Правильная его эксплуатация и хранение. Другие типы компасов, Упражнение по азимутальному кольцу и по прямой засечке. Местность, местные предметы, рельеф, ситуация. Основные формы рельефа, изображение рельефа на топографических картах способом горизонталей. Упражнение на определение характеристики местности по картам и на натуре. Масштабы топографических карт. Измерение расстояний при помощи курвиметра. Классификация карт по масштабу и назначениям. Километровая сетка топографической карты, ее отличие от сетки географических координат. Топографические знаки. Масштабные и немасштабные знаки. Зарисовка новой группы знаков и характеристик. Чтение карт по квадратам и маршруту. Фотокопия карты и ее особенности. Карты, применяемые на соревнованиях по ориентированию на местности. Копирование и увеличение карт. Материалы. Инструменты, техника. Контрольная работа по копированию карты. Чтение различных карт по квадратам и маршрутам с разбором незнакомых характеристик. Картографический диктант – зарисовка узкой полосы карты по описанию хода движения.

       

Третий блок

<<Наша Хакассия>>

Теория.

Наша республика. Охрана природы; памятников  истории и культуры  (4 часа).

       Географическое положение, площадь и границы. Рельеф, климат, озера и реки,  полезные ископаемые. Растительный и животный мир. Население, культура, хозяйства и транспорт. Историко-революционные, архитектурные памятники, музеи и краеведческие объекты на  территории Хакасии. Правила охраны природы, памятников истории и культуры во время походов и экскурсий.

                                                           

Практика.

       1. Компас.

Ориентирование карты по компасу. Упражнение на засечки:  Определение азимута на заданный ориентир (обратная засечка) и нахождение ориентира по заданному азимуту (прямая засечка).

       2. Азимут.

Построить на бумаге из заданной точки заданные азимуты и показать дугой величину азимута (выполнить на глаз без транспортира). Определить обратный азимут. Упражнение на смешанное ориентирование (без компаса). Географическое решение задач на смешанное ориентирование (справа мельница, слева – дом лесника, на востоке озеро  и т. д.). Определи маршрут на дом лесника. Многократное  повторение азимутального кольца, не заглядывая в чертеж. Упражнения на глазомерную оценку азимута. Упражнение на инструментальное измерение азимута по карте (с транспортиром).

       3. Измерение  расстояний.

Измерение кривых линий (маршрутов) на картах разного масштаба курвиметром. Измерение своего среднего шага, составление ЛПШМ или графика перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Во время походов, тренировок оценка пройденного расстояния во  времени. Тренировочные упражнения на микроглазомер на чистых листах бумаги и на топокартах.

      4. Ориентирование по небесным светилам и особенностям местных предметов.

Отыскание на небе созвездия Большой Медведицы и Полярной Звезды, определение сторон горизонта по их расположению.

     

 5. Топографические знаки.

Зарисовка в тетрадях топографических знаков по группам (65 знаков). Опознание знаков на топографических картах.   Чтение топокарты по квадратам и маршрутам. Топографический диктант.

      6. Топографическая карта.

Определение по карте элементов, менее  других подверженных изменениям во времени.

Преобразование числового масштаба в линейный, вычерчивание линий на карте по ее масштабу арифметически и с помощью полоски бумаги по линейному (графическому масштабу).

     Измерение  азимутов различных направлений на карте. Задача: вычислить азимуты и расстояния участков заданного маршрута на карте, выразить расстояние во времени  движения по участкам.

                                                                 

Третий блок

1. Первый тренировочный цикл.

     Во время прохождения тем «Компас» и «Азимут», «Измерение расстояний» необходимо провести с кружководцами три выезда в лес на тренировочные занятия. В содержание этих занятий входит: тренировка глазомера, тренировка  в движении по  азимуту, изучение способов установки палатки, разведения походного костра.

2. Второй тренировочный цикл (12 часов).

     Учебные соревнования по прохождению азимутальных маршрутов в различных условиях.

Однодневный учебно-тренировочный поход и разбор его итогов. Составление списка условных топографических знаков, изображающих  увиденные на небольшом участке маршрута местные предметы. Ориентирование карты по компасу и солнцу. Сравнение разномасштабных карт, района проведения похода. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям местных  предметов. Техника разжигания костра. Обратные засечки (определение азимута на заданные дальние предметы).

3. Однодневный тренировочный поход и разбор его итогов.

     Составление списка (или таблицы) условных топографических знаков,  изображающих увиденные на  небольшом участке маршрута местные предметы. Ориентирование карты по компасу и солнцу. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Техника разжигания костра. Обратные засечки (определение азимута на заданные дальние ориентиры).

4. Двухдневный зачетный поход и разбор его итогов

     Во время похода основное внимание уделяется следующим элементам: укладке снаряжения и продуктов в рюкзаках. Подгонка рюкзака по фигуре. Качество снаряжения, одежды, обуви перед выходом в поход. Режим и техника движения в походе. Ориентирование в походе по карте. Движение через лес по азимуту. Определение сторон горизонта по местным предметам. Оборудование разжигание костра. Поддержание пламени костра. Варка пищи на костре. Организация других бивачных работ. Организация ночлегов.

5. Туристские походы и экскурсии.

     В течение учебного года наряду с учебно – тренировочными походами и тренировочными выездами должно быть проведено несколько экскурсий и походов, во время которых юные проводники познакомятся с достопримечательностями своего города, республики, побывают в музеях, у исторических памятниках, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях республики. В результате этих экскурсий и изучения темы: «Наша республика» они должны получить достаточное представление об истории, природных богатств, где они живут, туристических достопримечательностях.

6. Сдача зачетов.

     Сдача зачетов на звание инструктора – проводника третьего класса следует проводить в основном практическим путем – в виде игр и соревнований по прохождению азимутальных маршрутов, по глазомеру и шагомерному измерению расстояний, по разведению костра, знанию топографических знаков и т.д. Кроме того, очень важно для инструкторов проверка знаний по территории умение изложить эти знания. Такая проверка проводится в виде ответов на вопросы по билетам.

Содержание программы

Второй год обучения

Первый блок

Теория

     Водное занятие. Программа и требования к званию инструктора-проводника 2-го класса. План и режим занятий. Содержание контрольных работ. Материалы и инструменты, необходимые для занятий. Нормативы  спортивных разрядов по туризму.

1.Топографическая карта.

     Определение Карты. Значение карт. Три основных качества карты: масштаб, год выпуска, нагрузка. Подбор карт для похода. Хранение карт  во время похода,  планшеты для хранения карт.

2. Ориентирование в походе.

     Определение понятия <<ориентирование>>.  Способы  ориентирования  в походе. Изучение маршрута по отчетам, по литературе. Описание пути движения как средство ориентирования. Обязанности проводника до похода и во время похода. Роль дублера.

3. Ориентирование без  карты (движение по азимуту).

     Что такое движение по азимуту. Четыре способа движения по азимуту. Обход препятствия при движении по азимуту. Техника прямых засечек при руководящем азимуте – выдерживание общего заданного направления. Использование солнца и тени. Память направления.

Способы измерения пройденного расстояния при нормальном и быстром движении. Инструментальное  и глазомерное измерение азимутов на карте и построение азимутов. Движение по азимуту в тумане.

4.Ориентировние с помощью карты.

     Условия ориентирования с помощью карты. Виды ориентиров: линейные (контур), точечые, звуковой ориентир, ориентир-цель, ориентир-маяк. Значение непрерывного  чтения  карты. Способы определения точек стояния  на карте (привязки). Опознавательный  контур и ожидаемый ориентир.  Сходные ситуации. Составления абрисов. Время движения как мера длины.

Оценка скорости движения.

     Сложные случаи привязок. Привязки при потере видимости и при отсутствии контуров на карте. Виды и организация разведки  в походе.  Последовательность  в работе дежурного проводника. Подготовительная работа с картой – планирования  участков и способов их прохождения, отбор контрольных ориентиров, расчет времени  прохождения контрольных ориентиров. Работа в пути – привязки, разведки, опрос местных жителей.

Виды и характер соревнований по ориентированию на местности.

     Элементы (этапы) с ориентирование на местности, спортивное ориентирование по выбору, в заданном направлении, эстафеты. ККМ – контрольно-комбинированный маршрут, включающий элементы ориентирования, азимутальные маршруты, по легенде, по карте и т.д. Определение  точки стояния при входе карты (лист). Поиск объекта по заданному азимуту. Определение азимута на заданный ориентир.

Подготовка туристского похода.

     Разработка маршрута похода. Доклад по району похода, переписка с местными организациями, клубами туристов, составления план-графика движения. Самоуправление и самообслуживание в туристической группе. Распределение обязанностей: командир, казначей, завхоз, реммастер, врач, завхоз по питанию, снаряжению, фотокинооператор и т.д..

Организация движения в пешем туристическом походе.

     Естественные препятствия на туристических маршрутах (для равниной и пересеченной местности). Темп и режим движения. Движение по дорогам, по тропам, по болоту, по лесу без дорог и троп, движение на подъемах и спусках. Организация переправы через водные препятствия (броды, переправа по бревну, навесная, параллельная, с местом наведения бревна через неширокую речку). Основные правила движения группы  в зимнем походе: темп, строй, интервал, подъемы и спуски на лыжах, движение по целине.

     Привалы в лесу и ночлеги в помещениях. Виды и  нормы нагрузок в походе. Основные требования к месту бивака. Планировка бивака. Работа дежурного и группы на биваке. Уход с бивака. Правила купания в  походе. Личное снаряжение для походов. Правила укладки рюкзака, упаковка, упаковка и хранение с продуктов (зимой и летом).

     Топографическое сочинение – составление плана воображаемой местности небольшой площади в заданном масштабе с последующим разбором ошибок. Отбор основных (контрольных) ориентиров на карте по заданному маршруту. Поиск на карте сходных ситуаций. Определение способов привязки,  позволяющих отличить одну ситуацию от другой.  Планирование маршрута между двумя точками на карте. Определение руководящего азимута движения, разбивка на участки, измерение их длины. Отбор контрольных ориентиров, расчет времени их прохождения.

     Контрольная работа <<Разработка  маршрута туристского похода>> - схема маршрута и основные сведения о нем (протяженность, продолжительность, стоимость), план – график похода (по дням и часам),  список интересных объектов на маршруте  и их краткая характеристика.

Комплекс практических  занятий.  (40 часов на местности, 8 часов в помещении, 3 часа – анализ)

     Первый учебно-тренировочный  выезд.  (6 + 1 час 30 мин.)

Проверка и тренировка техники движения на лыжах, тренировка в глазомерной прикидке 10-ти метровых отрезков на местности. Кросс с измерением длины дистанции способом глазомерной прикидки вперед по ходу на лыжах и без.

     Второй учебно-тренировочный выезд.

Движение группы по продолжительному маршруту по карте и обозначение точек стояния (остановка по указанию преподавателя). Контрольные упражнения. Нахождение КП на местности, ориентируясь по карте. Старт раздельный.

     Третий учебно-тренировочный выезд.

Тренировочные соревнования по ориентированию по карте в заданном направлении и по выбору.

Старт раздельный.

 

     Четвертый учебно-тренировочный выезд.

Соревнование по ориентированию по выбору. Движение группы по маршруту с обозначением точек стояния на карте.

     Пятый учебно-тренировочный выезд.

Групповой кросс по обозначенному маршруту, карту имеет каждый. Направляющий заменяется при первой ошибке. Бег без карты парами по азимуту.

     Шестой учебно-тренировочный выезд.

ККМ (контрольно-комбинированный маршрут) дистанция 10-12 км, включает в себя элементы ориентирования на этапах. Этапы нанесены на карту.

5. Календарь учебно-тренировочных походов.

     Общий километраж не менее 150 км (48 часов без учета летнего похода).

6. Первый поход – однодневный (15-18 км).

     Подготовка к походу, хозяйственная подготовка, разбор ниток движения, намеченных дежурным проводником. Составление маршрутных документов. Учебная программа похода: стажировка, ведение группы дежурным проводником и стажером по участкам. Составление характеристики местности (коллективно, устно). Разбор незнакомых топзнаков местных предметов, встречаемых в пути. Техника преодоления естественных препятствий на лыжах. Разбор итогов похода (коллективно, устно).

7. Второй поход - двухдневный. (20-25 км)

     Подготовка похода,  (индивидуальная работа с командиром, проводником, завхозом, санитаром и т. д) Учебная программа похода: стажировка проводников, определение точек стояния на мелкомасштабной карте (участвуют все). Определение направлений по солнцу. Организация движения группы на трудных участках. Тренировка выносливости (поход по сильно пересеченной местности с густым подлеском, местами целине). Разбор итогов похода.

8. Третий поход – трехдневный (40-45 км).

     Подготовка похода (индивидуально). Учебная программа похода: стажировка проводников, составление описания пути движения. Составление схем сложных и опасных участков. Упражнение на оценку длинны пути по времени движения и скорости. Обход препятствий по азимуту. Проведение ближней разведки. Организация бивака. Соблюдение гигиенических правил в пути и на привалах. Разбор итогов похода.

9. Летнее зачетное путешествие, (8-12 дней, протяженностью 140-160 км).

     Во время похода все учащиеся окончательно проходят стажировку на звание инструктора-проводника второго класса, приобретают навыки походной жизни. Осваивают технику различных переправ, преодоление опасных участков, окончательно отрабатывают технику страховки и взаимопомощи друг другу.

10. Сдача зачетов.

     Зачетные требования. Прохождение стажировки проводника (20 км). Выполнение трех контрольных работ с оценкой не ниже «удовлетворительно»: контрольная работа № 1 – выкопировка небольшого участка крупно - масштабной карты, контрольная работа № 2 – составление описания пути движения и схем трудных и опасных участков маршрута, контрольная работа № 3 – разработка маршрута трехдневного похода (схема, план движения, характеристика района). Сдача устного зачета с оценкой не ниже «удовлетворительно».

Содержание программы.

Третий год обучения.

Первый блок

«Земля и карта».

1. Земля и карта.

     Форма и размеры земли. Балтийская система высот. Географическая и топографические карты. Географические координаты точки на местности и определение их на топографической карте. Общее представление о картографической проекции Гаусса. Современная технология создания карт. Понятие о географических опорных сетях. Классификация и номенклатура топографических карт. Система опорных координат. Рамка топографической карты, за рамочное оформление.

2. Оформление горного рельефа на топографической карте.

     Абсолютная и относительная высота точек местности. Отметки высот. Общее понятие о нивелирных работах. Способы изображения рельефов на картах.

Способ горизонталей. Что такое горизонталь, берштрих, высота, сечение рельефа. Подписи горизонталей. Крутизна склонов и заложения. Искажение длины наклонных линий на топографической карте. Масштаб заложений. Определение крутизны склонов на карте. Микрорельеф. Полугоризонтали и вспомогательные горизонтали. Определение отметок точек. Выражение в горизонталях основных форм горного рельефа. Особые знаки, относящиеся к рельефу, цифровые характеристики рельефа. Особые знаки, относящиеся к рельефу, цифровые характеристики рельефа. Особые знаки, относящиеся к рельефу, цифровые характеристики рельефа. Построение профиля маршрута. Понятие о генерализации.

3. Особенности ориентирования в сложном пешем походе.

     Обязанности проводника в период подготовки к походу, подбор карт и фотоиллюстрации, предварительное изучение маршрута. Ориентирование на участках предгорий при отсутствии крупномасштабных карт. Разведка, маркировка пути движения. Движение по азимутам через опорные ориентиры. Измерение расстояний. Значение материалов МГС (маршрутно-глазомерной съемки). Ориентирование на горных участках. Ориентирование движений по водотокам и водоразделам. Визуальная разведка, опознание ориентиров, составление панорамы. Роль фото-, видеоматериалов. Движение при потере видимости. Глазомер в горах. Оценка пройденного пути во времени.

4. МГС, что такое кроки.

     Методы МГС в походах и на соревнованиях. Способы съемки ситуации: способ засечек, способ перпендикуляров, полярный способ. Оценка результатов участников соревнований по топографической съемке местности.

      Инструменты для съемок. Последовательность работы. Техника измерения углов и расстояний. Что такое временный масштаб. Рисовка ситуации. Чистое вычерчивание материалов МГС. Досъемка на растянутой фотокопии топокарты.

Второй блок

Снаряжение туриста.

     Практическое занятие: укладка рюкзака. Установка, свертывание и упаковка палатки. Знакомство с личным и групповым снаряжением.

Организация и техника движений в походе. Туристский бивак.

     Практические занятия: индивидуальная разработка почасового режима (графика), движение группы по маршруту (для маршрутов планируемых учебно-тренировочных походов). Разбор разработок. Упражнение по планировке территорий бивака.

Горы.

«Препятствия в горах»

     Виды и происхождения гор. Вертикальная зональность в горах. Горизонтальное расчленение гор. Орографическая схема. Формы и элементы горного рельефа. Краткий обзор средневысотных гор России. Особенности климата горных районов. Физико-географическая характеристика района планируемого летнего похода.

Естественные препятствия в горах и тайге. Виды и характер естественных препятствий: болота, таежные завалы, чащи, реки в предгорьях и реки в горах, крутизна склонов, склоны травянистые и скальные, осыпи, курумы снежники. Опасность в горах и меры предупреждения несчастных случаев. Классификация сложности походов, разрядные нормы.

Техника и практика в сложном пешеходном походе.

     Виды и нормы нагрузок в походе. Изучение района (источники), разработка маршрута и планы переходов. Режим движения в горах. Расчет движения по дням и часам (график дневного движения).

Техника движения в зоне тайги, лесотундре и в горах: по болотам, чащам, по высокогорью и стланнику, по каменным «моренам», по травянистому склону, осыпям, снежнику, с преодолением скальных уступов. Страховка и самостраховка. Использование альпенштока и веревки. Тактика подъема на перевал и спуска с перевала в различных условиях. Переправы через горные реки.

«Организация походов»

1. Подготовка и проведение категорийного туристского похода.

     Требования к участникам сложного похода. Состав группы, распределение обязанностей. Изучение района похода и разработка маршрута. Личное и групповое снаряжение, его подготовка, контрольная проверка снаряжения участника, туристские самоделки. Особенности биваков в горах и тайге. Требования к месту разбивки бивака и его планирование. Установка палаток на камнях, альпенштоках. Оборудование костра. Обложной костер, очаг из камней, подвеска посуды на тросе, костровая тренога. Организация холодной ночевки, использование походной печки. Предупреждение заболеваний. Индивидуальная и групповая медицинская аптечка. Защита от гнуса. Питьевой режим. Водные процедуры в походе.

2. Физическая подготовка в походе.

     Физические и морально-волевые качества, необходимые туристу. Воспитание выносливости, ловкости и силы. Закаливание организма. Занятие спортом. Волевая подготовка. Режим дня. Комплекс гимнастики. Медицинский контроль и самоконтроль. Ведение дневника тренировок. Режим питания. Контрольные нормативы зачетов по физической подготовке.

3. Судейская подготовка.

     Классы туристских соревнований по виду: «контрольно-комбинированный маршрут», количество и сложность этапов с ориентированием на местности по классам. Знакомство с правилами и условиями соревнований по виду ККМ. Изучение обязанностей начальников маршрутов, секретарей, судей на КПП, пикетах, на старте и финише. Роль и обязанности судьи-посредника. Определение нормального времени и предельного времени на этап. Вычисление чистого времени команды на этапе, оценка результатов команды по шкале баллов. Оборудование этапов маршрута. Обеспечение безопасности проведения соревнований по спортивному ориентированию на местности.

Практика

1. Практические занятия.

     Маркирование дистанций. Разбивка на местности дистанции азимутального маршрута по буколе. Составление текста легенд, условий соревнований по виду ККМ и спортивному ориентированию. Определение недоступного расстояния и высоты предметов геометрическим способом и на глаз, определение крутизны скатов. Решение задач на определение результатов команд на этапах с ориентированием по предлагаемым исходным показателям.

2. Учебные походы.

     В течение учебного курса  должно быть проведено несколько походов общей протяженностью 150-200 км. План проведения походов должен быть построен по принципу постепенного усложнения и возрастания нагрузок. В содержании каждого похода включается стажировка проводников по отдельным участкам маршрута с таким расчетом, чтобы к летнему путешествию каждый кружковец уже имел опыт ведения группы в сумме на 16-20 км, остальные 10-16 км добираются в летнем путешествии.

Кроме того, в содержание учебно-тренировочных занятий во время походов должны быть включены следующие элементы: отработка техники и тактики азимутального движения в походе на большие расстояния 8-10 км, разбор итогов. Отработка элементов техники движения по тайге, болоту, крутым заросшим склонам. Освоение и отработка элементов техники движения по каменистым поверхностям, осыпям, крутым обрывистым склонам вверх и вниз со страховкой альпенштоковым и гимнастическим способом, отработка техники наведения бревна через неширокую речку и переправ по бревну с веревочными перилами и без них. Отработка техники бродов (одиночно, парами, со страховкой альпенштоком и веревкой).

3. Подведение итогов летнего зачетного похода.

     В течение первой половины первого учебного года необходимо закончить работу по подведению итогов летнего зачетного похода (оформление отчета, выставки, награждения).

4. Тренировки и учебные соревнования.

     Пешие походы без груза по дорогам и без дорог с короткими привалами в нормальном темпе (11-13 минут на километр) протяженностью 30 км (8 часов).

     Медленный бег трусцой. Переменный бег. Прыжки по качающимся опорам. Прыжки с обрыва наклон (песчаная осыпь, снег). Прыжки в длину с разбега, прыжки по кочкам с опорой на альпеншток без рюкзака  и с легким рюкзаком. Подтягивание на перекладине. Отжимы лежа, лазанье по деревьям, хождение по буму (по укрепленному и качающемуся бревну) без рюкзака и с рюкзаком. Игры с мячом. Лыжные кроссы по пересеченной местности. Переменный бег с остановкой на 30-60 секунд с прыжками, преодоление завалов, зарослей. Дополнительная нагрузка – чтение карты (или текста) на бегу. Решение на бегу арифметических задач. Учебные соревнования. Определение точек стояния (маркированный маршрут) на карте, где изображен только рельеф и исключены все другие элементы ситуации. Прохождение обычного маркированного маршрута с усложненным расположением КП и без показа на карте начальной стартовой точки. Соревнования по азимутальному маршруту, по «белой карте». Соревнования по спортивному ориентированию. Соревнования по обозначенному маршруту.

5. Инструкторская практика.

     В инструкторскую практику может быть зачтена любая полезная работа учащегося у себя в группе-семье, классе, школе, туристической секции или клубе. Судейство соревнований, выполнение обязанностей тур-организатора класса, семьи или члена туристического клуба, ведение в младших классах кружка юных туристов, проводников, топографов и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие: "Идем в поход" ( программа "Юные туристы")

Открытое занятие:введение в образовательную программу «Юные туристы» Тема занятия:«Идём в поход».Цель:Заинтересовать учащихся деятельностью туристского объединения.Задачи:...

Программа профессиональной ориентации "Шаг в будущее"

Материал представляет собой программу профессиональной ориентации для школьников и обучающихся СПО....

Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде

Особенности проведения профориентационных мероприятий для детей - инвалидов и с ОВЗ...

Профессиональная ориентация обучающихся на уроках швейного дела. Формы и методы работы.

Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих еще не сформ...

Презентация для проекта "Билет в будущее" по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов

Краткая характеристика описания профессии Парикмахер. Парикмахер - это специалист, который обязан в идеале владеть технологиями создания стрижек, меть делать химическую завивку волос, уметь окрашивать...

Методические рекомендации по реализации программы профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и/или с ограниченными возможностями здоровья

Методические рекомендации по реализации программы профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и/или с ограниченными возможностями здоровья, разработаны для образовательных организаций и работодате...

Программа профессиональной пробы проекта по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов «Билет в будущее» по профессиональному направлению (профессии) «Электромонтажник/Электромонтер»

Проект по профессиональной ориентации " Билет в будущее" решает задачу повышения готовности учащихся школ к профессиональному самоопределению.Данная программа позволяет учащимся познакомится...